Подготовка к сочинению-рассуждению «Давай поговорим о доброте»
Цели урока: совершенствовать умение композиционно грамотно рассуждать на предложенную тему; использовать в рассуждении читательский опыт и личные наблюдения, принимать и понимать позицию другого человека, аргументировать ее, воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека.
Ход урока
Она несет нам радость и тепло,
Она нам дарит свет, приводит к вере,
Она безжалостно уничтожает зло,
Но, видно, и сама несет потери.
Э.Асадов
1. Работа с эпиграфом
Прочитайте отрывок из стихотворения Э. Асадова. Что или кто скрыто за местоимением она? Почему Вы так решили?
2. Целеполагание
Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок подготовки к сочинению? Важно ли вам, современным подросткам, рассуждать на эту тему? Почему?
3. Словарно-орфографическая работа
Записать следующие слова в составе словосочетаний: добросердечность, доброжелательный, человечность, человеколюбие, отзывчивость, внимательность.
Подобрать синонимы к следующим словам: душевность, приветливость, сочувствие.
4. Беседа по вопросам.
Какие качества человека мы имеем в виду, когда говорим о доброте?
Почему человеку важно быть добрым?
Почему необходимо не только быть добрым, но и говорить о доброте? Какова роль слов о доброте в человеческих отношениях? (Обратить внимание: добрые слова и слова о доброте -разные понятия!)
5. Самостоятельная работа с памяткой «Как написать сочинение-рассуждение».
Вспомните композицию сочинения рассуждения, пользуясь памяткой. Какие вопросы вы хотели бы обсудить с одноклассниками? Сформулируйте вопросы и задайте их в классе.
6. Работа в парах с таблицей
План рассуждения |
Ключевые слова и словосочетания |
Тезис: |
|
Аргумент 1: |
|
Аргумент 2: |
|
Вывод: |
7. Выступления учащихся (устное рассуждение по таблице). Обсуждение выступлений.
8. Домашнее задание: обсудить написанное с родителями и записать результаты обсуждения в 5-6 предложениях: Размышляя над вопросом, почему нужно говорить о доброте, мы с мамой (папой) (пришли к выводу, поняли, решили, убедились), что…
Использованная литература
Рыбченкова Л.М. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/Л.М.Рыбченкова, И.Г.Добротина.-2-е изд., перераб.-М.: Просвещение. - 2015,-191 с.