Урок-викторина по биологии: «Путешествие «От цветка до плода»»
Цели урока:
Образовательная:
Повторение и закрепление изученного материала по теме: «Цветок. Соцветия. Плод. Распространение семян» в игровой форме;
продолжить формирование умений выделять главные признаки в характеристике органов растений;
подвести учащихся к выводу о родстве цветковых, расширить кругозор обучающихся.
Развивающая:
развивать учебные умения – исследовательские, способствовать развитию логических умений и навыков по применению биологических знаний на практике; стимулировать развитию навыков познавательного интереса, выявлению связей «строение – функция», синтеза, анализа, делать выводы; Формирование у учащихся мотивации к изучению биологии, положительного отношения к получаемым знаниям.
Воспитывающая:
воспитание аккуратности и самостоятельности в работе, экологическое воспитание. Нравственно-эстетическое воспитание, привитие чувства ответственности за сохранение окружающей природной среды. Продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений, умений работать в коллективе.
Оборудование: мультимедиа, натуральные объекты, карточки с изображением плодов, семян; карточки с плодами и семенами «Как распространяются растения»
Класс делится на две команды. Команды придумывают себе названия, которые связаны с темой урока, например «Вишенка», «Ягодка» и т.д.Задачи участников игры:
Две команды соревнуются в знаниях в течение всех геймов.
Болельщики участвуют в разминке и отвечают на вопросы, в случае если команды затрудняются ответить.
Ассистенты анализирует ответы всех участников игры, формирует выводы, ведут подсчет баллов и оказывают помощь ведущему.
Организационный момент. На доске записываются названия команд, проговариваются правила игры: за правильные ответы команде начисляются баллы, в ходе игры все баллы суммируются. Штрафные баллы могут быть начислены за: нарушение дисциплины, грубое высказывание в адрес представителей своей команды или команды соперников.
План викторины:1. Гейм «Цветочный кроссворд»
2. Гейм «Узнай меня».
3. Гейм «А я это знаю!»
4. Гейм «Соцветия»
5. Гейм «В некотором царстве, Плодовом государстве»
6. Гейм «Растения – путешественники»
7. Рефлексивно-оценочный этап. Подведение итогов.
- 1. Гейм «Цветочный кроссворд» http://LearningApps.org/display?v=pyjydo4un16
- 2. Гейм «Узнай меня». Разгадайте ребусы и объясните значение разгаданного слова.
(Коробочка)
(Соплодие)
(Померанец)
(Корзинка)
3. Гейм «А я это знаю!» (оценивание: за один правильный ответ – 1 балл)
Командам по очереди задаются вопросы
1. Что такое опыление? (Процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика)
2. Какие цветки называются правильными? (Если через цветки можно провести несколько плоскостей симметрии)
3. Что такое зоофилия? (опыление с помощью животных). Назовите, кем могут опыляться такие растения? (колибри, летучие мыши)
4. Какие приспособления для такого опыления появились у растений? (Для этих растений характерны крупные размеры цветка, обильное выделение нектара, содержащего слизи, массовая продукция пыльцы, при опылении летучими мышами – цветение ночью)
5. Что такое энтомофилия (перенесение пыльцы насекомыми).
6.Какие приспособления для такого опыления появились у растений? (Приспособлением растений к энтомофилии являются запах, цвет и размер цветков, липкая пыльца с выростами. Большинство цветков двуполые, но созревание пыльцы и пестиков происходит не одновременно либо высота рылец больше или меньше высоты пыльников, что служит защитой от самоопыления)
7.Что такое Формула цветка? (условное обозначение строения цветка с помощью букв латинского алфавита, символов и цифр)
8. Охарактеризуйте по формулам цветки растений: лютика — Ч5Л5Т∞П∞, сурепки — Ч2+2Л4Т2+4П1; гороха — Ч(5)Л3(2)Т(5+4)1П1.
9. Что такое анемофилия (ветроопыление). Назовите ветроопыляемые растения (почти все злаки, осоки).
10. Какие приспособления для опыления ветром появились у растений? (У анемофильных растений цветки мелкие, часто собраны в соцветия, пыльцы образуется очень много, она сухая, мелкая, при раскрывании пыльника с силой выбрасывается наружу. Лёгкая пыльца этих растений может переноситься ветром на расстояния до нескольких сотен километров)
11. Почему некоторые цветы пахнут разлагающимся мясом или навозной жижей? (Их посещают мухи или жуки, которые и разносят пыльцу. Это такие растения, как рябина, боярышник, калина, кизил, барбарис.)
12. Почему орешник цветет весной, а липа — летом? (Орешник опыляется ветром, а липа — пчелами).
4. Гейм «Соцветия»
Соотнеси соцветия и растения http://LearningApps.org/display?v=p5emw9ohc16
Командам необходимо определить (соотнести) растение и его соцветие. Работа выполняется на разных компьютерах: оценивается правильность выполнения задания и время (можно, если компьютер один в классе, выполнять задание по очереди).
5. Гейм «В некотором царстве, Плодовом государстве»
Звучит музыка. В класс вносят два подноса с разнообразными плодами.
Учитель:
- Определите, какие перед вами плоды, используя для этого классификацию плодов (Сочные, сухие, односемянные, многосемянные).
1 команда определяет: желуди, семянки подсолнечника, яблоко, грецкий орех, апельсин, крылатки клена
2 команде: груша, лимон, кукуруза (зерно), орешки липы, лещина, банан.
Второе задание на этом этапе: Назовите плод растения.
1. Что значит настоящий плод, а что – ложный? (ЛОЖНЫЙ ПЛОД, плод, образующийся не только в стенке ЗАВЯЗИ, но одновременно и из других частей ЦВЕТКА.) НАСТОЯЩИЙ ПЛОД — плод, образующийся лишь из завязи. Остальные части цветка в его образовании участия не принимают.
2. Эта огромная ягода родом из Азии. Ее родственники - дыня, тыква и огурец. В некоторых районах пустыни Калахари она является практически единственным источником влаги. (Арбуз.)
3. Что-то в плоде ложно,
Но, есть, ребята, можно. (Яблоко, груша, земляника – ложные плоды)
4. Он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупке,
Заглянешь в середину –
Увидишь сердцевину,
Из плодов он тверже всех,
Называется… (Орех)
5.Цветок трубочкой,
С белой юбочкой,
А плод – лукавый:
С шипами, с отравой. (Дурман, плод – коробочка)
6. У тропы стоит неряха –
На ней липкая рубаха.
На плече кувшин узорный
До краев отравы черной. (Белена, плод – коробочка)
7. Любит он расти на воле,
Не в саду, а в чистом поле.
Он усатый и ползучий,
Спрятал ядрышки в стручке –
Саблевидном кулачке.
Не раскусишь, коль засох.
Называется … (Горох) Какую биологическую ошибку допустил автор загадки? (У гороха плод не стручок, а боб)
8. Плод картофеля – это его клубень. (Нет, в нем нет семян. Плод картофеля – ягода)
9. Плод огурца - это тыквина. (Да, такой ягодообразный плод характерен для тыквенных растений, к которым относится огурец).
10.Скажи, с какого дерева
Зеленый еж упал?
В сторонку откатился,
Но в лес не побежал. (С каштана, плод – шаровидная коробочка, усыпанная шипами)
11. Плоды, какого деревца по научному называются «Ловящая птиц»? (Рябина, плод - яблоко)
12.Как называется плод граната? (Гранатина)
13.Как ботаники называют по-научному плод груши, айвы, рябины? (Яблоко)
14.Солнце жжет его макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак, плод – коробочка)
6. Гейм «Растения – путешественники»
Почему цветут цветы,
Это знаем я и ты:
Ведь у каждого растения
Семя есть для продолжения.
Плод созреет, упадет –
Семя в землю попадет.
Потому растут цветы,
Каждый год растут деревья
И приносят нам плоды.
Вдали от родительского растения у маленького ростка больше шансов вырасти, получая больше света и влаги из почвы. Поэтому плоды и семена многих растений имеют различные приспособления для перемещения в пространстве.
Отгадайте способы распространения семян и назовите эти растения.
1. Выпускает он листы
Широченной широты
Держится на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдешь –
На себе их всех найдешь. (Репейник-лопух)
2. …Пока тихо, он – молчит,
Но лишь ветер налетит,
Шлет в воздушный океан
Парашютный свой десант. (Одуванчик, ветром)
3. Под тенью сосновой
Цветок есть лиловый,
А плодик - тройчатка –
Как будто взрывчатка. (Фиалка, саморазбрасывание).
4. Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик, ветром)
5. Что за диво: плод плюется –
Целым в руки не дается. (Бешеный огурец. Созревая, плоды этого растения взрываются и разбрасывают семена в радиусе 8 м. Семена несутся со скоростью пули.)
6 . Почки – липучие, листья –пахучие,
Плоды – летучие. (Тополь, женские деревья, ветром)
7. Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня:
Пуля - слева, пуля – справа.
На кого идет облава? (Саморазбрасывание семян акации)
8. Бесколесой колесницей
Правит бешеный возница.
И по полю на бороздки
Всё рассыпалось с повозки. (Растения перекати-поле.
Небольшие кустики перекати-поле к моменту созревания семян высыхают, и влекомые порывами ветра, катятся по степи, разбрасывая семена.)
9. Есть матери с чудными замашками:
Швыряют детей вверх тормашками. (Растения акация, недотроги, распространяющие семена саморазбрасыванием).
10.Живет – рогатится,
Умрет-покатится (Кермек. Растения перекати-поле).
11. Вот так клад - усач:
В землю лезет сам! (Ковыль)
Ковыли обладают оригинальными способами распространения семян, которые у большинства видов снабжены длинными перисто-опушенными сетями. Это замечательный летательный аппарат. С его помощью довольно тяжелая зерновка летит, как на парашюте, в вертикальном положении. Через некоторое время она опускается вдали от материнского растения, но в большинстве случаев не сразу достигает почвы, запутываясь в густом травостое и подстилке из отмерших прошлогодних листьев и стеблей. В вечернее время, при выпадении росы, зерновка начинает "заякориваться" Весьма гигроскопичное нижнее спирально закрученное колено сети начинает раскручиваться и постепенно опускает зерновку все ниже и ниже, пока она не достигает уровня почвы. Далее зерновка, подобно штопору, ввинчивается острым концом в почву. Утром, с восходом солнца, есть начинает подсыхать и вращаться в обратном направлении, но из почвы не выскакивает, поскольку острие зерновки усажено многочисленными жесткими щетинками, отогнутыми в обратном направлении. Впоследствии ость у вершины зерновки обламывается, оставляя ту в почве.)
Эти «безбилетники» часто очень далеко «уезжают» от своих родителей. Семена, попавшие в дорожную грязь, могут прилипать к лапам зверей и птиц. Великий английский ученый Чарльз Дарвин однажды вырастил из грязи, смытой с птичьей лапки, 80 растений!
7. Рефлексивно-оценочный этап.
Дидактическая игра «Кто больше?». Используя материал сегодняшнего урока учащимся нужно сформулировать как можно больше ответов на вопрос: «За что я хочу сказать спасибо растениям?»
Подведение итогов. Подсчет результатов, определение победившей команды и самых активных игроков, оценивание работы.
Источники:
1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие.- М: ТЦ Сфера, 2004
2. Тимофеева Л.Л, Уроки природоведения в пятом классе по учебно-методическому комплекту В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5 класс/Л.Л. Тимофеева. – М.: Дрофа, 2007
3.http://flower.onego.ru/zlak/stipa.html
Трефилова Раиса Поликарповна
Екатерина Петровна
Дьячкова Наталья Анатольевна
Андреева Нина Александровна
Панов Егор Игоревич
Дьячкова Наталья Анатольевна