12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федорова Лариса Владимировна34
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Урок - Почему не стареет классика?


Устаревшие научные теории, примитивные механизмы уступают место более новым, совершенным. А вот произведения  искусства со временем не теряют своей ценности. С позиций современной жизни мы стараемся переосмыслить искусство прошлого, найти в нём ответы на волнующие нас вопросы…

Об особенностях этих культурных процессов вы попробуете поразмышлять на сегодняшнем уроке.

В науке и технике развитие происходит постепенно и последовательно. Новые открытия уточняют, а, порой, в корне меняют представления людей об окружающем мире. Так, например, в древности считалось, что земля плоская и покоится на трёх слонах. Затем учёные доказали, что Земля круглая, и вокруг неё вращаются солнце и звёзды. И лишь во времена Коперника и Галилея гелиоцентрическая система пришла на смену более ранним научным представлениям. Развитие производства, транспорта, средств связи, изобретения в других видах техники делают ненужными многие вещи. И они становятся экспонатами музеев.

Но произведения  искусства со временем не теряют своей ценности. Всё новые и новые поколения людей вглядываются в картины старых мастеров, восхищаются шедеврами скульптуры и архитектуры, слушают музыку, созданную несколько веков назад.

Почему же произведения искусства не стареют? - Вероятно, потому, что настоящий художник за внешними чертами видит нечто более глубокое. Он словно позволяет нам заглянуть во внутренний мир человека, его мысли, чувства. Едва уловимые движения человеческой души становятся доступны нам благодаря таланту скульптора, художника, композитора.

Как бы не менялся мир вокруг нас, мы по-прежнему любим и страдаем, разочаровываемся и вновь обретаем надежду. Жизнь человека, его судьба, его место в этом мире были, есть и будут вечными темами искусства. Так же как и сто, и триста лет тому назад мы переживаем невзгоды, ищем своё счастье, обретаем и теряем друзей и любимых…

Но классика не остается неизменной. Современная жизнь с её острыми ритмами, стремительным темпом меняет наши взгляды. И с этих новых позиций мы стараемся переосмыслить искусство прошлого. Нотные строки Баха и Бетховена, Моцарта и Чайковского оживают под пальцами исполнителей,  каждый раз рождаясь заново. Некоторые музыканты стараются как можно точнее воспроизвести дух ушедшей эпохи. Такое исполнение называют аутентичным.

Однако, аутентичное исполнительство – это достаточно узкое элитарное искусство для «музыкальных гурманов». Гораздо чаще новые поколения музыкантов по-своему слышат великие шедевры, находят новый смысл и современное звучание знакомых мелодий. Искусство уважительного, внимательного, но при этом современного «прочтения» классики называют интерпретацией. Иногда в связи с премьерой какой-нибудь постановки известной оперы или балета можно услышать такие слова: «Труппа Большого театра представила публике новую интерпретацию классического шедевра».

Некоторые музыканты идут ещё дальше и создают новые аранжировки, сочетают старинные и современные музыкальные инструменты, вступают в творческий диалог с композиторами-классиками. И тогда на основе известных мелодий возникает, по сути, новое музыкальное произведение.

Переделкой, «осовремениванием» музыки люди занимались всегда. Композитор XVIII века И. С. Бах обрабатывал старинные хоралы для органа. Спустя триста лет композитор XX века Д. Б. Кабалевский сделал переложение органных прелюдий Баха для фортепиано. А современные исполнители делают интересные аранжировки музыки эпохи барокко для синтезатора.

Родоначальник русской классической музыки М. И. Глинка на основе двух старинных народных песен сочинил свой оркестровый шедевр - «Камаринскую». А композитор следующего поколения русских композиторов – М. А.  Балакирев – сделал фортепианную транскрипцию романса Глинки «Жаворонок». Лист создавал транскрипции на основе произведений Шуберта, Бетховена, Верди, других композиторов

При таких переработках музыкальных произведений стиль оригинала может сильно измениться. Известно немало джазовых обработок классических мелодий Моцарта, Шопена, других композиторов. Продолжается эта практика и сегодня. В составе рэп-композиций можно услышать мелодию хора «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина или «Вокализ» Рахманинова. В современной молодежной культуре утвердился новый термин – кавер-версия. Известные, популярные композиции одних певцов пробуют исполнять другие. Иногда у них получается даже лучше, чем у самого автора!


Выполните здания и ответьте на вопросы:


  1. Найдите в интернете и послушайте «Шутку» И. С. Баха в аутентичном исполнении на старинных инструментах и в исполнении вокального ансамбля «Swingle Singers». Чем различаются эти две интерпретации известного классического шедевра?
  2. Найдите в интернете и послушайте композиции в исполнении саксофониста Яна Гарбарека и вокального коллектива «Hilliard Ensemble». Попробуйте определить какие музыкальные стили, течения, жанры объединили эти музыканты в единой композиции.
  3. Найдите в интернете и послушайте романс М. И. Глинки «Жаворонок» в классическом исполнении. Найдите и послушайте также фортепианную транскрипцию Балакирев-Глинка «Жаворонок». Какие приёмы музыкального развития использовал Балакирев в своей транскрипции? 


  1. Почему не стареют классические музыкальные произведения?


  1. Какие варианты исполнения классики существуют в современной культуре?


  1. Что стало основой для сочинения М. И. Глинкой симфонического произведения «Камаринская»?


  1. Что такое кавер-версия?


  1. Какие темы можно назвать вечными темами в искусстве? Приведите примеры.


  1. Назовите фамилии музыкантов, которые исполняют современные обработки классической музыки.


  1. Как называются переработки сочинений Бетховена, Шуберта, Верди, которые создавал Ференц Лист?
    • Интерпретация
    • Аранжировка
    • Транскрипция


  1. Какие произведения искусства называют классикой?
    • Произведения, созданные много лет назад.
    • Произведения, которые считают высшим образцом.
    • Произведения, которые всем нравятся.


  1. Сопоставьте музыкальные термины и их значение. Составьте правильные пары:


Аранжировка


Попытка максимально точно воспроизвести стиль и манеру исполнения, характерную для прошлых веков.




Транскрипция


Переложение произведения для другого состава музыкальных инструментов.




Аутентичное исполнение


Создание новой композиции на основе известного  музыкального произведения.



  1. Кто из этих композиторов делал обработки, переложения, транскрипции музыкальных произведений своих предшественников? Составьте соответствующие пары:


М. И. Глинка


Ф. Лист




Ф. Шуберт


Д. Б. Кабалевский




И. С. Бах


М. А. Балакирев


  1. Выберите верные утверждения:
  • В науке новые открытия часто отменяют, уточняют или видоизменяют прежние теории, научные представления.
  • В науке старинные теории продолжают считаться истинными и неизменными, несмотря на новые открытия.
  • В технике старые вещи, предметы, механизмы уступают место новым, более совершенным.
  • В технике старые вещи, предметы, механизмы используются повсеместно, несмотря на то, что давно существуют новые, более совершенные
  • В искусстве классические произведения представляют только историческую ценность, как образец культуры прошедших столетий
  • В искусстве классические произведения продолжают волновать людей, несмотря на то, что появилось много новых направлений творчества.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.