Урок «Почему со мной не дружат? К. Ушинский. Худо тому, кто добра не делает никому»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение школа №10
155813, Ивановская область, г. Кинешма,
ул. Котовского, д. 19 телефон (факс) (49331)5-37-74; Kineschma10@yandex.ru
Конспект урока литературного чтения
в 1 классе на тему: Почему со мной не дружат? К. Ушинский. Худо тому, кто добра не делает никому
Педагог: Менькова Ирина Львовна, учитель начальных классов МБОУ школы №10, г. Кинешма
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: развитие читательских умений.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с рассказом К.Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому», его идейно-смысловым и художественным содержанием;
продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью;
формировать читательские умения у детей при работе с текстом;
формировать умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.
Воспитательные:
воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки
воспитание умения сотрудничать в совместном решении проблемы;
формирование умения работать в паре, слушать и понимать точку зрения другого.
Развивающие
развитие умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст;
развитие памяти, образного и логического мышления, речи, творческих способностей;
развитие речи (оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать и доказывать свой выбор решения проблемы), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать);
Оборудование и технические средства обучения: АРМ, презентация для программы SMART Notebook
Наглядные пособия: карточки со словами помощь, отзывчивость, беззлобие, ласковость.
Ключевые слова: дети, доброта, взаимопонимание
Рабочие материалы для обучающихся: учебник литературного чтения 1 класс, толковый, фразеологический словарь; карточки с качествами, карточки с линеечками для критериального оценивания, книги серии «Читаем сами»
Автор учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А. Виноградская
№п/п |
Этапы урока |
Содержание этапа, деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые универсальные учебные действия |
Экологический компонент |
1. |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности). |
Упражнение «Желаю успеха» -Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите уверенность в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу, опустите ладошки. -Что подарили вы своему соседу? Самое удивительное явление в мире - это человеческая доброта. Слайд 1 -Ответьте на вопрос? А могу ли я назвать себя добрым?Слайд 2 -Какие добрые дела вы сделали вчера? Доброта – (синонимы, которые нам предлагает Ушинский к этому слову) помощь, отзывчивость, беззлобие, ласковость. (Приложение. Прикрепить карточки на магнитную доску) Очень часто я слышу от вас такие слова: «А он со мной не дружит?». На вопрос: «Почему?» вы ничего не можете ответить. Оказывается в течение дня мы делаем много добрых дел, даже не замечая этого. Иногда мы дарим свою доброту, а иногда….. наоборот. Вот сегодня нам и предстоит в этом разобраться «Почему с нами не дружат?» (написать на доске) и поможет нам в этом новое произведение. -Только ли знакомиться с новым произведением мы будем на уроке чтения? Какую учебную задачу поставим? Вы можете обратиться к схемам. (Приложение 1) Ответы уч-ся: «Мы будем учиться думать, рассуждать, высказывать свою точку зрения». - Я хочу, чтобы вы не просто научились читать, а читать выразительно, а ещё думать, рассуждать, высказывать свою точку зрения, анализировать поступки героев. И начнём с выразительного чтения Логопедическая разминка. Мимика «Змеи шипят» - шшшшшшшшшшшшшшш Тишина Слайд 3 Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения. грохотом (громче) - Прочитайте скороговорку. Слайд 4 Мышки сушек насушили, Мышки мышек пригласили. Мышки сушки кушать стали, Зубы сразу же сломали. - Найдите в тексте слова, которые обозначают действия мышек. (Насушили, пригласили, кушать стали, сломали.) - Найди в стихотворении рифмующиеся строчки, соедини их стрелками. - Прочитайте с утвердительной интонацией на этих словах. - Прочитайте скороговорку удивленно, восхищенно, раздраженно, весело. - А сейчас прочитайте быстро, еще быстрее. - А зачем нам эти упражнения? Учимся читать выразительно. - А какой герой призывал мышей жить дружно? - А кто ему вредничал? -Есть и фразеологизм для этой ситуации: Как мышь на крупу надулась. -Напечатайте фразеологизм в тетрадь. |
Включаются в урок, во взаимодействие с учителем. Работают с интерактивной доской Вспоминают и отвечают на поставленные вопросы. Дети высказывают мнения. Дети предполагают свои версии ответа Формулируют учебную задачу
Обучающиеся выполняют логопедическую разминку.
Дети учаться работать с силой голоса Отвечают на поставленные вопросы. Работа с фразеологическим словарём. |
Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем) Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) Познавательные (умение извлекать информацию). |
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности |
Слайд 5 -А теперь я предлагаю вам поработать в парах. У каждой пары на столе лежит книга. Возьмите её и подготовьте небольшое сообщение о ней. Выступление пар. Вывод: на обложке можно увидеть фамилию автора-писателя и название. Иногда книга является сборником произведений и автора нет. -А где можем узнать авторов? В содержании. -Молодцы, вы определили, что у вас сборники. Их вы можете взять в нашей библиотеке. -А что у них общего? Серия – читаем сами Слайд 6 -Книги очень старые. Посмотрите год их выпуска. -Но книги ещё хорошо сохранились. Ребята, бережно с ними обращались. И мы тоже должны бережно обращаться. -Почему надо беречь книги? - 2017 - год экологии. Недавно мы с вами помогли деревьям и сохранили 2 дерева. Как? Что мы собирали? - О чём книги хотят нас попросить? Кто уклеит? - Во всех ваших книгах есть автор, о котором мы сегодня узнаем Слайд 7 Ушинский -Слайд 8.Глядя на портрет вы можете сказать этот человек живёт сейчас (то есть он наш современник) или он жил давно? Он жил давно. -Но, несмотря на это, мы много интересного и поучительного можем узнать из его произведений. -А с какими писателями мы уже познакомились на уроках чтения? Слайд 9 Игра « Определи автора» -К.Д. Ушинский родился 19 февраля 1823 года в Туле. Всю свою жизнь он посвятил педагогике – науке о воспитании и обучении детей. Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им действительно было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучные и непонятные. И вот, Константин Дмитриевич Ушинский решил написать такой учебник, по которому детям учиться было бы легко и интересно. А когда ученье не мученье, тогда ученик и занимается, и учится успешнее. Ушинский составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались "Родное слово" и "Детский мир". Слайд 10. Они были совсем не похожи на прежние скучные учебники. В них было всё понятно и очень интересно. Уж их-то начнёшь читать и не оторвёшься: хочется скорее узнать, про что написано на следующей странице. Книги Ушинского открывали детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинали жить, и в котором так много было незнакомого, непонятного и таинственного. |
Работают в парах с книгами, готовят сообщение. Пары выступают, дают ответы, доказывая словами из книги.
Отгадывают фамилию писателя. Комментируют слайд, называют ФИ писателей и поэтов.
|
Познавательные (умение добывать новые знания из предложенной информации) Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме) Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы.) |
Беседа о пользе книг, почему их надо беречь. Книги делают из бумаги, а бумагу из деревьев. 2017 – год экологии. Мы заботимся о природе, собираем макулатуру. |
|
3. Выявление места и причины затруднений (постановка проблемы, формулирование темы урока) |
-Сегодня мы прочитаем рассказ, который Ушинский написал для учебников «Родное слово» и «Детский мир». Слайд 11 - Прочитайте начало названия произведения. -Кто- то может, знает продолжение? Выбираем “Худо тому, кто добра не делает никому» -Подберите синоним к слову худо. Ведь Ушинский жил давно и много слов, которые говорили тогда, сейчас не говорят и наоборот. Слайд 12 -Плохо -Прочитайте заголовок, используя синоним. - Выскажите предположения, о чем будет текст. « О том, как кто-то не хотел делать добрые дела». |
Формулируют тему и цель урока. Обучающиеся строят предположения. |
Регулятивные(умение самостоятельно формулировать тему и цели деятельности на уроке) Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование.) Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) |
||
4. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация |
- Познакомимся с текстом и проверим наши предположения. - Подтвердились ли ваши предположения? «Да, подтвердились». -Кто герои рассказа? «Герои рассказа - дети» - Что произошло с детьми? «Дети поссорились». -Почему они поссорились? «Мальчик Гриша был жадным, не хотел ни с кем делиться, никому не хотел помочь». -Что интересного заметили в названии текста? «Название текста – пословица». Напечатать цветными ручками -Можно ли сказать, что смысл этого рассказа заключается в этой пословице? Почему? «Я думаю да, потому что нужно не отказывать друзьям в помощи. Если ты никому не поможешь, то и тебе не помогут. Потеряешь друзей и останешься один». -Прочитайте текст и подчеркните слова, значение которых вам непонятно, которые говорили раньше, а сейчас употребляют мало. Чтение с заменой -Какое слово из предложения можно заменить словом Слайд 13 Чтение с выделением ключевого по смыслу слова -Одолжи мне на минутку карандаш Чтение с добавлением - В какие предложения можно добавить слово (пожалуйста). И девочка тоже не права -Обсуждение
|
Слушают произведение. Отвечают на поставленные вопросы, высказывают свои предположения, объясняют свой выбор. Печатают в тетради. Работа со словами в учебнике Помогают учителю заполнять таблицу Дети высказывают свои мнения, аргументируют их. .
|
Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование.) Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ) Коммуникативные (умение слушать, осмысливать). Личностные (формирование интереса к чтению, потребности в чтении) Личностные (умение высказывать свою точку зрения, понимать и принимать точку зрения другого.) Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, умение добывать новые знания из предложенной информации) Коммуникативные (овладение диалогической и монологической речью). Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы). Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ) |
||
5. Физминутка. |
|||||
6. Обобщение. |
Обобщающая беседа. -Теперь попробуем разобраться, чему хотел научить читателей К.Д.Ушинский? Ответы уч-ся: «Дружбе, взаимовыручке, быть добрым, не жадничать» -Этот рассказ написан давно. Скажите, а в наше время происходят такие истории? -На прошлых уроках мы уже говорили с вами о плохих и хороших человеческих качествах. Вспомните, что вам нравится в людях. (Ответы детей.) - Что вам не нравится в людях? (Ответы детей.) - Прочитайте качества из книг К. Ушинского. Распределите слова из текста на две группы. Поработайте в паре (Приложение 2) - Проверка Слайд17 - В ваших ответах сегодня прозвучали такие слова: нужно помогать друг другу, уступать друг другу, уметь быть дружелюбным. -Вернёмся к вопросу, который мы сформулировали в начале. Попробуем на него ответить. Почему на меня обижаются? Линеечки (Приложение 3) -Давайте переделаем пословицу из названия произведения , используя антонимы. Что получится? Хорошо тому, кто делает добро всем. |
Дают ответ, аргументируя и доказывая свою точку зрения. Делают вывод. Решают проблему. Работа в паре. Проверка по слайду Осуществляют самооценку усвоения материала и работы на уроке в целом; формулируют конечный результат. |
Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ) Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) |
||
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
- Какие учебные задачи ставили в начале урока? - Выполнили мы учебные задачи? Читали рассказ К.Д.Ушинского. Думали, рассуждали, высказывали свою точку зрения в ходе работы над рассказом, когда отвечали на вопросы, работали в паре. Анализировали поступки героев произведения. Вернёмся к нашему в -Тот, кто сделал добро другому человеку, и сам становится добрее. И добрее стал тот, кому он помог. Давайте же помогать друг другу, дружить и творить добро. Слайд 18 И помните – жизнь дана на добрые дела |
Определяют меру своего продвижения вперёд.
|
Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) Регулятивные (подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности). |
||
8.Домашнее задание. |
(по желанию). - Ребята, а в нашей школьной библиотеке есть книги из серии «Читаем сами», которые написал К.Д.Ушинский для детей. (Показ книжек). Вы можете их взять и прочитать, а также подготовить рассказ о том, что прочитали и сделать рисунок к прочитанному рассказу, а мы с удовольствием вас послушаем. |
Записывают задание в блокнот |
Федорова Людмила Владимировна
Федорова Людмила Владимировна
Менькова Ирина Львовна