Урок-опыт по теме «Почва. Её состав и свойство» в 3 классе
Конспект открытого урока – опыта по окружающему миру в 3 классе
По теме: «Почва.Состав почвы и её свойство».
Проводила Шевченко Оксана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 94, Пролетарского района, г.Ростова-на-Дону, Пояснительная записка
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у обучающихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально.
С введением ФГОС начального общего образования изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения, а также средством повышения качества достижения планируемых результатов. В современных условиях главной задачей образования является не только получение обучающимися определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором обучающийся становится активным субъектом учебной деятельности, это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися;
активизировать познавательную деятельность обучающихся ;
проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
По новым ФГОСТ каждый кабинет начальных классов должен быть оснащен различными средствами интерактивного оборудования. Поэтому цель нашего проекта показать как можно применить интерактивную доску, систему голосования в своей работе, презентацию.
Задачи :
Освоить методику работы с интерактивной доской, системой голосования.
Систематизировать информацию по теме данного проекта, использовать ее для проектирования урока и применять в дальнейшей педагогической деятельности;
Овладеть методикой и практикой использования ИКТ на различных этапах урока.
Предмет: окружающий мир
Класс :3
Название темы: Почва. Состав почвы и её свойство.
Цель: познакомить с почвой, видами почв и составом почвы.
Задачи:
Изучить состав почвы и отличительные признаки видов почв.
Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.
Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Тип: изучение нового материала.
Форма: урок – опыт.
Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный, наглядный.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
Планируемые результаты:
Метапредметные
Познавательные
Умение:
находить нужную информацию, анализировать ее,
находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение:
принять учебную задачу, сохранить ее, действовать в соответствие с ней,
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Коммуникативные:
Умение:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;
сотрудничать с одноклассниками, договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .
Предметные:
Усвоение состава почвы, видов почв , умение различать почвы , называя отличительные признаки.
Личностные:
Проявление творческого отношения к процессу обучения, осознание значимости новой роли « исследователь», оценка своей работы в этой роли.
Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.
Оборудование:
Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний, УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. «Мир вокруг нас», 3 класс, демонстрационный и раздаточный материал: на партах - лупа, стаканчики с водой, почва, спиртовка (у учителя на столе), стеклышко.
Цели: дать представление о том, что почва - продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; рассказать о составе почвы и ее плодородии.
Ход урока:
1.Орг. момент.
-Здравствуйте,ребята. На прошлом уроке по окружающему миру мы с вами познакомились с тем как образуется почва. Какое участие в образовании почвы принимают растения и животные.
-А сегодня на уроке, мы познакомимся с составом почвы. (слайд 1).
-Сегодня вы все принесли из дома землю, и у каждого на столе лупа и стаканчики с водой. Как вы думаете для чего я вам их приготовила?
( рассматривать землю.)
-Правильно, у нас не простой урок, а урок-опыт. Мы с вами будем проводить опыты с почвой и более подробно выясним из чего состоит, состоит почва.
(слайд 2).
2.Повторение изученного.
- Но прежде чем перейти к нашим опытам давайте отгадаем загадку.
(слайд 3).
- Правильно земля, (слайд 4).
-А как ее еще можно назвать?
(почва)
- Вспомим, что такое почва?.
(Верхний тонкий слой земли). (слайд 5)
-Правильно- это верхний плодородный слой земли от десятков сантиметров до двух-трех метров, большей частью покрытый растительностью.
-Посмотрите это все почва (слайд 6,7)
3. Формирование новых знаний.
-Скажите, а где мы с вами можем видеть почву.
(в лесу, саду. огороде) (слайд 8,9)
Опыт 1.
-Возьмите почву и лупу. Давайте рассмотрим под лупой из чего состоит почва (рассмативают землю).
-Что же вы увидели рассматривая почву.
(есть остатки корешков, листьев растений, части насекомых и других животных). ( слайд 10).
-Совершенно верно в почве есть листья, корешки, части растений. А как вы думаете, как они туда попали?
(животные умерли, листья осыпались и остались лежать на земле).
(слайд 11).
-Правильно все что погибает остается лежать на верхней части земли. А обитающие в почве микроорганизмы и бактерии, невидимые простым глазом, измельчают эти остатки, которые быстрее сгнивают и образуют плодородный слой почвы - перегной. А основное свойство почвы- это плодородие.
-А кто из вас может объяснить что означает слово плодородие?
(слайд 12,13).
-Плодородие, если разобрать слово по составу, означает умение растить плоды, т.е. почва должна уметь вырастить растения как дикорастущие, так и сельскохозяйственные. А плодородие почвы зависит от количества в ней перегноя.
-А знаете ли вы ,ребята. сколько лет нужно для того чтобы образовался один сантиметр почвы?
-Так вот один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров образуется за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.
-Итак, первое что мы с вами узнали, это то, что в почве есть?
(насекомые, остатки растений, листья).
-Откройте свою рабочую тетрадку и запишите первое составное почвы.
Опыт 2.
-Вы все принесли почву с разных мест. Посмотрите и скажите у всех цвет почвы одинаковый?
(нет)
-А как вы думаете, что влияет на цвет почвы?
Незнаете, а давайте посмотрим. Возьмите стаканчик с водой и опустите туда свою почву, палочкой размешайте и дайте постоять. Сейчас еще раз посмотрите,что вы увидели в стаканчике кроме листьев и остатков животных? (слайд 14).
( песок)
-Хорошо. Значит в почве есть песок, а еще что?
(глина)
-Молодцы.а если в почве много песка и глины, то как вы думаете какой цвет приобретет почва?
( светлый )
-Почему?
(песок светлее)
-Совершенно верно. Посмотрите на доску,вы видите что почва разного цвета в зависимости от того каких веществ в ней больше. И название почве дано по составу,например вы видете чернозем, песчаную почву, глиняную почву, и можете по названию определить чего в ней больше.
(слайд 15).
-Итак, значит в почве есть и песок и глина. Хорошо, запишите в тетрадь, что еще есть в почве. (записывают –песок,глина).
-А все ли ребята знают, что почву называют домом для животных. А ка вы, думаете почему?
(живут червяки, жуки, грызуны (слайд 16).
-Скажите,пожалуйста, кто знает насекомые и животные, живущие в земле, приносят пользу или вред?
(пользу)
-Правильно, а какую?
(делают дырки)
-Совершенно верно. Когда насекомое передвигается под землей, от него остается тунель, пустое место в земле, тем самым они рыхлят почву.
Опыт 3 .
-Посмотрите на стаканчик с водой. Кроме глины, песка. Остатка растений, что еще происходит в стаканчике?
(идут пузырки)
-А как вы думаете, что это за пузырьки?
(воздух) ( слайд 17).
-Совершенно верно, в почве есть воздух, чтобы наши насекомые не задохнулись, и растения тоже получали кислород , значит насекомые рыхлят почву, чтобы в нее попало больше воздуха.
-Запишите в тетрадь , что еще мы увидели в почве ( записывают –воздух).
Физминутка:
-Буратино потянулся (дети тянут руки вверх),
раз прогнулся (прогибаются назад),
два нанулся (нагибаются вперед),
хлопнул, топнул улыбнулся.
Опыт 4.
-А сейчас возьмите почву насыпьте на промокательную бумагу и хорошенько придавите. Что вы видите?
(бумага мокрая) (слайд 18).
Опыт 5.
-Хорошо. А сейчас я возьму стеклышко и на него капну несколоко капель профильтрованной воды, в которой находилась почва. Кто знает как можно фильтровать воду.
(через вату)
-Да, через вату, марлечку. Я спиртовкой нагрею водичку на стекле и что же мы с вами видим?
(не стало воды)
-Что с ней произошло?
(испарилась).
-Правильно, вода испарилась, а посмотрите что осталось.
(белая пыльца)
-Да, только это не пыльца а минеральные вещества. Или как их еще называют –минеральные соли, которые тоже есть в почве. Отметьте это у себя в тетради. (записывают –минеральные соли).
А кто помнит, что такое минеральные соли?
(полезные вещества для растений).
-Правильно, вещества необходимые для роста и развития растений.
(слайд 19, 20, 21).
Опыт 6.
-А сейчас я буду нагревать саму почву. Положу ее на стеклышко. Посмотрите, что происходит? Что вы чуствуете?
(появляется запах) ( слайд 22).
-Какой вывод можно сделать из этого опыта?
( в земле есть перегной).
-Правильно, в земле есть перегной. Запишите. Пожалуйста в тетрадь.
Физминутка:
- Ветер дует нам в лицо (дети руками показывают ветер),
Закачалось деревцо (руки вверх и покачивают ими в сторону),
Ветерок все тише – тише, деревцо все выше – выше (руки опускают вниз и присаживаются).
4.Закрепление изученного.
-Итак мы с вами провели опыты и узнали из чего состоит почва.
-Откройте свои учебники на странице 66 и давайте прочтем из чего состоит наша почва.
-Так кто же мне скажет, каков состав почвы? ( слайд 23).
( вода, глина,песок, воздух, остатки растений и животных, минеральные соли)
-Молодцы. ну и скажите пожалуйста для чего все это нужно?
( чтобы росли растения)
-правильно, и вода и воздух и минеральные соли нужны дл того, чтобы растения получали полезные вещества для своего роста.
5.Итог урока.
-А сейчас я хочу посмотреть, что вы запомнили о почве и ее составе.
Кроссворд:
1.Верхний слой земли, на котором растут растения (почва)
2.одна из составных частей почвы.( песок)
3.Вещество, повышающее плодородие (перегной)
4. основное свойство почвы (плодородие)
П |
о |
ч |
в |
а |
|||||
е |
с |
о |
к |
||||||
е |
р |
е |
г |
н |
о |
й |
|||
л |
о |
д |
о |
р |
о |
д |
и |
е |
-Молодцы урок вы усвоили. На следующем уроке мы познакомимся с разрушением и защитой почв. (слайд 24,25,26).
-Откройте дневники и запишите домашнее задание. (слайд 27).
-Урок окончен, спасибо. До свидания.