Подготовка к написанию изложения по русскому языку в 5 классе
Тема урока: Подготовка к написанию изложения. (Упр.587).
Класс: 5 класс
Учитель: Тотрова Зоя Ильинична
Тип урока: развитие речи
Цель урока: продолжить работу над изложением, близким к тексту, закрепить навыки пересказа текста от 3-го лица.
Задачи:
Обучающие: обучать правильно понимать информацию устного сообщения; тренировать в определении основной мысли текста; проанализировать языковые средства, которые помогли автору глубже раскрыть идею произведения.
Развивающие: развивать письменную речь учащихся; закрепить правила правописания безударных гласных, сомнительных и непроизносимых согласных.
Воспитательные: любовь и уважение к родному языку; ввести в активный словарь учащихся слова скромный и патриотизм.
Планируемые результаты:
Предметные: определять тему и основную мысль текста; определять вид текста (описание, повествование); знать роль деталей в художественном описании предмета; уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; создавать текст на основе исходного.
Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: уважительное отношение к языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию; учитывать чужую точку зрения.
УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Авторы:М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые способы деятельности |
I.Организационный момент. Целеполагание. | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой. Каких целей мы должны достичь? | Записывают в тетради число, вид работы. Участие учащихся в формулировании целей и задач урока | Формировать навыки самоорганизации Формировать построение речевого высказывания |
II.Актуализация знаний. III.Работа по теме урока. IV.Анализ выразительных средств языка V.Cловарная работа Физминутка VI.Работа над планом изложения в парах VII.Вторичное чтение текста VIII.Устный пересказ текста от 3-го лица IX.Рефлексия IX.Этап самостоятельной работы | 1.Словарный диктант с заданием. Обоснуйте написание гласных в корне слова. Полянка, оказался, посадить, обращал, росла, предполагал. 2. Спишите слова с доски, вставляя пропущенные орфограммы, укажите их вид, обозначьте графически. Берё..ка, ги..кий, дере..це, пое..дка, яс(?)но, радос(?)но, прекрас(?)но. - А сейчас мы переходим к теме урока. как вы думаете, чем мы займёмся сегодня? Правильно, подготовкой к написанию изложения. Какие знания и умения будем применять? -Давайте вспомним, что такое изложение. Перед вами текст В.П. Астафьева. ( Краткая информация учителя о писателе). Чтение текста учителем. -К какому типу речи относится текст? -Чтобы определить его тему, идею, структуру займемся языковым анализом текста. -Как озаглавим текст? -От чьего лица ведется повествование? -Расскажите, где отдыхал автор и что он видел в парке на юге. - Чему удивился автор? -Укажите в тексте выразительные средства, используемые автором для описания берез: слова с уменьшительно -ласкательными суффиксами, эпитеты, олицетворение, сравнение. -Как можно объяснить, что скромная, неброская, неяркая красота берёзок автора волнует больше, чем пышная красота роз, магнолий, пальм. - А как называют человека, любящего свою Родину? -Таким образом, языковые средства помогают нам раскрыть основную мысль произведения, отношение автора к изображаемому. -Повернитесь друг к другу и сформулируйте тему текста и основную мысль автора. -Обратите внимание на слова, вызывающие трудность в написании: приморскому, заморских кущ, поодиночке, не лопотали, зазубренных, ошеломляющего, козырьки. -Перейдём к составлению плана. -Разделите текст на части и озаглавьте их. Чтение учителем текста -Ребята, на этом мы закончим подготовительную работу. На втором уроке пишем изложение в тетрадях. Не забываем, что работаем сначала в черновиках. - Что вызвало трудности на этом уроке? -Что осталось непонятным? -Над чем надо еще поработать? Наблюдение за работой учащихся, проверка записей у слабых учащихся. | Учащиеся называют проверяемые и чередующиеся гласные Учащиеся пишут в тетрадях, обозначают орфограммы. По наводящим вопросам называют необходимые умения для успешного написания изложения: уметь определять тему, идею текста; делить текст на смысловые части ;составлять план; передавать информацию. Это краткий или подробный письменный пересказ текста Повествование с элементами описания, так как в тексте-описании встречаются слова - названия признаков, а в повествовании – слова-названия действий. Учащиеся высказывают свои предложения.( Родные березки). От лица автора. Ответы учащихся Березам, росшим в парке. Записывают в тетради. Берёзки, листочки, стволики, деревце. Белые стволы пестрели, как веселые сороки. Нежная зелень зазубренных листьев; скромные ,прекрасные. Березы стояли, опустили долу; затерялись; не лопотали; прижились. Передают нежную, трепетную любовь автора к березам, олицетворяющим Родину. Отвечают, что автор любит свою Родину. Патриот. Пользуясь Словарём Ожегова учащиеся уточняют значение слова патриотизм. Тема: «Родные березы». Основная мысль: «Одинокие березки в чужом краю ближе и роднее автору». Запись в тетради. Ученики записывают слова в тетради Дети поделили текст на три части и озаглавливают и каждую. Записывают план в тетради: 1.Прогулка по приморскому парку. 2.Описание березок. 3.Березы привезли на пароходе. Записывают ключевые слова. Два-три ученика пересказывают текст, остальные слушают. Отвечают на вопросы учителя. Проводят самооценку, рефлексию. | Формировать познавательную инициативу. Выражать свои мысли с полнотой и точностью. Соблюдать учет разных мнений. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ текста с целью выделения признаков. Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения, доказывать Выстраивать логическую речь Формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения. Выстраивать логическую речь Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления Формировать самостоятельную познавательную инициативу. |
Используемая литература: 1. Учебник «Русский язык 5 класс». Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др.
2. Л.К. Скороход «Словарная работа на уроках русского языка».
3. С.И. Ожегов «Словарь русского языка»