«Подготовка детей 6-ти лет, не посещающих дошкольные учреждения к школе»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« Дардаркентская НОШ» Хивского района РД
доклад
НА ТЕМУ
«Подготовка детей 6-ти лет, не посещающих дошкольные учреждения к школе»
учитель начальных классов
Джабраилова Зухра Гамзатовна.
Доклад
«Подготовка детей 6-ти лет, не посещающих дошкольные учреждения
к школе»
Подготовка детей к школе – это задача нелегкая. Она охватывает все сферы жизни ребенка. И относиться к этому вопросу нужно очень серьезно.
В образовании за последнее время произошли серьезные преобразования: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования, предъявляются к детям, идущим в первый класс.
Поэтому дети должны быть подготовленными к школе. Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Ее решение связано с сохранением здоровья и развитием личности каждого ребенка независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Основной формой подготовки детей к школе являются дошкольные общеобразовательные учреждения, которые не хватают у нас, как и везде, в Дагестане. Особенно это наблюдается в селах, где мало населения. К таковым относится и наше село Дардаркент.
Вот маленькие граждане села Дардаркент Хивского района не посещают дошкольные образовательные учреждения по причине: отсутствие последних.
Но это не должно остановить нас учителей. Мы должны подготовить наших детей. Мы должны организовать в школе занятия с детьми.
Исследования, проводимые психолого-педагогическими комиссиями показывают, мы – учителя начальных классов тоже видим, что у детей, не прошедших специальную подготовку к школе:
а) не развита устная речь, потому что с детьми мало говорят родители. Дети в основном сидят с телефонами или у телевизора.
б) не сформировано умение организовать свою деятельность;
в) у детей отсутствуют навыки работы в группе сверстников, потому что во двор мало выходят дети.
г) ограничены знания об окружающем мире.
В результате дошкольники, не посещающие дошкольные учреждения, не получают необходимого развития для освоения школьной программы, что в дальнейшем приводит к затруднениям в овладении новым ведущим типом деятельности - учебной и нарушениями в межличностных отношениях.
Также, психолого-педагогические проблемы, которые возникают у этих детей в начальной школе, усугубляются в подростковом возрасте и порождают новые негативные последствия - проявления девиантного поведения.
Таким образом, организация групп предшкольной подготовки на базе образовательных учреждений наиболее адаптивная форма в современных условиях развития образовательной системы.
На базе нашей школы мы проводим подготовку детей – будущих первоклассников в форме группы кратковременного пребывания с первого апреля по 25 мая.
Организованная образовательная деятельность проводится 5 дней в неделю с понедельника по пятницу, по 2 занятия в день.
Первая неделя: «Знакомство со школой».
1. Развитие у детей интереса к школе.
2. Знакомство детей со школьной жизнью; подготовить детей к изменению их обязанностей.
3. Познакомить детей с понятием «урок», «перемена», правилами поведения в школе.
4. Дать понятие об основных гигиенических правилах, необходимых для соблюдения в школе.
Со второй недели: «Развитие речи».
1. Проверить произношение звуков у детей.
2. Обучать детей правильному четкому произношению слов, звуков, фраз.
3. Учить овладевать культурой речи, обогащать словарный запас.
4. Развивать внимание и интерес к слову, его эмоциональной окраске.
С третьей недели: «Развитие и коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка».
1. Развивать точность движения руки, ловкость пальцев, силу кисти, т.е. качеств, которые необходимы для успешного обучения.
2. Развивать мелкую мускулатуру.
3. Развивать пальцевую моторику и ритм, пространственные представления, глазомера и мелкие мышцы пальцев.
4. Развивать зрительный контроль за движением руки.
С третьей недели: развиваем познавательные способности детей».
Это:
1. Это: формирование логических умений: сравнение, сопоставление, выделение главного, обобщение, классификация.
2. Это: развитие объема внимания, умения контролировать внимание, распределять и переключать его.
3. Это: Совершенствование слуховой и зрительной памяти, увеличить объем запоминания.
С первого дня в школе надо каждому ребенку ежедневно оказывать внимание: кого-то выслушать, кого-то подбодрить взглядом, кому-то в чем-то помочь, кого-то погладить по голове.
Хвалить надо всех ежедневно, но знать, сколько, кого и за что: слабоуспевающих за маленькие победы, сильных за решение задач повышенной трудности (им способности даны от природы).
Надо относиться серьезно к их маленьким проблемам, каждого принять таким, какой он есть, постараться не навредить ни словом, ни жестом. Учитель создает на уроке обстановку доверия, уверенности в успехе, организует деятельность малышей.
Такое предшкольное образование при школе нравится всем родителям, так как подразумевает знакомство детей со школой, с школьной жизнью, будущим классным учителем, обеспечивает постепенное вписывание в учебные программы, по которым предстоит заниматься ребенку, налаживается партнерство между школой и родителями.
Такая система работы позволяет учителю и семьям лучше узнать друг друга, наладить между собой отношения конструктивного сотрудничества, увидеть в родителях помощников, соучастников в процессе воспитания и обучения их детей. Важно, чтобы такая работа была согласованной.
Родители имеют возможность:
- познакомиться с жизнью школы: принимают участие в мероприятиях;
- получить представления об успехах ребёнка, дома продолжить заниматься с детьми;
- услышать нужные рекомендации по подготовке детей.
В этом же видит преимущество предшкольной подготовки и сама школа.
Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Поэтому образовательная деятельность, как показывает практика, на базе школы, при наличии необходимых условий дает свои положительные результаты:
- дети адаптированы к школьной жизни: они уже знакомы со школой, с учителями, со сверстниками;
- готовы к новой социальной роли – роли ученика: уже умеют правильно сидеть за партой, быть внимательными;
- родители вовлечены в деятельность, направленную на подготовку ребёнка к школе.
В научной литературе сформулированы общие условия, при которых адаптация к школьной жизни протекает наиболее успешно. К ним относятся: создание материально- технического обеспечения пространства (Ш.А. Амонашвили), подбор соответствующих возрастным особенностям учащихся, методов и приемов обучения (В.А. Сухомлинский, Г.А. Цукерман), учет индивидуальных качеств ученика.
Личностные качества педагога, сохранение тесных эмоциональных контактов малышей со взрослыми членами семьи, постоянное и дружелюбное, конструктивное взаимодействие педагога и родителей – залог создания и развития общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве, где сотрудничество учителей и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нем субъектов. Это позволяет сделать период адаптации первоклассников недолгим, а его результаты - высокими. В случае успешной адаптации к школе ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная, пришедшая на смену игровой.
Общие результаты работы позволяют сделать вывод о целесообразности и эффективности предшкольного образования на базе общеобразовательного учреждения.
Трудность работы в организации предшкольной подготовки - отсутствие какого – либо финансирования на протяжении всего периода работы группы кратковременного пребывания детей в школе. Нет необходимых условий, нет оборудования, то есть, нет материальной базы. Нет материальной поддержки.
Мы работаем с детьми без оплаты труда.
Особое внимание требует:
- подготовка педагогических кадров ОУ для работы в группах пред-школьной подготовки;
- оснащение педагогического процесса специальным программно-методическим обеспечением.
- материальная поддержка.