Урок изучения нового учебного материала «Плавность хода автомобиля»
Раздел 10 «Теория автомобиля»
Тема занятия «Плавность хода автомобиля»
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
Образовательные:
Цель: формирование у учащихся знаний для овладения основным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями (ПК 1.1 – 1.3).
Задачи: изучить особенности влияния конструкции автомобиля на его плавность хода.
Развивающие:
Цель: содействовать формированию критического мышления, умению анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
Задачи: развить умение организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2); принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3); осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); использовать информационно коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5); работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6); ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (ОК 9).
Воспитательные:
Цель: воспитать у учащихся чувство ответственности за порученное дело.
Задачи: воспитать, умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8); брать на себя ответственности за результат выполнения заданий (ОК 7); пониманиматъ сущность и социальную значимость своей будущей профессии (ОК 1).
- рассматриваемые вопросы по теме занятия
- Что называют плавностью хода автомобиля?
- Зависимость плавности хода от конструктивных особенностей автомобиля.
КОНСПЕКТ
Плавностью хода называют свойство автомобиля двигаться по неровным дорогам без больших колебаний подрессоренных масс (кузова).
Основным источником колебаний являются неровности дорожного покрытия. Динамические нагрузки, сопровождающие колебания, приводят к поломкам деталей автомобиля и ускоренному изнашиванию трущихся поверхностей. При колебаниях повышается сопротивление движению, вследствие увеличения потерь энергии на трение в элементах ходовой части автомобиля возрастает расход топлива. На неровных дорогах водитель вынужден снижать скорость, вследствие чего падает производительность подвижного состава.
Ухудшение безопасности движения при больших колебаниях автомобиля связано с повышенным утомлением водителя и возможностью отрыва колёс от дороги.
Колебания характеризуются амплитудой, частотой, скоростью, ускорением. Наибольшее применение для оценки плавности хода получили частота собственных колебаний и ускорение, которые удалось непосредственно связать с ощущениями человека. Организм человека привык к вертикальным перемещениям при спокойной ходьбе и хорошо приспособлен к частотам 1,7—2,5 Гц. Длительные вынужденные колебания с частотой до 3—5 Гц и значительной амплитудой могут вызвать морскую болезнь вследствие периодического смещения крови в сосудах. При частоте 5—11 Гц наблюдаются расстройства, вызванные возбуждением вестибулярного аппарата, а также резонансными колебаниями отдельных органов (желудка, кишечника, печени) и тела в целом. Колебания с частотой 11—45 Гц вызывают тошноту, рвоту. Ухудшается зрение в связи с колебанием глазных яблок. Сильные колебания с частотой свыше 45 Гц могут привести к серьёзному заболеванию — вибрационной болезни. Вибрационная чувствительность человека находится в пределах 15—1500 Гц. При колебаниях с низкой частотой (15—18 Гц) организм различает отдельные циклы. Колебания с более высокой частотой (вибрации) воспринимаются слитно.
Главная причина усталости от дороги – тряска. И соответственно главное качество автомобиля – плавность хода.
Главным оно становится, если Вы ездите много, скажем от 50 км в день. Если поездки Ваши короткие, например, 10-15 км в день, то плавность хода не так и важна.
ЗАВИСИМОСТЬ ПЛАВНОСТИ ХОДА ОТ КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АВТОМОБИЛЯ.
В первую очередь она зависит от базы автомобиля, расстояния между его осями:
Поэтому у американцев, когда ещё бензин стоил очень дёшево, в почёте были длинные и большие автомобили, длиной от 5 метров. Да и сейчас там Тойота Камри, например, это среднеразмерный семейный седан. В почёте семейные седаны и побольше - та же Тойота Авалон.
Если Вы хотите машину с хорошей плавностью хода, то придётся покупать машину относительно большую и длинную. Короткие, небольшие автомобили конструктивно не могут быть мягкими и комфортными.
Во вторую очередь плавность хода зависит от конструкции подвески.
Можно сделать подвеску мягкую, хорошо отрабатывающую неровности и обеспечивающую хорошую плавность хода. Но машина с такой подвеской будет крениться в поворотах, в её рулевом управление будет чувствоваться некоторая «резиновость», рулиться такая машина чётко не будет. И соответственно, если сделать подвеску без кренов и с точным управлением, то такая машина будет жёсткой, со слабой плавностью хода.
Т.е управляемость и плавность хода - это антагонисты, либо одно, либо другое.
Есть подвески, которые обеспечивают и хорошую плавность хода, и хорошую управляемость. Но они конструктивно очень сложны – пневмобаллоны, регулируемая жёсткость амортизаторов, множество рычагов в подвеске. Такую конструкцию используют только в дорогих машинах премиум-класса, и такая подвеска недолго служит – часто на российских дорогах её приходится перебирать раз в 50 000 км.
И все равно в такой подвеске есть несколько режимов, среди которых водитель должен выбирать. Нужен ему комфорт – переводит подвеску в режим «Комфорт», нужна хорошая управляемость – переводит подвеску в режим «Спорт».
Т.е. все равно и управляемость, и плавность хода одновременно получить невозможно.
На плавность хода также влияют покрышки, которые установлены на машину. Покрышки с низким профилем (небольшое расстояние между ободом диска и поверхность дороги) – обеспечивают хорошую управляемость и плохую плавность хода. И наоборот, высокопрофильные покрышки - мягкие, но машина на них плохо управляется. По сути, покрышки тоже можно отнести к конструкции подвески автомобиля.
Выводы
Если Вам нужна хорошая плавность хода, то придётся покупать длинную машину в любом случае. А с подвеской есть варианты – либо покупать машину дорогую со сложной подвеской – тогда и плавность хода будет хорошей, и управляемость. Либо жертвовать управляемостью и получать мягкую и долговечную подвеску.
Если говорить о марках, то все премиальные марки (БМВ, Меседес, легковые Лексусы, Ауди, частично Вольцваген) имеют сложную подвеску, которая имеет и хорошую управляемость, и хорошую плавность хода.
Европейские непремиальные марки (Опель, Шкода, Французы, Итальянцы) имеют уклон в сторону управляемости, и соответственно плавность хода у них неважная.
Японские и американские марки, как правило, имеют хорошую плавность хода, но неважную управляемость.
Но это очень обобщенно, конечно есть исключения и в Европе, и в Азии.
Что важнее для Вас – то и выбирайте.
Успехов!