12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вахрина Мария Ивановна4289
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Разработка урока окружающего мира по теме: Почва.

 Предмет: окружающий мир

Возраст обучающихся: 3 класс

Выполнила учитель начальных классов, Вахрина Мария Ивановна, МБОУ «СОШ №19» имени В.Г.Остроумова, г. Ижевск

Тип урока: игра-исследование

Тема: Почва.

Цель: знакомство с почвой, её слоями, составом, основным свойством и охраной.

Задачи:

Дать элементарные знания о почве;

Познакомить с разнообразием почв;

Выяснить простейшие связи между почвой, растительностью, животными и горными породами.

Актуальность темы.

Данный урок построен в форме игры- исследования, так как это позволяет сделать его интересным, доступным, помогает повысить активность детей, усвоить знания и повысить качество обучения. На уроке организована интерактивная работа с помощью ИКТ в образовательном процессе в предметной области «Окружающий мир». Обучающиеся разделены по группам (5 команд по 4-5 человек), создаётся атмосфера, мотивирующая его к успешному обучению и направленная на формирование положительного отношения к учению, что, безусловно, является дополнительным импульсом к активной работе.

Оборудование: Интерактивная доска с доступом в Интернет, проектор, телефоны с установленным приложением для считывания Qr –кода, стеклянные стаканы, стеклянные палочки, пробирки, спиртовки, спички, воронки, нетбуки.

Технологическая карта урока окружающего мира.

Тема

Почва

Кол-во учебных часов

2 часа

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

1.Знакомство с свойствами почвы, её видами.

2. Практическое умение проводить опыт, делать выводы.

3. Обращение внимание учащихся на сохранение главного свойства почвы-плодородия.

4.Умение устанавливать границы своего знания и незнания.

Личностные результаты:

1.Осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения;

2. Устойчивый познавательный интерес изучению природы родного края.

3.Способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения.

Метапредметные результаты:

1. Умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления;

2. Умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции;

3. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Тезаурус

Почва, окружающий мир, природа, технология, Qr – код, перегной.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение (обогащение кругозора).

Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания; освоение диалоговых форм общения).

Технология (моделирование).

Групповая работа.

Фронтальная работа.

Проведение эксперимента

 

Презентация MS PowerPoint

Распечатанные Qr - коды

Ребусы, созданные на сайте rebus1.com

Интерактивные задания сайта Учи.ру

Интерактивное упражнение learningapps.org

Флеш анимация «Почва»

видео с YouTube «Почва. Планета Земля. Смотреть всем!»

видео с сайта videouruki «Почва как особое природное тело»

Маршрутный лист

 

 

 

 

 

 

 

I Этап. Мотивационный.

 

Цель: заинтересовать учащихся новым исследованием.

Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?

- В роли кого мы сегодня с вами будем?

- Кто такие исследователи?

- Что можно исследовать?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить, что исследовать?

(слайды 1,2)

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания

 

1. Актуализация знаний учащихся

 

Цель:

Ставятся общие цели и задачи урока

- Сегодня в ходе нашей игры-путешествия мы узнаем…(из чего состоит почва, что в ней содержится, основное её назначение, может ли почва удивить нас).

(Учитель выслушивает предположения детей. Все высказывания фиксируются на отдельную доску, плакат…)

 

Слайд 3.

Затем, при нажатии кнопки «Старт», переходят на интерактивный тест, состоящий из 4 вопросов http://store.temocenter.ru/storage/unzip/5936/

2. Основной этап – прохождение станций с заданиями, решение поставленных задач.

Цель: формировать умение анализировать и интерпретировать материал заданий; формировать умение работать в группе;

- Игра путешествие будет проходить по командам, прошу выбрать капитана и получить маршрутный лист и оценочный лист (приложение 4).

(обучающие «проходят» станции, учитель использует разные формы организации: фронтальная работа, групповая, индивидуальная)

Оценочный лист: оценка – прогноз (дети выставляют сами себе в начале работы) приложение 4.

 

Слайд 4.

 

 

Станция

«Экспериментальная»

 

Форма работы

Групповая

 

Результат (вывод)– вывешивается на доску.

Провести опыт по заданию (в маршрутном листе, у каждой группы – 1 опыт)

слайд 5 (опыты + инструкция по безопасности (слайд 6) –если есть возможность провести опыты), если нет то можно воспользоваться интерактивными опытами или видео)

Состав почвы

- С чего начнем наше исследование? Что такое почва, из чего состоит?

Опыт № 1. В стакан с землей бросить кусочек сухой земли. Что заметили? Пузырьки.

Вывод: в почве содержится воздух

Опыт № 2. Подержать над нагретой почвой холодный кусочек стекла. Он покрылся капельками воды.

Вывод: в почве содержится вода.

Опыт № 3.(ПРОВОДИТ УЧИТЕЛЬ) Прокаливание почвы. Почувствовали запах, появился дым.

Вывод: это доказывает, что в почве есть перегной (Остатки растений, сухих листьев, останки умерших мелких животных). В одних почвах его мало, в других много. Чем больше, тем почва темнее, богаче питательными веществами.

Опыт № 4. Прокаленную почву опустить в стакан с водой. Отстоялась, разобрать слои: песок вверху, ниже глина. (слайд 7)

Вывод: в почве есть песок и глина.

Опыт № 5. Сделать три воронки в стаканчики с землей, глиной, песком. Налить воды. Сравнить проходимость воды.

Вывод: почва пропускает воду хуже глины, но лучше песка.

- Сделайте большой вывод: что такое почва, из чего состоит?

- Каково же основное свойство почвы? Плодородие.

 

 

 

Станция

«Созидательная»

Групповая работа

 

Виды почв – вывешиваются на доску по ходу обсуждения после групповой работы.

 

 

Выполнение схемы-плаката по заданию урока (у каждой группы свой вопрос). Виды почв.

Работа с учебником, с. 21 (“Мы и окружающий мир”).

(слайд 11) – работа с текстовыми источниками.

- Одинакового ли цвета почва в разных местах?

- При каких условиях плодородие почвы будет более высоким? Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения.

Самое большое количество перегноя содержится в черноземных почвах (показ образца в коробке). На них выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных растений. (Работа по карте) Черноземы – средняя полоса России: Тула, Курск, Воронеж, Самара, Челябинск, Омск. У вас на партах лежит тот состав почвы, который чаще всего встречается в нашей стране. На что похож по цвету состав почвы? На золу.

Это подзолистые почвы. В них перегноя не очень много. Именно такие почвы у нас на Урале. Есть почвы, в которых много глины. Дайте им название. Глинистые.

Почвы с преобладанием песка… Песчаные.

Широко распространены и торфяные почвы, которые образуются на болотах. Они коричневого цвета. Хотя в них много остатков растений, перегноя в них меньше, чем в черноземах. На болотах много воды и растения перегнивают плохо. Для использования торфяных почв их осушают. (Показ на карте местонахождения торфяных почв: Сибирь, тундра)

Дополнительный материал к уроку – приложение 3.

Результаты плакат-схема вывешивается на доску.

Станция

«Телевизионная»

Слайд 8

Переход по Qr – коду на видео (6 минут)

https://www.youtube.com/watch?v=dhwmppeB-tc

Обработка почв.

Нам дали участок земли под огород. Что мы должны сделать, чтобы получить хороший урожай? (Идет обсуждение)

- Почва – одно из основных наших природных богатств. Почему? (ответы детей)

Без неё человек не может обеспечить себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами. Живые растения берут питание из почвы, тем самым уменьшая её плодородие. Как же сохранить это важнейшее свойство почвы?

Станция

«Заколдованный замок»

 

Форма работы – групповая.

 

Игра на сайте Umaigra (Слайд 9).

http://www.umapalata.com/uschool/expo/potorogin/18121.html?LANG=RU 5 минут ограничение по времени.

1 уровень - собрать из кирпичиков пословицу

Земля кормит людей, как мать детей.

Без хозяина земля круглая сирота.

Возвращай земле долг - будет толк.

2 уровень – перенести в подвал слова, не относящиеся к слову «почва».

Список слов:

III. Самостоятельная работа.

Цель: формировать умение контроля за своими действиями, умениями, знаниями.

 

Выполнение интерактивного тестирования – индивидуально

(нетбуки на каждого ученика)

 

 

 

 

 

 

 

 

IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности

Цель: формировать умения контроля, оценки и самооценки деятельности.

- Давайте вернёмся к нашим высказываниям (они на доске) в начале урока. Все ли они подтвердились?

- Продолжите фразу: "Почва – это…."

- оцените свою работу на уроке (Оценочный лист: оценка – итог, приложение 4.)

 

Домашнее задание

 

с использованием сервиса:

learningapps.org,

портала ЯКЛАСС

или

УЧИ.РУ

Задание на сайте собрать пословицу, объяснить её. Слайд 10. https://learningapps.org/display?v=pnfx87ztj19

Пословицы:

Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь.

Чья земля, того и хлеб.

Почва заботу любит.

Земля кормит людей, как мать детей.

Без хозяина земля круглая сирота.

Земля ласку любит.

Землю уважай, она дает урожай.

Земля хозяев любит.

Возвращай земле долг - будет толк.

Проверить насколько вы усвоили тему урока, вы сможете на портале Якласс, для вас прикреплена домашняя и проверочная работа.

https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/3-klass/priroda-vokrug-nas-324086/pochva-plodorodnyi-sloi-zemli-329401


 

 

Интерактивная игра. На портале «УЧИ.РУ» (см.Приложение 2)

См.приложение





Список использованных источников, в том числе Интернет-ресурсов:

Инфоурок, [Электронный ресурс] / Почва. Состав почвы; редактор: А.С. Воробей.- Режим доступа: https://infourok.ru/videouroki/1631 , свободный. — Загл. с экрана

rebus1.com [Электронный ресурс] /Ребус № 1, опубликовано: SirotaSOFT   – Режим доступа: http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator , свободный. — Загл. с экрана .

YouTube. [Электронный ресурс] / Конкурс опыты с почвой все https://youtu.be/mJUvJNnH4Jo

YouTube. [Электронный ресурс] /«Почва как особое природное тело» автор: Т.Кушнарёва,   свободный. — Загл. с экрана, 2017 г. https://www.youtube.com/watch?v=zzqZoSwQEX4

YouTube. [Электронный ресурс] / Почва. Планета Земля. Смотреть всем! редактор рус. Версии: Рыбальский Н.Н. 2017 г – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=OCM4eVZN734 , свободный. — Загл. с экрана.

Медиатека образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / Департамент образования города Москвы. Разработка и поддержка ТЕМОЦЕНТР – Режим доступа: http://store.temocenter.ru/storage/unzip/6280/ свободный. — Загл. с экрана


 

Приложение 1

Маршрутный лист

Название станции

Задания

Дополнение

Отметка о выполнении/ баллы

 

Экспериментальная

Провести опыт по заданию (в маршрутном листе, у каждой группы – 1 опыт)

Посмотрите видео- инструкцию

 

 

Созидательная

Выполнение схемы по заданию урока

(у каждой группы свой вопрос)

 

 

 

Телевизионная

Просмотр видеофайла по теме урока

 

 

Заколдованный замок

Загадки, пословицы (о земле и почве)

 

 

Интерактивная игра

На портале «УЧИ.РУ» (см.Приложение 2)

Компьютер учителя

 

 

Вариативная

Выполнение тестирования

 


 

Приложение 2.

Задания в Учи.ру

 

 


 

Приложение 3

Дополнительный материал к уроку

1) Большой вред почвам может принести вода. Во время сильных дождей или быстрого таяния снега весной почва не может впитывать всю выпавшую на неё воду. Она начинает стекать под уклоном, смывая и унося сначала верхние, а затем более глубокие слои почвы. Так образуются овраги. Люди ведут борьбу с оврагами: обсаживают их склоны, вершины деревьями и кустарниками, засевают травами. Чтобы замедлить скорость потока воды, а значит, и уменьшить смыв почвы, на дне оврага ставят запруды из камней, бетона или дерева. Вблизи оврагов не пасут скот, не распахивают почву. Если овраг находится на пахотном поле, то почву распахивают на некотором удалении от оврага и обязательно поперек склонов. Если не укреплять овраги, вода всё больше будет размывать их дно и склоны. Овраги всё время будут “расти”, отнимая от полей, огородов, садов плодородные почвы. Там, где не ведут борьбу с оврагами, бывает, что после одного ливня овраг увеличивается на 15–20 м. Не случайно длина некоторых оврагов достигает нескольких километров.

2) Другой враг почвы – ветер. Сильные ветры могут унести слой почвы толщиной до 25 см. После такой работы ветра на участках долгие годы не растут растения. Там, где ветер угрожает почвам, через определенные промежутки высаживают лесные полосы, сеют траву.

3) Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её, делая более проницаемой для воды и воздуха. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Так эти животные обогащают почву перегноем. Поэтому дождевых червей надо охранять.

 


 

Приложение 4.

Оценочный лист.

п/п

Я умею

 

Оценка работы

Оценка группы

Оценка учителя

 

Критерии оценки

3б- «Отличная работа! Молодцы!»

2б- «Хорошая работа!» -

1б- «Не очень получилось» -

Оценка - прогноз

Оценка итог

1.

Работать с текстом, выделять главное.

 

 

 

 

2.

Слушать видеофильм, фиксировать главное.

 

 

 

 

3.

Составлять схему – плакат на основе просмотренного и прочитанного.

 

 

 

 

4.

Работать с тестами.

 

 

 

 

6

Работать чётко по инструкции, применяя полученные знания (тест, игра)

 

 

 

 

7

Работали дружно, слушали друг друга

 

 

 

 

8

Высказывали свою точку зрения, не ссорились

 

 

 

 

9

Трудно было договориться.

 

 

 

 


 

МБОУ «СОШ №19» имени В.Г.остроумова

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.