12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталия Николаевна723
Россия, Пермский край, Кизел
11

Выступление в рамках ГМО учителей русского языка и литературы «Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы и во внеурочной работе»



Шабалина Наталия Николаевна

Учитель русского зыка и литературы

МБОУ СОШ №11

 

Слайд 1: Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы и во внеурочной работе

 

Актуальность темы:

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. 

Одной из перспективных форм деятельности, в среде обучающихся я считаю проектно-исследовательскую работу.

Почему проектно - исследовательская деятельность представляет такую важность?

Исследовательская деятельность активизирует мыслительную работу и реализует творческий потенциал ребенка, учит его самостоятельности в выборе материала, работе в группе (если работа коллективная), подготавливает к дальнейшей учебе; развивает организаторские умения.

Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектно-исследовательской деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди обучающихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить выше перечисленные  проблемы.  

Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом.

В основе каждой работы лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Следовательно, выполнение задания требует от обучающихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений, универсальных учебных действий.

Слайд 2(нажать левую клавишу мыши):

Этапы проектно - исследовательской работы:

1 этап. Знакомство с основами исследовательской деятельности (понятийный аппарат, методы исследования, требования, предъявляемые к оформлению работ) 

Направление и ак­туальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи; новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования.

 2 этап. Выбор и определение темы.

Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной,  аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой  ученик может сказать «свое слово», направить поиск, предложив методику  исследования.

3 этап. Обзор литературы по выбранной теме.

4 этап. Исследование.

-Определение источников информации, способов ее сбора и анализа.

-Выбор способа представ­ления конечного резуль­тата (форма отчета). 

-Сбор информации, реше­ние промежуточных за­дач. Выполнение проекта.

-Распределение задач (обя­занностей) между члена­ми группы.

-Анализ и синтез получен­ных результатов с пози­ции выдвигаемой гипо­тезы, формулирование выводов

5 этап. Текстовое оформление работы.

6 этап. Выступление обучающихся с результатами исследования.

 

Выполнить проект — это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, на­пример: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело

Проектная деятельность позволяет повысить интерес к уроку литературы, готовит к дальнейшим творческим поискам, расширяет опыт исследовательской деятельности.

В процессе работы учитель выступает в роли консультанта. Успех проектно – исследовательской деятельности обеспечивает позиция равноправного сотрудничества обучающегося с преподавателем.

В среднем звене целесообразно вводить какие-либо элементы исследовательской деятельности в учебный процесс, что позволит уже в старших классах, опираясь на полученный опыт, без особых трудностей перейти к проектно-исследовательской  деятельности.

Проекты могут быть разными. Информационный проект призван научить ребят добывать и анализировать информацию. В процессе подготовки проекта обучающиеся изучают и используют различные методы получения информации (литературу, библиотечные фонды школы, поселка, района, СМИ) осваивают методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы)

Ребята увлеченно работают над сбором необходимой информации и над совместной ее обработкой в группах. Собранные материалы не только расширяют представления ребят о жизни, творчестве писателей, об интересных фактах создания произведений, но и в дальнейшем позволяют ребятам других классов пользоваться собранными материалами.

Самым необычным моментом защиты проектов для ребят является этап рефлЕксии (анализа сделанного, сравнение того, что было задумано группой, с тем, что получилось)

 Слайд 3(нажать левую клавишу мыши):

 Цель творческого проекта – переосмысление творчества писателей и создание литературно – музыкальных композиций.

 Имея опыт проектной деятельности, ребята более уверенно, осознано берутся за создание очередного проекта: распределяют роли, подбирают музыкальное и литературное сопровождение. В стороне не остается никто, демонстрирую скрытый творческий потенциал, порой неожиданные способности и таланты.

Методы:

1. Работа с информационным источниками (Интернет, материалы СМИ).

2. Анализ и обобщение информации.

3. Социологический опрос, беседа.

Слайд 4(нажать левую клавишу мыши):

Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Слайд 5(нажать левую клавишу мыши):  

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

Слайд 6(нажать левую клавишу мыши):

Ø   проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

Ø   целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

Ø   самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

Ø   представление результатов своей деятельности и хода работы;

Ø   презентации в различных формах (макета, плаката, компьютерной презентации, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

Ø   поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

Ø   практическому применению школьных знаний в различных ситуациях;

Ø   выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

Ø   проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволяет  достичь положительных результатов.

Обучающиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор,  активно участвуют в деятельности школы и района.

 

В процессе изучения литературы в 5 классе обучающиеся выполняют ряд проектов.

В начале учебного года выполняются:

Слайд 7(нажать левую клавишу мыши):

Проекты «Путешествие в Книгоград»

Обучающимся на выбор предлагается выполнить одно из 5 заданий. К каждому задание предается пояснение, а также ссылки на информационные ресурсы сети Интернет.

Вашему вниманию предлагается работы обучающихся на тему: «Литературная викторина» - Васильева Виктора и «Мой любимый журнал» - Мусина Александра.

На слайде фото «Книжки-малышки»

Слайд 8(нажать левую клавишу мыши):

 Проекты по разделу «Мифы»

Обучающимся предлагается ряд заданий, которые необходимо выполнить. Вашему вниманию предлагается работа обучающейся Аблаевой Аиши на тему: «Детские прибаутки и их персонажи».

На слайде фото «Образовательный сайт с дополнительным материалом по разделу «Мифы»»

Слайд 9(нажать левую клавишу мыши):

 Проекты по разделу

«Устное народное творчество»

Обучающимся предлагается сыграть в игру-викторину «Литературный поезд». С целью проверить знание видов устного народного творчества в форме игры. Обучающиеся знакомятся с планом работы и подбирают для себя оптимальный режим работы над заданиями.

Также данный раздел предполагает оформление «Выставки творческих работ» с целью представить лучшие работы, выполненные в классе. Также приведен алгоритм работы и перечислены информационные ресурсы сети Интернет.

Вашему вниманию предлагается работы обучающихся на темы: «Домовой» - Маляева Никиты  и «Персонажи славянской мифологии и их описание» - Гильфанова Ильнара.

На слайде фото «Образовательный сайт с дополнительным материалом по разделу «Устное народное творчество» - страница Народных сказок и примеры заданий»

Слайд 10(нажать левую клавишу мыши):

 Проекты по разделу

«Сказочные события и герои в литературе»

Данный раздел представлен в трех направлениях, таких как: «Малая конференция», «Викторина» и «Спектакль». К конференции перечислены темы исследований, к викторине  и спектаклю – имеется последовательный алгоритм действий. 

Вашему вниманию предлагается работа обучающейся Насировой Айгун на тему «Литературные сказоки о спящей красавице».

На слайде фото выставки работ обучающихся

 

 

 

Слайд 11(нажать левую клавишу мыши):

 Проекты по разделу «Басни»

Данный раздел представлен в двух направлениях: «Творческий конкурс» и «Викторина». Предлагается ознакомиться с заданиями данных направлений и определится, над каким направлением будет работать каждый из обучающихся.

Вашему вниманию предлагается работа обучающейся Хайдаровой Алины на тему «Викторина по басням И.А. Крылова».

На слайде фото работ обучающихся.

 

Слайд 12: Спасибо за внимание.

Презентация: 


Проектная деятельность на уроках литературы
PPT / 5.93 Мб

 

Раздаточный материал для слушателей: 


Раздаточный материал
DOC / 69 Кб

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.