12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юрова Юлия Александровна58
Россия, Краснодарский край, Краснодар

Юрова Юлия Александровна


Использование цифровых образовательных ресурсов при подготовке детей к школе в учреждении дополнительного образования (из опыта работы)


Становление новой системы образования в России ориентировано на вхождение в мировое информационно - образовательное пространство.

Мощный поток информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на развитие ребенка и его восприятие окружающего мира. Логическим следствием этого являются существенные изменения в теории и практике педагогического процесса, внесение в него содержательных и технологических изменений.

Информационно - коммуникационные технологии уже стали неотъемлемой частью образовательного процесса, средством достижения основополагающего принципа: заменить «обучение» (репродуктивное, в центре которого учитель, передающий свои знания) на «учение» (в центре которого достаточно самостоятельный ученик).

Технологии обучения должны быть созвучны современным техническим возможностям, обеспечивать гармоничное интегрирование ребенка в информационное пространство, сделать обучение более эффективным и целостным.

Значимо не только получение ребенком суммы знаний, но прежде всего формирование прочных навыков и умений самостоятельного их поиска, приобретения.

Имеющиеся и вновь создаваемые информационно – коммуникационные продукты и учебные материалы наполняют содержательную, процессуальную и контрольно - оценочную сторону образовательного процесса, значительно активизируют познавательную деятельность детей. На их основе происходит приобретение опыта самообучения, освоение приемов нахождения источников информации, критического их осмысления, формируются универсальные учебные навыки.

Применение ИКТ в значительной мере определяется предметной областью.

Реализация предшкольных программ позволяет ученикам освоить важные «стартовые» предметные знания, умения и навыки, подготовиться к обучению в рамках личностно-коммуникативной модели начального обучения. В том числе начать формирование информационной культуры.

Цифровые образовательные ресурсы (далее – ЦОР) - это учебные материалы для воспроизведения, которых используются электронные устройства. Это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации или звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха, ведь, как известно, при аудиовизуальном изложении усваивается 65% информации, а при устном всего лишь 15%.

Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с существующими психолого – педагогическими и санитарно – эпидемиологическими требованиями

Многие дошкольники владеют компьютером, с легкостью обходятся с современными гаджетами, и у них формируется новый тип восприятия информации. Такая подача материала для детей более интересна, необычна и эмоционально окрашена. Стоит отметить, что именно такого рода наглядность позволяет подчёркивать важные моменты повествования, показывать явления в процессе и т. д.

Занятия подразумевают три этапа: докомпьютерный, компьютерный и посткомпьютерный.

На докомпьютерном этапе активизируется внимание детей, стимулируется познавательный интерес; на компьютерном этапе осуществляется работа с ЦОР; на посткомпьютерном – подводятся итоги работы, снимается напряжение.

Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе:

- повышают эффективность учебного процесса за счёт внесения разных типов восприятия на различных этапах занятия;

- дают богатый дополнительный материал для подготовки к занятию и педагогу, и учащимся;

- позволяют показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация);

- усиливают наглядность;

- дают возможность показа объектов, которые другим способом показать нельзя;

- позволяют качественно закрепить и отработать навыки;

- повышают познавательный интерес учащихся.


Работа с интернет-ресурсами позволила познакомиться с системой образовательных порталов, на которых собрана интересная, разнонаправленная информация. К ним относятся и каталоги образовательных ресурсов, и электронные библиотеки учебных материалов, включающие различные электронные словари, справочники, энциклопедии, это и информация по различным видам деятельности.

Наиболее яркие образовательные ресурсы, которые можно использовать на занятиях по подготовке детей к школе:

Сайт «Детский мир». Детские песни, сказки, мультфильмы, загадки и др. - http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html  

Детская игровая комната - http://playroom.com.ru. Здесь множество развивающих игр, песен, сказок, конкурсов детских рисунков, информации для родителей и множество других полезных материалов.

Сайт, на котором можно найти множество ответов на разные детские вопросы: Где находится Луна днем? Что такое Северный полюс? Может ли вода течь в гору? Кто придумал свечку? На эти и другие вопросы ответ сайт для интересующихся Потому.ру. - http://potomy.ru

Географическая энциклопедия для школьников и их родителей - http://GeoMan.ru

Сайт «Страны и народы мира» - http://nation.geoman.ru  

Сайт «Многообразный животный мир» .- http://animal.geoman.ru 

Электронная энциклопедия «Мир вокруг нас» - http://www.bigpi.biysk.ru/encicl

Сайт «Азбука в картинках и стихах для учеников 1-го класса» - http://bomoonlight.ru/azbuka

Сайт «Страна Мастеров», тематика которого это прикладное творчество, мастерство во всех его проявлениях и окружающая среда. Здесь можно найти материалы к урокам технологии - http://stranamasterov.ru 

Интерактивные прописи, дидактические карточки для распечатки. Игры - http://www.metodkabinet.eu 

Сайт «Загадки и кроссворды для детей» - http://suhin.narod.ru 

Подготовлены циклы занятий с использованием ЦОР: «По дороге к азбуке», «Раз – ступенька, два – ступенька», «Почемучки», «Народные промыслы России», «Здоровейка и Болейка», «Символика государства»«Защитники Отечества» и др.

Немаловажный вид ЦОР в практике - сборник видеоматериалов и игровых заданий для досуговой деятельности детей. Тематика сборника обширна, связана с реализуемыми темами и интересами детей, дифференцирована с учётом возраста детей.

В образовательном процессе активно применяются презентации, слайд-шоу, разработанные в программе PowerPoint, как самый удобный и эффективный способ представления информации.

При подготовке к занятию с использованием ЦОР учитель не должен забывать, что это занятие, а значит при составлении плана занятия, исходя из его цели и задач, необходимо соблюдать основные дидактические принципы: систематичность и последовательность, доступность, дифференцированный подход, научность и др. При этом компьютер не заменяет педагога, а только дополняет его.

Таким образом, только целенаправленное использование цифровых образовательных ресурсов расширяет возможность формирования личностно-ценных качеств обучаемых (образованность, компетентность, адаптивность и т.д.)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.