12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коробченко Наталия Юрьевна52

План-конспект классного часа

«По страницам летописи»

Цели и задачи:

- познакомить детей с историей родного Северного Кавказа;

- воспитывать любовь к Родине;

- прививать доброжелательность между людьми разных национальностей и уважение друг к другу.

Ход классного часа


Ребята, сегодня наш классный час посвящен 462-ой годовщине присоединения Кабарды к России. Вы узнаете, как зародилась эта дружба. Поэтому мы отправимся в увлекательное путешествие по страницам истории. А поможет нам Никоновская летопись, составленная 462 года назад. Откроем ее тяжелый, сделанный из досок и обшитый кожей, переплет. Летопись аккуратно констатирует: «1530 год – рождение царя Ивана IV, 1547 год – поход турецко-крымских войск на Кабарду, 1552 год – приезд в Москву первых послов с Северного Кавказа».

Немаловажное значение в исторических событиях того времени, имело географическое положение Кабарды. Это перешеек между двумя морями – Черным и Каспийским. Отделенным от Азии высоким горным хребтом. Главное, что отличало в те времена адыгские племена, это постоянная их борьба против турецко-крымской агрессии.

Адыги начинают сближаться с России, в то время, когда шла ожесточенная борьба за овладение Кавказом, между двумя военно-феодальными государствами Востока – Османской империей и Ираном.

Однако Северный Кавказ послужил тем «твердым орешком», который оказался не по зубам ни Ирану, ни Турции, ни Крыму. И в обстановке постоянной военной опасности для народов, населяющих Северный Кавказ, очень важен был союз с Россией.


II. На Руси, в странах Европы, Кавказа и Востока издавна слышали и знали о кабардинских воинах. Они славились отвагой, мужеством, умением мастерски владеть саблей и меткостью в стрельбе из лука.

Итальянский путешественник Интериано, побывавший тогда на Кавказе, писал: «Каждый день, они бьются с татарами, которыми окружены со всех сторон. Горстка адыгов, превращает в бегство целую толпу скифов, так как гораздо проворнее, храбрее и хорошо вооружены».

Одними из самых видных политических и военных деятелей того времени, были -Темрюк Идаров, Езбозлуков, Маашук, Канклыч Кануков.

Имя князя Темрюка, в то время было широко известно не только среди кабардинцев, но и за пределами Северного Кавказа. Сближение и дружбы с ним, искали знатные фамилии других народов. Имя его овеяно легендами и сказаниями. Мудрые старики донесли до нас песни о князе Темрюке. (чтение учеником отрывка из песни).

Семь месяцев трудных, сидишь в седле,

Доспехи надев боевые.

Ты благо принес Кабардинской земле,

Открыл нам просторы России.

Хуара – скакнул, ускоряет свой бег,

А всадник отважен и строен,

Горячие стрелы ты сыплешь, как снег,

Темрюк, предводитель и воин.


III. В июле 1557 года в Москву прибыло посольство из самой Кабарды, которое направил Темрюк Идаров. Иван IV принял посла Канклыча Канукова в Золотой Грановитой палате. В торжественной тишине придворные приняли у кабардинцев богатые дары привезенные государю всея Руси – Ивану Васильевичу. Это были: знаменитые доспехи, сабли, кинжалы, ковры, золотые кубки.

Кабарда вошла в состав Руси на правах союзника. Отныне кабардинцам вместе с русскими и другими народами, населяющими страну, предстояло вести совместную борьбу с общим врагом.


IV. 7 августа 1560 года скончалась жена царя Ивана IV – Анастасия Романовна. В 30 лет он остался вдовцом.

На похоронах Анастасии он плакал, как ребенок, а потом отказался от пищи, проводил дни и ночи в молитвах. Через неделю, боясь за здоровье царя, бояре предложили ему подумать о новой женитьбе, но он и слышать об этом не хотел. Но 16 августа царь дал согласие на новый брак, думая о своем государстве и малолетних детях.

В конце августа были посланы сваты в Польшу, Швецию, но их миссии оказались неудачными. Сваты отбыли и в Кабарду. И вот, наконец, в середине июня 1561 года, сваты вернулись в Москву с новой невестой для Ивана IV.

Кученей предстала перед ним в национальном кабардинском наряде: в тлатье из темно-красного шелка, украшенным нагрудником с золотыми застежками, с широкими расшитыми нарукавниками и поясом из тесьмы. Голову ее венчала коронообразная шапочка с меховой оторочкой. Она казалась выше ростом, от того, что была в особой обуви на деревянных подставках.

Иван Васильевич долго и внимательно рассматривал девушку. Дочь Темрюка была непохожа на дочерей Руси. Таких девушек царь видел только на страницах книг в своей библиотеке.

В воскресенье, 6 июля, в Успенском соборе протопоп Андрей Благовещенский объявил, что Кученей готовится «ко крещению» и ей дается имя Мария, во имя святой Марии Магдалены. В тот же день, царь нарек ее своей невестой.

V. У Алексея Николаевича Толстова, известного русского писателя, в драматической повести «Иван Грозный» первая ее часть – «Орел и орлица» - посвящена Ивану IV и Марии Темрюковне. (Подготовленные учащиеся демонстрируют литературную трактовку образа царской невесты и ее первой встречи с царем).


Иван: Ты – умна… Смела… А я думал – дикая черкешенка.

Мария: Я в Мцхете в монастыре училась книжному искусству и многим рукоделиям. В Тбилиси при дворе грузинского царя, мне подол платья целовали… А тебя мне слушать скучно.

Иван: Это хорошо. Это удача. Добро, добро, что не хочешь со мной шутить. Послушай другие речи. К твоему отцу, послал я сватов не за твоей красотой.

Мария: За черкесскими саблями послал. Свои-то, видно, тупые.

Иван: Московские сабли остры, Мария Темрюковна. Добро, добро, дразни меня. Я мужик задорный. В Москве – в обычае, на кулаках драться. А с такой красивой девкой – выйди на поле – уж не и не знаю, чем и биться. Слушай, Мария… быть третьему Риму в Москве, ведь русская земля непомерна.

Мария: Царь, зачем говоришь мне тайные мысли? Разве, я тебе друг?

Иван: Верю я в твою красоту, Мария. Царицей прекрасной в свете вижу тебя. Дано мне свершить великие дела.

Мария: Дано.


VI. Рефлексия.

- В каком году, произошел великий союз Кабарды и Руси?

- Каковы причины этого союза?

- Когда этот союз стал еще более крепким?

- Какие вы знаете пословицы о дружбе?

Дружба – мать удачи, а вражда – беды.

Дружба и братство – высшее богатство.

Не та дружба сильна, что в словах заключена.

Верному другу – нет цены.

- Для чего вам надо знать пословицы и поговорки?


VII. Русь благотворно повлияла на культуру и быт Кабарды. Одним из общественным деятелей и знаменитым самородком, был Жабаги Казаноко. Он был очень трудолюбив и вел борьбу против Шариатского суда. В те далекие времена, когда кабардинская женщина, была в рабском положении, раздался голос Жабаги, о равноправии женщины и мужчины. Изречения, поговорки, крылатые слова Жабаги имеют силу и в настоящее время: «Не кровь, что в человеке течет, а он и дела, говорят о его достоинстве». «Человек хорошеет, только в труде». «Человек и в малом, и в большом, должен творить для грядущего».

Еще одним выдающимся деятелем Кабарды, был Шора Ногмов. Шора, много читавший, знакомый с русской передовой литературой, был проникнут благородными стремлениями. Он писал: « Придет время, когда в душе грубого горца, вспыхнет чудное чувство – светильник жизни – любовь к знанию, когда мы все примемся за грамоту, книги и письмо». Знаменитая книга Шоры Ногмова «История Адыгейского народа», проникнута идеей дружбы кабардинского и русского народов.

Русский филолог Лопатинский составил новую кабардинскую грамоту и русско-кабардинский словарь. В его работе принимали самое активное участие Кашежев и Тамбиев, в совершенстве знавшие русский язык.

Исключительный интерес к Кавказу проявили выдающиеся русские поэты и писатели: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, М. Горький. По их произведениям русские читатели знакомились с бытом и нравами кабардинского народа.

Дружественные связи кабардинцев с русскими закреплялись брачными связями. Определенное значение к подъему культурного уровня, имело развитие врачебного и школьного дела.


VIII. Вывод.

Вопрос, о присоединении Кабарды к Руси, является одной из актуальных тем истории. Правильное решение этого вопроса, имеет научное, практическое и воспитательное значение.

Этот акт способствовал дальнейшему сближению и дружбе горцев Северного Кавказа с русским государством.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.