Учебный план «Подготовка к написанию контрольного сочинения по картине (И.Э. Грабарь «Февральская лазурь)»
1. Автор проекта: Демидова Надежда Александровна, Челябинская область, город Кыштым, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2
2. Предмет: русский язык
3. Класс: 5
4. Тема урока: Подготовка к написанию контрольного сочинения по картине (И.Э. Грабарь «Февральская лазурь).
5. Цель урока: развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях, навык монологической речи.
6. Задачи урока:
1. Учить детей передавать своё впечатление от картины, выражать своё отношение;
2. Продолжить знакомство учащихся с особенностями сочинения - описания природы по картине;
3. Формировать умение отбирать речевые средства, работать с синонимами.
7. Планируемые образовательные результаты:
личностные:
стремление к речевому самосовершенствованию, к усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей в процессе речевого общения; способность к самооценке.
метапредметные:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной, коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме;
умение работать индивидуально и в группе;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.
предметные: составление художественного описания природы с элементами оценки изображения действительности; использование изобразительных средств языка для описания образов, созданных художником
8. Содержание урока:
Этап урока |
Содержание и виды деятельности учащихся |
||||||||||
Вводный (организационно-мотивационный) этап
|
У.: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок особенный. А почему, вы узнаете позже. У вас на партах листы. Давайте прочитаем отрывки выразительно и попробуем определить, что объединяет эти произведения. 1. Печальная берёза Как гроздья винограда, Люблю игру денницы А. Фет. 1842. 2. Берёза, берёзынька, Народная песня. 3. Чудесен и ранней осенью берёзовый лес, покрытый золотистой, увядающей листвою. Крутясь в воздухе, падают на землю золотые листочки. Прозрачен и чист воздух, малейший слышится в берёзовом лесу звук. И. Соколов-Микитов. Русский лес. Москва. «Детская литература». 1984. . У.: Что общего в этих отрывках? Д.: Все эти отрывки о берёзе. У.: Как авторы изображают это дерево? Д.: Фет видит берёзу печальной, но красивой (краса ветвей), нарядной (разубрана). Хотя наряд и траурный, наверное, потому, что зима, всё в природе умирает, но берёза жива: на её ветвях играет денница (заря) и птицы. В народной песне «березынька» одинока (Стоишь ты, берёзынька, посередь долинушки). Русский народ изображает берёзу как девушку (кудрявая) и жалеет её (использует уменьшительно-ласкательные суффиксы) В прозаическом отрывке мы видим увядающий берёзовый лес. Но жизнь в нём продолжается (крутясь). Автор погружает нас в атмосферу леса: мы как будто попадаем в сказку (чудесен). Слова «золотистой» и «золотые» позволяют нам представить богатство леса. Но не только цвет, но и запахи (Прозрачен и чист воздух) и звуки (малейший слышится… звук) мы можем почувствовать в берёзовом лесу. У.: Кроме наличия самого образа берёзы, что ещё объединяет эти отрывки? Д.: Во всех отрывках берёза как живая У.: Как называется художественно-выразительное средство, когда неживой предмет представлен как живой? Д.: Такое художественно-выразительное средство называется олицетворением У.: Назовите другие художественно-выразительные средства, которые помогают поэтам и писателям изображать тот или иной образ? Д.: Эпитет – красочное определение. Сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим Метафора – слово в переносном значении. У.: Все эти знания помогут вам сегодня на уроке. А какие вы знаете стихи о берёзе? Д.: 1) Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром (С. Есенин) 2) Белая берёза – Русская земля! И печаль, и радость, И любовь моя. (П. Кудрявцев) 3) Люблю березку русскую, 4) Если б дали березке расческу, 5) Улыбнулись сонные березки, У.: Эти стихи и другие, которые вы ещё вспомните, работая на уроке, могут стать эпиграфом к сочинению. А что такое эпиграф? Д.: Эпиграф – это краткое изречение, которое автор помещает в перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль Посмотрите, пожалуйста, на доску. (На слайде репродукции картин, звучит музыка Э. Грига). Подскажите мне, в чем же особенность нашего урока, чем мы будем заниматься. Д.: Мы будем рассматривать картины, собирать материалы к сочинению, готовиться к написанию сочинения. У.: Хорошо. Но какова же задача урока? Д.: Наша задача – учиться правильно говорить и писать. «Березовая роща» (1889) Исаака Левитана. «Березовая роща» (1896) Шишкина «Ранняя весна. Берёзы у реки» (1893) А.К.Саврасова «Стволы берез» (1879) Архипа Ивановича Куинджи. «Берёзы. Солнечный день» Ильи Ефимовича Репина «Февральская лазурь» Игоря Эммануиловича Грабаря |
||||||||||
Основной (информационно-аналитический) этап
|
У.: Посмотрите на нашу зимнюю картинную галерею. Как на ваш взгляд, красиво!? Каждая картина хороша по-своему. Но сегодня мы особое внимание уделим картине Игоря Грабаря «Февральская лазурь». Найдёте ли вы её среди других картин? Д.: На всех картинах летний или осенний пейзаж, а на репродукции И.Грабаря – зимний. Ещё небо здесь синее, потому, наверное, картина так и называется. У.: Итак, давайте внимательнее рассмотрите картину. А пока послушайте стихотворение А. Кушнера «О картинах» и закончите его: Если видишь: на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется… . Д.: Пейзаж. У.: А кто знает, что такое пейзаж? Д.: Пейзаж 1) общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина, изображающая природу. На экране текст «Береза». Учащиеся выразительно читают текст, отвечают на вопросы и выполняют задания. Береза. Нет дерева прекраснее березы. Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень березы разве не прелесть? Как ласкает наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки! А летом? Сколько красоты в покрытых листьями березах! Длинные тонкие ветки, словно зеленые гирлянды, низко свешиваются к земле и придают всему дереву какой-то торжественно-печальный вид. И, наконец, зимой. Какое дерево сравниться по красоте с березой, когда она стоит изукрашенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов! Она стоит, словно громадный фонтан, брызги которого внезапно оледенели и повисли в воздухе. – Да, прекрасное дерево береза, и нет его прекраснее. (По Д. Кайгородову) – К какому типу речи относится тест? Определите, какое это описание – деловое или художественное. Докажите свою точку зрения. Найдите и прочитайте предложения, в которых сформулирована основная мысль. Д.: Это текст – описание: автор описывает березу в разные времена года. Это художественное описание, так как автор использует художественные средства выразительности, яркие эпитеты и сравнения: румяные лучи, нежная весенняя зелень, остроконечные душистые блестящие листочки, словно зеленые гирлянды, словно громадный фонтан и т.д. Основная мысль выражена в первом и последнем предложениях. Автор восхищается красавицей березой, показывая, как она прекрасна в разные времена года. У.: Вот такое же чувство восхищения красотой природы охватило однажды и одного художника. Имя этого художника Игорь Эммануилович Грабарь. Игорь Эммануилович Грабарь после окончания юридического факультета Петербургского университета поступил в высшую художественную школу при Академии художеств. Его учителем был Илья Репин. Грабарь был певцом родной природы. Интересовало художника состояние природы в разные времена года, в разное время дня. Об этом свидетельствуют названия картин живописца. "Сентябрьский снег." "Белая зима. Грачиные гнёзда." "Мартовский снег." "Лучезарное утро." "Ясный осенний вечер." "Зимний пейзаж." "Берёзы летом." И многие другие проникнуты радостным светлым чувством. "Февральская лазурь"– одно из лучших его полотен. Оно поражает силой и чистотой цвета, ослепляет лазорево-синим небом. Плотными мазками написаны огромные белоствольные берёзы на первом плане. Небо уходит в бескрайнюю высь. Пространство наполнено светом и воздухом. Н. Рыленков в одном из своих стихотворений написал: Здесь мало увидеть, Грабарю удалось всмотреться в природу и передать её красоту и величие. Обратимся к воспоминаниям художника и послушаем, как он работал над картиной. Сообщение ребёнка Отрывок из воспоминаний художника: «В то необычное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток, сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей, заглядевшись на неё. Я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие – то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно…» Несмотря на сильный мороз, художник создавал картину в течение двух недель в вырытой им траншее из снега. Он торопился запечатлеть эту красоту. У.: Февральская лазурь… Какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите это словосочетание? Объясните название. Что же такое лазурь? Д.: Лазурь (др. русск. - из греч.) - 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета. У.: Прочитайте слова художника и определите значения выделенных слов. И. Грабарь писал: «В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». Лазурный = лазоревый = голубой. Жемчужный – цвет жемчуга, нежный, тёплый блестящий оттенок белого; Коралловый (цвет) - (перен.) ярко-красный. Сапфировый (цвет) - (перен.) синий или зелёный, цвета сапфира. Где на картине вы видите голубые оттенки? Д.: Белый снег становится голубым, тени берез – голубовато - синими, даже самые стволы березок пропитываются голубым воздухом и делаются как бы воздушными. Голубые краски не выдуманы художником, а подсказаны природой – Каково общее впечатление от пейзажа? Какие чувства, желания рождает пейзаж? – Каков, по-вашему, замысел художника? О чём эта картина? Д.: Художник хотел передать красоту февральского дня. День – необыкновенный, морозный, необычный, чудесный, солнечный, прекрасный, зимний, ясный. У.: Что, по-вашему мнению, больше всего нравится художнику? Д.: Плотными мазками написаны огромные белоствольные берёзы. На переднем плане старая берёза, вдали расположены её подружки, молодые берёзки. Могучая, огромная, видевшая ни одну зиму. Она уже старая, искривлённая, огромная. У неё толстый ствол, много веток. У.: Что можно сказать о других берёзках? Какие краски использует художник, рисуя берёзы? А как выглядит снег на картине Грабаря? Много ли его? Какого он цвета на солнце и в тени? Рассмотрите небо: – Есть ли на нём облака? – Есть ли на нем солнце? – Какого цвета оно вверху и на горизонте? Д.: Ослепляет лазорево-синим небом, уходящим в бескрайнюю высь. Пространство наполнено светом и воздухом. Такое небо бывает в феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день Работа по картине, заполнение таблицы:
Что вы можете сказать о расположении предметов на картине? Опишите их. Д.: Деревья расположены на картине естественно. Снег рыхлый, кое–где осел, подтаял. Кружево ветвей отражается в большом безоблачном голубом – голубом небе. У.: Как расположена картина? Д.: Картина расположена вертикально. Чтобы увидеть кружево берёзы, живописец рассматривает её снизу вверх. Все другие деревья как бы отодвинуты, чтобы не мешали рассматривать берёзу на фоне голубого неба. Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое. У.: Какую роль в воплощении замысла художника играет задний план картины? Д.: На заднем плане царство зимы. Солнце не проникает в чащу. У.: Вывод. На картине «Февральская лазурь» изображен прекрасный солнечный день. Ослепляющее своей голубизной небо, белоствольная красавица-берёза и сиреневатый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение. И несмотря на то, что в центре картины – берёза, художник назвал своё полотно не «Берёза», а «Февральская лазурь». Словарная работа. Подберите синонимы к словам художник, картина, картина чудесная, художник создаёт. Д.: Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист, автор картины, певец русской природы, создатель. У.: Постарайтесь использовать разные средства, чтобы сделать своё описание образным, выразительным. Укажите, в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл, ввести олицетворение. Д.: Снег играет, солнце льёт лучи, задумчивые берёзки. Берёзки-подружки, снег, словно перина… У.: Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое. Пейзаж... Природа... Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину своё отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в неё и насладиться ею. Художник выразил свои чувства на картине с помощью цвета, а мы постараемся понять настроение автора и передать свои мысли в виде рассказа. Порядок в вашем тексте определяет план. А ваша задача – составить рассказ. Текст какого типа мы будем создавать? Д.: У нас должен получиться текст-описание. У.: Из скольких частей будет состоять наше сочинение? Д.: Вступление, основная часть, заключение. У.: Что напишем во вступительной части? Д.: Всё, увиденное нами на картине, было зимой, в феврале. Волшебница-зима украсила природу. А художник Грабарь на картине «Февральская лазурь» изобразил на фоне голубого неба белоствольную статную берёзу. У.: О чём необходимо не забыть во второй части? Д.: Мы должны описать картину, общее впечатление, которое она на нас произвела. У.: В итоге мы расскажем о своих впечатлениях. Понравилась ли картина? Какие чувства вызвала? Совместное составление плана сочинения. 1. Вступление. И.Э. Грабарь – «поэт русской зимы». Первое впечатление от картины. 2. Основная часть. Воодушевление природой. А) Солнечное утро февраля. Б) Похвала берёзам: «барыня» береза и ее окружение. В) Снег, тени на снегу, горизонт. Г) Построение и колорит картины Д) Смысл названия картины «Февральская лазурь» 3. Заключение. А) Отношение автора к изображённому. Удалось ли И. Э. Грабарю передать красоту солнечного зимнего дня? Почему? Б) Какое настроение вызывает эта картина? В) Что вы чувствуете, о чём думаете, глядя на неё? Г) Ваши впечатления от картины. У.: Вступление может быть посвящено истории создания картины или тому, что зима вдохновляла многих известных деятелей искусства, культуры и литературы. Во второй части наших сочинений мы должны ответить на вопрос, что изображено на картине? (снег, береза, небо, февральский день, другие березки, лес). То есть обобщить то, чем мы занимались на уроке. И в заключении необходимо дать ответ на вопросы: приходилось ли вам любоваться подобными картинами зимы на прогулке в зимнем лесу или когда катались на лыжах. Всегда ли мы замечаем красоту природы? Удалось ли художнику передать красоту природы? Иными словами, показать своё отношение к картине. Хотелось бы вам наяву, а не только на картине увидеть такое чудо – февральскую лазурь? Продолжите предложения: Когда я вижу картину «Февральская лазурь», … Когда долго рассматриваешь картину, Взгляд притягивает … От этого полотна веет … Эту картину можно смело назвать… Мастеру удалось донести до нас … Очень большое внимание художник уделил… Вся картина как бы наполнена… Художник явно хотел показать … Эта картина мне…. |
||||||||||
Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап
|
Дома вы напишите сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Но прежде подведём итог уроку. Что помогло вам понять замысел художника и рассказать об этом? Помогли ли нам поэты, художники и композитор увидеть красоту «Февральской лазури»? |