Мастер-класс «Теоретические основы определения готовности детей, посещающих ДОО, к обучению в школе»

3
0
Материал опубликован 13 June 2017 в группе

ПРОЕКТ СТУДИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ «РОМАШКИНО»

Данный проект предусматривает социально-коммуникативное развитие ребенка методом активной мультипликации. Мультфильм для ребенка является миром фантазии, сказки, иллюзии. В мультфильме возможно все. Когда ребенок создает мультфильм сам, он проецирует свои переживания, свои эмоции и чувства на данный продукт. Через создание тематических мультфильмов ребенок лучше усваивает социальные нормы и правила, проигрывая их персонажами в кадре. Развиваются коммуникативные навыки, при работе в команде, дети учатся договариваться, обсуждают тему, высказывают свое мнение. В прогнозе, в результате реализации проекта, у детей должен более гармонично и плавно протекать процесс социализации и адаптация к обучению в школе, а также повысится самооценка и уверенность в себе.

В настоящее время у многих детей наблюдаются проблемы с социализацией. Дети, поступающие в школу, зачастую не знают, как общаться со сверстниками и взрослыми, как вести себя в ситуациях общения. Это приводит к нарушению поведения детей, их непослушанию, частыми становятся замечания и наказания за плохое поведение. По мнению социального психолога Андреевой Г.М., социализация представляет сложный процесс накопления социального опыта индивидом, путем вхождения в социальную среду, а также процесс воспроизводства системы социальных связей, за счет активной деятельности и активного включения в социальную среду. В дошкольном детстве, на ранней стадии социализации, главным институтом социализации является семья и все более распространенные детские дошкольные учреждения. Именно в дошкольном учреждении ребенок дошкольник приобретает первые социальный опыт.

Согласно концепции Э.Берна, в дошкольном детстве происходит закладка сценариев будущей жизни, взрослый оказывает непосредственное влияние на формирование этих сценариев своим позитивным или негативным реагированием на ситуации. Безусловно, это нужно учитывать при работе с детьми, особенно преследуя цель - социализации.

Как прописано в ФГОС ДО - социально-коммуникативное развитие, является одним из направлений реализации образовательной программы, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Цель проекта:

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации

Задачи проекта:

-Социализация ребенка.

-Развитие вербальной и невербальной коммуникации.

-Развитие наглядно-образного и логического мышления.

-Развитие памяти, восприятия, внимания.

-Развитие воображения.

-Развитие монологической и диалогической речи.

-Развитие навыков общения.

-Формирование у дошкольников мотивации к деятельности.

-Активизация и развитие творческих способностей воспитанников.

-Формирование представлений об анимации и мультипликации.

-Обучение навыкам мультипликации.

В современном обществе мы сталкиваемся с огромной проблемой социализации детей. Социализация представляет собой процесс накопления социального опыта и активного воспроизводства его в общении и деятельности.

Программа студии мультипликации «Ромашкино» предназначена для детей дошкольного возраста,

Метод активной мультипликации сравнительно молодой в работе с детьми дошкольниками, но эффективный. Дети, погружаясь в мир фантазии и сказки, оказываются по ту сторону экрана и своими руками оживляют свои самые неожиданные и необычные сюжеты. Вкладывая в своего персонажа частичку собственной души, ребенок выявляет скрытое от него и окружающих, учится планировать свои действия, воспитывает себя и с помощью педагога обучается, получает новые знания. В 6-7 лет у ребенка наступает непростой период, когда он готовится стать школьником, то есть войти в большой социальный мир, где может столкнуться с некоторыми трудностями. Программа направлена на профилактику таких трудностей в социально-коммуникативной сфере развития ребенка.

При работе с детьми дошкольного возраста выделяются проблемы социально коммуникативного развития.

- Недостаток социальных контактов у детей между детьми и взрослыми, между сверстниками.

- Негативное влияние информационного потока - информационные стрессы, пагубно влияющие на несформировавшуюся психику ребенка.

- Недостаток коммуникативного и эмоционального развития.

- Неполная (недостаточная) социализация детей дошкольного возраста.

- Тяжелая адаптация к школьному обучению.

Для решения этих проблем возникла идея использование метода активной мультипликации для развития социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

Цель данного проекта - социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью коллективного создания творческого продукта - мультфильма.

Функции проекта - развивающая, образовательная, досуговая.

В эру технического прогресса порой бывает сложно сосредоточить внимание ребенка, на какой либо деятельности. Зачастую дети предпочитают играм со сверстниками компьютерные игры, планшеты, просмотры мультфильмов. И если раньше такая тенденция была в основном у школьников, то в настоящий момент мы все чаще замечаем такие ситуации в дошкольном возрасте, в тот момент, когда, по мнению Э.Берна, происходит закладка жизненного сценария. Как часто приходится слушать от родителей такие высказывания как: "У меня очень развитый ребенок - он знает, как включать и выключать планшет", "Он же играет на компьютере и знает все современные модели телефонов, значит, он развитый ребенок". Но помимо навыков включения и выключения компьютера ребенку в жизни еще многому нужно научиться, прежде всего, общаться с окружающими людьми, так как человек социальный объект и живет и развивается в социуме.

Стоит немаловажный вопрос, как же заинтересовать ребенка какой-либо полезной для него деятельностью? Как мотивировать его? На помощь приходят все те же технические средства и так называемые "гаджеты". Раз уж детям это столь интересно, почему бы не позволить им более тщательно разобраться в возможностях современных компьютерных технологий с пользой для их развития. Наверняка ребенку будет также интересно узнать, как создаются их любимые мультфильмы, понять, что мультик про Карлсона - нарисованный, а про Домовенка Кузю - кукольный. А создавать собственные мультфильмы с помощью того же компьютера и фотоаппарата станет для него целым приключением с познанием нового и развитием практически всех сфер психики.

Компактность, мобильность данного метода, его доступность позволяет использовать его как дома родителями, что, безусловно, нельзя не оценить. Так и используя свободные пространства спальных помещений.

Участники проектной деятельности: воспитанники ДОО; родители;

педагоги ДОО.

Для создания мультфильмов традиционно используют несколько техник:

1. Перекладка (плоские персонажи передвигаются на анимационном станке)

2.Оживающий фон (рисование красками на мокрой бумаге, рисование карандашами, фломастерами, использование рваной бумаги и т.д.)

3. Сыпучая анимация (использование сыпучих материалов — манка, сахар, гречка, горох, можно использовать песок и др.)

4.Объемная пластилиновая анимация (персонажи делаются объемными, их можно поворачивать на 360о, делаются сложно и в детской анимации практически не используются).

Дети непосредственно участвуют в создании сюжета и его инсценировке и озвучивании готового мультфильма. Задача педагога выслушать детей, их предложения по развитию сюжета и составить логический сценарий будущего мультфильма. Затем педагог фотографирует каждый кадр будущего мультфильма, которые составляют дети с его помощью и в компьютерной программе собирает из фотографий один ролик, добавляет звук и можно наслаждаться своим произведением.

Можно выделить следующие этапы мультипликации:

- Разработка сюжета

- Подбор необходимого материала

- Выбор места съемки

- Изготовление декораций, персонажей и т.д.

- Покадровая фотосъемка

- Обработка фотографий в компьютерной программе

- Наложение звука

- Просмотр готового мультфильма

Прогнозируемые результаты:

открытие дополнительной платной услуги;

проведение семинаров по мультипликации для воспитателей и педагогов ДОУ;

представление опыта по работе студии мультипликации районном методическом конкурсе Инновационный продукт;

совместные просмотры мультфильмов, созданных руками детей, с родителями и воспитателями;

Результаты деятельности проекта.

- У детей формируются социально-коммуникативные навыки посредством активной мультипликации.

- Повышается мотивационную активность дошкольников.

- Личностное развитие детей становится гармоничным и проходит своевременно, согласно возрастным рамкам развития.

- У дошкольников развиваются высшие психические функции (память, внимание, мышление, воображение, восприятие).

- Развиваются навыки общения и коммуникации (вербальной и невербальной).

- Активно развивается монологическая и диалогическая речь.

- Ребенок проходит успешную социализацию и адаптацию к школе.

- Дети приобретают навыки мультипликации и анимации.

Этапы реализации проекта (приложение 6)

Диагностика и анализ.

В качестве диагностических методов были выбраны следующие методы:

наблюдение (исследование поведения детей в группе - взаимодействие со сверстниками, с взрослыми, навыки игры);

беседа (исследование общих социальных навыков);

Для мониторинга успешности реализации проекта были выделены следующие параметры:

- Взаимодействие с детьми в группе:

активное - проявляет интерес к сверстникам, сам начинает общение, инициатор в совместной деятельности;

нейтральное - проявляет интерес от случая к случаю, умеренная коммуникативная активность, может долго находится в стороне от деятельности;

пассивное - не проявляет интереса к сверстникам, старается избежать ситуации общения, отчужден от группы.

- Взаимодействие с взрослыми в группе:

активное - общается с воспитателями и педагогами на отвлеченные темы, инициирует ситуацию общения, эмоционален.

нейтральное - обращается к педагогам по необходимости, на отвлеченные темы разговаривает мало.

пассивное - избегает общения с педагогами.

- Поведение в игре:

активное - активно создает игровой сюжет, развивает его, вовлекает других детей в игру, игра отличается разнообразием действий и ситуаций;

нейтральное - может вступать в игру, но редко сам является инициатором, в игре себя проявляет неактивно, сюжет развивает неохотно;

пассивное - держится в стороне от игр, замкнутый, не проявляет интереса к игре.

- Общие социальные навыки - правила поведения и общения с людьми:

высокие показатели - ребенок усвоил основные социальные навыки, может проанализировать свое поведение и поведение других людей, знает основные правила общения с людьми;

средние показатели - ребенок знает основные социальные правила и правила общения, с трудом анализирует поведение;

низкие показатели - ребенок плохо усвоил социальные правила, не может проанализировать поведение.

- Самооценка:

завышенная - не задумывая, позиционирует себя как положительного персонажа, считает, что все окружающие видят его так же;

адекватная - адекватно оценивает себя, аргументируя свой выбор, при этом считает оценку взрослых такой же либо чуть ниже;

заниженная - видит в себе отрицательного персонажа, не объясняет свой выбор.

- Креативность:

высокий показатель - создает сложные сюжеты, прорабатывает образы;

средний показатель - прорабатывает образы, но сюжеты сложностью не отличаются;

низкий показатель - не может придумать сюжет, образы схематичны.

Наблюдается положительная динамика в развитии всех указанных параметров.

Взаимодействие с детьми - показатель возрос на 29%.

Взаимодействие со взрослыми - на 12%.

Поведение в игре - на 12%.

Общие социальные навыки - 30%.

Самооценка - 28%.

Креативность - 14%.

Ресурсы, необходимые для существования проекта

1. Цифровой фотоаппарат

2. Штатив

3. Стол со стеклами. Изготавливается самостоятельно (на столе закрепляются несколько стекол формата А2 или более, друг над другом, с расстоянием между ними около 15 см (чтобы свободно проходила рука)

4. Компьютер

5. Программа для монтажа

6. Диктофон

7. Осветительные приборы

8. Расходный материал / Краски гуашевые, карандаши цветные, пластилин, цветная и белая бумага, цветной и белый картон, крупы (для сыпучей анимации и (по количеству детей))

Использование внешних ресурсов (при открытии ДПУ):

Родительская плата за услугу дополнительного образования.

Спонсорская помощь.

Использование форм популяризации проекта.

Регистрация студии мультипликации на официальном сайте

Размещение программы ДПО на сайте ДОО

Презентация:

Представление разработок по проекту

Инновационные семинары

В дошкольном детстве происходит закладка сценариев будущей жизни, педагоги оказывают непосредственное влияние на формирование этих сценариев реагированием на ситуации. Безусловно, это нужно учитывать при работе с детьми, особенно преследуя цель - социализации. Работа над проектом Студия мультипликации «Ромашкино» актуальна и востребована, решает задачи социально коммуникативного развития дошкольника.
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.