Система подготовки обучающихся 5-9 классов к написанию сжатого изложения в ОГЭ по русскому языку
Система подготовки обучающихся 5-9 классов
к написанию сжатого изложения в ОГЭ по русскому языку
Подготовку к успешной сдаче экзамена по русскому языку начинаю с 5 класса, интенсивно – с 8 класса. На уроках мы учимся писать разные виды изложения, сочинения. На групповых консультациях повторяем, закрепляем пройденные материалы, на индивидуальных – ликвидируем пробелы в знаниях ученика. Провожу элективные курсы, факультативы («Теория и практика написания изложения и сочинения», «Сочинение: законы и секреты мастерства. Основные правила написания сочинения», «Русское правописание: орфография и пунктуация», «Изложение на «хорошо» и «отлично», «Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку», «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения», «Изложение на «пятёрку», «Научиться писать сочинение на лингвистическую тему», «Каждый знак препинания на своём месте!»).
В данной статье мне хотелось бы говорить о первой части экзаменационной работы – написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Выбор данной работы в качестве итогового экзамена понятен: с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбрать главное. Умение уяснить суть, основное в воспринимаемом материале, точно и лаконично передать его другим предстает в таких условиях насущной проблемой современной жизни. А сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. Этот вид работы помогает осуществить общий подход к оценке предметных и метапредметных компетенций и проверить следующие виды компетенций:
лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;
коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Содержание экзаменационной работы ориентировано на контроль и измерение уровня сформированности у выпускников основной общеобразовательной школы жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:
извлекать информацию при аудировании и чтении; адекватно понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи;
создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости (компрессии);
соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические).
Важная проблема при подготовке учеников к изложению является способность правильно определять тему и идею. Большинство детей не могут правильно это сделать сразу, поэтому, готовя их на протяжении нескольких лет (начиная с 5-го класса) к такому виду изложения, словесник должен учить их грамотно задавать вопросы к тексту. Часто ученики не могут ответить на вопрос «О чем этот текст?» Этот вид работы активизирует внимание учащихся при прослушивании.
Ученик сможет воспроизвести текст, сократить его, сохранив важные части каждой микротемы, если он понял текст. Вопросы для всестороннего анализа текста:
1.О чём идёт речь в тексте? (Определите его тему.)
2. Что хотел сказать автор? (Определите идею – главную мысль текста.)
3.Из каких частей, скрекляющих текст в единое целое, состоит текст? (Определите композицию текста – зачин, основную часть, концовку.)
4.На какой вопрос отвечает автор текста: ч т о произошло? К а к о в (к а к о й) предмет? П о ч е м у автор утверждает что-то? (Определите тип речи.)
5.Каковы основные смысловые части (микротемы) текста? (Составьте план.)
6.Как связываются предложения и абзацы в данном тексте? (Определите языковые средства связи.)
7.Какова задача автора: простое сообщение или воздействие на чичтателя? Для какой сферы общения предназначен текст? (Определите стиль текста и языковые средства, характерные для данного стиля.)
8.Какие ключевые слова, синонимы, эпитеты, метафоры, использует автор в соответствии с замыслом? Как выражается авторская оценка? (Определите особенности языка произведения.)
На уроках много работаем с текстом, благо то, что в вариантах ВПР есть работа по тексту (определение основной мысли текста, составление плана).
Второй момент. Большую роль при подготовке к изложению играет словарная работа. Из-за малого объёма чтения дети плохо усваивают даже специально вводимую на уроках развития речи лексику. Слова должны закрепиться в сознании, то есть быть полезным, активным участником речевой коммуникации. Для достижения этого нужно учить видеть слово в контексте. Именно контекст проявляет дополнительные оттенки значения или значение, особенности сочетаемости слова. Учителю необходимо обращать внимание учащихся на яркие слова и выражения, которые автор использует в тексте: Почему автор выбрал именно их? Какой колорит они придали тексту? Попробуйте заменить эти слова нейтральными? Подберите синонимы к слову. Таким образом у выпускников вырабатывается внимание к слову, формируется ценностное отношение к нему, способствует развитию умения опознавать слова в незнакомых текстах и определять их значение с учетом контекста.
Третий момент. На уроках можно использовать упражнения на разные виды компрессии. Начиная с 5-го класса, постепенно знакомлю с приёмами сжатия. Чтобы учиться этим приёмам сжатия текста, сначала можно тренироваться не на целых текстах, а на отдельных фрагментах. Тем более эти упражнения важны для учащихся с низкой мотивацией, со слабой подготовкой к экзамену.
Упражнения на исключение
Задание 1. Передайте содержание предложений, исключив лишнюю информацию.
Исходный текст | Сжатый текст |
Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, по дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, поднялась к небу и затуманила солнце. | Вдруг в воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и закружился по степи. Трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, по дороге закружилась пыль, побежала по степи, поднялась к небу и затуманила солнце. |
Задание 2.Передайте содержание предложений, исключив синонимы.
Исходный текст | Сжатый текст |
Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. | Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами. |
Задание 3.Передайте содержание предложений, исключив пояснительные конструкции.
Исходный текст | Сжатый текст |
Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. | Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души. |
Задание 4. Сравните два варианта предложений. Сохранилась ли в последнем варианте основная информация?
Исходный текст | Сжатый текст |
И всё же невыполненные намерения, неудовлетворённые желания с течением жизни и времени превращаются в груз, отягощающий душу. | И всё же невыполненное с течением жизни и времени превращается в груз, отягощающий душу. |
Упражнения на обобщение
Задание 1. Передайте содержание текста одним предложением, заменив однородные члены обобщённым наименованием.
Исходный текст | Сжатый текст |
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. | Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. |
Упражнения на упрощение
Задание 1.Передайте содержание предложений, заменив придаточные предложения на определение, дополнение и деепричастный оборот.
Исходный текст | Сжатый текст |
Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. | Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. |
Все эти приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.
После того как обучающиеся на отдельных фрагментах потренировались в различных способах сокращения текста, целесообразно начинать работу с целыми текстами.
Но для учащихся с низкой мотивацией сложно сразу переходить на написание изложения, в котором исходный текст воспринимается на слух. По способу восприятия есть другие виды: 1) изложения, в которых текст воспринимается зрительно; 2) изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно.
Я обычно начинаю работу с первого вида изложения – изложения, в которых текст воспринимается зрительно. Конечно, учащиеся знакомы с приёмами сжатия. Они самостоятельно сокращают текст.
Учащимся привыкают к голосу своего учителя, им необходимо научиться слушать текст, читаемый мастерами, профессионалами. Поэтому далее мы работаем с изложениями, в которых текст воспринимается на слух и зрительно. Для этого самые сложные тексты (которые я беру из архива сайта ФИПИ, где есть аудиозаписи изложений) печатаю. Учащимся и читают тексты, и слушают его аудиозапись. Так мы работаем со сложными текстами, имеющими в основном духовно-нравственную направленность. Также необходимо, чтобы каждую неделю для учащихся проводились классные часы, уроки добра, тематические беседы о духовности и нравственности.
Важно, чтобы учащиеся много слушали на уроках аудиозаписи художественных произведений, смотрели уникальные видеоуроки. Давать такие домашние задания, прослушать аудиозапись и подготовить пересказ текста, составить план, выписать ключевые слова.
Данные виды работы, на мой взгляд, могут дать уверенность учащимся с низкой мотивацией. Шаг за шагом они могли бы освоить приёмы написания сжатого изложения.