Тема: «По следам Весны»
Программное содержание: закрепить знания детей о весне, её признаках; закрепить умение находить причинно-следственные связи в явлениях природы; продолжать развивать связную речь детей, умение строить развёрнутое суждение и умозаключение; способствовать развитию познавательной активности, внимания, мышления; пробудить интерес к творчеству, умению выражать мысли, чувства в речи, в рисунке; совершенствовать общую, мелкую моторику; воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение цветов, воспитание самостоятельности, активности, инициативности, умения работать коллективно.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
- пособие «Причина-следствие»,
- картинки признаки весны, карточки - имена признаки,
- письмо, клубочки ниток,
- картины весенние,
- игра «Карусель вопросов»,
- конверт с разрезной картинкой солнца и лучами,
- мнемотаблица, карандаши, мелки,
- магнитофон, аудиозапись,
- мольберт, ноутбук.
Предварительная работа:
Отгадывание загадок, заучивание пословиц, поговорок, стихотворений о весне.
Наблюдение примет ранней весны в природе. Рассматривание весенних пейзажей. Слушание фрагментов из цикла "Времена года" П. И. Чайковского.
Ход занятия:
Вводная часть. - Ребята, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
Что это? (улыбка)
- Подарим друг другу улыбку и хорошее настроение.
Основная часть
1.Сюрпризный момент: Педагог: Ребята нам пришло звуковое письмо от одного лесного жителя. Давайте послушаем. (на компьютере изображение зайца и звуковое письмо)
Педагог: Ну, что ребята, поможем Зайцу? Отыщем следы весны?
Дети: Конечно, поможем!
Педагог: - Тогда отправляемся в лес. Не за грибами, не за цветами, а за загадочными следами! Пойдём вот по этой тропинке (перед каждым ребёнком клубок ниток). Будьте внимательными по дороге.
-На опушку по тропинке
Попадем мы прямиком.
Что увидим по дороге
Мы расскажем всем потом.
Звучит музыка. Дети сматывают клубочки.
Педагог: -Вот мы и добрались до опушки леса. Ребята, расскажите, что вы увидели по дороге? (дети рассказывают)
2.-Посмотрите, на пеньке лежит конверт, а в конверте части какой-то фигуры с вопросами. Может быть это для нас? Давайте попробуем ответить на вопросы. (На деталях желтого цвета вопросы: сколько времен года, сколько месяцев в году, сколько месяцев в каждом времени года, сколько дней в неделе, сколько частей в сутках, назовите время суток).
-А если нам сложить все детали, какая фигура получится? (круг) Какого
цвета? (желтого), на что же похож желтый круг? (на солнце)
Педагог: С чего начинается весна? Ответы детей (Солнышко стало пригревать сильнее, стало тепло)
3. Работа с пособием: «Причина - следствие».
Обсудить с детьми, что может последовать за причиной «солнце», поставить схему признака «температура». Принимаются любые ответы детей из их практического опыта. Зафиксировать ответы, как возможные следствия на пособии.
4. Игровое упражнение «Исправь ошибки»
А теперь послушайте и исправьте ошибки:
Засветило солнышко, потому что стало тепло. (Стало тепло, потому что светит солнышко).
Пришла весна, потому что прилетели грачи. (Грачи прилетели, потому что пришла весна).
Тает снег, потому что текут ручьи. (Текут ручьи, потому что тает снег).
5. Игра «Карусель вопросов».
Дети идут по кругу со словами: «Мы по кругу идём и вопросы задаём», останавливаются, педагог показывает карточку с вопросом. Дети по очереди задают вопрос, отвечают.
Педагог: Ребята, смотрите, картины, это, наверное, следующий след весны.
6. Игра «Посмотри и докажи».
Подходят к картинам на мольберте.
Педагог: -Какое время года изображено на картинках?
Дети: -Весна!
Педагог: -Почему вы так решили? На этой картине лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?
Ответы - доказательства детей.
7. Игра «Складушки-вычиталки»
Солнце + сосульки = капель;
Дерево + почки = весеннее дерево;
Солнце + снег = ручеёк;
Заяц – зима = заяц в серой шубке;
Птицы + тепло = прилёт птиц;
Цветок + снег = подснежник;
Небо + вода = дождь;
Заяц + весна = серая шубка.
8. Гимнастика для глаз «Весна».
Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна.
(Потягивание).
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!
(Рисуем пальцем круг, ведём глазами).
Справа - первые цветочки появились на лужочке.
(Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором).
Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.
(Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором).
Мы кораблик смастерили,
(Соединить ладони перед грудью).
В ручеёк пустить решили.
(Удаление сложенных ладоней вперёд от себя).
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!
(«Лодочкой» покачиваем вправо – влево, следим глазами).
Вот как весело играть и в весенний день гулять!
(Моргать глазками).
Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я!
(Глубокий вдох и выдох).
Педагог: Ребята, наше путешествие в лес подошло к концу. Как вы думаете, можно теперь зайцу менять шубку (ответ детей).
А нам пора возвращаться в детский сад.
1,2,3,4,5 –вот мы в садике опять (дети кружатся).
Молодцы, ребята! Давайте нарисуем признаки весны в таблице. Возьмите каждый необходимые материалы, вспомните, все о чем, мы с вами говорили, и приступайте к работе. Признаки весны не должны повторяться.
Самостоятельная работа. Дети, выбирают материал; рисуют.
Заяц благодарит ребят.
Итог занятия.
Педагог: Замечательная у вас получилась мнемотаблица. Мы её потом положим в конверт и отошлём зайцу, чтобы он больше не сомневался: пришла весна или нет.
Ребята вы сегодня очень старались. Показали свои знания, были дружными и помогли зайцу понять, что наступила весна.