Дидактическое пособие по развитию речи «Игровая полянка»

1
0
Материал опубликован 5 November 2018

На полянке, на лесной,

Звуки тут летают.

И садятся на цветы,

Всем нам помогая.

А вдали ползут жуки,

Им домой бы надо.

«Ветерок им помоги!»-

Будут они рады.

Ну а радуга краса,

Разными цветами,

Добавляет красоты

Игровой поляне.

Правила игры.

В пособии «Игровая полянка» представлены различные дидактические игры на развитие фонематического восприятия, автоматизацию и дифференциацию звуков, развитие воздушной струи, мелкой моторики, формированию сенсорных эталонов, лексико-грамматических конструкций, развитию логического мышления, внимания, памяти.

Игры разработаны для детей с нарушением речи, старшего дошкольного возраста (5-7лет). Данный материал будет полезен учителям-логопедам для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях, воспитателям и родителям в работе с дошкольниками.

 

Цель: развитие фонематического восприятия, автоматизация звуков в словах.

Задачи: развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание, логическое мышление.

Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в словах. Развивать мелкую моторику.

Ход игры

Ребёнку предлагается собрать лепестки цветка на заданный звук, затем собрать цветок, прикрепив лепестки к серединке цветка с определённым звуком, различными способами (пришнуровать, пристегнуть пуговицами, прилепить липучкой).

Цель: развитие речевого дыхания.

Задачи: вырабатывать сильную воздушную струю, формировать умение делать правильный и длительный выдох.

Ход игры

Попросить ребёнка помочь насекомым попасть на полянку к своим друзьям. Для этого их необходимо задуть на полянку. Важно следить, чтоб ребёнок не надувал щёки.

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление сенсорных эталонов.

Задачи: укреплять и развивать мелкую моторику, зрительно – моторную координацию, цвет.

Ход игры

Предложить ребёнку украсить полянку заборчиком из прищепок разного цвета, назвать цвет прищепок.

Цель: закрепление обобщающих понятий.

Задачи: учить группировать предметы методом исключения; активизировать внимание; развивать мышление и речь.

Ход игры:

Ребенок смотрит на картинки, закреплённые в одном ряду, называет предмет, по его мнению, не подходящий к остальным предметам. После правильного ответа ребенок называет обобщающее понятие, к которому относятся оставшиеся изображения, и объясняет, почему это лишний предмет.

Цель: формирование сенсорных эталонов.

Задачи: закрепить знание свойств геометрических фигур. Закрепить умение различать фигуры по цвету, форме и размеру. Развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, охарактеризовать её. Воспитывать усидчивость, умение следовать игровым правилам.

Ход игры:

Детям предлагается выложить геометрические фигуры в определенной последовательности, заданного цвета.

Цель: формирование сенсорных эталонов.
Задачи: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.
Ход игры:

У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на наборное полотно любую фигуру. Второй играющий должен положить фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

Цель: формирование сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики.

Задачи: укреплять и развивать мелкую моторику, зрительно – моторную координацию; закреплять умение различать предметы по форме, цвету и материалу; развивать концентрацию внимания; развивать усидчивость, аккуратность.

Ход игры:

Ребенку предлагается собрать цветок одного цвета или из одного материала (картон, фетр, пористая резина) различными способами (пришнуровать, пристегнуть пуговицами, прилепить липучкой).

Цель: Формирование лексико-грамматических конструкций.

Задачи: закреплять умение согласовывать числительные с существительными, закрепить знания цифр; закрепить умение счёта в пределах 5; закрепить знания цветов, упражнять в подборе прилагательных к существительным.

Ход игры:

В центр цветка помещается серединка с цифрой. Ребёнку предлагается собрать цветок, называя количество предметов, изображённых на лепестке.

Актуальность.

Игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей чувство удовлетворения, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Это особенно необходимо детям с нарушением речи, у которых недостаточно развиты психические процессы, в том числе речь, при коррекции которой требуются многочисленные повторения материала.

Правила игры представлены в виде книжки-малышки.

Картинки для изготовления пособия взяты из интернет – ресурсов.

Правила игр составлены авторами пособия.

Игра изготовлена из подручных материалов: картонной коробки, самоклею-щейся плёнки, поролона, ниток «травка», цветного фетра, пуговиц, цветной пористой резины, шнурков, ленты «липучки», палочек для шариков.

Авторы составители: Зибницкая Ирина Владимировна, Щербачёва Галина Валерьевна
                                   учителя-логопеды МКДОУ ЦРР - д/сад "501 г.Новосибирск
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.