12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Менькова Ирина Львовна42
Россия, Ивановская обл., Кинешма

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение школа №10

155813, Ивановская область, г. Кинешма,

ул. Котовского, д. 19 телефон (факс) (49331)5-37-74; Kineschma10@yandex.ru

Конспект урока литературного чтения

 в 1 классе на тему: Почему со мной не дружат? К. Ушинский. Худо тому, кто добра не делает никому

Педагог: Менькова Ирина Львовна, учитель начальных классов МБОУ школы №10, г. Кинешма

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: развитие читательских умений.

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с рассказом К.Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому», его идейно-смысловым и художественным содержанием;

продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью;

формировать читательские умения у детей при работе с текстом;

формировать умения логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.

Воспитательные:

воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки

воспитание умения сотрудничать в совместном решении проблемы;

формирование умения работать в паре, слушать и понимать точку зрения другого.

Развивающие

развитие умения анализировать поступки героев, прогнозировать текст;

развитие памяти, образного и логического мышления, речи, творческих способностей;

развитие речи (оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать и доказывать свой выбор решения проблемы), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать);

Оборудование и технические средства обучения: АРМ, презентация для программы SMART Notebook

Наглядные пособия: карточки со словами помощь, отзывчивость, беззлобие, ласковость.

Ключевые слова: дети, доброта, взаимопонимание

Рабочие материалы для обучающихся: учебник литературного чтения 1 класс, толковый, фразеологический словарь; карточки с качествами, карточки с линеечками для критериального оценивания, книги серии «Читаем сами»

Автор учебника: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А. Виноградская

п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

Экологический компонент

1.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности).

Упражнение «Желаю успеха»

-Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите уверенность в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу, опустите ладошки.

-Что подарили вы своему соседу?

Самое удивительное явление в мире - это человеческая доброта.

Слайд 1

-Ответьте на вопрос? А могу ли я назвать себя добрым?Слайд 2

-Какие добрые дела вы сделали вчера?

Доброта – (синонимы, которые нам предлагает Ушинский к этому слову) помощь, отзывчивость, беззлобие, ласковость. (Приложение. Прикрепить карточки на магнитную доску)

Очень часто я слышу от вас такие слова: «А он со мной не дружит?». На вопрос: «Почему?» вы ничего не можете ответить.

Оказывается в течение дня мы делаем много добрых дел, даже не замечая этого. Иногда мы дарим свою доброту, а иногда….. наоборот. Вот сегодня нам и предстоит в этом разобраться «Почему с нами не дружат?» (написать на доске) и поможет нам в этом новое произведение.

-Только ли знакомиться с новым произведением мы будем на уроке чтения? Какую учебную задачу поставим? Вы можете обратиться к схемам.

(Приложение 1)

Ответы уч-ся: «Мы будем учиться думать, рассуждать, высказывать свою точку зрения».

- Я хочу, чтобы вы не просто научились читать, а читать выразительно, а ещё думать, рассуждать, высказывать свою точку зрения, анализировать поступки героев.

И начнём с выразительного чтения

Логопедическая разминка.

Мимика   
     Покажите:
      «Плакса» - зажмуривание глаз;
 
      «Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
      «Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;
      «Тигренок» - оскаливание зубов;
      «Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.

«Змеи шипят» - шшшшшшшшшшшшшшш
Развитие голоса

Тишина Слайд 3

Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.
  Описание упражнения
   Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:
Была (произносится голосом обычной силы)
 тишина, тишина, тишина.   (произносится тихим голосом)
Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)

 грохотом (громче)
 грома (еще громче)
сменилась она.(громко)
 И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)
тихонько (произносится очень тихо)
Ты слышишь?(произносится тихим голосом)
Закапал, закапал,(произносится голосом обычной силы)
Закапал по крыше…

- Прочитайте скороговорку. Слайд 4

Мышки сушек насушили,

Мышки мышек пригласили.

Мышки сушки кушать стали,

Зубы сразу же сломали.

- Найдите в тексте слова, которые обозначают действия мышек. (Насушили, пригласили, кушать стали, сломали.)

- Найди в стихотворении рифмующиеся строчки, соедини их стрелками.
- Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией на этих словах.

- Прочитайте с утвердительной интонацией на этих словах.

- Прочитайте скороговорку удивленно, восхищенно, раздраженно, весело.

- А сейчас прочитайте быстро, еще быстрее.

- А зачем нам эти упражнения? Учимся читать выразительно.

- А какой герой призывал мышей жить дружно?

- А кто ему вредничал?

-Есть и фразеологизм для этой ситуации: Как мышь на крупу надулась.

-Напечатайте фразеологизм в тетрадь.

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

Работают с интерактивной доской

Вспоминают и отвечают на поставленные вопросы. Дети высказывают мнения.

Дети предполагают свои версии ответа

Формулируют учебную задачу

 

Обучающиеся выполняют логопедическую разминку.

 

Дети учаться работать с силой голоса

Отвечают на поставленные вопросы.

Работа с фразеологическим словарём.

Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем)

Коммуникативные

(умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Познавательные (умение извлекать информацию).

 
 

2. Актуализация знаний и фиксация

затруднения в деятельности

Слайд 5

-А теперь я предлагаю вам поработать в парах. У каждой пары на столе лежит книга. Возьмите её и подготовьте

небольшое сообщение о ней.

Выступление пар.

Вывод: на обложке можно увидеть фамилию автора-писателя и название. Иногда книга является сборником произведений и автора нет.

-А где можем узнать авторов? В содержании.

-Молодцы, вы определили, что у вас сборники. Их вы можете взять в нашей библиотеке.

-А что у них общего? Серия – читаем сами Слайд 6

-Книги очень старые. Посмотрите год их выпуска.

-Но книги ещё хорошо сохранились. Ребята, бережно с ними обращались. И мы тоже должны бережно обращаться.

-Почему надо беречь книги?

- 2017 - год экологии. Недавно мы с вами помогли деревьям и сохранили 2 дерева. Как? Что мы собирали?

- О чём книги хотят нас попросить? Кто уклеит?

- Во всех ваших книгах есть автор, о котором мы сегодня узнаем Слайд 7 Ушинский

-Слайд 8.Глядя на портрет вы можете сказать этот человек живёт сейчас (то есть он наш современник) или он жил давно? Он жил давно.

-Но, несмотря на это, мы много интересного и поучительного можем узнать из его произведений.

-А с какими писателями мы уже познакомились на уроках чтения?

Слайд 9 Игра « Определи автора»
- Сегодня мы познакомимся с творчеством Константина Дмитриевича Ушинского.

-К.Д. Ушинский родился 19 февраля 1823 года в Туле. Всю свою жизнь он посвятил педагогике – науке о воспитании и обучении детей. Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им действительно было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучные и непонятные. И вот, Константин Дмитриевич Ушинский решил написать такой учебник, по которому детям учиться было бы легко и интересно. А когда ученье не мученье, тогда ученик и занимается, и учится успешнее. Ушинский составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались "Родное слово" и "Детский мир". Слайд 10. Они были совсем не похожи на прежние скучные учебники. В них было всё понятно и очень интересно. Уж их-то начнёшь читать и не оторвёшься: хочется скорее узнать, про что написано на следующей странице. Книги Ушинского открывали детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинали жить, и в котором так много было незнакомого, непонятного и таинственного.
А главное - они открывали самую большую тайну: в чём радость и счастье человека. Из рассказов и сказок Ушинского всем было ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек. Учебник «Родное слово» переиздавался 164 раза. С помощью него обучались дети более 150 лет назад, и не смотря на то, что уже прошло столько лет, рассказы Ушинского и сейчас дети любят читать.

Работают в парах с книгами, готовят сообщение.

Пары выступают, дают ответы, доказывая словами из книги.

 

Отгадывают фамилию писателя.

Комментируют слайд, называют ФИ писателей и поэтов.

 

Познавательные (умение добывать новые знания из предложенной информации)

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы.)

Беседа о пользе книг, почему их надо беречь. Книги делают из бумаги, а бумагу из деревьев. 2017 – год экологии.

Мы заботимся о природе, собираем макулатуру.

 

3. Выявление

места и причины затруднений

(постановка проблемы, формулирование темы урока)

-Сегодня мы прочитаем рассказ, который Ушинский написал для учебников «Родное слово» и «Детский мир». Слайд 11

- Прочитайте начало названия произведения.

-Кто- то может, знает продолжение? Выбираем

Худо тому, кто добра не делает никому»

-Подберите синоним к слову худо. Ведь Ушинский жил давно и много слов, которые говорили тогда, сейчас не говорят и наоборот. Слайд 12

-Плохо

-Прочитайте заголовок, используя синоним.

- Выскажите предположения, о чем будет текст.

« О том, как кто-то не хотел делать добрые дела».

Формулируют тему и цель урока.

Обучающиеся строят предположения.

Регулятивные(умение самостоятельно формулировать тему и цели деятельности на уроке)

Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование.)

Коммуникативные

(умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

 
 

4. Построение

проекта выхода

из затруднения и его реализация

- Познакомимся с текстом и проверим наши предположения.

- Подтвердились ли ваши предположения? «Да, подтвердились».

-Кто герои рассказа? «Герои рассказа - дети»

- Что произошло с детьми? «Дети поссорились».

-Почему они поссорились? «Мальчик Гриша был жадным, не хотел ни с кем делиться, никому не хотел помочь».

-Что интересного заметили в названии текста? «Название текста – пословица». Напечатать цветными ручками

-Можно ли сказать, что смысл этого рассказа заключается в этой пословице? Почему? «Я думаю да, потому что нужно не отказывать друзьям в помощи. Если ты никому не поможешь, то и тебе не помогут. Потеряешь друзей и останешься один».

-Прочитайте текст и подчеркните слова, значение которых вам непонятно, которые говорили раньше, а сейчас употребляют мало.

Чтение с заменой

-Какое слово из предложения можно заменить словом Слайд 13

Чтение с выделением ключевого по смыслу слова

-Одолжи мне на минутку карандаш

Чтение с добавлением

- В какие предложения можно добавить слово (пожалуйста). И девочка тоже не права

-Обсуждение

 

Слушают произведение.

Отвечают на поставленные вопросы, высказывают свои предположения, объясняют свой выбор.

Печатают в тетради.

Работа со словами в учебнике

Помогают учителю заполнять таблицу

Дети высказывают свои мнения, аргументируют их.

.

 

Познавательные (выдвижение предположений, их обоснование.)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

Коммуникативные (умение слушать, осмысливать).

Личностные (формирование интереса к чтению, потребности в чтении)

Личностные (умение высказывать свою точку зрения, понимать и принимать точку зрения другого.)

Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, умение добывать новые знания из предложенной информации)

Коммуникативные (овладение диалогической и монологической речью).

Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы).

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

 
 

5. Физминутка.

       
 

6. Обобщение.
 

Обобщающая беседа.

-Теперь попробуем разобраться, чему хотел научить читателей К.Д.Ушинский?

Ответы уч-ся: «Дружбе, взаимовыручке, быть добрым, не жадничать»

-Этот рассказ написан давно. Скажите, а в наше время происходят такие истории?

-На прошлых уроках мы уже говорили с вами о плохих и хороших человеческих качествах. Вспомните, что вам нравится в людях. (Ответы детей.)

- Что вам не нравится в людях? (Ответы детей.)

- Прочитайте качества из книг К. Ушинского. Распределите слова из текста на две группы. Поработайте в паре (Приложение 2)

- Проверка Слайд17

- В ваших ответах сегодня прозвучали такие слова: нужно помогать друг другу, уступать друг другу, уметь быть дружелюбным.

-Вернёмся к вопросу, который мы сформулировали в начале. Попробуем на него ответить. Почему на меня обижаются?

Линеечки (Приложение 3)

-Давайте переделаем пословицу из названия произведения , используя антонимы.

Что получится?

Хорошо тому, кто делает добро всем.

Дают ответ, аргументируя и доказывая свою точку зрения.

Делают вывод.

Решают проблему.

Работа в паре. Проверка по слайду

Осуществляют самооценку усвоения материала и работы на уроке в целом; формулируют конечный результат.

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

 
 

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какие учебные задачи ставили в начале урока?

- Выполнили мы учебные задачи?

Читали рассказ К.Д.Ушинского.

Думали, рассуждали, высказывали свою точку зрения в ходе работы над рассказом, когда отвечали на вопросы, работали в паре.

Анализировали поступки героев произведения.

Вернёмся к нашему в

-Тот, кто сделал добро другому человеку, и сам становится добрее. И добрее стал тот, кому он помог. Давайте же помогать друг другу, дружить и творить добро. Слайд 18

И помните – жизнь дана на добрые дела

Определяют меру своего продвижения вперёд.

 

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)

Регулятивные (подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности).

 
 

8.Домашнее задание.

(по желанию).

- Ребята, а в нашей школьной библиотеке есть книги из серии «Читаем сами», которые написал К.Д.Ушинский для детей. (Показ книжек).

Вы можете их взять и прочитать, а также подготовить рассказ о том, что прочитали и сделать рисунок к прочитанному рассказу, а мы с удовольствием вас послушаем.

Записывают задание в блокнот

   

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Менькова Ирина Львовна, 08.11.17 в 09:22 0Ответить Пожаловаться
Доброе утро. Презентация в формате SMAPT Notebooke. Не могу загрузить
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.