Подготовка к изложению по упражнению №289 «А вот был случай...»

19
9
Материал опубликован 21 July 2022

Подготовка к изложению по упр №289 А вот был случай 8 класс Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ

Изложение – это письменный пересказ прочитанного или прослушанного и проанализированного текста Виды изложений Подробное изложение Сжатое изложение Воспроизвести как можно более полно содержание исходного текста, сохраняя Особенности авторского стиля Воспроизвести основное содержание текста, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста

Инструкция «Как писать изложение» Прочитайте (прослушайте) текст. Выделите в тексте существенные (важные, необходимые) мысли. Найти среди них главную мысль. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделите микротемы. Озаглавьте каждую часть и составьте план. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Обдумайте средства связи между частями. Переведите отобранную информацию на «свой» язык (используйте приемы сжатия) Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике, прочитайте, исправьте ошибки. Перепишите отредактированный текст на чистовик.

Приемы сжатия исходного текста Исключение: выделить главное, убрать детали, подробности Обобщение: вычленить существенные факты, объединить в одно целое, подобрать языковые средства, составить новый текст Упрощение: замена усложненных синтаксических конструкций более простыми

Работа с учебником Страница 135 Упражнение 289

Чтение текста «А вот был случай» Мелкая заводь, заросшая водяным лопушником. У берега — небольшой настил, с каких обычно черпают воду. Я встал на край настила, взмахнул удочкой и вдруг почувствовал лёгкое прикосновение к ноге. Смотрю: непонятно откуда взявшийся чёрный кот, прислонясь к моей ноге, шевелит белыми усами и этак ласково глядит на меня. Я нагнулся, чтобы погладить кота, а он несколько раз потёрся мордочкой о протянутую руку да так выразительно замурлыкал, словно в губную гармошку заиграл. Я закинул удочку. Тут же последовали поклёвка и подсечка. Перекидываю рыбёшку через себя, и, как только она закачалась над берегом, кот уже рядом и пытается поймать её лапой. Я дёрнул удочку на себя — рыбёшка сорвалась и упала в воду. «Пшёл вон отсюда!» — рявкнул я на кота. Тот шмыгнул в осоку. Снова закинул удочку и оглянулся: кот вновь сидел на берегу и смотрел на меня невинным взглядом. Спокойно ловлю краснопёрку за краснопёркой и вдруг почувствовал: попалась крупная рыба. Тащу — из воды с плеском вынырнул язь. Вытаскиваю его на берег и, поддерживая удочку на весу, спешу к нему по доскам. Тут-то из осоки и выскочил кот. Глаза горят. Прыгнул и намертво вцепился в язя. Леска не выдержала груза, и удочка с обрывком лески взлетела вверх, а я чуть не загремел в воду. Когда я пришёл в себя, кот волок язя к зарослям крапивы. Я стал тыкать удочкой в крапиву — в ответ раздалось утробное урчание и хруст рыбьих костей. ... Недели через три случилось мне проходить мимо этой заводи. Кот встретил меня как старого знакомого: встал, потянулся и, доверчиво мурлыкая, пошёл навстречу.

Стили Художественный стиль Публицистический стиль Официально – деловой стиль Разговорный стиль Научный стиль Какие стили текста вы знаете?

Определите стили текста повествование

Какие типы текста вы знаете? Повествование (что делает?) Рассуждение (почему?) Описание (какой?) Композиция Завязка Развязка Тезис Доказательство Вывод Описание, повествование, рассуждение могут объединяться в одном тексте Это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, человека

Определите тип речи текста художественный Жанр? Рассказ Композиция Завязка Развязка Найдите завязку и развязку в рассказе

Выразительные средства Примеры Какие изобразительные средства использует автор в тексте? Найдите в тексте, подчеркните эпитеты Метафоры Сравнения Разговорная лексика Звукопись (аллитерация) 1. Заросшая водяным лопушником 2. Выразительно замурлыкала, глаза горят, невинный взгляд 3. Как старого знакомого, словно в губную гармошку заиграл 4. Этак, пшел, рявкнул, шмыгнул 5. Раздалось утробное урчание и хруст рыбьих костей

С какой темой мы познакомились на предыдущих уроках? Сегодня мы повторим все виды односоставных предложений, определим их роль в тексте, чтобы успешно использовать их в изложении. Подчеркните в тексте односоставные предложения, определите их вид

Зачитайте предложения, которые вы подчеркнули. Определите их вид Односоставные предложения – грамматическая основа состоит из одного главного члена. ПОДЛЕЖАЩЕЕ СКАЗУЕМОЕ НАЗЫВНЫЕ ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ БЕЗЛИЧНЫЕ ОБОБЩЁННО-ЛИЧНЫЕ

В полной мере помогают увидеть богатство русского языка Конструкция, передающая действия лица, имеет обобщенное значение, особенно в предложениях, содержащих этические нормы Утверждают наличие предметов, явлений, состояний в наст. времени; заостряют внимание на отдельных деталях Помогают передать чувства, пожелания, совет, а также сообщить о личном, желание поделиться сокровенным Дают характеристику предмета или состояния человека; выражают различные оттенки; смягчают категоричность высказывания Роль односоставных предложений Роль односоставных предложений в литературе многообразна. Они придают тексту красочность и лаконичность; помогают избежать неоправданных лексических повторов местоимений; дают возможность акцентировать внимание автора только на действии, не называя того, кто его производит; могут играть роль обобщения, передавать настроение автора, состояние героев и природы; создавать особый эмоциональный фон произведения.

Читаем микротемы (абзацы), составляем план к изложению К рыбаку приходит черный кот. Первая рыбешка сорвалась из-за кота. Рыбак тщетно пытается прогнать кота. Кот дождался крупной рыбы и вцепился в нее намертво. Черный кот расправляется с добычей. Новая встреча с котом.

Задание на дом Параграф 28 Упражнение 289 написать изложение

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Благодарю за интересную работу,Ирина Владимировна! Жаль,что нет 8 класса!

21 July 2022

Марина Юрьевна, большое спасибо за внимание к работе, благодарна вам за ваши отзывы, они многого стоят!

21 July 2022

Ирина Владимировна, очень качественная работа! У меня другой учебник, но с удовольствием и благодарностью возьму структуру Вашего урока под свой материал. Большое Вам спасибо!

21 July 2022

Наталья Юрьевна, очень благодарна вам за вашу поддержку, спасибо за отзыв!

21 July 2022

Спасибо, Ирина Владимировна! По любому учебнику, и не только в 8, но и в 9 классе! Грамотный материал!!!

21 July 2022

Спасибо большое, Ирина Владимировна! И нам пригодится! Никогда не будет лишней подготовка к сжатому изложению)

21 July 2022

Ирина Владимировна, спасибо!

21 July 2022

Ирина Владимировна, у Вас получился глубокий анализ текста, структура урока продумана очень детально. Спасибо Вам!

22 July 2022

Спасибо вам, Галина Геннадьевна, за отзыв, за поддержку!

22 July 2022