Рабочая программы по изобразительному искусству во 2 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 2 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Рабочей программе воспитания.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно- прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем.
Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно- творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Воспитательный потенциал предмета «Изобразительное искусство» реализуется через:
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область
«Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей во 2 классе обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
На изучение изобразительного искусства во 2 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Графика»
Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материалы для линейного рисунка и их свойства. Развитие навыков линейного рисунка.
Пастель и мелки — особенности и выразительные свойства графических материалов, приёмы работы.
Ритм пятен: освоение основ композиции. Расположение пятна на плоскости листа: сгущение, разброс, доминанта, равновесие, спокойствие и движение.
Пропорции — соотношение частей и целого. Развитие аналитических навыков видения пропорций. Выразительные свойства пропорций (на основе рисунков птиц).
Рисунок с натуры простого предмета. Расположение предмета на листе бумаги. Определение формы предмета. Соотношение частей предмета. Светлые и тёмные части предмета, тень под предметом.
Штриховка. Умение внимательно рассматривать и анализировать форму натурного предмета.
Графический рисунок животного с активным выражением его характера. Аналитическое рассматривание графических произведений анималистического жанра.
Модуль «Живопись»
Цвета основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и получения нового цвета. Приёмы работы гуашью. Разный характер мазков и движений кистью. Пастозное, плотное и прозрачное нанесение краски.
Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы акварелью. Цвет тёплый и холодный — цветовой контраст.
Цвет тёмный и светлый (тональные отношения). Затемнение цвета с помощью тёмной краски и осветление цвета. Эмоциональная выразительность цветовых состояний и отношений.
Цвет открытый — звонкий и приглушённый, тихий. Эмоциональная выразительность цвета.
Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях (туман, нежное утро, гроза, буря, ветер — по выбору учителя). Произведения И. К. Айвазовского.
Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером (образ мужской или женский).
Модуль «Скульптура»
Лепка из пластилины или глины игрушки — сказочного животного по мотивам выбранного художественного народного промысла (филимоновская игрушка, дымковский петух, каргопольский Полкан и другие по выбору учителя с учётом местных промыслов). Способ лепки в соответствии с традициями промысла.
Лепка животных (кошка, собака, медвежонок и др.) с передачей характерной пластики движения. Соблюдение цельности формы, её преобразование и добавление деталей.
Изображение движения и статики в скульптуре: лепка из пластилина тяжёлой, неповоротливой и лёгкой, стремительной формы.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях урока): снежинки, паутинки, роса на листьях и др. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства (кружево, вышивка, ювелирные изделия и др.).
Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки. Декоративная композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации. Поделки из подручных нехудожественных материалов.
Декоративные изображения животных в игрушках народных промыслов; филимоновские, дымковские, каргопольские игрушки (и другие по выбору учителя с учётом местных художественных промыслов).
Декор одежды человека. Разнообразие украшений. Традиционные народные женские и мужские украшения. Назначение украшений и их роль в жизни людей.
Модуль «Архитектура»
Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные варианты складывания, закручивания, надрезания. Макетирование пространства детской площадки.
Построение игрового сказочного города из бумаги (на основе сворачивания геометрических тел — параллелепипедов разной высоты, цилиндров с прорезями и наклейками); завивание, скручивание и складывание полоски бумаги (например, гармошкой).
Образ здания. Памятники отечественной или западноевропейской архитектуры с ярко выраженным характером здания. Рисунок дома для доброго или злого сказочного персонажа (иллюстрация сказки по выбору учителя).
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение природы и красивых природных деталей, анализ их конструкции и эмоционального воздействия. Сопоставление их с рукотворными произведениями.
Восприятие орнаментальных произведений прикладного искусства (кружево, шитьё, резьба и роспись и др.).
Восприятие произведений живописи с активным выражением цветового состояния в природе. Произведения И. И. Левитана, А. И. Куинджи, Н. П. Крымова.
Восприятие произведений анималистического жанра в графике (произведения В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина и др.) и в скульптуре (произведения В. В. Ватагина). Наблюдение животных с точки зрения их пропорций, характера движения, пластики.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint или другом графическом редакторе).
Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими фигурами. Трансформация и копирование геометрических фигур в программе Paint.
Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка, ластик, заливка и др.) в программе Paint на основе простых сюжетов (например, образ дерева).
Освоение инструментов традиционного рисования в программе Paint на основе темы «Тёплый и холодный цвета» (например, «Горящий костёр в синей ночи», «Перо жар-птицы» и др.).
Художественная фотография. Расположение объекта в кадре. Масштаб. Доминанта. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов: уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально- значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям; находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной
среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно- пространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать особенности и приёмы работы новыми графическими художественными материалами;
осваивать выразительные свойства твёрдых, сухих, мягких и жидких графических материалов. Приобретать навыки изображения на основе разной по характеру и способу наложения линии.
Овладевать понятием «ритм» и навыками ритмической организации изображения как необходимой композиционной основы выражения содержания.
Осваивать навык визуального сравнения пространственных величин, приобретать умения соотносить пропорции в рисунках птиц и животных (с опорой на зрительские впечатления и анализ).
Приобретать умение вести рисунок с натуры, видеть пропорции объекта, расположение его в пространстве; располагать изображение на листе, соблюдая этапы ведения рисунка, осваивая навык штриховки.
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы цветом, навыки смешения красок, пастозное плотное и прозрачное нанесение краски; осваивать разный характер мазков и движений кистью, навыки создания выразительной фактуры и кроющие качества гуаши.
Приобретать опыт работы акварельной краской и понимать особенности работы прозрачной краской.
Знать названия основных и составных цветов и способы получения разных оттенков составного цвета.
Различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета; осваивать смешение цветных красок с белой и чёрной (для изменения их тона).
Знать о делении цветов на тёплые и холодные; уметь различать и сравнивать тёплые и холодные оттенки цвета.
Осваивать эмоциональную выразительность цвета: цвет звонкий и яркий, радостный; цвет мягкий,
«глухой» и мрачный и др.
Приобретать опыт создания пейзажей, передающих разные состояния погоды (туман, грозу и др.) на основе изменения тонального звучания цвета; приобретать опыт передачи разного цветового состояния моря.
Уметь в изображении сказочных персонажей выразить их характер (герои сказок добрые и злые, нежные и грозные); обсуждать, объяснять, какими художественными средствами удалось показать характер сказочных персонажей.
Модуль «Скульптура»
Познакомиться с традиционными игрушками одного из народных художественных промыслов; освоить приёмы и последовательность лепки игрушки в традициях выбранного промысла; выполнить в технике лепки фигурку сказочного зверя по мотивам традиций выбранного промысла (по выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или с учётом местных промыслов).
Знать об изменениях скульптурного образа при осмотре произведения с разных сторон.
Приобретать в процессе лепки из пластилина опыт передачи движения цельной лепной формы и разного характера движения этой формы (изображения зверушки).
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Рассматривать, анализировать и эстетически оценивать разнообразие форм в природе, воспринимаемых как узоры.
Сравнивать, сопоставлять природные явления — узоры (капли, снежинки, паутинки, роса на листьях, серёжки во время цветения деревьев и др.) — с рукотворными произведениями декоративного искусства (кружево, шитьё, ювелирные изделия и др.).
Приобретать опыт выполнения эскиза геометрического орнамента кружева или вышивки на основе природных мотивов.
Осваивать приёмы орнаментального оформления сказочных глиняных зверушек, созданных по мотивам народного художественного промысла (по выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или с учётом местных промыслов).
Приобретать опыт преобразования бытовых подручных нехудожественных материалов в художественные изображения и поделки.
Рассматривать, анализировать, сравнивать украшения человека на примерах иллюстраций к народным сказкам лучших художников-иллюстраторов (например, И. Я. Билибина), когда украшения не только соответствуют народным традициям, но и выражают характер персонажа; учиться понимать, что украшения человека рассказывают о нём, выявляют особенности его характера, его представления о красоте.
Приобретать опыт выполнения красками рисунков украшений народных былинных персонажей.
Модуль «Архитектура»
Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги и объёмного декорирования предметов из бумаги.
Участвовать в коллективной работе по построению из бумаги пространственного макета сказочного города или детской площадки.
Рассматривать, характеризовать конструкцию архитектурных строений (по фотографиям в условиях урока), указывая составные части и их пропорциональные соотношения.
Осваивать понимание образа здания, то есть его эмоционального воздействия.
Рассматривать, приводить примеры и обсуждать вид разных жилищ, домиков сказочных героев в иллюстрациях известных художников детской книги, развивая фантазию и внимание к архитектурным постройкам.
Приобретать опыт сочинения и изображения жилья для разных по своему характеру героев литературных и народных сказок.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Обсуждать примеры детского художественного творчества с точки зрения выражения в них содержания, настроения, расположения изображения в листе, цвета и других средств художественной выразительности, а также ответа на поставленную учебную задачу.
Осваивать и развивать умения вести эстетическое наблюдение явлений природы, а также потребность в таком наблюдении.
Приобретать опыт эстетического наблюдения и художественного анализа произведений декоративного искусства и их орнаментальной организации (кружево, шитьё, резьба и роспись по дереву и ткани, чеканка и др.).
Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений отечественных художников- пейзажистов (И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, А. И. Куинджи, Н. П. Крымова и других по выбору учителя), а также художников-анималистов (В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина и других по выбору учителя).
Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений живописи западноевропейских художников с активным, ярким выражением настроения (В. Ван Гога, К. Моне, А. Матисса и других по выбору учителя).
Знать имена и узнавать наиболее известные произведения художников И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, В. М. Васнецова, В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина (и других по выбору учителя).
Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать возможности изображения с помощью разных видов линий в программе Paint (или
другом графическом редакторе).
Осваивать приёмы трансформации и копирования геометрических фигур в программе Paint, а также построения из них простых рисунков или орнаментов.
Осваивать в компьютерном редакторе (например, Paint) инструменты и техники — карандаш, кисточка, ластик, заливка и др. — и создавать простые рисунки или композиции (например, образ дерева).
Осваивать композиционное построение кадра при фотографировании: расположение объекта в кадре, масштаб, доминанта.
Участвовать в обсуждении композиционного построения кадра в фотографии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Модуль 1. Графика | ||||||||
1.1. | Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материалы для линейного рисунка и их свойства. Развитие навыков линейного рисунка. | 1 | 0 | 0 | 01.09.2022 07.09.2022 | Осваивать приёмы работы графическими материалами и навыки линейного рисунка.; Учиться понимать свойства линейного ритма и ритмическую организацию изображения.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
1.2. | Пастель и мелки — особенности и выразительные свойства графических материалов, приёмы работы. | 1 | 0 | 0 | 08.09.2022 14.09.2022 | Осваивать приёмы работы и учиться понимать особенности художественных материалов — пастели и мелков.; Выполнить пастелью рисунок на заданную тему, например, «Букет цветов» или «Золотой осенний лес».; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
1.3. | Ритм пятен: знакомство с основами композиции. Расположение пятна на плоскости листа: сгущение, разброс, доминанта, равновесие, спокойствие и движение. | 1 | 0 | 0 | 15.09.2022 21.09.2022 | Исследовать (в игровой форме) изменение содержания изображения в зависимости от изменения расположения пятен на плоскости листа.; Выполнить в технике аппликации композицию на ритмическое расположение пятен: «Ковёр осенних листьев» или «Кружение осенних падающих листьев» (или по усмотрению учителя).; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
1.4. | Пропорции — соотношение частей и целого. Развитие аналитических навыков сравнения пропорций. Выразительные свойства пропорций. Рисунки различных птиц. | 1 | 0 | 0 | 22.09.2022 28.09.2022 | Рассматривать разных птиц (по фотографиям) и характеризовать соотношения пропорций в их строении.; Выполнить рисунки разных видов птиц, меняя их пропорции (например, рисунки цапли, пингвина и др.).; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
1.5. | Рисунок с натуры простого предмета. | 1 | 0 | 0 | 29.09.2022 05.10.2022 | Выполнить простым карандашом рисунок с натуры простого предмета (например, предметов своего письменного стола) или небольшого фрукта.; Осваивать навык внимательного разглядывания объекта.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
1.6. | Расположение предмета на листе бумаги. Определение формы предмета. Соотношение частей предмета. Светлые и тёмные части предмета, тень под предметом. Штриховка. Умение внимательно рассматривать и анализировать форму натурного предмета. | 1 | 0 | 0 | 06.10.2022 12.10.2022 | Определять самые тёмные и самые светлые места предмета.; Обозначить тень под предметом.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
1.7. | Рисунок животного с активным выражением его характера. Аналитическое рассматривание графики, произведений, созданных в анималистическом жанре. | 1 | 0 | 0 | 13.10.2022 19.10.2022 | Рассматривать анималистические рисунки В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина (возможно привлечение рисунков других авторов).; Выполнить рисунок по памяти или по представлению любимого животного, стараясь изобразить его характер; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
Итого по модулю 1 | 7 | | ||||||
Модуль 2. Живопись | ||||||||
2.1. | Цвета основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и получения нового цвета. | 1 | 0 | 0 | 20.10.2022 26.10.2022 | Осваивать навыки работы с цветом, смешение красок и их наложения.; Узнавать названия основных и составных цветов.; Выполнить задание на смешение красок и получение различных оттенков составного цвета.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
2.2. | Приёмы работы гуашью. Разный характер мазков и движений кистью. | 1 | 0 | 0 | 27.10.2022 09.11.2022 | Осваивать особенности и выразительные возможности работы кроющей краской «гуашь».; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
2.3. | Пастозное, плотное и прозрачное нанесение краски. | 1 | 0 | 0 | 10.11.2022 16.11.2022 | Приобретать опыт работы акварелью и понимать особенности работы прозрачной краской.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
2.4. | Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы акварелью. | 1 | 0 | 0 | 17.11.2022 23.11.2022 | Приобретать опыт работы акварелью и понимать особенности работы прозрачной краской.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
2.5. | Цвета тёплый и холодный (цветовой контраст). | 1 | 0 | 0 | 24.11.2022 30.11.2022 | Узнавать и различать тёплый и холодный цвета.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
2.6. | Цвета тёмный и светлый (тональные отношения). | 1 | 0 | 0 | 01.12.2022 07.12.2022 | Сравнивать и различать тёмные и светлые оттенки цвета.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
2.7. | Затемнение цвета с помощью тёмной краски и разбеление цвета. Эмоциональная выразительность цветовых состояний и отношений. | 1 | 0 | 0 | 08.12.2022 14.12.2022 | Осваивать смешение цветных красок с белой и с чёрной для изменения их тона.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
2.8. | Цвет открытый — звонкий и цвет приглушённый — тихий. Эмоциональная выразительность цвета. | 1 | 0 | 0 | 15.12.2022 21.12.2022 | Сравнивать и различать тёмные и светлые оттенки цвета.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
2.9. | Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях (туман, нежное утро, гроза, буря, ветер; по выбору учителя). | 0.5 | 0 | 0 | 22.12.2022 11.01.2023 | Выполнить пейзажи, передающие разные состояния погоды (туман, гроза, солнце и др.) на основе изменения тонального звучания цвета.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
2.10. | Произведения художника-мариниста И. К. Айвазовского. | 0.5 | 0 | 0 | | Учиться понимать, что художник всегда выражает своё отношение к тому, что изображает, он может изобразить доброе и злое, грозное и нежное и др.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
2.11. | Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером. Образ мужской или женский. | 1 | 0 | 0 | 12.01.2023 18.01.2023 | Обсуждать, объяснять, какими художественными средствами удалось показать характер сказочных персонажей.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
Итого по модулю 2 | 10 | | ||||||
Модуль 3. Скульптура | ||||||||
3.1. | Лепка из пластилина или глины игрушки — сказочного животного по мотивам выбранного народного художественного промысла: филимоновская, дымковская, каргопольская игрушки (и другие по выбору учителя с учётом местных промыслов). | 1 | 0 | 0 | 19.01.2023 25.01.2023 | Познакомиться с традиционными игрушками одного из народных художественных промыслов.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
3.2. | Способ лепки в соответствии с традициями промысла. | 0.5 | 0 | 0 | 26.01.2023 01.02.2023 | Познакомиться с традиционными игрушками одного из народных художественных промыслов.; Выполнить задание: лепка фигурки сказочного зверя по мотивам традиций выбранного промысла.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
3.3. | Лепка из пластилина или глины животных с передачей характерной пластики движения. Соблюдение цельности формы, её преобразование и добавление детале. | 0.5 | 0 | 0 | | Осваивать приёмы передачи движения и разного характера движений в лепке из пластилина.; Учиться рассматривать и видеть, как меняется объёмное изображение при взгляде с разных сторон; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
Итого по модулю 3 | 2 | | ||||||
Модуль 4. Декоративно-прикладное искусство |
4.1. | Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях урока): снежинки, паутинки, роса на листьях и др. Сопоставление с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства (кружево, вышивка, ювелирные изделия и т. д.). | 1 | 0 | 0 | 02.02.2023 08.02.2023 | Рассматривать, анализировать, характеризовать и эстетически оценивать разнообразие форм в природе, воспринимаемых как узоры.; Сравнивать, сопоставлять природные явления — узоры (капли, снежинки, паутинки, роса на листьях и др.) с рукотворными произведениями декоративно- прикладного искусства (кружево, шитьё и др.).; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
4.2. | Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки. | 1 | 0 | 0 | 09.02.2023 15.02.2023 | Выполнить эскиз геометрического орнамента кружева или вышивки на основе природных мотивов.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
4.3. | Декоративная композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации. | 1 | 0 | 0 | 16.02.2023 22.02.2023 | Выполнить эскиз геометрического орнамента кружева или вышивки на основе природных мотивов.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
4.4. | Декоративные изображения животных в игрушках народных промыслов: филимоновский олень, дымковский петух, каргопольский Полкан (по выбору учителя с учётом местных промыслов). Поделки из подручных нехудожественных материалов. | 1 | 0 | 0 | 24.02.2023 01.03.2023 | Получать опыт преобразования бытовых подручных нехудожественных материалов в художественные изображения и поделки.; Рассматривать, анализировать, сравнивать украшения человека на примерах иллюстраций к народным сказкам, когда украшения не только соответствуют народным традициям, но и выражают характер персонажа.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
4.5. | Декор одежды человека. Разнообразие украшений. Традиционные (исторические, народные) женские и мужские украшения. | 0.5 | 0 | 0 | 02.03.2023 07.03.2023 | Рассматривать, анализировать, сравнивать украшения человека на примерах иллюстраций к народным сказкам, когда украшения не только соответствуют народным традициям, но и выражают характер персонажа.; Учиться понимать, что украшения человека всегда рассказывают о нём, выявляют особенности его характера, представления о красоте.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
4.6. | Назначение украшений и их значение в жизни людей. | 0.5 | 0 | 0 | | Выполнять красками рисунки украшений народных былинных персонажей; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
Итого по модулю 4 | 5 | |
Модуль 5. Архитектура | ||||||||
5.1. | Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные варианты складывания, закручивания, надрезания. Макетирование пространства детской площадки. | 1 | 0 | 0 | 09.03.2023 15.03.2023 | Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
5.2. | Построение игрового сказочного города из бумаги на основе сворачивания геометрических тел — параллелепипедов разной высоты, цилиндров с прорезями и наклейками; приёмы завивания, скручивания и складывания полоски бумаги (например, гармошкой). | 1 | 0 | 0 | 16.03.2023 22.03.2023 | Осваивать приёмы объёмного декорирования предметов из бумаги.; Макетировать из бумаги пространство сказочного игрушечного города или детскую площадку.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
5.3. | Образ здания. Памятники отечественной и западноевропейской архитектуры с ярко выраженным характером здания. | 1 | 0 | 0 | 23.03.2023 05.04.2023 | Развивать эмоциональное восприятие архитектурных построек.; Рассуждать, объяснять связь образа здания с его конструкцией и декором. Рассматривать, исследовать, характеризовать конструкцию архитектурных построек (по фотографиям в условиях урока).; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
5.4. | Рисунок дома для доброго и злого сказочных персонажей (иллюстрация сказки по выбору учителя). | 1 | 0 | 0 | 06.04.2023 12.04.2023 | Приводить примеры жилищ разных сказочных героев в иллюстрациях известных художников детской книги.; Выполнять творческие рисунки зданий (по воображению и представлению, на основе просмотренных материалов) для сказочных героев с разным характером, например, для добрых и злых волшебников; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
Итого по модулю 5 | 4 | | ||||||
Модуль 6. Восприятие произведений искусства | ||||||||
6.1. | Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. | 0.5 | 0 | 0 | 13.04.2023 19.04.2023 | Рассматривать, анализировать детские рисунки с точки зрения содержания, сюжета, настроения, расположения на листе, цвета и других средств художественной выразительности и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем.; Развивать потребность и осваивать умения вести эстетические наблюдения явлений природы.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
6.2. | Художественное наблюдение окружающей природы и красивых природных деталей; анализ их конструкции и эмоционального воздействия. Сопоставление их с рукотворными произведениями. | 0.5 | 0 | 0 | | Анализировать структуру, цветовое состояние, ритмическую организацию наблюдаемого природного явления.; Приобретать опыт эстетического наблюдения и художественного анализа произведений декоративно-прикладного искусства (кружево, шитьё, резьба и роспись по дереву, роспись по ткани и др.), их орнаментальной организации.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
6.3. | Восприятие орнаментальных произведений декоративно-прикладного искусства (кружево, шитьё, резьба по дереву, чеканка и др.). | 0.5 | 0 | 0 | 20.04.2023 26.04.2023 | Приобретать опыт эстетического наблюдения и художественного анализа произведений декоративно-прикладного искусства (кружево, шитьё, резьба и роспись по дереву, роспись по ткани и др.), их орнаментальной организации.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
6.4. | Произведения живописи с активным выражением цветового состояния в погоде. | 0.5 | 0 | 0 | | Приобретать опыт эстетического наблюдения и художественного анализа произведений декоративно-прикладного искусства (кружево, шитьё, резьба и роспись по дереву, роспись по ткани и др.), их орнаментальной организации.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
6.5. | Произведения пейзажистов И. И. Левитана, И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, Н. П. Крымова. | 0.5 | 0 | 0 | 27.04.2023 03.05.2023 | Запоминать имена художников И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, А. И. Куинджи; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
6.6. | Произведения анималистического жанра в графике: В. В. Ватагин, Е. И. Чарушин; в скульптуре: В. В. Ватагин. Наблюдение за животными с точки зрения их пропорций, характера движений, пластики. | 0.5 | 0 | 0 | | Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений отечественных художников- пейзажистов: И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, А. И. Куинджи, Н. П. Крымова (и других по выбору учителя); художников-анималистов: В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина; художников В. Ван Гога, К. Моне, А. Матисса (и других по выбору учителя).; Запоминать имена художников И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, А. И. Куинджи; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
Итого по модулю 6 | 3 | | ||||||
Модуль 7. Азбука цифровой графики |
7.1. | Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint или в другом графическом редакторе). | 0.5 | 0 | 0 | 04.05.2023 10.05.2023 | Осваивать возможности изображения с помощью разных видов линий в программе Paint (или в другом графическом редакторе).; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
7.2. | Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими фигурами. Трансформация и копирование геометрических фигур в программе Paint. | 0.5 | 0 | 0 | | Осваивать приёмы трансформации, копирования геометрических фигур в программе Paint и построения из них простых рисунков или орнаментов.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
7.3. | Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка, ластик и др.) в программе Paint на основе простых сюжетов (например, «Образ дерева»). | 0.5 | 0 | 0 | 11.05.2023 17.05.2023 | Осваивать в компьютерном редакторе (например, Paint) художественные инструменты и создавать простые рисунки или композиции (например, «Образ дерева»).; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
7.4. | Освоение инструментов традиционного рисования в программе Paint на основе темы «Тёплые и холодные цвета». | 0.5 | 0 | 0 | | Создавать в программе Paint цветные рисунки с наглядным контрастом тёплых и холодных цветов (например, «Костёр в синей ночи» или «Перо жар- птицы»).; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
7.5. | Художественная фотография. Расположение объекта в кадре. Масштаб. Доминанта. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. | 1 | 0 | 0 | 18.05.2023 24.05.2023 | Осваивать композиционное построение кадра при фотографировании.; Участвовать в обсуждении композиционного построения кадра фотографии; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja http://school-collection.iv- edu.ru/catalog/res/000000c3- 1000-4ddd-f61c-140046975bac/? from=000008fd-a000-4ddd-e8f3- 1f0047601049& |
Итого по модулю 7 | 3 | | ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Модуль «Графика».Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материалы для линейного рисунка и их свойства. Развитие навыков линейного рисунка | 1 | 0 | 0 | 07.09.2022 | Практическая работа; |
2. | Модуль «Графика». Пастель и мелки — особенности и выразительные свойства графических материалов, приёмы работы | 1 | 0 | 0 | 14.09.2022 | Практическая работа; |
3. | Модуль «Графика». Ритм пятен: знакомство с основами композиции. Расположение пятна на плоскости листа: сгущение, разброс, доминанта, равновесие, спокойствие и движение | 1 | 0 | 0 | 21.09.2022 | Практическая работа; |
4. | Модуль «Графика». Пропорции — соотношение частей и целого. Развитие аналитических навыков сравнения пропорций. Выразительные свойства пропорций. Рисунки различных птиц | 1 | 0 | 0 | 28.09.2022 | Практическая работа; |
5. | Модуль «Графика». Расположение предмета на листе бумаги. Определение формы предмета. Соотношение частей предмета. Светлые и тёмные части предмета, тень под предметом. Штриховка. Умение внимательно рассматривать и анализировать форму натурного предмета | 1 | 0 | 0 | 05.10.2022 | Практическая работа; |
6. | Модуль «Графика». Рисунок животного с активным выражением его характера. Аналитическое рассматривание графики, произведений, созданных в анималистическом жанре | 1 | 0 | 0 | 12.10.2022 | Практическая работа; |
7. | Модуль «Живопись». Цвета основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и получения нового цвета | 1 | 0 | 0 | 19.10.2022 | Практическая работа; |
8. | Модуль «Живопись». Приёмы работы гуашью. Разный характер мазков и движений кистью. Пастозное, плотное и прозрачное нанесение краски | 1 | 0 | 0 | 26.10.2022 | Практическая работа; |
9. | Модуль «Живопись». Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы акварелью | 1 | 0 | 0 | 09.11.2022 | Практическая работа; |
10. | Модуль «Живопись». Цвета тёплый и холодный (цветовой контраст). Цвета тёмный и светлый (тональные отношения) | 1 | 0 | 0 | 16.11.2022 | Практическая работа; |
11. | Модуль «Живопись». Затемнение цвета с помощью тёмной краски и разбеление цвета. Эмоциональная выразительность цветовых состояний и отношений | 1 | 0 | 0 | 23.11.2022 | Практическая работа; |
12. | Модуль «Живопись». Цвет открытый — звонкий и цвет приглушённый — тихий. Эмоциональная выразительность цветаУрок 12 ИЗО 2 классПодробнее | 1 | 0 | 0 | 30.11.2022 | Практическая работа; |
13. | Модуль «Живопись». Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях (туман, нежное утро, гроза, буря, ветер; по выбору учителя). Произведения художника- мариниста И. К. Айвазовского | 1 | 0 | 0 | 07.12.2022 | Практическая работа; |
14. | одуль «Живопись». Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером. Образ мужской или женский | 1 | 0 | 0 | 14.12.2022 | Практическая работа; |
15. | Модуль «Скульптура». Лепка из пластилина или глины игрушки — сказочного животного по мотивам выбранного народного художественного промысла: филимоновская, дымковская, каргопольская игрушки (и другие по выбору учителя с учётом местных промыслов). Способ лепки в соответствии с традициями промысла | 1 | 0 | 0 | 21.12.2022 | Практическая работа; |
16. | Модуль «Скульптура». Лепка из пластилина или глины животных с передачей характерной пластики движения. Соблюдение цельности формы, её преобразование и добавление деталей | 1 | 0 | 0 | 11.01.2023 | Практическая работа; |
17. | Модуль «Декоративно- прикладное икусство». Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях урока): снежинки, паутинки, роса на листьях и др. Сопоставление с орнаментами в произведениях декоративно- прикладного искусства (кружево, вышивка, ювелирные изделия и т. д.) | 1 | 0 | 0 | 18.01.2023 | Практическая работа; |
18. | Модуль «Декоративно- прикладное икусство». Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки | 1 | 0 | 0 | 25.01.2023 | Практическая работа; |
19. | Модуль «Декоративно- прикладное икусство». Декоративная композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации | 1 | 0 | 0 | 01.02.2023 | Практическая работа; |
20. | Модуль «Декоративно- прикладное икусство». Декоративные изображения животных в игрушках народных промыслов: филимоновский олень, дымковский петух, каргопольский Полкан (по выбору учителя с учётом местных промыслов) | 1 | 0 | 0 | 08.02.2023 | Практическая работа; |
21. | Модуль «Декоративно- прикладное икусство». Поделки из подручных нехудоже ственных материалов | 1 | 0 | 0 | 15.02.2023 | Практическая работа; |
22. | Модуль «Декоративно- прикладное икусство». Декор одежды человека. Разнообразие украшений. Традиционные (исторические, народные) женские и мужские украшения. Назначение украшений и их значение в жизни людей | 1 | 0 | 0 | 22.02.2023 | Практическая работа; |
23. | Модуль «Архитектура». Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные варианты складывания, закручивания, надрезания. Макетирование пространства детской площадки | 1 | 0 | 0 | 01.03.2023 | Практическая работа; |
24. | Модуль «Архитектура». Построение игрового сказочного города из бумаги на основе сворачивания геометрических тел — параллелепипедов разной высоты, цилиндров с прорезями и наклейками; приёмы завивания, скручивания и складывания полоски бумаги (например, гармошкой) | 1 | 0 | 0 | 15.03.2023 | Практическая работа; |
25. | Модуль «Архитектура». Образ здания. Памятники отечественной и ападноевропейской архитектуры с ярко выраженным характером здания | 1 | 0 | 0 | 22.03.2023 | Практическая работа; |
26. | Модуль «Архитектура». Рисунок дома для доброго и злого сказочных персонажей (иллюстрация сказки по выбору учителя) | 1 | 0 | 0 | 05.04.2023 | Практическая работа; |
27. | Модуль «Восприятие произведений искусства». Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ | 1 | 0 | 0 | 12.04.2023 | Практическая работа; |
28. | Модуль «Восприятие произведений искусства». Художественное наблюдение окружающей природы и красивых природных деталей; анализ их конструкции и эмоционального воздействия. Сопоставление их с рукотворными произведениями | 1 | 0 | 0 | 19.04.2023 | Практическая работа; |
29. | Модуль «Восприятие произведений искусства». Восприятие орнаментальных произведений декоративно- прикладного искусства (кружево, шитьё, резьба по дереву, чеканка и др.) | 1 | 0 | 0 | 26.04.2023 | Практическая работа; |
30. | Модуль «Восприятие произведений искусства». Произведения живописи с активным выражением цветового состояния в погоде. Произведения пейзажистов И. И. Левитана, И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, Н. П. Крымова. | 1 | 0 | 0 | 03.05.2023 | Практическая работа; |
31. | Модуль «Восприятие произведений искусства». Произведения анималистического жанра в графике: В. В. Ватагин, Е. И. Чарушин; в скульптуре: В. В. Ватагин. Наблюдение за животными с точки зрения их пропорций, характера движений, пластики | 1 | 0 | 0 | 10.05.2023 | Практическая работа; |
32. | Модуль «Азбука цифровой графики». Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint или в другом графическом редакторе). Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими фигурами. Трансформация и копирование геометрических фигур в программе Paint | 1 | 0 | 0 | 17.05.2023 | Практическая работа; |
33. | Модуль «Азбука цифровой графики». Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка, ластик и др.) в программе Paint на основе простых сюжетов (например, «Образ дерева»). Освоение инструментов традиционного рисования в программе Paint на основе темы «Тёплые и холодные цвета» | 1 | 0 | 0 | 24.05.2023 | Практическая работа; |
34. | Модуль «Азбука цифровой графики». Художественная фотография. Расположение объекта в кадре. Масштаб. Доминанта. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме | 1 | 0 | 0 | 30.05.2023 | Практическая работа; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 2 клсс/Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Селиванова Т.В., Селиванов Н.Л.; под редакцией Савенковой Л.Г., ООО «Русское слово-учебник»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Изобразительное искусство. 2 клсс/Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Селиванова Т.В., Селиванов Н.Л.; под редакцией Савенковой Л.Г., ООО «Русское слово-учебник»;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru/ http://viki.rdf.ru/ http://www.nachalka.com/igrovaja
http://school-collection.iv-edu.ru/catalog/res/000000c3-1000-4ddd-f61c-140046975bac/?from=000008fd- a000-4ddd-e8f3-1f0047601049&
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Краски (акварельные и гуашь). Карандаши. Бумага. Пластилин и пластическая масса. Глина.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Интерактивная доска. Комплекты репродукций