Выступление в рамках ГМО учителей русского языка и литературы «Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы и во внеурочной работе»
Пояснительная записка к презентации
Шабалина Наталия Николаевна
Учитель русского зыка и литературы
МБОУ СОШ №11
Слайд 1: Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы и во внеурочной работе
Актуальность темы:
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.
Одной из перспективных форм деятельности, в среде обучающихся я считаю проектно-исследовательскую работу.
Почему проектно - исследовательская деятельность представляет такую важность?
Исследовательская деятельность активизирует мыслительную работу и реализует творческий потенциал ребенка, учит его самостоятельности в выборе материала, работе в группе (если работа коллективная), подготавливает к дальнейшей учебе; развивает организаторские умения.
Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектно-исследовательской деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди обучающихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить выше перечисленные проблемы.
Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом.
В основе каждой работы лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Следовательно, выполнение задания требует от обучающихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений, универсальных учебных действий.
Слайд 2(нажать левую клавишу мыши):
Этапы проектно - исследовательской работы:
1 этап. Знакомство с основами исследовательской деятельности (понятийный аппарат, методы исследования, требования, предъявляемые к оформлению работ)
Направление и актуальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи; новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования.
2 этап. Выбор и определение темы.
Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать «свое слово», направить поиск, предложив методику исследования.
3 этап. Обзор литературы по выбранной теме.
4 этап. Исследование.
-Определение источников информации, способов ее сбора и анализа.
-Выбор способа представления конечного результата (форма отчета).
-Сбор информации, решение промежуточных задач. Выполнение проекта.
-Распределение задач (обязанностей) между членами группы.
-Анализ и синтез полученных результатов с позиции выдвигаемой гипотезы, формулирование выводов
5 этап. Текстовое оформление работы.
6 этап. Выступление обучающихся с результатами исследования.
Выполнить проект — это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело
Проектная деятельность позволяет повысить интерес к уроку литературы, готовит к дальнейшим творческим поискам, расширяет опыт исследовательской деятельности.
В процессе работы учитель выступает в роли консультанта. Успех проектно – исследовательской деятельности обеспечивает позиция равноправного сотрудничества обучающегося с преподавателем.
В среднем звене целесообразно вводить какие-либо элементы исследовательской деятельности в учебный процесс, что позволит уже в старших классах, опираясь на полученный опыт, без особых трудностей перейти к проектно-исследовательской деятельности.
Проекты могут быть разными. Информационный проект призван научить ребят добывать и анализировать информацию. В процессе подготовки проекта обучающиеся изучают и используют различные методы получения информации (литературу, библиотечные фонды школы, поселка, района, СМИ) осваивают методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы)
Ребята увлеченно работают над сбором необходимой информации и над совместной ее обработкой в группах. Собранные материалы не только расширяют представления ребят о жизни, творчестве писателей, об интересных фактах создания произведений, но и в дальнейшем позволяют ребятам других классов пользоваться собранными материалами.
Самым необычным моментом защиты проектов для ребят является этап рефлЕксии (анализа сделанного, сравнение того, что было задумано группой, с тем, что получилось)
Слайд 3(нажать левую клавишу мыши):
Цель творческого проекта – переосмысление творчества писателей и создание литературно – музыкальных композиций.
Имея опыт проектной деятельности, ребята более уверенно, осознано берутся за создание очередного проекта: распределяют роли, подбирают музыкальное и литературное сопровождение. В стороне не остается никто, демонстрирую скрытый творческий потенциал, порой неожиданные способности и таланты.
Методы:
1. Работа с информационным источниками (Интернет, материалы СМИ).
2. Анализ и обобщение информации.
3. Социологический опрос, беседа.
Слайд 4(нажать левую клавишу мыши):
Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Слайд 5(нажать левую клавишу мыши):
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
Слайд 6(нажать левую клавишу мыши):
Ø проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
Ø целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
Ø самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
Ø представление результатов своей деятельности и хода работы;
Ø презентации в различных формах (макета, плаката, компьютерной презентации, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
Ø поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
Ø практическому применению школьных знаний в различных ситуациях;
Ø выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
Ø проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволяет достичь положительных результатов.
Обучающиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, активно участвуют в деятельности школы и района.
В процессе изучения литературы в 5 классе обучающиеся выполняют ряд проектов.
В начале учебного года выполняются:
Слайд 7(нажать левую клавишу мыши):
Проекты «Путешествие в Книгоград»
Обучающимся на выбор предлагается выполнить одно из 5 заданий. К каждому задание предается пояснение, а также ссылки на информационные ресурсы сети Интернет.
Вашему вниманию предлагается работы обучающихся на тему: «Литературная викторина» - Васильева Виктора и «Мой любимый журнал» - Мусина Александра.
На слайде фото «Книжки-малышки»
Слайд 8(нажать левую клавишу мыши):
Проекты по разделу «Мифы»
Обучающимся предлагается ряд заданий, которые необходимо выполнить. Вашему вниманию предлагается работа обучающейся Аблаевой Аиши на тему: «Детские прибаутки и их персонажи».
На слайде фото «Образовательный сайт с дополнительным материалом по разделу «Мифы»»
Слайд 9(нажать левую клавишу мыши):
Проекты по разделу
«Устное народное творчество»
Обучающимся предлагается сыграть в игру-викторину «Литературный поезд». С целью проверить знание видов устного народного творчества в форме игры. Обучающиеся знакомятся с планом работы и подбирают для себя оптимальный режим работы над заданиями.
Также данный раздел предполагает оформление «Выставки творческих работ» с целью представить лучшие работы, выполненные в классе. Также приведен алгоритм работы и перечислены информационные ресурсы сети Интернет.
Вашему вниманию предлагается работы обучающихся на темы: «Домовой» - Маляева Никиты и «Персонажи славянской мифологии и их описание» - Гильфанова Ильнара.
На слайде фото «Образовательный сайт с дополнительным материалом по разделу «Устное народное творчество» - страница Народных сказок и примеры заданий»
Слайд 10(нажать левую клавишу мыши):
Проекты по разделу
«Сказочные события и герои в литературе»
Данный раздел представлен в трех направлениях, таких как: «Малая конференция», «Викторина» и «Спектакль». К конференции перечислены темы исследований, к викторине и спектаклю – имеется последовательный алгоритм действий.
Вашему вниманию предлагается работа обучающейся Насировой Айгун на тему «Литературные сказоки о спящей красавице».
На слайде фото выставки работ обучающихся
Слайд 11(нажать левую клавишу мыши):
Проекты по разделу «Басни»
Данный раздел представлен в двух направлениях: «Творческий конкурс» и «Викторина». Предлагается ознакомиться с заданиями данных направлений и определится, над каким направлением будет работать каждый из обучающихся.
Вашему вниманию предлагается работа обучающейся Хайдаровой Алины на тему «Викторина по басням И.А. Крылова».
На слайде фото работ обучающихся.
Слайд 12: Спасибо за внимание.
Презентация:
Проектная деятельность на уроках литературы
PPT / 5.93 Мб
Раздаточный материал для слушателей:
Раздаточный материал
DOC / 69 Кб