12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лариса Тур1491
Украина, ДНР, Амвросиевский район, г. Амвросиевка
6

Урок в 5 классе «Древнее Двуречье»



Всеобщая история, 5 класс (в ДНР изучается в 6 классе).

Раздел: Западная Азия в древности.

Тема: Древнее Двуречье

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма урока: урок – погружение в тему с элементами путешествия.

Цель: ознакомить школьников с географическим положением, климатическими условиями и природой Древнего Двуречья, с занятиями населения, религиозными верованиями, развитием письменности и культурой этой страны.

Задачи:

1. Личностные.

Уважать культуру других народов, выстраивать конструктивные взаимоотношения в группе, применяя правила делового сотрудничества. Оценивать собственную учебную деятельность на уроке.

2. Метапредметные.

Познавательные УУД:

   - самостоятельно формулировать тему и цели урока;

   - свободно ориентироваться в материале учебника, работать с исторической картой, документом, проводить сравнение;

   - пользоваться приемами критического мышления, самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации.

Регулятивные УУД:

    - принимать и сохранять учебную задачу;

    - учитывать выделенные  учителем ориентиры действий;

    - закреплять умения контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

Коммуникативные УУД:

    - формировать  культуру общения между собой, учиться  работать в группах;

    - представлять результаты деятельности группы.

3. Предметные.

Уметь описывать климатические условия Двуречья, занятия жителей, их культуру. Показывать на карте местоположение Древнего Двуречья.

уметь описывать климатические условия Двуречья, занятия жителей, их культуру

 показывать на карте местоположение Двуречья

уметь описывать климатические условия Двуречья, занятия жителей, их культуру

 показывать на карте местоположение Двуречья

 уметь описывать климатические условия Двуречья, занятия жителей, их культуру

 показывать на карте местоположение Двуречья

Ожидаемые результаты:

После этого урока учащиеся смогут:

характеризовать природно-климатические условия и географическое положение государств Двуречья;

называть племена, которые населяли Двуречье в древности, первые цивилизации в долинах Тигра и Евфрата;

определять закономерности развития цивилизаций в долинах рек (на примерах изучаемой страны);

продолжать работу с атласом и картой – показывать на настенной (демонстрируемой) карте и в атласе территорию Двуречья, отмечать ее на контурной карте;

применять и объяснять понятия и термины: «государство», «Двуречье», «Месопотамия», «Междуречье», «города-государства», «шумеры», «аккадцы», «жрецы», «клинопись», «религия», «гробница», «Шумерская цивилизация»;

развивать хронологические умения;

определять влияние природных условий на жизнь и характер хозяйственной деятельности древних жителей Двуречья;

высказывать собственные суждения в отношении религиозных воззрений шумеров;

ответить на ключевой вопрос урока: «Почему Междуречье и Египет называют разными цивилизациями?»;

расширите свой познавательный интерес.

Методико-дидактическое обеспечение урока:

Историческая карта «Двуречье в древности», атлас, контурные карты, ученик Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – 6-е изд. – М.: Просвещение. 2016. – 303 с., пл., карт., мультимедийная система, презентация к уроку, флип-чарт и карточки – пазлы, ребусы, карточки с заданиями, видеоролики «Чудеса из глины», «Месопотамия», «Ашур».

Структура урока

І. Организационный момент (1 мин.)

ІІ. Актуализация опорных знаний

Историческая эстафета «Блиц-турнир» (2 мин.)

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

Метод «Мозговой штурм» (2 мин.)

ІV. Сообщение темы и ожидаемых результатов
(2 мин.).

Упражнение «Пазлы»

V. Изучение нового материала

1. Работа с атласом и контурными картами (поисково-исследовательская)

(5 мин.)

2. Аналитические исследования согласно учебника, составление сравнительной таблицы (4 мин.).

3. Исследование визуального источника (3 мин.)

4. Промежуточное обобщение (устное осуждение)(2 мин.)

5. Продолжение составления плана урока (2 мин.). Видеоролик «Чудеса из глины» - 1мин.

6. Работа в парах «Обучая - учусь». Творческая работа и ее презентация (4 мин.).

7. Составление «Записок путешественника» опорного конспекта по рассказу учителя (3 мин.). Решение исторической задачи.

8. Физкультминутка (1мин.).

9. Работа в группах «Школа в Двуречье» (3 мин.). Задание-перевертыш.

10. Работа с историческим документом «Миф о потопе» (2 мин.)

VІ. Систематизация и обобщение новых знаний.

Историческая задача, «Мозговой штурм», Мои «открытии», «цепочка», разгадай ребусы, тесты (5 мин.)

VІІ. Подведение итогов урока (2 мин.)
VІІІ. Инструктаж по домашнему заданию (1 мин.).

І. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Начинаем наш урок. Его эпиграфом будут слова:

«Река времен в своем стремленье -
Уносит все дела людей.
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей».

(На фоне музыкального файла) На уроках истории древнего мира мы каждый раз вспоминаем с вами события далёкого прошлого, изучаем историю разных стран и народов. Мы уже познакомились с одной из самых ранних цивилизаций Древнего Востока - Египтом. А сегодня я предлагаю вам отправиться со мной в новое путешествие? Хотите? А где вы хотели бы оказаться? В прошлом или настоящем? Почему? Я предлагаю отправиться в далекое путешествие, в прошлое - страну, которая называется Древнее Двуречье. Согласны? А чтобы попасть в Двуречье, нам надо совершить длительный авиаперелет. Поэтому в начале, чтобы получить билет нам необходимо вспомнить, всё о стране, которую мы изучали на прошлых уроках – о Древнем Египте. Давайте все вместе ответим на вопросы.

ІІ. Актуализация опорных знаний Слайд 1.

Историческая эстафета «Блиц - турнир».

На доске изображено поле, разделенное на дистанции (этапы) согласно количеству вопросов (всего дорожек три), по которым пройдут команды - участники игры. После того, как ведущий прочитает вопрос, члены команды должны вписать в соответствующую дорожку ответ. Выигрывает та команда, которая даст больше всех правильных ответов.

Вопросы эстафеты: Слайд 2

На каком материке расположен Египет? (Африка)

В какой части Африки? (На северо-востоке)

На берегах, какой реки? (Нил)

Как называют правителя Египта? (Фараон)

Знатные люди Египта? (Вельможи)

Первая столица Египта? (Мемфис)

Кто записывал указы фараона? (Писцы)

Особое приспособление для полива – столб и качающаяся жердь? (Шадуф)

Гробница фараона? (Пирамида)

Гроб для мумии? (Саркофаг)

Вера в сверхъестественные силы? (Религия)

Несвободный человек? (Раб)

Учитель: Молодцы, билет на путешествие мы с вами получили. 

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

1. Мотивационный видеоролик «Месопотамия». С помощью метода «мозгового штурма» учитель предлагает ученикам определиться, опираясь на историю уже изученного Древнего Египта, с чего следует начинать знакомство с Двуречьем, получив такие предложения:

Географическое положение;

Местоположение;

Природно-климатические условия;

Население и хозяйственная деятельность;

Демонстрация страны на настенной карте.

2. Предложенные учениками идеи учитель записывает на доске, как составные плана урока и просит учащихся оставить несколько строчек для того, чтобы в процессе урока дополнить план. Слайд 3. Обратите внимание на иллюстрации, размещенные на слайде. Это ваши помощники – опорные сигналы.

ІV. Представление темы и ожидаемых результатов.

На доске вывешивается флип-чарт, на котором очерчены контуры Двуречья. Перед учителем на столе лежат фрагменты настоящей карты, на обратной стороне которых записаны ожидаемые результаты. Ученики вслух читают написанное, после чего прикрепляют свой пазл на нужное место контурной карты, вследствие чего превращают контурную карту в настенный атлас. Этот атлас будет задействован в конце урока для проведения рефлексии.

Ожидаемые результаты, вписанные в пазлы и на Слайд 4 «Дерево желаний»:

Характеризовать природно-климатические условия и географическое положение Двуречья и его населения;

Показывать на настенной карте и в атласе территории государств Шумер и Аккад, отмечать их на контурной карте;

Применять и объяснять новые термины и понятия;

Ориентироваться в хронологии событий;

Определять влияние природных условий на жизнь и характер деятельности древних жителей Двуречья;

Высказывать собственные суждения в отношении религиозных воззрений шумеров;

Отвечать на ключевой вопрос урока: «Почему Междуречье и Египет называют разными цивилизациями?» Слайды 5-6.

V. Изучение нового материала.

1.Работа с атласами и контурными картами (поисково-исследовательская). Учитель предлагает ученикам открыть атласы, работая с которыми (из-за отсутствия знаний по данной теме) дети выполняют задания поисково-исследовательского характера, при этом делая пометки на контурной карте:

с помощью условных обозначений на карте охарактеризуйте географическое положение Двуречья;

сравните его с положением Египта;

найдите главные реки Двуречья. Откуда они берут свое начало? Подпишите названия рек на контурной карте;

найдите горы, в которых берет начало река Евфрат, отметьте их на контурной карте. Что вы знаете о них из географии?

Промежуточное закрепление: Сверим, что у вас получилось. Слайд 7.

Учитель: Древнее Двуречье – иначе называют страной двух рек. Оно находится на территории Передней Азии, в долине которой протекают реки Тигр и Евфрат (сейчас это земли Сирии, Турции, Ирака), там издревле существовали очаги земледелия. Примерная дата возникновения государства 5000 лет. О древнейшей истории Двуречья знаем довольно мало, так как на месте многих поселений, городов не сохранилось ни руин, ни гробниц подобных Египетским пирамидам, ни остатков храмов – лишь глиняные холмы.

глядя на карту, ответьте на логическое задание:

Отряд воинов – чужеземцев подошел к большой полноводной реке. Это был Евфрат. Чужеземцы посмотрели на бегущую воду, в удивлении замахали руками и закричали: «Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!». Предположите, к какому народу принадлежали чужеземцы. Почему они называли Евфрат «великой перевернутой рекой»? Как звали царя, который привел войско к берегам Евфрата?

(Учащиеся способны назвать египтян, фараона-завоевателя Тутмоса III и отметить, что Евфрат, в отличие от Нила, течет с севера на юг (точнее: с северо-запада на юго-восток)).

Почему это показалось египтянам странным? – спрашивает учитель. С его помощью учащиеся вспоминают, что египтяне до знакомства с Евфратом не знали других больших рек (кроме Нила). Видимо, течение реки с юга на север казалось им естественным и единственно возможным.

представьте себе, что вы стоите на берегу Нила с компасом в руке: где расположено Междуречье относительно Египта? (в Передней Азии, на северо-востоке).

2. Аналитические исследования по учебнику

Инструктаж учителя.

Задание для всех учащихся: Найдите на с.65-66 § 13 учебника описание природы Южного Междуречья и сравните ее с природой древнего Египта с.34-36 § 6. Заполните сравнительную таблицу.

Индивидуальное задание для 2-х учащихся: 1-му ученику необходимо вписать в таблицу на доске общие черты, а 2-му ученику – отличия.

Общее

Отличия

   

После того, как учащиеся справятся с заданием, правильный ответ проектируется на Слайде 8.

Общее

Отличия

это южные страны, где много жарких и солнечных дней в году;

в Египте течет полноводная река Нил, в Междуречье две также никогда не пересыхающие реки Тигр и Евфрат;

реки разливаются;

плодородные почвы;

земледелие – главное занятие населения.

Нил течет с юга на север, а Евфрат Тигр – с севера на юг;

Нил – самая длинная река в мире;

Нил разливается с июня по сентябрь, а Тигр и Евфрат – весной;

Двуречье бедное лесом.

3. Исследование визуального источника

Учитель: Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте, почитаем, как описывает эту великолепную страну Геродот. Информацию, полученную из атласа и учебника, учитель предлагает дополнить, исследуя визуальный источник. На экран с помощью мультимедийного проектора выведен отрывок описания Двуречья, сделанный Геродотом.

Слайд 9 ТЕКСТ ОПИСАНИЯ:

Природа Южной Месопотамии

«Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов – судоходен; в юго0восточном направлении он течет из Евфрата в другую реку – Тигр, на которой лежал город Нин. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Диметры – овощи и зерно. Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Диметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам-двести, а (в хорошие годы) даже сам-триста. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (масличное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед…. В древности было известно около 360 способов ее использования: свежие и сушеные финики служили пищей; косточки использовались кузнецами вместо угля в виде топлива; листья шли на плетение, из лыка делали веревки; даже древесина – хоть она и не высокого качества – в стране, бедной деревом, служила строительным материалом…».

После изучения документа, учитель предлагает ответить на вопросы:

- Какие синонимы Двуречью приводит автор? Месопотамия (mesos – средний, potamos – река), Вавилония.

-  Какая земля существовала в Древнем Двуречье? Плодородная.

- Назовите главное занятие жителей Месопотамии?

Назовите, какие культуры выращивали в Двуречье? Пшеницу, ячмень, финиковую пальму.

Как использовались плоды финиковой пальмы?

4. Промежуточное обобщение (устное обсуждение)

Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:

- Раскрыли ли мы обозначенные в начале урока направления знакомства с Двуречьем? Как связаны с ними опорные сигналы: река, пустыня, болото, финиковая пальма?

- Чем занимались жители страны? Чем объяснить различия в их занятиях на Севере и на Юге Двуречья? Слайды 10-11

5. Продолжение составления плана урока.

В дальнейшую структуру плана учитель предлагает внести такие пункты: Слайд 12

- Города-государства Шумера;

- Двуречье – страна глины;

Просмотр видеоролика «Чудеса из глины»

-Религия жителей Двуречья;

- Древние гробницы;

- Конец истории шумеров.

6. Работа в парах «Обучая - учусь». Творческая работа и ее презентация.

Изложение материала начинается с сообщения названий древнейших городов Шумеры – Ур, Урук, Лагаш, Ниппур. Ученики находят их в атласе и отмечают на контурной карте, визуально (с помощью учителя) знакомятся на Слайды 13-14, (если позволяет время, просматривают видеоролик «Ашур») после чего, работая в парах, выполняют задания:

1) Найдите в учебнике с. 66-67 и в приведенном на карточке документе факты, прочитайте их за 2 минуты: 1-й ученик – описание названных городов; 2-й ученик – описание домов и сооружений в этих городах, после чего (1 мин.) перескажите прочитанное партнеру.

Текст карточки

В Южном Междуречье появилось много небольших городов. Дома в них строились из тростника и кирпича в 1-2 этажа. Войдем в такой дом: вместо деревянной двери (она стоила очень дорого) обычно висел коврик. В жару в комнатах была прохлада и полутьма. Это от того, что дом не имел окон (их отсутствие спасало от нестерпимого зноя). Между верхним краем стены и плоской крышей была оставлена щель, через которую внутрь проникали свет и воздух. Дом имел внутренний двор, в который ведут выходы из отдельных помещений.

2) На основе полученных знаний и простого карандаша нарисуйте эскиз улицы или дома в тетради.

Когда ученики справятся с заданием, учитель проектирует на экран рисунок «Внутренний дворик в Междуречье» Слайд 15 (или с.72 учебника) и предлагает ученикам сравнить, совпадают ли изображения «художников» в тетрадях, с изображением на экране.

7. Составление «Записок путешественника» - опорного конспекта по рассказу учителя.

Материал «Двуречье – страна глины. Религия жителей Двуречья» изучается по рассказу учителя, в ходе которого учащиеся, используя метод «Выбери главное» («Поймай мысль») составляют в тетрадях «Записки путешественника» - опорный конспект, который может выглядеть так:

В Двуречье нет лесов и мало камня.

В стране – неисчерпаемые запасы глины. Слайд 16

Из глины делали кирпичи, полы в домах, тарелки, горшки, бочки, печи,

лампы, гробы, игрушки, таблички, на которых писали…

Клинопись – письмо в Двуречье.

Легенда о том, что Бог слепил человека из глины.

Религия – многобожие.

Главная роль принадлежала жрецам.

Обожествление сил природы.

Земледельческий культ.

Триада богов: Ану – бог неба, Энлиль – земли и воздуха, Эа – воды.

Иштар – богиня красоты, любви и плодородия. Набу – бог мудрости, покровитель наук, искусств. Энки – владыка земли. Слайд 17.

Слайд 18: Решите задачу. В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелья. Вопрос: Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте своё мнение.

Возможный ответ: Во-первых, у жителей древнего города Ура существовали религиозные верования, т. к. вера в загробную жизнь заставляла их хоронить вместе с хозяином и слуг, конюхов, музыкантов. Во-вторых, наличие неравенства среди людей, появление богатых и бедных, т. к. из двух тысяч гробниц всего лишь несколько отличались от других (золотыми украшениями, нахождением слуг, конюхов).

8. Физкультминутка.

Давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаёшь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу.

Сияние твоё проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

Кистями рук делаем «фонарики».

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб.

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

9. Робота в группах «Школа в Двуречье»

Вступительное слово учителя, в котором он напоминает значении знаний в жизни человека.

Пятиклассники, объединившись в 3 малые группы, с помощью учебника с. 68, информации слайда и иллюстрации учебника на с.68 характеризуют: Слайд 19

1группа – Внешний вид школы

2 группа – Кто находится в школе?

3 группа – Как и чему учат в школе?

Для закрепления. Задание-перевертыш: Прочитайте на слайде название письменности в Двуречье - О Л И С Ь П Н К И (с этим понятием учащиеся знакомились на слайде 16).

10. Работа с историческим документом «Миф о потопе» стр. 70 учебника.

Вопросы:

1.  Из-за чего возник потоп? (Из-за дождей).

2.  Какому человеку бог Эа сообщил о предстоящем потопе? (Праведному человеку Утнапишти).

3.  Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»? (Разливы рек Тигр и Евфрат).

4.  Какую информацию о людях Двуречья даёт этот документ? (О существовании у них религиозных верований).

Учитель анализирует выполнение работы, подытоживает услышанное выводами.

VІ. Систематизация и обобщение новых знаний и умений.

Систематизация и обобщение приобретенных знаний на уроке может проводиться в виде: А) Решения исторической задачи: «Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы - будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов».

Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени? (Писали на глиняных табличках, существовали школы, люди были грамотными, писали клинописью.)

Б) «Мозгового штурма» Мои «открытия» на сегодняшнем уроке, в ходе которого ученикам необходимо перечислить не меньше 10 «открытий» - то есть новой информации, услышанной на уроке; В) «цепочка» – ученики один за другим, не повторяясь сказанное товарищами, называют свои «открытия».

В) Учащимся предлагается ответить на ключевой вопрос урока «Почему Междуречье и Египет называют разными цивилизациями?».

И еще один вопрос: Как вы думаете, почему в Египте река Нил считалась добрым богом, а в 

в Двуречье обе реки (особенно Тигр) считались злыми богами ?

После чего для закрепления демонстрируется Слайд 20.

Г) Разгадайте ребусы: «Междуречье», «Клинопись», «Вавилон» Слайд 21.

Д) Объясните словарные слова: Слайд 22.

Е) Ответьте на тестовые задания: Слайды 23-28

VІІ. Подведение итогов урока.

Рефлексия

Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Учитель с учащимися возвращаются к карте – пазлов, созданной в начале урока и предлагает, снимая один за другим фрагменты, соотнести ожидаемые результаты с полученными. В том случае, если они совпали, фрагмент возвращается на место, если нет – откладывается. Целостность карты – свидетельство результативности урока.

Подводя итоги урока, учитель акцентирует внимание на ключевых моментах изученного материала, его роли в истории Древнего Востока, а так же о том, что Междуречье и Египет называют разными цивилизациями, потому, что каждой из них свойственны особые традиции и достижения во всех сферах общества. Народ Древнего Двуречья внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами. Слайд 29.

VІІІ. Домашнее задание: Слайд 30.

Всем: § 13, с. 65-68 прочитать, ответить на вопросы, выписать в исторический словарь новые термины;

Для любознательных (задания на выбор учащихся): 1- перед вами пословицы первых жителей Междуречья, предлагается дома найти русские варианты: а) Бедняк занимает - себе забот наживает; б) Хорошо одетому всегда рады; в) Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку;

2- творческое задание - Составить кроссворд к новым понятиям.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.