12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Цыганова Анна Васильевна630 МАОУ СОШ №3, г.Кировград Свердловской обл. Россия, Свердловская обл., Кировградский ГО |
Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ по тексту Галины Георгиевны Туз «Жидкие люди»
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык | |
Класс | 11 | |
Тема урока | Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ по тексту Галины Георгиевны Туз «Жидкие люди» | |
Тип урока | Комбинированный | |
Цели урока | Комплексная работа с текстом. | |
Задачи урока | Образовательные: повторить и систематизировать знания учащихся по теме урока, научиться анализировать текст. Развивающие: развивать навыки анализа философского текста. Воспитательные: воспитание внимания и уважения к художественному слову, пробуждать стремление к вдумчивому чтению. | |
Планируемые результаты | Предметные: создать условия, способствующие формированию представления о структуре сочинения. Метапредметные: определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; формировать умение аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения. Личностные: развивать потребность самостоятельного осмысления текстов разных авторов. | |
Технологии | Личностно-ориентированная, проблемно-диалогическая. | |
Формы работы | Коллективная, фронтальная | |
Виды деятельности учителя | Организует, направляет, контролирует, диагностирует. | |
Виды деятельности учащихся | Работают с лексическим значением словосочетания «жидкие люди», отвечают на вопросы, обсуждают, выстраивают комментарий к тексту, формулируют позицию автора, высказывают свое мнение, обосновывают его, делают выводы. |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ по тексту Галины Георгиевны Туз «Жидкие люди»
№ | Этап урока | Время | ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент (мотивация к учебной деятельности). Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | 1 | Слайд 1 Автор и название текста | Учитель приветствует учеников, создает комфортную рабочую атмосферу в классе. - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем анализировать текст Г.Г.Туз «Жидкие люди». Попытайтесь предугадать, о чем пойдет в нем речь. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Высказывают свое мнение. Прогнозируют Записывают дату и тему: Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ по тексту Галины Георгиевны Туз «Жидкие люди». |
2. | Актуализация знаний Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | 4 | Слайд 2 Текст | - Итак, прочитаем текст, обращая внимания на его название. Попытаемся вникнуть в смысл заголовка. | Высказывают свое мнение. Объясняют значение словосочетания «жидкие люди». - ненадежные, те, что подведут |
3. | Постановка учебной задачи. Целеполагание. Цель этапа: самостоятельное определение цели урока. | 5 | Слайд 3 План работы над текстом | Какую цель мы перед собой поставим? (определить позицию автора, прокомментировать текст и сформулировать проблему) Каков будет ход нашей работы? | Высказывают свое мнение, формулируют цель урока. Предлагают ход работы под руководством учителя. Выделение смысловых частей читаемого текста. Выделение ключевых слов текста по ходу чтения. Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте. Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как во время, так и после чтения текста. Переработка текста, создание нового текста на основе прочитанного. |
5. | Решение учебной задачи. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися | 9 | | - Разделите текст на смысловые отрезки, объясните свою позицию. (1. 1-13 Рассказ о жидком дяде. 2. 14-24 Авторские размышления о жидких людях. 3.25-37 Рассказ о дамочке-благодетельнице. 4. 38-39 Разговор педагога с чиновником.) | Слушают мнения друг друга, вступают в диалог. |
7. | Закрепление знаний. Цель этапа: анализ языковых особенностей текста | 7 | Слайд 4 Задания для групп | 1 группа 1-12 предложения Какими чертами характера обладает жидкий дядя? Что доставляет ему удовольствие? Как к нему относится автор? Докажите текстом. 2 группа 14-24 предложения Как автор относится к жидким людям? Почему? Докажите текстом. Объясните смысл 14 и 22 предложения. В чем метафоричность образа жидких людей.
3 группа 25- 37 предложения Какими чертами характера обладает жидкая тетя? Как меняется её отношение к автору? Почему? Как к ней относится автор? Докажите текстом. 4 группа 38-40 предложения Что вы поняли из описания разговора педагога с чиновником? Почему это воспоминание завершает текст о жидких людях? | 1 группа Человек, получающий удовольствие от того, что кому-то плохо. Завистливый, эгоистичный, душевно бедный, безнравственный. Дядя начинал от удовольствия ухать, как филин. Отухавшись, переходил к другому донору настроения. 2 группа На них нельзя положиться, предадут, продадут, их надо научиться распознавать. 3 группа Такие планы перед моим мысленным взором разворачивала…Не здороваясь и даже голову в мою сторону не поворачивая. И гордо удаляется. 4 группа Жидкие люди удобны власти, для которой вовсе не обязательно быть личностью. |
8. | Контроль усвоения материала. | 8 | | Предоставляет слово представителям каждой группы. Выход на позицию автора (2 группа) 1 пример-иллюстрация с объяснением (1 группа) 2 пример-иллюстрация с объяснением (3 группа) Проблема текста формулируется вместе. | Выступает каждая группа, остальные слушают, задают уточняющие вопросы. |
9. | Подведение итогов урока. Цель этапа: оценка уч-ся результатов своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности свое и всего класса. Рефлексия. | 3 | | Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации. Выставляет оценки. | Анализируют свою работу. |
| | Чего нельзя делать при написании комментария? 1. Нельзя комментировать проблему без опоры на прочитанный текст. 2. Нельзя пересказывать прочитанный текст. 3. Нельзя цитировать большие фрагменты из прочитанного текста. | Выстраивание основы будущего сочинения. Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | ||
10 | Домашнее задание. | 2 | Слайд 5 Домашнее задание | Перед вами список художественных произведений. Определите, какие из них могут быть вами использованы в качестве обоснования своего мнения по данному тексту об опасности жидких людей. А.П.Чехов «Хамелеон» В.Кондратьев «Сашка» Н.В.Гоголь «Ревизор» А.С.Пушкин «Капитанская дочка» А.С.Грибоедов «Горе от ума». | Записывают домашнее задание в дневники. |