Статья «Подготовка учителя физической культуры к уроку»
Подготовил: Коцарев Владимир Николаевич,
учитель физической культуры
МБОУ «Хуторская основная
общеобразовательная школа»
Подготовка учителя физической культуры к уроку
Хорошая подготовка учителя к уроку- залог успешного их проведения. Подготовку к урокам учитель начинает задолго до начала учебного года. Он внимательно знакомиться с программным материалом, продумывает последовательность его изучения, много времени уделяет планированию в соответствии с конкретными условиями школы и климатическими особенностями. Готовясь к очередному уроку, учитель должен учесть итоги предыдущих уроков и в связи с этим решить, какой материал повторить, а какой изучить.
При подготовке к уроку физической культуры составляется план и определяются конкретные задачи. Формулировка задач должна быть предельно четкой и ясной. При постановке задач на повторение, замечание «повторить» должно быть конкретным: для чего повторить, с какой целью. Формулировка «закрепить» должна относиться лишь к знанию материала, а не к умениям и навыкам, так как умения и навыки в основных видах упражнений непрерывно совершенствуются.
После определения конкретных задач урока подбирается материал сначала для основной части, а потом для вводной и заключительной. При отборе материала определяется дозировка. Она имеет большое значение и для нагрузки, и для формирования умений и навыков.
Значительное внимание при подготовке уделяется вопросам, связанным с методикой проведения упражнений. Для этого учитель предусматривает различные методы и приемы, разрабатывает переходы от одного вида упражнений к другому.
Если в план урока включаются упражнения, требующие использования оборудования и инвентаря, то это должно быть учтено до урока. Следует предусмотреть, как будет использовано оборудование, какой инвентарь потребуется, кто и когда его будет готовить и убирать после занятий.
При подготовке к уроку необходимо продумать и организовать страховку учащихся. Для этого учителю следует предусмотреть мероприятия, предохраняющие занимающихся от падений, ушибов и столкновений (использование гимнастических матов, помощь партнеров при выполнении упражнений и др.).
Уроки физической культуры проводятся с большим успехом, если используется музыкальное сопровождение. Музыка на уроке улучшает настроение занимающихся, способствует ритмичному выполнению упражнений, является одним из элементов эстетического воспитания. В каждом уроке много видов физических упражнений, которые можно сопровождать музыкой: ходьба, фигурная маршировка, дыхательные упражнения, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, прыжки со скакалкой и др.
Учитель при подготовке к уроку решает также вопрос о месте занятий. Не исключено, что урок, начатый на спортивной площадке, в связи с изменением погоды может быть перенесен в спортивный зал. Поэтому надо, чтобы площадка и зал всегда были подготовлены к проведению занятий.
Важное значение играет очередность урока физкультуры в расписании. Последний урок позволяет полностью использовать время, тогда как в середине учебного дня урок должен заканчиваться с таким расчетом, чтобы дети смогли спокойно переодеться и подготовиться к очередным занятиям.
Детям также следует тщательно готовиться к предстоящим урокам: они должны быть в спортивной форме, в любое время охотно выполнять поручения учителя, связанное с подготовкой оборудования, инвентаря, организацией урока.
С учениками поводиться краткая беседа, инструктаж, где они знакомятся с установленным порядком и своими обязанностями. Установленный порядок должен соблюдаться и по окончании урока.
Выполняя вышеперечисленные рекомендации, следуя плану урока, всегда есть возможность добиться хороших результатов и определенных успехов в физическом воспитании детей.
Список литературы:
1. Байбородова, Л. В. Методика обучения физической культуре: 1 - 11 кл.: метод. пособие / Л. В. Байбородова, И. М. Бутин, Т. Н. Леонтьева, С. М. Масленников. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 248 с.
2. Белоножкина, О.В. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе / О.В. Белоножкина. - Волгоград, 2005. - 67 с.
3. Лазаренко, Г. Сделаем урок интересным / Г. Лазаренко // Спорт в школе. 2009. - № 10. - С. 11-12.
4. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика: учеб. пособие. - М.: «СпортАкадемПресс», 2003. - 322с.
5. Микита, Л.П. Физическое воспитание учащихся специальной медицинской группы /Л.П. Микита. Учебное пособие для студентов факультета физической культуры. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2001. - 71с.
6. В.А. Понер // Физическая культура в школе. - 2008. - № 2. - С. 42-44.
7. Т.Т. Ротерс. Опорные конспекты курса лекций по теории и методике физического воспитания: Учебное пособие для студентов Института физического воспитания и спорта. – Часть II. Методика физического воспитания различных групп населения. – Луганск: Знание, 2006.- 112с.
8. Холодов, Ж.К.. Кузнецов В. С., 2002 и д. р.).Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С.Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 С.
9. Цеммер, В.В. Урок физической культуры и здоровье детей / В.В. Цеммер Физическая культура в школе. - 2009. - № 3. - С. 38-41.