Подборка дидактических игр по развитию речи по теме «Насекомые»
Подборка дидактических игр по развитию речи по теме «Насекомые».
Выполнила: Сушкова Олеся Валерьевна, воспитатель МДОБУ детского сада №105, города Сочи.
Актуальность: как известно, дидактические игры являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и средством всестороннего воспитания и развития личности ребенка. Подбор данных игр направлен на развитие речи дошкольников.
Цель: развитие всех компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Умение образовывать новые слова с помощью суффиксов.
Умение подбирать слова, подходящие по смыслу и по падежу.
Развитие логического мышления и активизация словаря по теме.
Воспитание бережного отношения к насекомым.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое время года? (весна)
- А какие весенние признаки вы знаете? (ответы детей)
- Сегодня, ребята, мы с вами поиграем. Итак:
Игра 1. «Угадай, кто?»
Цель: подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.
Стрекочет (кто?) – кузнечик
Бегает (кто?) – муравей
Ползает (кто?) – гусеница
Звенит (кто?) – комар
Собирает нектар (кто?) – пчела
Жужжит (кто?) – жук
Порхает (кто?) – бабочка
Игра 2. «Назови ласково»
Цель: образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Муравей – муравейчик, муравьишка
Гусеница - гусеничка
Комар - комарик
Пчела – пчёлка, пчёлочка
Жук – жучок
Стрекоза – стрекозочка
Муха – мушка, мухочка
Лапа – лапка
Оса – осочка
Ус - усик
Игра 3. «Один – много»
Цель: образование существительных в форме множественного числа.
Кузнечик – много кузнечиков
Муравей – много муравьёв
Гусеница – много гусениц
Комар – много комаров
Стрекоза – много стрекоз
Пчела – много пчёл
Жук – много жуков
Бабочка – много бабочек
Муха – много мух
Оса – много ос
Паук – много пауков
Игра 4. «Подбери признаки»
Цель: расширение словаря.
Бабочка – красивая, разноцветная, порхающая, восхитительная, легкокрылая…
Муха – вредная, надоедливая, противная
Пчела – желтая, трудолюбивая, полезная
Кузнечик – зелёный, стремительный, быстрый, музыкальный.
Муравей – шустрый, быстрый, работящий.
Гусеница – медлительная, прожорливая, неприятная.
Комар – звонкий, надоедливый.
Игра 5. Проговаривание чистоговорок.
Вей-вей – это муравей
Овка-овка – божья коровка
Чок-чок-чок – вот и паучок
За-за-за – прилетела стрекоза
Очка-очка – это бабочка
Чик-чик – прыгает зелёный кузнечик
са-са-са – за окном оса
Игра 6. Пальчиковая игра « Комар»
Летит муха вокруг уха: жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп! (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп! (ладошкой дотрагиваемся до лба)
И к уху: зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим! (подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
Игра 7. «Скажи одним словом»
Цель: образование сложных слов признаков.
- У бабочки пестрые крылья, поэтому её называют… (пестрокрылой).
- У стрекозы большие глаза, поэтому её называют… (большеглазой).
- У жука длинные усы, поэтому его называют… (длинноусым).
- У кузнечика длинные ноги, поэтому его называют ….. (длинноногим).
Игра 8. «Назови части тела насекомых»
Цель: составление притяжательных прилагательных от названий насекомых
Голова комара (чья?) - комариная
Ножки пчелы (чьи?) - пчелиные
Крыло осы (чьё?) - осиное
Усик стрекозы (чей?) – стрекозиный
Брюшко муравья (чьё?) – муравьиное
Грудь шмеля (чья?) - шмелиная
Игра 9. «Четвёртый лишний»
Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
1) Заяц, еж, лиса, шмель;
2) Трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) Бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5) Пчела, стрекоза, енот, пчела;
6) Кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7) Таракан, муха, пчела, майский жук;
8) Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9) Лягушка, комар, жук, бабочка;
10) Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
Игра 10. Физкульминутка «БАБОЧКА»
Видишь, бабочка летает, (машем руками-крылышками)
На лугу цветы считает, (считаем пальчиком)
– Раз, два, три, четыре, пять. (хлопки в ладоши)
Ох, считать не сосчитать! (прыжки на месте)
За день, за два и за месяц... (шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (машем руками-крылышками)
Сосчитать бы не смогла! (считаем пальчиком)
Игра 11. «Закончи предложение»
Цель: употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе.
- Муравей сидел около… .
- Божья коровка полезла по …
- Жук спрятался под…
- Муха села на…
- Гусеница сидела на…
- Муха ползла по…
Игра 12. «Кто без чего? »
Цель: закрепление формы родительного падежа существительных.
Бабочка без (крылья) чего?… - крыльев
кузнечик без (усики) чего?… - усиков
паук без (ножки) чего?… - ножек
пчела без (хоботок) чего?… - хоботка
муравьи без (муравейник) чего?… – муравейника
гусеница без (волоски) чего? … - волосков
стрекоза без (хвост) чего?… - хвоста
божья коровка без (крылышки) чего?… - крылышек
- Молодцы, ребята, хорошо поиграли. И еще давайте немного поиграем:
Игра 13. Подвижная игра «Медведь и пчёлы»
Цель: упражняться в беге, соблюдать правила игры.
Правила: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят», не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.