Мастер класс по изобразительному искусству во 2 классе «Пластилиновый символ года»
Пояснительная записка
Автор: учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №38» г. Курска Садварий Жанна Владиславовна
Предмет: изобразительное искусство
Тема: пластилиновый символ года. Мастер-класс.
Аудитория: 2 класс
Цель: формировать умения создавать выразительный образ сказочного персонажа.
Задачи:
Образовательная: формировать представления о разнообразии приемов лепки, правилах создания выразительного образа сказочного героя.
Воспитательная: воспитывать эстетический вкус.
Развивающая: развивать образное мышление, мелкую моторику рук.
Методы: словесный (рассказ, беседа)
Наглядный (демонстрация, иллюстрация)
Практический
Материалы и оборудование для школьников: пластилин, картон, стек, доска для раскатывания пластилина, канцелярское перышко, использованный стержень от ручки, зубочистка или спичка, циркуль, картон, бисер.
Содержание мастер-класса:
1.Организационный момент и мотивация учебной деятельности
Учитель приветствует школьников, проверяет готовность, создает мотивационный настрой.
2.Актуализация знаний и постановка целей и задач деятельности
Прежде чем узнать о задании, которое мы будем выполнять на нашем уроке, давайте поработаем с карточками-перевертышами. На карточках, с одной стороны, даны изображения, они представляют изделия, созданные Мастерами: Мастером изображения, Мастером украшения, Мастером постройки. Если вы правильно определите работы мастеров, мы получим слово, которое поможет нам узнать сегодняшнего героя.
(Школьники определяют работы Мастеров и по очереди переворачивают карточки и получают слово «МЫШЬ»)
3.Введение в тему. Усвоение новых знаний
Учитель: Я думаю вы догадались, что именно мышка станет главной героиней нашего сегодняшнего урока. Почему?
Школьники. Согласно астрологическому календарю, 2020 год-год мыши.
Учитель. Давайте рассмотрим изображение мышки, какие у нее характерные особенности?
(Школьники называют особенности)
Сравните фотографию настоящей мышки и сказочных персонажей, представленных на картинке.
Школьники. Герои на картинках подобны людям. У них есть разнообразная одежда, выражение на мордочке, предметы и аксессуары.
Учитель. Такой прием в искусстве называют олицетворением. Чтобы лучше понять, что такое олицетворение, давайте обратимся к словарю.
(Школьники находят в словаре понятие олицетворение и читают его:
Олицетворение — это изображение неодушевленных предметов или животных в виде живых существ, способных мыслить действовать, чувствовать)
Учитель. Рассмотрите картинки с изображением сказочных мышат. Охарактеризуйте их. Какие выразительные средства помогают создать образ сказочных мышат?
Школьники. Мышки выглядят выразительными за счет мимики, разнообразных движений, выразительной одежды.
Физкультминутка для глаз
(разработана моей ученицей Кочетковой С.)
4. Ознакомление с новыми умениями и навыками, показ образца их формирования
Этапы мастер-класса
Для мастер-класса подготовим пластилин, стеки, для более тонкой и фигурной работы нужен будет стержень от ручки и перышко. Для головы, лапок мышки я взяла остатки скульптурного пластилина. Сначала скатаем каплеобразную форму, методом вытягивания и сплющивания создадим вытянутый нос и круглые ушки мыши. Подготовим маленькие шарики для глаз, носа и ушек нашей героини.
Из розового пластилина делаем внутренность ушек, размазывая с тональной растяжкой темно-розовый, светло-розовый и белый пластилин. Прикрепляем нос и глаза.
Из белого пластилина делаем блики, щечки и зубки мыши.
Поскольку мышка грызун, сделаем ей надутые щечки, прилепив к мордочке два серых шарика. Придадим мордочке веселое выражение, удлинив линию рта и нарисовав улыбку.
Поскольку мышка у нас будет хозяюшкой, ей в качестве головного убора подойдет белый чепчик. Для этого раскатаем лепешку из белого пластилина и нарисуем карандашом кружевной чепчик. Остатки пластилина уберем.
При помощи обратной стороны стержня от ручки наносим узор на сектора чепчика. Прикрепляем чепчик к затылку, из белого пластилина добавляем белого кружева на лоб.
Когда чепчик будет готов, начнем лепить туловище и всю фигуру. Сделаем лепешку из зеленого пластилина, свернем ее колоколом. Для устойчивости прикрепим в нее остатки скульптурного пластилина. Голову мышки прикрепим на зубочистку, при меньшем размере можно воспользоваться спичкой, а если поделка совсем маленькая, можно оставить ее бескаркасной.
Для туловища возьмем розовый пластилин, облепим им зубочистку, сформировав талию и плечи.
Начнем украшать костюм мышки, скатаем розовые жгутики, подготовим пластилин для рукавов белой рубахи нашей хозяюшки.
Сформируем руки так, чтобы были манжеты, из серого пластилина слепим ладошки и вставим в рукава рубахи.
Добавим зеленые жгутики на одежду, из белого пластилина сделаем воротник, декорируем его при помощи карандаша.
Займемся прической мыши, для косичек скатаем жгутики и сплетем косы, которые завяжем розовыми резиночками. Из обрезков жгутиков сделаем мышке челку.
Какая хозяйка без белого фартука? Сделаем фартук аналогично чепчику, если остались зеленые жгутики, можно ими декорировать одежду.
Хлебосольная хозяйка-мышка будет встречать нас пирогом. Для тарелки найдем небольшой кусочек картона, начертим на нем небольшой круг и закрепим в лапках мыши, чтобы каравай не отвалился, подкрепим тарелку снизу остатками пластилина.
Из коричневого пластилина слепим каравай, для украшения каравая смешаем остатки коричневого пластилина с желтым и новым охристым пластилином украсим пирог. Для украшения костюма воспользуемся бисером.
Образ сердобольной хозяюшки, символа этого года, готов.
А вот, что получилось у наших второклассников.
5. Анализ работ сверстников. Рефлексия.
Анализ проводится по командам в виде игры «Художники и искусствоведы»
Изображения сказочных мышек взяты с сайтов:
https://yandex.uz/collections/card/5d0d2d9715490636be437503
https://uchenik-spb.ru/x1476361854/PID_97140
https://www.liveinternet.ru/users/3866796/post152932696/
https://www.beesona.ru/id50857/playcast/113915/
https://yandex.uz/collections/card/5d0d2d9715490636be437503/
https://tw.clipartlogo.com/istock/old-fashioned-cash-register-1078845.html
https://www.pinterest.es/pin/530228556113923701/
http://kancmir-rostov.ru/items/49293/4
https://yandex.ua/collections/card/5dc3458696d03f602548c4b9/
Пролубщикова Наталья Владимировна
Садварий Жанна Владиславовна
Ахметшина Наталья Юрьевна
Садварий Жанна Владиславовна
Медведева Татьяна Петровна
Садварий Жанна Владиславовна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Садварий Жанна Владиславовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Садварий Жанна Владиславовна
Елена Владимировна
Садварий Жанна Владиславовна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Садварий Жанна Владиславовна
Перминова Елена Федоровна
Садварий Жанна Владиславовна
Антропова Мария Александровна
Садварий Жанна Владиславовна
Латышева Надежда Леонидовна
Садварий Жанна Владиславовна