Методика проведения урока изучения нового материала с использованием ИКТ по дисциплине «Биология»

1
0
Материал опубликован 25 January 2017

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ СПО «Дуванский аграрный техникум»

Методика
проведения урока изучения нового материала
с использованием информационно-коммуникационных технологий
по дисциплине «Биология»

Разработала: преподаватель
Гаянова И.Н.

Рассмотрена на заседании

цикловой комиссии

математических и общих

естественнонаучных

дисциплин

Протокол №____ от___________

Председатель комиссии

______________Ширяева М.К.

Аннотация

В методической разработке представлена методика проведения урока изучения нового учебного материала по теме «Эукариотическая клетка» дисциплины «Биология».

Методическая разработка содержит:

план урока;

методику проведения урока;

слайды с учебно-методическим материалом урока;

рабочую тетрадь для студентов.

При проведении занятия используются возможности информационно-коммуникационных технологий. Учебно-методический материал занятия отображается на большом экране с помощью мультимедийного проектора, для закрепления используется программа установленная на персональных компьютерах и предназначенная для индивидуальной самостоятельной работы студентов.

Слайды подготовлены в среде мастера презентаций Microsoft Power Point.

Данная методическая разработка может представлять интерес для преподавателей различных дисциплин при подготовке и проведении занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Содержание

Введение.....................................................................................................4

План урока..................................................................................................6

Методика проведения урока.....................................................................9

Заключение...............................................................................................16

Список использованной литературы......................................................17

Введение

Важную отличительную черту современной цивилизации составляет возрастающая скорость информационных изменений. Создание персональных компьютеров, разработка современных систем коммуникации привело к использованию новых информационных технологий и в системе образования.

Обучающиеся много времени проводят в Интернете, так как предметы общеобразовательного цикла требуют для своего освоения больше информации, чем ее имеется в учебнике. Наблюдается некоторое падение интереса обучающихся к изучению предметов естественнонаучного цикла, если преподавателем используются на уроке довольно старые наглядные материалы, однообразная работа с учебником, таблицами, схемами. Одним из способов повышения интереса к биологии, углубления знаний обучающихся по этому предмету является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса.

Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована еще Я.А. Каменским и развита К.Д. Ушинским. Актуальны мысли последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления обучающихся.

Основная задача внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения биологии – это овладение обучающимися компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности. Трудное восприятие обучающимися теоретических основ биологии связано с изучением процессов, которые скрыты от непосредственного наблюдения. Использование ИКТ позволяет эти процессы увидеть визуально.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет:

сделать урок более интересным, наглядным;

индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;

вовлечь обучающихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;

способствует стремлению студентов реализовывать себя, проявлять свои возможности;

визуализировать микромир, в том числе скрытый в реальном мире;


 

План открытого урока

по дисциплине «Биология»

Урок № 7

Аудитория: 106 а

Группа: 118

Специальность: 110809 «Механизация с/хозяйства»

Норма времени: 90 минут

Преподаватель: Гаянова И.Н.

 

Тема: «Эукариотическая клетка».

Вид (тип) урока: урок изучения нового учебного материала.

Цели урока:

Образовательная: сформировать представление о строении эукариотической клетки, органоидах цитоплазмы и их функциях, показать взаимосвязь строения и выполняемой функции;

Развивающая: способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, навыков самостоятельной работы с компьютером, рисунками;

Воспитательная: продолжить воспитание культуры общения, познавательного интереса к изучаемой дисциплине.

Методы обучения:

1. информационно-развивающий (беседа, рассказ);

2. наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов);

3. репродуктивный (выполнение заданий на компьютере).

Межпредметные связи: дисциплина «Химия».

Внутрипредметные связи: тема «Химическая организация клетки», «Биополимеры».

Обеспечение урока:

Наглядные пособия:

Слайды с учебно-методическим материалом урока.

2. Раздаточный материал:

Рабочие тетради.

3. ТСО:

компьютеры, проектор, экран.


 

4. Литература:

Основная -

Колесников С.И. Общая биология. - М.:КНОРУС, 2012 г.

Дополнительная -

Каменский А.А. Общая биология. - М.: Дрофа, 2006 г.

Интернет — ресурсы -

http://fcior.edu.ru/card/3918/praktika-funkcii-osnovnyh-organoidov-kletki-chast-1-iz-2-detalizirovannoe-predstavlenie.html - федеральный центр информационных образовательных услуг. Практика: органоиды клетки. Часть 1.

Требования к результатам усвоения учебного материала:

Студенты должны знать: строение и функции органоидов эукариотической клетки.

Содержание занятия:

1. Организационный момент (1-2 мин)

приветствие

определение отсутствующих

организация внимания студентов

2. Мотивация учебной деятельности (2-3 мин)

3. Актуализация опорных знаний (3-5 мин)

4. Сообщение темы, цели и плана занятия (2-3 мин)

5. Изучение нового учебного материала (50-52 мин)

5.1. Одномембранные органоиды клетки.

5.2. Двумембранные органоиды клетки.

5.3. Немембранные органоиды клетки.

6. Обобщение и закрепление изученного материала (выполнение заданий на компьютере) (15-20 мин)

7. Сообщение домашнего задания (составить кроссворд по теме)(1-2 мин)

8. Подведение итогов урока (2-3 мин)


 

Методика проведения урока

 

Организационный момент

приветствие — преподаватель и студенты приветствуют друг друга;

определение отсутствующих — заслушивается отчет дежурного об отсутствующих студентах, преподаватель отмечает отсутствующих в журнале;

организация внимания.

Мотивация учебной деятельности.

Живой мир! А сколько в нем видов, сколько форм жизни! На Земле обнаружено около 2,5 млн видов живых организмов. На первый взгляд трудно найти сходство между кактусом и бактериями, между китом и воробьем, между травой, растущей на лугу, и овцами, пасущимися на нем. А укажет ли кто на сходство между муравьем и человеком? (Подвести к ответу о клеточном строении всех живых организмов)

Правильно. Все мы состоим из клеток. Посмотрите на слайд «Разнообразие клеток». Что вы можете сказать об изображенных на нем клетках? В чем их сходство? В чем различие?(слайд № 1).

 

Актуализация опорных знаний студентов.

Преподаватель проводит устный опрос по следующим вопросам:

1. На какие группы подразделяются все клетки? (прокариоты и эукариоты)

2. Кто доказал клеточное строение растений и животных? (М. Шлейден, Т. Шванн)

3. Перечислите основные положения клеточной теории.


 

Сообщение темы, цели и плана урока.

На сегодняшнем занятии мы будем изучать «Эукариотические клетки». Тема сегодняшнего урока «Эукариотическая клетка» (слайд 2) т. е. мы должны будем познакомиться со строением и функциями органоидов эукариотической клетки. План занятия:

1. Одномембранные органоиды клетки.

2. Двумембранные органоиды клетки.

3. Немембранные органоиды клетки (слайд 3).

Перед вами на столах находятся рабочие тетради, которые вы будете заполнять в течение урока.

 

Изучение нового учебного материала.

Преподаватель задает вопрос: «Если вас попросить нарисовать клетку, то что вы изобразите в первую очередь?» (Студент на доске зарисовывает клетку)

Все клетки состоят из трех основных частей (слайд 4):

клеточной оболочки (ограничивает клетку от окружающей среды)

цитоплазмы (составляет внутреннее содержимое клетки)

ядра (содержит генетический материал клетки).

Оболочка клетки:

у растений — клеточная плотная стенка из клетчатки (внешний каркас, защита, тургор)

у животных — тонкий гликокаликс (связь клеток с внешней средой).


 

Плазматическая мембрана (плазмалемма) (слайд 5) — состоит из двух слоев фосфолипидов и погруженных в них белков ( каркас, избирательная проницаемость (диффузия, облегченная диффузия, активный транспорт, эндоцитоз, пиноцитоз, экзоцитоз).

 

Цитоплазма — внутреннее содержимое клетки. Состоит из основного вещества (гиалоплазмы) — водного раствора, находящегося в постоянном движении (циклоз). В цитоплазме находятся постоянные компоненты — органоиды и непостоянные — включения.

Функции — объединяет в одно целое содержимое клетки, протекают основные процессы обмена веществ.

 

Вопрос 1. Одномембранные органоиды клетки.

Эндоплазматичская сеть или ретикулум (ЭПС или ЭПР) (слайд 6) — система соединенных между собою полостей, трубочек и каналов, отграниченных от цитоплазмы одним слоем мембраны и разделяющих цитоплазму на изолированные отсеки. Это необходимо, чтобы отделить множество параллельно идущих реакций.

Виды:

а) шероховатая (гранулярная) — на ее поверхности расположены рибосомы (синтез белка)

б) гладкая (агранулярная) — рибосомы отсутствуют (синтез липидов и углеводов).

 

Комплекс (аппарат) Гольджи (слайд 7) — стопка уплощенных дисковидных мембранных полостей (диктиосом) и отшнуровывающихся от них микропузырьков.
Функция: накопление, транспорт поступающих в клетку веществ.

 

Лизосомы (слайд 8) — мембранные пузырьки, содержащие пищеварительные ферменты.

Функции: переваривание веществ, поступивших в клетку; выведение непереваренных веществ; аутолиз — (разрушение отработанных частей клетки или клетки целиком).

 

Вакуоли (слайд 9) — наполненные жидкостью мембранные мешки в цитоплазме клеток растений.

Функция: регуляция водно-солевого обмена, создание тургорного давления, накопление запасных веществ и выведение из обмена токсичных соединений.

 

Органоиды передвижения (реснички, жгутики) (слайд 10) — своеобразные выросты цитоплазмы клетки, покрытые плазматической мембраной. В основе лежат базальные тельца, служащие им опорой.

 

Вопрос 2. Двумембранные органоиды клетки.

Митохондрии (слайд 11) — двумембранные органоиды овальной формы. Наружная мембрана — гладкая, внутренняя образует выросты — кристы. Содержимое митохондрий заполнено матриксом.

Функции — образование молекул АТФ (энергия).

 

Пластиды (слайд 12) - двумембранные органоиды, характерные только для клеток растений. Имеют две мембраны и вещество внутри — строму.

Виды:

хлоропласты (слайд 13) — зеленые пластиды. Наружная мембрана — гладкая, внутренняя — формирует систему плоских пузырьков (тилакоидов), которые собраны в стопки (граны). Функции: фотосинтез.

хромопласты — придают красную, желтую и оранжевую окраску. Функция: придают окраску цветам и плодам.

лейкопласты — бесцветные пластиды. Содержатся в клетках подземных или неокрашенных частей растений (корней, корневищ, клубней). Функция: накопление запасных питательных веществ.

 

Ядро (слайд 14) — большинство клеток имеют одно ядро, но встречаются и многоядерные. Состоит:

Ядерная оболочка — образована двумя мембранами, имеет поры. Функция: регулирует транспорт веществ.

Кариоплазма (нуклеоплазма, ядерный сок) — желеобразное внутреннее содержимое ядра. Функция: обеспечивает нормальное функционирование генетического материала.

Ядрышки — мелкие тельца округлой формы, функция — синтез рРНК.

Хроматин (хромосомы) мелкозернистые гранулы (ДНК + белок). Хроматин — неспирализованная молекула ДНК, присутствует в неделящихся клетках. При этом возможно удвоение ДНК (репликация) и реализация генетической информации.

Хромосома — спирализованная молекула ДНК, которая спирализуется перед делением клетки для более точного распределения генетического материала.

Совокупность хромосом, содержащихся в ядре, называется хромосомным набором (слайд 15). Число хромосом и их форма постоянны для каждого вида живых организмов.

Функции ядра: хранение и передача генетической информации, контроль жизнедеятельности клетки.

 

Вопрос 3. Немембранные органоиды клетки.

Рибосомы (слайд 16) мелкие органоиды, образованные двумя субъединицами — большой и малой. Состоят из белков и рРНК.

Функция: участие в синтезе белка.

 

Клеточный центр (слайд 17) — обычно находится вблизи ядра, состоит из двух центриолей, располагающихся перпендикулярно друг другу. Каждая центриоль имеет вид полого цилиндра, стенки которого образована девятью триплетами микротрубочек.

Функции: образование веретена деления при делении клетки.

 

Обобщение и закрепление знаний.

Для обобщения и закрепления знаний студентам предлагается выполнить индивидуальные задания на компьютерах. Студенты загружают сайт http://fcior.edu.ru/card/3918/praktika-funkcii-osnovnyh-organoidov-kletki-chast-1-iz-2-detalizirovannoe-predstavlenie.html - федеральный центр информационных образовательных услуг. Практика: органоиды клетки. Часть 1.

 

Выполнение работы контролируется процентом правильных ответов.

 

Сообщение домашнего задания

Студентам предлагается записать домашнее задание:

составить кроссворд по теме «Эукариотическая клетка» (слайд 18).

 

Подведение итогов урока и выставление оценок.

Преподаватель выставляет оценки за работу на уроке и комментирует работу каждого студента.


 

Заключение

На современном этапе развития образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только студенту, но и преподавателю. Компьютер не сможет заменить живого слова учителя, но новые ресурсы облегчают труд современного учителя, делают его более интересным, эффективным, повышают мотивацию обучающихся к изучению биологии.

Передовые технологии видеосъемки и применение специально разработанной компьютерной графики позволяют проследить за работой организмов как бы «изнутри», открыть их особенности и загадки. Что вызывает большой эмоциональный подъем и повышает уровень усвоения материала, стимулирует инициативу и творческое мышление.

Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у студентов различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет мне, как преподавателю, быть в курсе тенденций развития педагогической науки. Повысить профессиональный уровень, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога студента с компьютером, путем ориентации учения на успех; усвоить базовые знания по биологии, их систематизировать; сформировать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. С использованием ИКТ источником информации является не только преподаватель, но и сам студент.

 

Список используемой литературы

1. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». — Москва, 2003.

Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Процесс обучения в информационной среде. //Школьные технологии. 2000. №6,3.

Демина Т.М. Современные методы преподавания биологии. Информационно-коммуникационные технологии. - Республика Коми, 2010 г.

Золочевская М.В., Рыкова Л.Л. Роль и место компьютера в учебно – воспитательном процессе. — Киев, 2002.

Смирнов В.А. Пути использования персонального компьютера // Биология в школе. 1995. №6.

Корнер Т.В., Смирнов В.А. Проблемный семинар как форма обучения учителей использованию ЭВТ в преподавании биологии // Биология в школе. 1990. №4.

Проблемы компьютеризации обучения предметам естествен-нонаучного цикла: По материалам телеконференции "ИН- ФОБИО–97". — Научно–методический сборник, Сост. Смирнов В.А.. Под редакцией Соломина В.П. СПб.:РГПУ, СЗФ–ИНИНФО, 1998.

Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании. – Красноярский государственный университет, Красноярск, 2002.

www.festival.1september.ru. Фестиваль педагогических идей. Газета «1 сентября».

www.ronl.ru/pedogogicheskaya_psihologiya/11363.htm. Мотивация учебной деятельности средствами ИКТ.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.