12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирмагамбетова Алтнай Рамазановна277
Россия, Самарская обл., с. Большая Глушица

Подготовка ребят к конкурсу «Живая классика».

Добрый день, уважаемые коллеги!

В обращение Владимира Викторовича Григорьева, заместителя руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям написано: «Чтение, особенно книг, становится все менее популярным занятием у детей…».

В другой статье читаю, что в ХХI веке проблема чтения стала едва ли не самой острой. Дети, увлечённые поголовно телевизором, компьютером, не читают вообще, тем более равнодушны к лирике. Читая, эти строки думаешь, неужели это правда?

Дорогу, которая приведет ребенка к книге, искать необходимо. Одна из хороших возможностей — это, конечно же, участие детей в конкурсах чтецов и в «Живой классике» тоже, который уже стал международным.

Подготовка к конкурсу чтецов всегда и сложна, и хлопотно, и отнимает массу времени. Сегодня мне хотелось поделиться опытом своей работы.

Мои воспитанники участники и победители районных конкурсов чтецов, которые проходят ежегодно 19 октября. Также победители Областных конкурсов «Истории великие страницы», «Кирилло - Мефодиевских чтений», «Вы отстояли этот мир», «Пусть всегда будет мир», «Память в сердце - гордость в поколениях», « Полководцы Победы», Областной конкурс чтецов «Родная речь» им. В. Гальченко, который проходит ежегодно в г. Новокуйбышевске, а также ежегодные Международные конкурсы-фестивали: «Осенний калейдоскоп», «Рождественская феерия», «Весенняя капель» и конкурс-фестиваль в рамках Международного проекта «Волга в сердце впадает моё».

2012 год. Тепло и дружески были встречены ребята в областной библиотеке, где проходил областной этап II Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» и куда съехались делегации юных чтецов со всего региона. Публика заворожено слушала чтецов (выступающих). Достойно выступили и мои воспитанницы: Тюрникова Анастасия и Сафонова Анна. Анна представила на суд зрителей и жюри отрывок из рассказа Михаила Пришвина «Кладовая солнца», а Настя выступила с рассказом Николая Носова «Живая шляпа» и награждена дипломом победителя областного этапа I Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» и электронной книгой.

2013 год. Сафонова Анна прочла юмористический рассказ Михаила Зощенко «История болезни», а Анастасия выступила с рассказом Ирины Пивоваровой «Как провожают пароходы» и награждена планшетом. Следующие несколько лет дополнительное образование не допускали до конкурса. Я была на районном этапе конкурса в составе жюри и имела возможность наблюдать за своими воспитанниками.

Манера выступления, умение держаться на сцене, глубокое проникновение в суть произведения, а также артистизм исполнения – всё это влияет на оценку жюри.

Ребята занимают призовые места, что, безусловно, стимулирует их для дальнейшей работы, вызывает желание добиваться высоких результатов в будущем.

Система моей работы предусматривает следующие этапы:

I этап. Участвовать в конкурсе всегда предлагаю всем желающим. Обращаю внимание на дикцию, тембр голоса, эмоциональность, опыт подобных публичных выступлений. Особое внимание уделяю ребёнку, его индивидуальным особенностям: развитию памяти, процессу мышления; темпераменту тоже отведена важная роль. Определённое время на занятиях наблюдаю, насколько эмоционален ребёнок, имеет желание к самовыражению посредством чтения художественной литературы. Также провожу беседы, направленные на выявление положительного отношения к музыке и сценическому искусству.

II этап. Поиск произведения. Важным моментом является выбор текста. Произведение нужно выбирать по возрасту, чтобы ребенок понимал смысл, мог прочувствовать всё, что заложено в тексте, передать это содержание не только с помощью слов, но и с помощью мимики.

Непременно стараюсь, чтоб ребенок сам выбрал текст, чтобы оно ему понравилось. Ведь если что-то нравится, то и рассказать об этом перед аудиторией получится ярче и выразительней.

III этап. Работы над чтением произведения. У каждого педагога (учителя), вероятно, сложился свой собственный подход. Поделюсь своим опытом.

1. Внимательное чтение (с карандашом в руке) текста самим педагогом (учителем) (ударение, эмоциональный тон и т.п.).

2. Совместное чтение с ребёнком (предлагаю свой вариант чтения, затем читает воспитанник, а иногда и наоборот).

3. Анализ произведения - беседа (тема, идея, базовые фразы, работа с неизвестными словами и выражениями и т.п.) на выяснение того, понятно ли всё ребёнку.

Чтобы понять и прочувствовать текст, нужно его тщательно проанализировать. Лучше это сделать вместе с ребенком, обсудить чувства, которые вызывает произведение, эмоции героев (если герои есть), обстоятельства, в которых оказались персонажи, разъяснить все непонятные или не совсем понятные слова. Нужно попытаться, как бы воссоздать тот мир, о котором пишет автор, будь то событие прошлых лет, природное явление или эмоциональное состояние. Тут поможет чтение книг, просмотр видео с соответствующей тематикой, или подборка фотографий, иллюстраций. Например, рассказываем о ливне — смотрим на ливень, рассказываем о войне — смотрим фильм или отрывок фильма о войне.

4. Неоднократное чтение вслух, возможно - запись, чтобы можно было проанализировать манеру чтения и скорректировать недочёты и ошибки.

Я практически на каждом занятие прослушиваю заученные тексты ребят, и не только речевую и художественную сторону, но и умение держаться на публике.

Каждый ребёнок по – своему талантлив, нужно только суметь раскрыть его способности. Это нелёгкая задача, но выполнимая. Стоит увлечь воспитанника в мир необыкновенный, и любые высоты покорятся ему. Конечно же, результат  зависит от совместной деятельности педагога (учителя) и ребёнка.

Отзывы о конкурсе членов жюри.

Светлана Сорокина, телеведущая: - Как хорошо, как светло было побывать на этом празднике книги! Смотришь на юных чтецов и понимаешь: конкурс – мгновение, а чтение – вечно. Нет сомнения, что с книгой этим ребятам уже навсегда по пути.

Рафаэль Клейнер, народный артист России: О таком подарке я мог только мечтать – услышать выступление юных чтецов и понять, что вот они, люди, понимающие и любящие книгу! Только при помощи литературы происходит расширение души. И я спокоен за страну, если в ней подрастают такие дети.


А в целом – от совместного усилья,

От нашей общей, слаженной струны

Зависит вся мелодия России

И будущее нашей всей страны!


Спасибо за внимание!




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.