Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту, посвященному Отечественной войне 1812 года
Авторы: Гусельникова Лидия Ивановна, учитель русского языка и литературы.
Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту, посвященному Отечественной войне 1812 года (урок развития речи, ГИА, 15-, 15-2, 15-3).
Класс 9.
- Цель: подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением.
Тип урока: урок – практикум.
Технология: элементы технологии развивающего обучения.
Задачи урока:
Воспитательные:
- воспитать у учащихся нравственные качества личности на примере славных страниц истории, отраженных в литературе;
- воспитать чувство гордости и любви к Родине.
Обучающие:
- формировать навыки анализа художественного произведения, через выявление авторского отношения к изображаемым картинам войны, навык работы с текстом.
Развивающие:
- совершенствовать устную речь учащихся;
- совершенствовать навык самостоятельной работы с текстом художественного произведения и историческими документами;
- совершенствовать навык выразительного чтения;
- обогащать словарный запас;
- развивать творческое мышление.
Методы и приемы:
- частичн о-поисковый;
- словесный;
- практический;
- наглядн ый
Оборудование к уроку; ЭОР, мультимедийная установка, ПК, раздаточный материал, папки с методическими материалами по работе с частью С, презентация.
Прилагаемые медиаматериалы; фрагменты из фильма «Война и мир», «Эскадрон гусар летучих», «Кутузов».
Использованная литература и ресурсы сети Интернет (адреса сайтов);
1. http://www.borodino.ru- официальный сайт Государственного Бородинского музея заповедника; 2.http://www.homeland-tour.ru – Музей, Бородинское поле; 3.http://www.otrip.ru/tag/borodino/ - свой журнал, Бородино; 4.http://www.museum.ru/museum/1812/Memorial/ - Бородино, музей; 5.http://fotki.yandex.ru/users/nata8765/ - фото Спасо-Бородинский монастырь, Шевардинский редут. 7.http://strana.ru/ - путеводитель Музей-заповедник «Бородинское поле»; 8. http://www.nashi-deti. - Государственный бородинский военно-исторический музей;
Структура урока (план, отражающий этапы урока):
Организационный момент;
Создание проблемной ситуации;
Виртуальная экскурсия с использованием ЭОР;
Предварительная работа с текстом и материалами методической папки;
Анализ содержания текста (самостоятельная работа в группах);
Защита образовательного продукта;
Рефлексивно-оценочный этап.
Раскрытие содержания этапов урока:
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Чтобы научиться писать,
надо писать!
Д.Лихачев
Война двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа.
Барклай, зима иль русский Бог?
А.С.Пушкин
I. Организационный момент. Объявление темы урока. Определение целей. Постановка задач.
II. Создание проблемной ситуации (актуализация знаний).
Учащимся предлагается подумать над смыслом слова «подвиг». Свои мысли они записывают в тетрадь. В ходе фронтальной беседы желающие поделиться своими замечаниями ученики читают написанное. В тетрадь делаются соответствующие дополнения. Учащиеся могут воспользоваться сайтами http://что-означает.рф/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3 (что означает РФ), http://vslovare.ru/slovo/podvig ( всловаре ру - все словари онлайн), http://www.slovoblog.ru/ojegov/podvig/ (словоблог ру) или словарями
Как вы понимаете смысл слова: «подвиг»?
Подвиг - доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях. Военные подвиги.
Подвигнуть - побудить к чему-либо (обычно благородному) возвышенному.
Подвижни - человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения, муки ради достижения высокой цели.
Подвиг - действие, заслуга, поступок, работа.
Эффект неожиданности работает – в данном случае – на повышение интереса учащихся к проблеме, которая будет поднята на уроке. Продолжая разговор о подвиге, мы предлагаем детям совершить виртуальную экскурсию на Бородинское поле, познакомиться с историческими памятниками. В качестве экскурсоводов выступают обучающиеся, одетые в костюмы героев войны 1812 года (М.И.Кутузов, Денис Давыдов, солдат, Багратион)
III. Виртуальная экскурсия с использованием ЭОР (можно воспользоваться сайтами для виртуальной экскурсии по местам боевой славы войны 1812 года, фрагмент из фильма «Война и мир», презентацией о памятниках, посвященных войне 1812 года).
http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/virtualnaya-ekskursiya-pamyatniki-borodinskogo-polya виртуальная экскурсия "Памятники Бородинского поля"
1 ученик. В 2012 году наша страна отмечает знаменательную дату в истории России – 200-летие победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Кульминационным моментом в ходе войны стала Бородинская битва. Бородинское поле - место, получившее известность после генерального сражения в Отечественной войне 1812 года, где в смертельной схватке сошлись русская армия под командованием М.И.Кутузова и Великая армия французского императора Наполеона Бонапарта. Битва длилась 15 часов, с обеих сторон в ней участвовало около 300 тысяч человек при 1200 артиллерийских орудиях. Наполеону не удалось сломить сопротивление русских. Неистовая отвага завоевателей не превозмогла стойкости и самопожертвования защитников Отечества. С этого дня, 26 августа 1812 года, дня, который М.И.Кутузов назвал «вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов» а Наполеон - «битвой гигантов». Существует главный, уникальный экспонат музея – Бородинское поле (слайд 1-2).
Бородинское поле расположено в 125 км. к западу от Москвы.
2 ученик. Памятник – монумент главнокомандующему русскими армиями М.И. Голенищеву-Кутузову на командном пункте полководца в селе Горки. (Слайд № 3-4)
В центре деревни Горки, у Новой Смоленской дороги (теперешнего Можайского шоссе), на холме, называемом Верхней Горкинской высотой, возвышается обелиск красного гранита, увенчанный бронзовым орлом с распростертыми крыльями. Это памятник Михаилу Илларионовичу Голенищеву-Кутузову, главнокомандующему объединенной российской армией в день Бородинского сражения 26 августа 1812 года. Памятник, воздвигнутый в 1912 году, к 100-летию сражения, сооружался по проекту военного инженера П.А. Воронцова-Вельяминова на средства государственной казны. На тыльной грани памятника – мемориальная доска, текст которой утверждает, что с этого места М.И. Кутузов руководил войсками в день генерального сражения. На лицевой грани монумента золотом сверкает меч, направленный острием вверх, – грозное предупреждение завоевателям. На рукояти меча римскими цифрами начертана дата: «1812». Ниже – ниша с бронзовым барельефом, на котором в центре изображен М.И. Кутузов, сидящий на походной скамье, отдающий очередной приказ своим подчиненным. Слева изображен главнокомандующий 1-й Западной армией генерал от инфантерии М.Б. Барклай де Толли, за его спиной – вестовой казак. Справа, за спиной Кутузова, – начальник Главного штаба 1-й Западной армии генерал-майор А.П. Ермолов. Рядом с ним – атаман Войска Донского М.И. Платов, ближе к зрителю, – полковник К.Ф. Толь, любимый ученик Кутузова по кадетскому корпусу, занимавший в то время должность генерал-квартирмейстера объединенной русской армии. Над барельефом – фраза из донесения Кутузова императору Александру I о результатах Бородинского сражения: «Неприятель отражен на всех пунктах».
3 ученик. Бородинский музей (слайд 5-7).
Здание Бородинского музея расположено в самом центре Бородинского поля. Оно было построено в 1912 году, к 100-летию великого сражения, по проекту московского архитектора В.В. Воейкова в традициях русского усадебного дома – с мезонином и неоклассическим портиком. Прежде на этом месте стоял дом-сторожка, построенный в 1839 году для ветеранов-участников Бородинского сражения. По указу императора Николая I двум ветеранам вменялось в обязанность ухаживать за Главным монументом героям Бородина на Батарее Раевского и могилой полководца Багратиона, расположенной у основания памятника. В сторожке хранились: карта Бородинского поля сражения, автором которой был генерал-квартирмейстер русской армии Карл Федорович Толь; молоток и лопатка, которыми цесаревич Александр Николаевич заложил первый камень в основание монумента на Батарее Раевского в 1837 году; футляр от закладного камня; находки с поля сражения – ядра, осколки гранат, картечные и свинцовые пули. Здесь же хранилась первая книга записи посетителей Бородинского поля. Таким образом, сторожка инвалидов-ветеранов стала прообразом Бородинского музея, старейшего в мире среди музеев, основанных на полях сражений. В 1941 году, во время оккупации Можайского района войсками Вермахта, немцы устроили в здании музея скотобойню, а отступая, в январе 1942 года, сожгли его дотла. К счастью, экспонаты музея были заблаговременно эвакуированы в Алма-Ату и в октябре 1944 года, в восстановленном здании музея, вновь заняли свое достойное место.
В настоящее время здесь расположена основная экспозиция музея-заповедника «Бородино – битва гигантов», которая рассказывает не только о главном событии Отечественной войны 1812 года, но и подчеркивает международное значение Бородинского сражения, предопределившего полный разгром армии Наполеона в 1812 году, падение его империи в 1814–1815 годах.
4 ученик. Главный монумент - часовня героям Бородинского сражения на батарее Раевского (слайд 8).
Памятник был заложен в августе 1837 года, в 25-ю годовщину Бородинского сражения, цесаревичем, великим князем Александром Николаевичем, будущим императором Александром II. Торжественное открытие памятника состоялось два года спустя, в присутствии императора Николая I, членов царской семьи, свиты, многочисленных представителей русской аристократии, гостей из-за рубежа и большой группы участников Бородинского сражения. В течение трех дней продолжались маневры 150-тысячного войска под командованием Николая I, воспроизводившие эпизоды «битвы гигантов».
В 1932 году памятник был разрушен как не имеющий ни исторической, ни художественной ценности. Он разделил участь московского храма Христа Спасителя и многих других памятников отечественной истории и культуры. Высота монумента вместе с крестом 27,5 метров. На его гранях содержится информация о численном составе обеих армий в день сражения, о «двадесять языках» армии Наполеона, о русских генералах, погибших в достопамятный день 26 августа 1812 года. Здесь же – выразительные тексты об отступлении русской армии к Москве, о вступлении французов в первопрестольную, и русских войск – в Париж. Бородинское поле одно из самых популярных мест проведения ежегодных военно-исторических праздников. [1]
Учитель. Итак, экскурсия подошла к концу. Каковы ваши впечатления?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
IV. Предварительная работа с текстом.
Учитель. Новая форма государственной (итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку включает задание творческого характера – сочинение-рассуждение на заданную тему.
Как успешно выполнить это задание?
Первое прочтение текста Работа в группах (4 группы – у каждой группы свой текст, компьютер с выходом в Интернет для использования во время уроков ЭОР по теме текста и теме урока, руководители группы – ученики, одетые в героев войны 1812 года, они готовили выразительное чтение своего текста, видеоролик или видеофрагмент из фильма к тексту)
1 группа. Текст №1. Партизан Денис Давыдов. (Отрывок из романа Г.Серебрякова «Денис Давыдов»). (Приложение 1.1). [10] Видеоролик из фильма «Эскадрон гусар летучих». (Приложение 2.1), ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C4%E5%ED%E8%F1+%C4%E0%E2%FB%E4%EE%E2&tg=&context=current&interface=teacher «Денис Давыдов» [14]
2 группа. Текст №2. Партизаны 1812 года. (Отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»). (Приложение 1.2). [11] Видеоролик из фильма «Эскадрон гусар летучих». (Приложение 2.2).
3 группа. Текст №3. Главнокомандующий Кутузов. (Отрывок из исторической хроники Н.Задонского «Денис Давыдов»). [12] (Приложение 1.3). Видеоролик из фильма «Кутузов». (Приложение 2.3).
4 группа. Текст №4. Военный Совет в Филях. (Отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»). (Приложение 1.4). [11] Видеоролик из фильма «Кутузов». (Приложение 2.4), ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0f4866c4-0f22-44b8-aba6-7661b8cb774f/Kivshenko.VoennyjSovetvFiljah.jpg «Военный совет в Филях» [13]
V. Анализ содержания текста.
Следующий этап работы предполагает работу с микротемами, идеей и проблемой теста (работа с приложением №3.1 из методической папки). Составление плана.
В ходе фронтальной беседы обсуждаем количество частей текста, их взаимосвязь.
Работа над композицией сочинения-рассуждения.
Учитель. 1. Как должно быть построено сочинение? Заглянем в папки с методическими материалами по работе с частью С. Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.
Из каких частей состоит рассуждение?
1.Тезис (вступление) - мысль, которую нужно доказать.
2. Доказательства (аргументы + примеры)
3. Вывод (заключение)
2. Как написать сочинение? (Работа с методической папкой, приложение №3.2)
Откроем методическую папку, посмотрим приложение №2 и попытаемся сформулировать вступление к сочинению.
(В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента. Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений. Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
В этом отрывке автор говорит о том, что…
Смысл данного отрывка я понимаю так: …
В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.)
- Запишите в тетрадь вступление к сочинению.
3.Как написать основную часть? (Работа с методической папкой, приложение №3.3)
Найдите в папке приложение №3 и подберите аргументы, примеры из текста, раскрывающие содержание вашего тезиса.
(Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.
В основной части следует избегать:
• пересказа текста
• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.
В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.
Если вы затрудняетесь, обратитесь к памятке, в ней есть некоторые рекомендации:
1. Перечитайте текст несколько раз.
2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.
3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.
4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.
5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!
В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста.
4.Как оформить примеры в сочинении?
Во-первых, помните о требованиях к примерам:
• примеров должно быть не менее 2;
• примеры должны быть из указанного текста;
• примеры должны подтверждать разные аргументы;
• каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;
• пример без указания на аргумент не учитывается.
Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.
В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …(номер) предложению текста (…).
• Подтвердить данный аргумент можно примером из …(номер) предложения текста (…).
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере …(номер) предложения(…).
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из …(номер) предложения прочитанного мною текста: «….».
• Предложение … (номер) подтверждает мысль о том, что … . )
- Сформулируйте и запишите основную часть сочинения
5. В приложении №4 вы узнаете о чем писать в заключении (Работа с методической папкой, приложение №3.4)
(Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.
Вывод должен быть:
- коротким, но ёмким по содержанию,
- логически связан с предыдущим изложением,
- не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!)
- Запишите заключение к сочинению.
6. И последний этап работы над сочинением это редактирование.
- Сколько абзацев должно быть в сочинении?
(Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения.
Помните: сочинение должно иметь не менее 3-х абзацев:
• 1 абзац - тезис
• 2 абзац – аргументы с примерами
• 3 абзац – вывод
Основная часть может состоять из нескольких абзацев.
Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент. )
- Каким должен быть объем сочинения?
В 2013 году требование к объёму сочинения - количество слов в сочинении должно быть не менее 70.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
VI. Защита образовательного продукта.
- Еще раз перечитайте получившиеся сочинения.
- Каждая группа представит свою работу (руководитель группы знакомит весь класс со своим текстом и с сочинением по данному тексту).
Учитель. На уроке мы не только готовились к написанию сочинения-рассуждения, но и совершили виртуальную экскурсию на Бородинское поле, познакомились с различными тексами о войне 1812 года.
VII. Рефлексивно-оценочный этап.
- У вас получились сочинения, составленные строго по композиции.
- Как оцените работу своей группы? Полезна ли была работа с методической папкой?
- Достаточно ли знать только структуру сочинения или нужно глубоко прочувствовать идею текста, авторскую позицию? Для этого обратимся к эпиграфам урока.
- В заключение хочу сказать: Мне было приятно работать с вами. Желаю удачи на экзаменах!
Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение. При этом можно воспользоваться приложениями №3.5, №3.6, №3.7 методической папки.
Познакомиться с материалами сайта http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2012/09/2013.html «По уши в ГИА» (образовательный блог в помощь ученику и учителю при подготовке к ГИА по русскому языку)
Список литературы и Интернет источники:
1. http://www.borodino.ru- официальный сайт Государственного Бородинского музея заповедника; 2.http://www.homeland-tour.ru – Музей, Бородинское поле; 3.http://www.otrip.ru/tag/borodino/ - свой журнал, Бородино; 4.http://www.museum.ru/museum/1812/Memorial/ - Бородино, музей; 5.http://fotki.yandex.ru/users/nata8765/ - фото Спасо-Бородинский монастырь, Шевардинский редут. 7.http://strana.ru/ - путеводитель Музей-заповедник «Бородинское поле»; 8. http://www.nashi-deti. - Государственный бородинский военно-исторический музей;
9. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/virtualnaya-ekskursiya-pamyatniki-borodinskogo-polya виртуальная экскурсия "Памятники Бородинского поля"
10. Г.Серебрякова «Денис Давыдов».
11. Л.Н.Толстого «Война и мир».
12. Историческая хроника Н.Задонского «Денис Давыдов».
13. ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0f4866c4-0f22-44b8-aba6-7661b8cb774f/Kivshenko.VoennyjSovetvFiljah.jpg Военный совет в Филях
14.ЦОР http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C4%E5%ED%E8%F1+%C4%E0%E2%FB%E4%EE%E2&tg=&context=current&interface=teacher Денис Давыдов
15. http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2012/09/2013.html «По уши в ГИА»
16. http://что-означает.рф/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3 (что означает РФ),
17. http://vslovare.ru/slovo/podvig ( всловаре ру - все словари онлайн),
18. http://www.slovoblog.ru/ojegov/podvig/ (словоблог ру) или словарями
Приложение
Текст №1
Партизан Денис Давыдов
(Отрывок из романа Г.Серебрякова «Денис Давыдов»).
(1)«Обосновав лагерь в густом березняке близ села Скугарева, Давыдов начал набеги на врага.
(2)2 сентября рано утром он как снег на голову пал на шайку мародеров, орудовавшую в ближнем селе Токарево. (3)Стремительным ударом было захвачено девяносто неприятельских солдат и офицеров, прикрывавших обоз с награбленными у жителей припасами.(4) Едва завершили это дело и раздали поселянам изъятое у них силою добро, как скрытые заранее пикеты донесли, что к Токареву движется еще один вражеский отряд, причем по обыкновению своему следует совершенно беспечно, не выставив даже конных охранений.
(5)— Ну, коли неприятель снова в гости пожалует, встретим! — сказал Давыдов.
(6)По его знаку гусары и казаки вскочили в седла и затаились за крайними избами.(7) Дав французам подойти чуть ли не вплотную, снова ударили разом.(8) Ошарашенные мародеры, не успев оказать сопротивления, дружно побросали оружие. (9)Добычею стали еще семьдесят пленных.
(10)Тут же встал вопрос: а что с ними делать? (11)Не таскать же за собою всю эту голодную, прожорливую ораву?
(12)По имевшимся у Давыдова сведениям, в уездном Юхнове французов не было. (13)Город держало в своих руках местное ополчение. (14)Посему, поразмыслив, Денис решил направить транспорт с пленными туда, дабы сдать их юхновскому начальству под расписку.
(15)После отправки пленных Денис раздал поселянам неприятельское вооружение: ружья, патроны, сабли, пики, тесаки. (16)Заодно и наказал им смелее оказывать отпор мародерам, которых они уже называли по-своему — «миродерами»...
(17)Хотя проведенное дело можно было вполне считать успешным, (18)Давыдов понимал, что поражение вооруженных французских грабителей отнюдь не главная цель, ради которой он послан с отрядом в неприятельский тыл. (19)Намного важнее было наносить удары по транспортам жизненного и военного обеспечения наполеоновской армии. (20)Поэтому он и решил продолжать поиск вдоль Смоленской столбовой дороги в направлении к памятному ему Цареву-Займищу».
Текст №2
Партизаны 1812 года
(Отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»).
«(1)Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войны. (2)Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война — все это были отступления от правил.
(3)Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие-то правила для того, чтобы убивать людей).(4)Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что русским, высшим по положению людям казалось почему-то стыдным драться дубиной, а хотелось по всем правилам встать в позицию... — дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.
(5)И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передает ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью...
(6)Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии — отсталые мародеры, фуражиры — были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку. (7)Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны.
(8)24 августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, и вслед за его отрядом стали учреждаться другие. (9)Чем дальше подвигалась кампания, тем более увеличивалось число этих отрядов.
(10)Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сими собою сыпались с иссохшего дерева — французского войска, и иногда трясли это дерево. (11)В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. (12)Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешне и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. (13)Был дьячок начальником партии, взявший и месяц несколько сот пленных.(14) Была старостиха Василиса, побившая сотни французов».
Текст №3
Главнокомандующий Кутузов
(Отрывок из исторической хроники Н.Задонского «Денис Давыдов»).
(1)«После двухдневной героической обороны Смоленска войсками Раевского, Неверовского и Дохтурова русская армия, оставив город, отступала по старой Смоленской дороге...
(2)17 августа батальон Дениса Давыдова, особенно отличившийся в делах под Катанью и Дорогобужем, стоял близ Царева Займища. (3)Сюда на рассвете прибыл новый главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов, только что пожалованный титулом светлейшего князя.
(4)Войско встречало его с неописуемым восторгом. (5)И Денис, в тот день увидевший прославленного русского полководца, вполне разделял общие чувства.
(6)Кутузов в сюртуке без эполет, в белой фуражке, с шарфом через плечо и с нагайкой через другое ехал на гнедом иноходце. (7)Массивная фигура Кутузова, крупные черты лица, пухлые щеки, мягкий голос и добродушная улыбка создавали благоприятное впечатление. (8)Главнокомандующего сопровождала большая свита. (9)Денис разглядел среди свитских господ и пасмурного Барклая, и долговязого Беннигсена, назначенного начальником главного штаба, и Ермолова, и Раевского, но особенно бросилось в глаза довольное лицо Багратиона, ехавшего на белой лошади несколько впереди других.
(10)Запретив выстраивать войска, Кутузов стал осматривать их на марше. (11)Подъехав к одному из пехотных полков, он неожиданно остановился. (12)Солдаты засуетились, начали вытягиваться, чиститься, строиться. (13)Кутузов слегка поморщился, махнул рукой.
(14)— Не надо, ничего этого не надо,— сказал он.— Я приехал только посмотреть, здоровы ли мои дети? (15)Солдату в походе не о щегольстве думать, ему надо отдыхать после трудов и готовиться к победе.
(16)Заметив, что растянувшийся на дороге обоз какого-то генерала мешает проходить пехоте, Кутузов подозвал одного из своих адъютантов и приказал:
(17)— Отведи, голубчик, эти экипажи в сторонку. (18)Солдату каждый шаг дорог, скорей до места дойдет — больше отдохнет. (19)О солдате более всего попечение иметь надлежит!
(20)Когда же обоз освободил дорогу, а следовавший за ним полк егерей в стройных рядах и боевом порядке приблизился к главнокомандующему, он, сняв фуражку и приветливо помахав войскам, воскликнул:
(21)— Как с такими молодцами отступать да отступать! (22)Слова главнокомандующего стали передаваться из уст в уста...
(23)— Приехал Кутузов бить французов! — эта крылатая солдатская фраза быстро облетела войска. (24)И дымные поля биваков, как отмечают очевидцы, огласились песнями и музыкой, чего давно уже не бывало».
Текст №4
Военный Совет в Филях
(Отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»).
(1)«В просторной, лучшей избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. (2)Мужики, бабы и дети мужицкой большой семьи теснились в черной избе через сени. (3)Одна только внучка Андрея, Малаша, шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе. (4)Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами. (5)Сам дедушка, как внутренне называла Малаша Кутузова, сидел от них особо, в темном углу за печкой. (6)Он сидел, глубоко опустившись в складное кресло, и беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука, который, хотя и расстегнутый, как будто жал его шею. (7)Входившие один за другим подходили к фельдмаршалу; некоторым он пожимал руку, некоторым кивал головой. (8)Адъютант Кайсаров хотел было отдернуть занавеску в окне против Кутузова, но Кутузов сердито замахал ему рукой, и Кайсаров понял, что светлейший не хочет, чтобы видели его лицо. (9)Вокруг мужицкого елового стола, на котором лежали карты, планы, карандаши, бумаги, собралось так много народа, что денщики принесли еще лавку и поставили у стола. (10)На лавку эту сели пришедшие: Ермолов, Кайсаров и Толь. (11)Под самыми образами, на первом месте, сидел с Георгием на шее, с бледным болезненным лицом и со своим высоким лбом, сливающимся с голой головой, Барклай де Толли. (12)Второй уже день он мучился лихорадкой, и в это самое время его знобило и ломало. (13)Рядом с ним сидел Уваров и негромким голосом (как и все говорили) что-то быстро делая жесты, сообщал Барклаю. (14)Маленький, кругленький Дохтуров, приподняв брови и сложив руки на животе, внимательно прислушивался. (15)С другой стороны сидел, облокотивши руку на свою широкую, со смелыми чертами и блестящими глазами голову граф Остерман-Толстой и казался погруженным в свои мысли. (16)Раевский с выражением нетерпения, привычным жестом наперед курчавя свои черные волосы на висках, поглядывал то на Кутузова, то на входную дверь. (17)Твердое, красивое и доброе лицо Коновницына светилось нежной и хитрой улыбкой. (18)Он встретил взгляд Малаши и глазами делал ей знаки, которые заставляли девочку улыбаться...
(19)Беннигсен открыл совет вопросом: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать ее?» (20)Последовало долгое и общее молчание. (21)Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливанье Кутузова. (22)Все глаза смотрели на него. (23)Малаша тоже смотрела на дедушку. (24)Она ближе всех была к нему и видела, как лицо его сморщилось: он точно собрался плакать. (25)Но это продолжало недолго.
(26)— Священную древнюю столицу России! — вдруг заговорил он сердитым голосом, повторяя слова Беннигсена и этим указывая на фальшивую ноту этих слов.— Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. (27)Такой вопрос нельзя ставить, и такой вопрос не имеет смысла. (28)Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, этот вопрос военный. (29)Вопрос следующий: «Спасение России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или отдать Москву без сражения? (30)Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение». (Он откачнулся назад на спинку кресла)».
Методическая копилка
Памятка №1
Ключ к восприятию понятий «тема» и «идея» — в словах М. Горького: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать»
Предварительная работа |
|
Тема текста |
|
Проблемы, поднятые автором |
|
Идея произведения |
|
Памятка №2
Речевые клише для написания вступления:
Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …
Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
В этом отрывке автор говорит о том, что…
Смысл данного отрывка я понимаю так: …
В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.
Памятка №3
Оформление примеров в сочинении
Требования к примерам:
• примеров должно быть не менее 2;
• примеры должны быть из указанного текста;
• примеры должны подтверждать разные аргументы;
• каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;
• пример без указания на аргумент не учитывается.
Оформление примеров в сочинении можно 3-мя способами:
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.
В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …(номер) предложению текста (…).
• Подтвердить данный аргумент можно примером из …(номер) предложения текста (…).
• Справедливость этого вывода можно доказать на примере …(номер) предложения(…).
• В подтверждение собственных выводов приведу пример из …(номер) предложения прочитанного мною текста: «….».
• Предложение … (номер) подтверждает мысль о том, что … .
Памятка №4
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.
Вывод должен быть:
коротким, но ёмким по содержанию
логически связан с предыдущим изложением
не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!
Памятка №5
Схема для написания сочинения
Мне было интересно познакомиться |
Вступление |
По мнению автора, это…потому что… |
Комментарии к проблеме |
Позиция автора, на мой взгляд, такова… |
Формулировка позиции автора |
И в этом нельзя не согласиться |
Выражение собственного мнения. |
Таким образом, поднятая автором |
Заключение |
Памятка №6
Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально – смысловым типом речи
Показатели |
Лексические средства |
Тема текста, |
Основной темой данного текста является описание (чего?...) |
Проблема текста, |
В тексте автор затрагивает (ставит, освещает проблему…) |
Композиция текста |
Тема представляет собой… |
Иллюстрация |
Автор приводит пример…(цитату. факты, данные…) |
Заключение, |
Автор подводит нас к выводу (заключению…) |
Памятка №7
Различные лексические средства, выражающие смысловые отношения
Смысловые |
Лексические средства |
Характеристика авторского изложения |
Автор говорит (предлагает указывает, анализирует. характеризует. раскрывает сущность/суть. описывает, выдвигает вопрос/ гипотезу, останавливается, касается. отмечает. подчёркивает. утверждает, доказывает…) |
Обобщение авторской информации |
Сущность проблемы сводится к тому, что (чтобы…) |
Оценка изложенной |
Основная (главная) ценность содержания текста состоит (заключается) в… |
План сочинения |
Речевые клише |
|
Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления. 1 балл |
1._______________________________________________________________? Над этой проблемой размышляет автор. (Эту проблему выдвигает автор текста. Это основная проблема, поставленная в предложенном тексте.) 2.Автор данного текста затрагивает проблему (чего?)__________ _______________________. Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) _______________________________________________________________ __________________________________________________________. В тексте писателя ____________________ поднимается проблема ______________________________________________________________ |
|
Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы.
|
1)Проблема раскрывается автором на примере ………………………………….. 2)Автор раскрывает проблему на примере……………………………………. 3)Автор говорит, что…. 4)По мнению Конецкого, …….. 5)Автор искренне восхищен, огорчён (чем?)…………………………… |
|
Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет, основная мысль. |
1)Позиция автора текста выражена ясно и раскрывается в следующем предложении: (цитаты)_______________________________________.
…………………… уверен: (разъяснение цитаты). __________________ 2)Автор считает, что ……………………………………………………. 3)Автор убеждает нас в том, что………………………………………. 4)Автор стремится донести до читателя мысль о том, что ………………………………………………………………………………. |
|
Формулировка своей позиции |
1)Нельзя не согласиться с автором текста в том, что (далее идет формулировка важного тезиса)………………………………………. 2)Я согласен с автором данного текста в том, что (формулировка тезиса) …………………………………………………………………………………… 3)Я согласен с автором текста и тоже считаю: (тезис) ……………………………………………………………………….. 4)Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что………. |
|
Доказательство собственной точки зрения |
Первый аргумент: 1)В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман/повесть/рассказ (пример-аргумент) …………………. ..……………………………………………………………………………………. 2) Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним судьбу главного героя романа (Гончарова «Обломов»)……………. ……………………………………………………. ………….. Второй аргумент: 1)Такую же мысль высказал публицист (писатель) в статье (произведении) « ………………………». Он также считал, что ……………………………. 2) В доказательство своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры. У меня есть знакомая, довольно образованная девушка. 3)Хочу рассказать об одном случае из моей жизни……… |
|
Заключение |
Итак, автор показал нам, что …… Итак, текст (Конецкого) ещё раз заставил меня убедиться в том, что…. Таким образом, следовательно, в заключение хочу подчеркнуть… |
|
Другие виды заключений: 1)призыв, обращение к читателю; 2)риторический вопрос |
Особенно уместны в том случае, если автор сам нас к чему-либо призвает. Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи. Просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем? В конце сочинения возвращает читателя к проблеме текста, подчёркивая её актуальность. Художественная литература дарит несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара? |