12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тотрова Зоя Ильинична85

Тема урока: Подготовка к написанию изложения. (Упр.587).

Класс: 5 класс

Учитель: Тотрова Зоя Ильинична

Тип урока: развитие речи

Цель урока: продолжить работу над изложением, близким к тексту, закрепить навыки пересказа текста от 3-го лица.

Задачи:

Обучающие: обучать правильно понимать информацию устного сообщения; тренировать в определении основной мысли текста; проанализировать языковые средства, которые помогли автору глубже раскрыть идею произведения.

Развивающие: развивать письменную речь учащихся; закрепить правила правописания безударных гласных, сомнительных и непроизносимых согласных.

Воспитательные: любовь и уважение к родному языку; ввести в активный словарь учащихся слова скромный и патриотизм.

Планируемые результаты:

Предметные: определять тему и основную мысль текста; определять вид текста (описание, повествование); знать роль деталей в художественном описании предмета; уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; создавать текст на основе исходного.

Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: уважительное отношение к языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию; учитывать чужую точку зрения.

УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Авторы:М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др.


Ход урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

I.Организационный момент.

Целеполагание.



Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.

Каких целей мы должны достичь?

Записывают в тетради число, вид работы.



Участие учащихся в формулировании целей и задач урока

Формировать навыки самоорганизации


Формировать построение речевого высказывания


II.Актуализация знаний.












III.Работа по теме урока.


































IV.Анализ выразительных средств языка





























V.Cловарная работа







Физминутка

VI.Работа над планом изложения в парах






VII.Вторичное чтение текста


VIII.Устный пересказ текста от 3-го лица









IX.Рефлексия






IX.Этап самостоятельной работы

1.Словарный диктант с заданием. Обоснуйте написание гласных в корне слова.

Полянка, оказался, посадить, обращал, росла, предполагал.

2. Спишите слова с доски, вставляя пропущенные орфограммы, укажите их вид, обозначьте графически.

Берё..ка, ги..кий, дере..це, пое..дка, яс(?)но, радос(?)но, прекрас(?)но.

- А сейчас мы переходим к теме урока. как вы думаете, чем мы займёмся сегодня? Правильно, подготовкой к написанию изложения. Какие знания и умения будем применять?


-Давайте вспомним, что такое изложение.


Перед вами текст В.П. Астафьева. ( Краткая информация учителя о писателе).

Чтение текста учителем.

-К какому типу речи относится текст?



-Чтобы определить его тему, идею, структуру займемся языковым анализом текста.

-Как озаглавим текст?


-От чьего лица ведется повествование?

-Расскажите, где отдыхал автор и что он видел в парке на юге.

- Чему удивился автор?



-Укажите в тексте выразительные средства, используемые автором для описания берез: слова с уменьшительно -ласкательными суффиксами, эпитеты, олицетворение, сравнение.


-Как они передают отношение автора к ним?


-Как можно объяснить, что скромная, неброская, неяркая красота берёзок автора волнует больше, чем пышная красота роз, магнолий, пальм.

- А как называют человека, любящего свою Родину?


-Таким образом, языковые средства помогают нам раскрыть основную мысль произведения, отношение автора к изображаемому.

-Повернитесь друг к другу и сформулируйте тему текста и основную мысль автора.


-Обратите внимание на слова, вызывающие трудность в написании: приморскому, заморских кущ, поодиночке, не лопотали, зазубренных, ошеломляющего, козырьки.


-Перейдём к составлению плана.

-Разделите текст на части и озаглавьте их.





Чтение учителем текста





-Ребята, на этом мы закончим подготовительную работу. На втором уроке пишем изложение в тетрадях. Не забываем, что работаем сначала в черновиках.

- Что вызвало трудности на этом уроке?

-Что осталось непонятным?

-Над чем надо еще поработать? 


Наблюдение за работой учащихся,

проверка записей у слабых учащихся.





Учащиеся называют проверяемые и чередующиеся гласные




Учащиеся пишут в тетрадях, обозначают орфограммы.






По наводящим вопросам называют необходимые умения для успешного написания изложения: уметь определять тему, идею текста; делить текст на смысловые части ;составлять план; передавать информацию.

Это краткий или подробный письменный пересказ текста







Повествование с элементами описания, так как в тексте-описании встречаются слова - названия признаков, а в повествовании – слова-названия действий.


Учащиеся высказывают свои предложения.( Родные березки).

От лица автора.



Ответы учащихся


Березам, росшим в парке.


Записывают в тетради.

Берёзки, листочки, стволики, деревце. Белые стволы пестрели, как веселые сороки. Нежная зелень зазубренных листьев; скромные ,прекрасные. Березы стояли, опустили долу; затерялись; не лопотали; прижились. 


Передают нежную, трепетную любовь автора к березам, олицетворяющим Родину.



Отвечают, что автор любит свою Родину.


Патриот. Пользуясь Словарём Ожегова учащиеся уточняют значение слова патриотизм.







Тема: «Родные березы». Основная мысль: «Одинокие березки в чужом краю ближе и роднее автору». Запись в тетради.

Ученики записывают слова в тетради







Дети поделили текст на три части и озаглавливают и каждую. Записывают план в тетради:

1.Прогулка по приморскому парку.

2.Описание березок.

3.Березы привезли на пароходе.

Записывают ключевые слова.


Два-три ученика пересказывают текст, остальные слушают.









Отвечают на вопросы учителя. Проводят самооценку, рефлексию.












Формировать познавательную инициативу.












Выражать свои мысли с полнотой и точностью. Соблюдать учет разных мнений.











Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ текста с целью выделения признаков.







Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения, доказывать 

















Выстраивать логическую речь

















Формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения.




















Выстраивать логическую речь









Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления




Формировать самостоятельную познавательную инициативу.

​​​​​​​ Используемая литература: 1. Учебник «Русский язык 5 класс». Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др.

2. Л.К. Скороход «Словарная работа на уроках русского языка».

3. С.И. Ожегов «Словарь русского языка»

























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.