12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чиченин Александр Николаевич106
Россия, Мордовия респ., Краснослободский район, с. Гумны

Тема урока. Победа греков над персами в Марафонской битве.


Ход урока.


Перед уроком раздать каждому по 1 белому листу и по одной карточки на парту.


Организационный момент.Проверка готовности к уроку (учебник, тетради, карандаши и т.п.)

Мотивационно-целевой этап. Здравствуйте, ребята.

Нам предстоит узнать много нового и интересного. А также научиться применять полученные знания. Настраивайтесь на рабочий лад. Но прежде чем начать работу, расскажу немного о себе. Я работаю учителем истории в Гуменской школе. Помимо работы я увлекаюсь разными спортивными играми. Поэтому часто вожу в багажнике мячи, шайбы, коньки вместе с ключами и запчастями. Вот и сегодня кое-что с собой прихватил (показываю теннисный шарик и маленький шарик-подшипник). Вы же умеете сравнивать, правда? Как по вашему, какой из этих шариков больше? А какой, тогда, тяжелее, больше весит? Можете подержать их.

Итак, ребята, эти шарики - моя загадка для вас и связана она с нашим сегодняшним уроком, с тем, что мы будем изучать. Если в конце урока вы мне объясните, что это за шараду я вам загадал, то значит, мы с вами отлично поработали. Если кто-то раньше догадается, то прошу, потерпите. Или можете мне тихонько сказать на ухо.


Давайте вспомним из ранее изученного, что из себя представляла Персидская держава. Каких персидских царей вы знаете?


1 слайд.Какие государства древности вошли в ее состав? (Показать на слайде по очереди эти территории).

2 слайд.Скажите, все эти народы добровольно вошли в состав Персии? Какой народ считался главнее других? А персидская армия состояла только из персов? Как вы думаете, хотели эти народы участвовать в новых завоеваниях персидского царя? Что же заставляло их служить персам?


А теперь посмотрим, что из себя представляла Греция.

3 слайд.(Приглашаю ученика) Покажите на карте, где находилась Греция. Хорошо, давайте проверим. Была ли она единой? Правильно, на Балканском п-ове и соседних с ним островах находились десятки самостоятельных городов-государств. Как мы называем такие государства?

4 слайд. (Приглашаю другого ученика). Покажите на карте, места расположения двух самых сильных греческих полисов. Назовите их. Проверим. Скажите, ребята, любили граждане Афин и Спарты свою родину, готовы были отдать жизнь за ее свободу? Здесь жили отважные воины?


Вы наверняка любите компьютерные игры. И не только бродилки-стрелялки, но и стратегии.

5 слайд.Посмотрите на соотношение сил греков и персов.Кем бы вы стали играть, чтобы наверняка победить?То есть, вы хотите сказать, что у персов был огромный перевес в военной мощи.


Я думаю, теперь вы догадались, о чем мы с вами будем вести речь сегодня. Правильно, сегодня мы начинаем изучать греко-персидские войны.

Теперь давайте откроем учебник, пар.34 с. 161 и запишем число и тему урока в тетрадях. Посмотрите, как она звучит? Получается, греки одержали победу! Как же такое могло произойти? Какую же мы с вами цель поставим? Правильно, нам нужно выяснить, почему же греки победили значительно превосходящего их в силе врага, который не знал до этого поражений.


Работа по теме урока.

Основной причиной войны стало стремление персов расширить свои завоевания, установить свое господство на Эгейском море. В начале 5 в. до н.э. персидский царь Дарий I решил подчинить греческие города. Но сначала он отправил своих послов, которые потребовали от греков их «земли и воды». Многие полисы покорились персам без боя. Но жители двух полисов поступили иначе. В Афинах послов убили, столкнув со скалы. А в Спарте послов бросили в колодец со словами: «Там на дне вы найдете достаточно земли и воды».

6 слайд. ДарийI отправил военный флот для покорения всей Эллады. И вот в 490 г. до н.э. в Афины пришла весть, что в Марафонской бухте показались корабли персов. Все способные сражаться встали в строй. Народное собрание избрало военачальника – стратега. Им стал Мильтиад, хорошо знавший военные приемы персов. 7 слайд. Запишем в тетради термин стратег и имя полководца – Мильтиад.Он возглавил десятитысячное пешее войско и повел его навстречу врагу. На помощь афинянам пришли только воины из города Платеи – около тысячи человек. Спартанцы обещали выступить в поход позже, ссылаясь на обычай, запрещавший им до полнолуния отправляться на войну. Персидское войско по разным данным составляло от 30 до 60 тысяч воинов.


Давайте прочитаем документ на странице 164 «Из клятвы афинских юношей…» Скажите, что мы узнаём о греческих воинах из этой клятвы?


Ну а пока отважные греки приближаются к месту сражения, мы с вами тоже перенесемся в древние Афины.

Выполним задание.

У вас есть карточки. Посмотрите внимательно на них. Представьте, что вы греческий воин, который собирается в военный поход. Что бы вы взял из ниже перечисленного с собой? Для этого вспомните климатические условия Греции и военное оснащение афинской армии.Обсудите ответ в парах и поставьте галочки напротив выбранных вами вещей.

Пожалуй, я спрошу мальчиков. Есть другие версии? Пожалуйста.

Верные ответы: под цифрами 1,3,6,7,9. Панцирь, наколенники, шлем, копье и меч.

А теперь девочки, скажите, что бы сказали мужчинам (мужьям, сыновьям, братьям), отправляющимся на битву (слушаем напутствия). После таких слов мужчины должны сражаться как львы!



8 слайд. Итак, персидский флот расположился в Марафонской бухте. Пехотинцы, всадники и колесницы персов заняли обширную равнину вблизи г. Марафон примерно в 40 км от Афин. Мильтиадсо своим войском заградил путь персам на Афины, заняв окрестные холмы. Семь дней стояли противники, не решаясь начать сражение. И вот на восьмой день…


Задание. Я хочу, чтобы вы сами узнали о том, что произошло на восьмой день. Прочитайте текст параграфа со страницы 163 под иллюстрацией и до конца. Документ не читаем. Кто желает рассказать об исходе Марафонской битвы? (слушаем ученика, учеников).

Какой новый термин вам встретился, что он означает? Давайте запишем его: фаланга – тесный сомкнутый ряд пехотинцев. И запишем и запомним дату – 490 г. до н.э. – победа греков над персами в Марафонской битве.


Ребята, а не пора ли немного размяться?

Проведем физкультминутку.

Представьте, что мы участники Марафонской битвы.Как идет строем греческая фаланга? Как бросали камни греческие воины? Как лучники натягивали лук, чтобы пустить стрелу. Упало копье, давайте его поднимем. Мы отважно сражаемся мечем, теперь другой рукой. Мы ликуем, узнав о победе? Вы спешите сообщить радостную весть о победе. А теперь нам нужно восстановить дыхание. Поаплодируем победителям.



Задание для всех.

Теперь зарисуем план битвы в тетрадях со страницы 162. (работают)


Может попробуем сделать вашу схему подвижной, оживить ее? Тогда внимание на экран.(клик по черному экрану)


Сразу после битвы Мильтиадотправил в Афины быстроногого воина сообщить о победе. Он бежал без отдыха и остановок. «Радуйтесь, мы победили!» чуть слышно сказал он и умер, сердце не выдержало такого напряжения. Знаете ли вы, какое состязание проводится в наши дни в память о его подвиге? Какую дистанцию бегут спортсмены?10 слайд.


Задание.Работа в группах. Теперь поработаем или поиграем в группах (1, 2, 3 ряды). Вам предлагается собрать пазл, а затем рассказать, кто изображен на получившейся картинке.


Пожалуй, настала пора вернуться к поставленной нами цели. Итак,почему же греки победили? Чего мы с вами не учли в раскладе сил двух армий? (слушаю ответы) 11 слайд.


Подумайте, какое значение имела эта победа для греков.(слушаю ответы)12 слайд.


А о чем эта победа говорит нам, живущим сегодня? (ожидаю ответы и формулируем: что не нужно бояться трудностей в жизни, которые кажутся нам непреодолимыми).


Ну, а теперь скажите, что я вам загадывал, показывая шарики? (надеюсь услышать или помогаю, если не услышу: то, что на первый взгляд кажется маленьким и слабым, на деле оказывается весомее, важнее, сильнее большого. Пример тому, победа греков над персами, проявленное ими мужество и героизм.)

Если останется время, попросить ребят назвать поговорки, в которых это подразумевается.


Слушайте, мы просто навскидку решили, что теннисный шарик легче. Историку так не подобает. Кто хочет проверить гипотезу? Выходите сюда. У меня здесь припрятаны весы, проведем измерение (ученик взвешивает шарики, все смотрят).




Рефлексия.

Ребята, у вас есть белые листы бумаги. Я вас прошу, положите ладошку на этот лист и обведите все свои пальчики. На каждом пальчике напишите, что вы узнали сегодня, и что вам понравилось на нашем уроке. А на ладони – что больше всего понравилось. Пожалуйста, кто прочитает по своей ладошке.

А теперь скажите, какие умения мы с вами выработали?


12 слайд. Домашнее задание.

1 .Выполнить задания в рубрике «Проверь себя»

2. Составить по теме рассказ с ошибками (не менее 5 ошибок)

3. Написать мини-сочинение на тему «Марафонский бой»


Всем спасибо. Вы молодцы. Мне было очень приятно с вами работать.

Опубликовано


Комментарии (1)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 17.01.21 в 22:02 0Ответить Пожаловаться
Эх, презентацию бы сюда... Интересный урок, спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.