Воспитательный час в 5–6 классах на тему «По Млечному Пути»
Пояснительная записка к презентации
Всероссийский конкурс педагогического мастерства
на лучший конспект мультимедийного занятия
«Тайны космоса»
«По Млечному Пути»
(воспитательный час)
Орлова Н.А., воспитатель 1 кк
МБОУ «Новопортовская школа-интернат
имени Л.В. Лапцуя»
Инновационные методы и технологии:
частично-поисковый метод;
словесный метод;
групповой метод;
информационно-коммуникационные технологии;
игровые технологии.
Цели и задачи:
Расширить знания детей о освоении человеком в космоса;
Сформировать знания об вкладе ученых в дело освоения космического пространства;
Развитие интереса к науке о космосе;
Воспитание патриотических чувств; гордости за свою страну; стремление стать настоящим гражданином России.
Ход воспитательного часа:
(Включен СЛАЙД 1) «По Млечному Пути», посвященное Дню космонавтики
«Помнит Земля, подвиг ценя,
Звонкий апрельский возглас:
«Как ты, Заря? Слышишь меня!
Вижу открытый космос!»
12 апреля – День космонавтики. Звездное небо издавна призывает разум человека к размышлению, исследованию Вселенной.
Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить? (о космосе о космонавтах)
Сегодня мы совершим космическое путешествие – (СЛАЙД 2) «По Млечному
Пути» Млечный путь, так называется галактика, в которой мы живем
Вас ждут космические испытания. Желаю вам успехов и новых открытий!
– Экипажи заняли свои места и готовы к старту?
- Поехали!
(СЛАЙД 3) Первое испытание – придумать визитную карточку команды, выбрать капитана, представить команду. (Пока работают слайд 4(видео), на защиту слайд 5)
(СЛАЙД 6) Ну что ж уважаемые космонавты с нами на связь выходит настоящий космонавт, который поздравит вас с праздником из космоса (видео)
(СЛАЙД 7) Человек всегда стремился преодолеть земное притяжение и вырваться за пределы нашей планеты. В середине XX в. Удалось осуществить эту мечту. Возможно совсем скоро мы полетим на экскурсию в соседние галактики
Как вы думаете, как человек начал мечтать о покорении космоса?
Кто первый был в космосе? (предположение о собаках, поправляю детей)
(СЛАЙД 8) Первыми «космонавтами»-разведчиками стали микробы, мыши, кролики.
Первая маленькая мышка-«космонавт» пробыла над Землей почти целые сутки.
Но тогда еще ученые не умели возвращать космические корабли на Землю.
А кто был первым, кто вернулся на Землю? (дети рассказывают о Белке и Стрелке)
(СЛАЙД 9) Первой собакой, отправленной в космос, была Лайка. 3 ноября 1957 г. Но Лайка из космоса не вернулась.
19 августа 1960 г. с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка. Впервые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю.
Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
(СЛАД 10) Но самое интересное что только через 9 лет американцы запустили своего животного, спутник с обезьяной Бони. Но, к сожалению животное не выжило.
7 января 1997 г. завершился полёт спутника «Бион-11». В течение 14 суток в космосе находились две обезьяны Крош и Мультик.
Биообъекты вернулись на Землю и сегодня ученые ведут обработку полученной информации.
(СЛАЙД11) Конкурс ШИФРОГРАММА.
На борт корабля поступили какие-то странные зашифрованные телеграммы. Экипажи должны их прочесть.
Ребята разгадывают зашифрованные слова и поясняют их. (ИЛЛЮМИНАТОР, АСТРОНАВТ, ГРАВИТАЦИЯ).
(Понятия астронавт и космонавт возникли в 20 веке, вовремя гонки вооружений между СССР и США. Каждая держава хотела первой покорить космос. И удалось это сделать Советскому Союзу, ведь именно космонавт Юрий Гагарин первым облетел вокруг орбиты Земного шара. Зато американские астронавты первыми побывали на поверхности Луны, установив там свой флаг.
Так вот, астронавт (от греческих слов «астрон» – звезда и «наутэс» – мореплаватель) – лётчик, осуществивший полёт в космос на корабле американского или другого производства;
космонавт (от греческих слов «космос» и «наутэс») – лётчик, осуществивший полёт в космос на корабле советского или российского изготовления.
Есть в мире и другие понятия. Например, тайконавт – так называются космические пилоты в Китае. Слово происходит от «тайкун» – космический корабль китайского производства.
Проще говоря, гравитация - это сила, которая притягивает два тела друг к другу. Все, что имеет материю, то есть все, к чему можно прикоснуться, имеет гравитационное притяжение.)
Хочу у вас спросить, а что вы знаете о профессии космонавта? (ответы детей, подвожу итог)
Космонавт – это человек, (СЛАЙД 12) который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.
Начало этой профессии было положено полетом первого космонавта планеты Юрия Гагарина.
Космонавт – это исследователь. Каждый день на орбите – это экспериментальная работа в космической лаборатории.
Космонавт выполняет роль биолога, проводя наблюдения за животными.
Конечно же все знаете кто был первым космонавтом? (ответы детей Юрий Гагарин)
Предлагаю посмотреть вам кадры хроники о первом космонавте (СЛАЙД 13) (видео)
12 апреля 1961 г. космический корабль «Восток» был запущен с космодрома Байконур.
Облетел вокруг Земли один раз за 108 минут.
Этот полёт доказал, что человек может подняться в космос, и невредимым вернуться на Землю, живым и здоровым, а мы с вами сейчас позаботимся о своем здоровье давайте немного потанцуем.
( СЛАЙД 14) физминутка
Мы с вами говорили о том, что космонавт проводит в космосе работу, исследования, испытания. Значит в космосе должно быть место для таких работ (СЛАЙД 15) Так в космосе создали орбитальную станцию МИР — орбитальная значит находится на орбите, летает вокруг Земли. За время существования станции на ней было проведено более 23.000 экспериментов, поставлены два рекорда продолжительности пребывания в космосе На станции побывали 104 космонавта из 12 стран в составе 28 экспедиций. В открытый космос вышли 29 космонавтов и 6 астронавтов. Были произведены первые эксперименты над растениями
Станция использовалась в течение 15 лет. космонавту требовалась пища, предлагаю посмотреть видеофильм о том, как космонавты принимают пищу в Космосе (Слайд 16) (видео)
Интересно все продумано в космосе Все продукты находятся в вакуумной упаковке, тюбике, или в консервной банке.
(СЛАЙД 17) Нам достались три космических экземпляра, но что это мы не знаем этикетки куда-то подевались. Смелым космонавтам необходимо узнать, что тут такое. И какую пользу или вред это оказывает на человека (Конкурс в трех стаканах жидкость нужно отгадать где какая).
(-Молоко минеральные вещества прежде всего кальций магний железо
(-Сок витамины (С)
(-Какао углеводы дают нам энергию
И так на станции мы с вами перекусили и продолжаем работу, а вот «МИР» В 2001 г. Исчерпав свой ресурс была затоплена в Тихом океане.
Сейчас пользуются станцией МКС (международная космическая станция) но по-прежнему на станцию корабли доставляет ракета.
(СЛАЙД 18) Прототип ракеты был известен еще в Древнем Китае. Но под руководством Российского ученого-конструктора Сергея Павловича Королёва созданы ракеты, первые искусственные спутники Земли, космические корабли «Восток», «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полёт и выход человека в космос.
(СЛАЙД 19) Предлагаю провести эксперимент (проводят учащиеся), а вы попробуйте сами объяснить этот опыт, и так. Возьмем детский воздушный шарик, надуем его и отпустим. (предположение ребят)
(Свой шарик запускаю) Мы видим, что воздух начнёт выходить из шарика в одну сторону, сам шарик полетит в другую. Такое движение, возникающее при отделении некоторой его части с определенной скоростью относительно него и есть – реактивное движение.
(СЛАЙД 20) Принцип реактивного движения мы можем наблюдать у животных и даже у растений.
Ребята, с Земли пришло сообщение, но из-за задержек во времени вам придётся потрудиться чтоб отгадать, о чем идет речь.
Устами младенца
(СЛАЙД 21) ПОДСКАЗКИ:
(ОТВЕТ: Ю. А. Гагарин)
(СЛАЙД 22) ПОДСКАЗКИ:
(ОТВЕТ: ракета)
(СЛАЙД 23) ПОДСКАЗКИ:
(ОТВЕТ: воздух).
(СЛАЙД 24)С друзьями в небо ты глядишь,
Конечно, твёрдо веря,
Что подрастёшь, и полетишь
К загадочной Венере.
У нас сбываются мечты:
Покажут в телекадре.
Как по Сатурну ходишь ты
В космическом скафандре.
Наше путешествие заканчивается, и мы возвращаемся на Землю, с чем новым вы сегодня встретились? О чем узнали сегодня? (ответы детей)
Какой экипаж самый подготовленный для космического путешествия? (считаем ракеты)
Молодцы! Но я вас попрошу еще об одном, если вам понравилось путешествие похлопайте в ладоши, а если нет потопайте ножками. Спасибо
(слайд 24) Мы узнали многое, но ещё больше существует того, что мы не знаем о космосе. Космос продолжает загадывать человечеству загадки. И эти загадки предстоит разгадывать вам.
(слайд 26)