12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия Александровна Козина18
2

Подготовка к итоговому сочинению-2020. Из опыта работы учителей-словесников

Доклад

«Подготовка к итоговому сочинению-2020. Из опыта работы учителей-словесников…»



Добрый день, коллеги! Меня зовут…

Уже седьмой год подряд выпускникам школ России предстоит писать итоговое сочинение – сложную и, несомненно, серьёзную работу. Не преувеличу, если скажу, что подготовка к ней начинается буквально с первых лет обучения в школе и проводится не только учителями русского языка и литературы, поскольку умение создавать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов (в первую очередь, дисциплин гуманитарного цикла). Учителя, преподающие разные предметы, должны способствовать систематизации и проблематизации знаний учащихся, дальнейшему повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.

Чтобы подготовить ученика к сочинению, особое внимание следует уделить формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Как показывает практика, наиболее эффективно в этой связи сочетание двух направлений работы. С одной стороны, необходимо анализировать готовые тексты с разных точек зрения: коммуникативная задача текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем), его логический и композиционный замыслы, отбор лексики, сочетаемость слов, риторические приемы и др. С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение письменных заданий различного объема на основе художественного произведения (или его фрагмента).

Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы и осмыслить ее, определить свою задачу по ее раскрытию. Положительный эффект при этом дает вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. На этом месте мне хотелось бы остановиться подробнее. Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока литературы _____________ в 11-ом классе по работе над опорными словами.

РОЛИК №1 – РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ



Продолжим. Важной составляющей работы по подготовке к декабрьскому сочинению является формирование банка аргументов, подбор произведений под каждое направление и, особенно, таких «универсальных» произведений, которые могут быть использованы при написании сочинений по нескольким направлениям сразу. На уроках обобщения выпускникам предлагается следующий вид работы:

РОЛИК №2 – РАСПРЕДЕЛИТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ



Следует помнить и о важности самоанализа, обеспечении обратной связи: необходимо уделять внимание вопросам анализа формы и содержания созданного текста, учить школьника видеть сильные и слабые стороны собственной работы и редактировать ее. На уроках литературы в выпускном классе МБОУ… подобная работа проводится следующим образом: сочинения анализируются в классе с опорой на критерии оценивания; читаются отдельные сочинения или их фрагменты; обсуждаются направления доработки анализируемых сочинений (упущенные повороты мыслей, другой подбор доказательств и иллюстраций к ним для того или иного тезиса, варианты вступления и заключения, поиск вариативных способов перехода от одной мысли к другой, альтернативный литературный контекст сочинения и др.). Предлагаю вам видеофрагмент такого урока – работа над одним из сочинений по направлению «Время перемен».

РОЛИК №3 – АНАЛИЗ ГОТОВОГО СОЧИНЕНИЯ



Особое внимание обращаем на таких уроках на связку отдельных элементов экзаменационной работы, плавные переходы от одной части к другой. Как показывает практика, отсутствие «мостиков» - распространённая ошибка в работах выпускников прошлых лет. При написании сочинения учим использовать «закон сцепления» различными способами:

1. Риторический вопрос – вопрос, как бы возникающий в сознании и читателя, и автора:

«Как поступает наш герой?»

2. Прямая связь - автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях:

«Рассмотрим теперь…»

3. Переход-соединение - абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий…

«Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев...»

4. Переход-противопоставление - с помощью сло: иной, другой, а, же, но…

«Совсем иные взгляды свойственны…»

5. Внутренняя связь - отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла.

Однообразие переходов лишает работу живости, энергичности, разнообразие свидетельствует о естественном течении мыслей, о том, что ученик хорошо владеет письменной речью.



Наталье Дмитриевне Солженицыной принадлежат слова: «У всех, кто живет в России, есть бесценные сокровища, которые нам оставили в наследство. Это русская литература». Воспитание ценностного отношения к литературе, развитие устойчивого интереса к чтению – одна из приоритетных задач учителя. Именно поэтому считаем необходимым расширять список обязательной для прочтения литературы, включая в него не только программные произведения. Среди них небольшие по объему, но глубокие по содержанию рассказы Александра Сергеевича Пушкина, Антона Павловича Чехова, Ивана Алексеевича Бунина, Андрея Платоновича Платонова, Бориса Львовича Васильева, Михаила Александровича Шолохова и т.д.

Остаётся лишь добавить, что итоговое сочинение – не просто экзаменационная работа. Умение самостоятельно моделировать устное и письменное высказывание поможет будущему выпускнику осуществлять речевой самоконтроль, генерировать идеи, общаться с людьми, вести конструктивный диалог.

Спасибо за внимание.



Опубликовано


Комментарии (2)

Приходько Наталья Владимировна, 05.12.20 в 16:12 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Юлия Александровна, интересный опыт.
Юлия Александровна Козина, 06.12.20 в 09:23 0Ответить Пожаловаться
Рада, что Вам понравилось!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.