Урок технологии по плетению полосами линолеума «Подставка под чайник» (9 класс)
Урок технологии: Плетение подставки под чайник. 18.04.2015год
Учитель технологии: Балакшина Рузалия Азатовна
Место работы: МБОУ «Новопавловская СОШ»
Цели и задачи:
Цель урока: Выполнить способом плетения подставку под чайник из полосок линолеума.
Задачи: образовательная – учить соединять детали плетением.
Развивающая – развивать точность, глазомер, пространственное воображение, координацию движений мелку моторику, пространственное мышление, творческое воображение;
Воспитательная - воспитание трудолюбия, аккуратности. Воспитание уважительного отношения к культурному наследию и традициям наших предков.
Регулятивные УУД.
1. Принимать, ставить учебно-познавательную задачу.
2.Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и нести за него ответственность.
Познавательные УУД.
Осуществлять поиск информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта, используя макеты и схемы при работе над темой.
Коммуникативные УУД.
Строить речевое высказывание в устной форме. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и учащимися. Осуществлять совместную деятельность в паре, в группе. Проявлять доброжелательное отношение к партнерам.
Ожидаемый результат: При работе со следующим видом объемной аппликацией, учащиеся больше узнают о быте предков, закрепят умения плетения из полосок. Конечный результат этой работы то, что дети изготовят изделие, которое в дальнейшем могут использовать как подарок или сувенир для друзей и близких.
Оснащение урока:
На доске: пословица «Без труда и лаптя не сплетешь»
У учителя: плетеный лапать, корзина, готовое изделие – подставка под чайник, технологическая карта.
У ученика: технологическая карта , ножницы, полосы линолеума, супер- клей.
Описание методических приемов, их ожидаемая результативность.
Межпредметные связи: история - исторические сведения о жизни древних людей,
ИЗО – рисование узоров способом «квиллинга»
Интеграция данных предметов позволила разнообразить урок, усовершенствовать изобразительные навыки учащихся, а также расширить исторические сведения, вызвать интерес к истории.
Тема: Склейка «Подставка под чайник»
Ход урока
Этап. Организационный момент урока.
Проверка готовности класса к уроку.
Этап. Вступительная беседа.
Я сегодня на урок пришла с куском линолеума. Который остался после ремонта. Кусок небольшой поэтому его вряд ли можно постелить где-то. Что мы обычно делаем в таких случаях? Выбрасываем! Это бросовый материал (выброс куска линолеума в мусорное ведро).
Ну, а если рассмотреть его свойства. Возьмите в руки одну полоску линолеума.
- Какие отрицательные свойства можете назвать? (при горении выделяет едкий дым),
- а положительные? (гладкий, гибкий, износоустойчивый, не промокает…). Так зачем же мы выбрасываем такой хороший материал? А если подойти творчески - то можно что-нибудь смастерить! Тогда из разряда бросовых наш линолеум переходит в разряд подручных материалов, а что значит подручный? ( это - постоянно нужный, находящийся всегда поблизости, «под рукой»)
-Что можно сделать из этого куска подручного материала? Ваши предположения.
- А вы слышали вы когда-нибудь пословицу «Не учась, и лаптя не сплетешь!»?
- Какая есть похожая пословица? (Без труда не выловишь и рыбку из пруда и т.д.)
- Как вы думаете, почему я сегодня вспомнила именно эту пословицу?
-Потому что мы сегодня будем говорить об истории возникновения плетения и даже сами попытаемся склеить небольшое изделие. Вы, наверно, многое можете рассказать о жизни древних славян, о быте наших предков. По вашему мнению, какое занятие было главным у славян? Земледелие, они также разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали ягоду, грибы. Каждая семья изготавливала для себя все необходимое. В маленьких глиняных печах – из руды выплавляли железо. Кузнец выковывал различные изделия. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотно и шили одежду. Мужчины плели корзины, различную бытовую утварь, обувь, которые называли лаптями. Плетение – одно из древнейших изобретений человечества. В старину для плетения использовали волокна крапивы, солому пшеницы, ржи, ивовые прутья, бересту. А в современном мире для этого можно использовать подручный материал, например линолеум и сплести корзину (показ), лапти (показ) и многие другие предметы.
- А какие у вас есть дома плетеные вещи? Вспомните.
Объяснение нового материала.
- Сегодня на уроке технологии мы выполним вот такую подставку для чайника. (Показ образца).
Давайте рассмотрим её. Что является основой изделия? Как она выполнена?
- Мы сегодня будем плести подставку под чайник из полос линолеума.
Для работы нам понадобится 22 одинаковых полоски (шириной -1.5 см, и длиной 25см.), супер-клей, ножницы и тонкие полоски для украшения.
Но прежде, чем начать работу вспомним ТБ в обращении с ножницами и клеем:
Никогда не работай ножницами с ослабленными креплением.
Правильно подавай ножницы – кольцами вперед.
Храни ножницы с сомкнутыми полотнами
Клей наносить нужно аккуратно и немного, для того, чтоб избежать попадания на руки и вещи.
Этап. Самостоятельная работа учащихся.
- Работать сегодня будем работать по технологическим картам. Где пошагово расписано каждое действие. Текущий инструктаж.
Рефлексия.
Аудитория делится на 6 групп, каждая берёт бант понравившегося цвета
Задание: Высказать своё мнение по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
Шляпа 1 Итак, у вас белый бант, теперь вас интересуют ТОЛЬКО ФАКТЫ! Что вы уже знаете? Какая информация вам еще необходима? Как можно получить недостающую информацию? Это цвет информации.
Шляпа 2 Шляпа осторожности, у вас черный бант, теперь вы ворчуны-пессимисты, вы все КРИТИКУЕТЕ! Что вам не понравилось? Что вызывает сомнения? Придирайтесь, придирайтесь, придирайтесь…
Шляпа 3 Шляпа оптимизма, у вас желтый бант, теперь вы обаятельные оптимисты, вы всем ДОВОЛЕНЫ! Что вам понравилось больше всего? Что принесет вам успех? Почему это стоит знать, применять?
Шляпа 4 Шляпа творчества, у вас зеленый бант, вы невероятно творческие люди, вы ФАНТАЗЕРЫ! Какие новые идеи у вас возникают? Как можно еще применять полученные знания?
Шляпа 5 Шляпа мудрости, у вас синий бант, вы размышляете о пользе, которую несут новые знания, вы МУДРЕЦЫ! Чего вы достигните? Как следует применять полученные знания для эффективного достижения своих целей?
Шляпа 6 Шляпа эмоций., у вас красный бант, вы не думаете, вы чувствуете, вас переполняют ЭМОЦИИ! Что вы чувствуете: страх, радость, угрозу, восхищение, желание действовать?.
VI. Домашнее задание.
-Украсить изделие, применяя способ «квиллинг».
VII. Уборка рабочих мест.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Технологическая карта
№ |
Последовательность выполнения работы |
Графическое изображение |
Инструменты и материалы. |
1. |
Переплетем 22 долевых и 7 поперечных полос, чтобы получилось переплетённое полотно. |
|
Супер-клей, поперечные и долевые полоски |
2. |
Проклеим капельками клея верхнюю полоску по краю изделия. |
|
Супер-клей. |
3. |
Уплотнить каждую вертикальную полоску в изделия. Проклеить по краю каждую полосу линолеума. |
|
Супер-клей. |
4. |
Обрезать лишние концы полосок. |
|
Ножницы. |
5. |
Украсить изделие узорами из тонких полосок линолеума, способом «квиллинг» |
|
Супер-клей, ножницы, тонкие полосы |
6. |
Уберем рабочее место. |