12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Александра Владимировна42
преподаватель спецдисциплин
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики



Подготовка востребованных специалистов в области информационного моделирования в сфере строительства


Составил:

Преподаватель спецдисциплин А.В. Васильева



Чебоксары, 2022

Актуальность

Востребованность в специалистах в области технологий информационного моделирования в сфере строительстве обусловлена указанием Президента РФ о стратегическом развитии цифровой экономики в России [1], постановлением правительства РФ об обязательном применении технологий информационного моделирования в строительной отрасли [2]. Само понятие BIM появилось в Градостроительном кодексе в 2019 году. Внедрение информационных моделей объектов – один из элементов цифровизации строительной отрасли. Развитие технологии информационного моделирования BIM рассматривается, как новый способ ведения строительства и как создание новой точки в образовательном процессе по подготовке кадров в средних специальных учебных заведениях России.

На данный момент таких специалистов недостаточно, проектные организации и службы заказчика озадачены поиском кадров. Таким образом, подготовка BIM-кадров имеет исключительное значение, как пример современной производственной практики и направлена на освоение, как профессиональных, так и общих компетенций.

Осваиваемые компетенции тесно связанны:

- с личностными качествами и установками (ответственностью, дисциплиной);

- социальными навыками (скоростью адаптации, коммуникацией, работой в команде, эмоциональным интеллектом);

- менеджерскими способностями (управлением временем, лидерством, способностью решения проблем, критическим мышлением).

Цели практики:

- популяризация профессии «Специалист в сфере информационного моделирования в строительстве»;

- подготовка конкурентоспособного выпускника техникума;

Задачи практики:

- внедрение в образовательный процесс освоения российской BIM-системы для комплексного проектирования Renga;

- подготовка квалифицированных специалистов с учетом профстандарта 16.151 Специалист в сфере информационного моделирования в строительстве [3];

- развитие индивидуальных качеств личности учащегося;

- эффективное участие в различных чемпионатах, олимпиадах и других конкурсах.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Средства, способы, методы и приемы реализации практики

Подготовка специалистов в области информационного моделирования в сфере строительства в техникуме ведется на протяжении не менее двух лет в рамках учебных дисциплин и на дополнительных курсах. Для этого учащиеся обеспечены современными средствами обучения. Так в Чебоксарском техникуме строительства и городского хозяйства с 2020 г. функционирует мастерская по компетенции «Технологии информационного моделирования BIM». Здесь студенты имеют возможность осваивать программные продукты российских разработчиков, таких как Renga, Pilot-ICE Enterprise в рамках учебных дисциплин и на дополнительных курсах. [5]

Кроме того педагогические кадры, готовые внедрять современные технологии в образовательный процесс, непрерывно ведут повышение квалификации по вопросам информационного моделирования на различных курсах и семинарах. Благодаря чему мы имеем достаточно средств для подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке труда.

Таким образом, все студенты строительного профиля имеют возможность освоить современные технологии, а для более качественного изучения и популяризации профессии предлагается участие в интеллектуальном клубе «Специалист BIM». [6]


1.1. Деятельность интеллектуального клуба

В работе интеллектуального клуба учащимися создаются благоприятные условия для освоения знании и практических навыков в области BIM-технологий. Для этого выбираются такие методы обучения, которые позволяют проявить активность и индивидуальный творческий подход, направленный на еще большее вовлечение в процесс и формирование желания получать новые знания. Именно такую цель ставит перед собой педагогика сотрудничества.

Педагогика сотрудничества предполагает такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором его объекты и субъекты объединяются в общей деятельности принципами взаимоуважения, взаимопомощи и коллективизма. Идея свободного выбора дает возможность развивать индивидуальные качества личности учащегося. Педагогу же необходимо поставить перед ними сложную цель, указать на ее исключительную сложность и вселить уверенность в то, что цель будет достигнута. Свобода выбора  – самый простой  и одновременно самый действенный способ развить творческое мышление. Учащийся может сам поставить перед собой задачу, которую ему интересно решить. Благодаря этому он развивает мышление и расширяет собственные границы.

Цель работы клуба: отработать наиболее важные навыки BIM-администрирования и проектирования.

Для этого создаётся проектная группа из 2-3 учащихся, которая выполняют работу специалистов в сфере информационного моделирования в строительстве и овладевают знаниями и умениями по следующим специальностям/специализациям:

- BIM (ТИМ)-инженер — разработка информационной модели по профильному направлению проекта, (трудовая функция B/01.6), а также оформление технической документации с использованием информационной модели, (трудовая функция B/02.6);

- BIM (ТИМ)-координатор — организация коллективной работы с информационной моделью в среде общих данных (трудовая функция C/03.6), координация информационных моделей и их проверка на соответствие предъявляемым требованиям (C/04.6);

- BIM (ТИМ)-менеджер — планирование и управление выполнением работ по информационному моделированию (трудовая функция D/05.7), а также проведение контроля качества информационных моделей (трудовая функция D/06.7).

Задачи, поставленные перед проектной группой:

- изучение BIM-систем для разработки и координации информационных моделей, а так же экспортом в соответствии со стандартом IFC версии не ниже 4.0.2.1 и определением модельного вида Reference View версии 1.2;

- изучение системы управления проектно-конструкторским документооборотом и процессами информационного моделирования;

- изучение системы планирования и управления работ; 

- изучение функций BIM-менеджера;

- организация совместной работы над проектом в среде общих данных;

- разработка информационной модели;

- контроль качества и координация частей проекта;

- анализ собственных возможностей в работе BIM-специалиста.

Участники проектной группы самостоятельно распределяют роли между собой, воссоздавая условия работы, приближенные к реальным.

Ключевой момент работы клуба, заключается в том, что направляя на развитие студента, руководитель сам получает ценную информацию в профессиональной сфере. Меняется позиция между студентом и руководителем, они становятся союзниками и развивают компетенцию.

Для освоения программных продуктов используются как курсы в рамках учебного процесса, так и различные онлайн-обучения.

Готовым продуктом является информационная модель здания выполненная в разных BIM-системах.

Основная BIM-программа, в которой ведется подготовка - это Renga. Выбор основан на требованиях современного рынка, ситуации в мировой экономике и существующих санкций. Rengaроссийская BIM-система для комплексного проектирования с необходимой функциональностью, интуитивно-понятным интерфейсом и доступной стоимостью. Вся документация, создаваемая в программе, соответствует используемой в России нормативно-технической документации. Созданная информационная модель объекта строительства используется на всем его жизненном цикле [4].


1.2 Участие в конкурсах и конференциях

Для улучшения качества проектной работы учащиеся принимают участие в различных конкурсах и чемпионатах. Кроме того это способствует повышению престижа профессии и работает на позитивный имидж и повышение уважения к человеку труда в целом.

Проходя испытания в условиях, приближенных к реальным, участники демонстрируют свою компетентность и творческую составляющую, развивают свои личностные качества и установки, социальные навыки, менеджерские способности. Дополнительно происходит общение с единомышленниками, преподавателями ВУЗов, работодателями, а также с разработчиками и вендорами программного обеспечения. Как результат, участники чемпионатов и конкурсов испытывают желание транслировать полученный опыт конкурсантам следующего чемпионата, оказывать серьезную экспертную, консультационную и психологическую поддержку, а так же помогают своим сокурсникам при подготовке к демонстрационному экзамену. Кроме того участники интеллектуального клуба принимают участие в различных семинарах и конференциях, где демонстрируют результаты своей работы в виде готовых информационных моделей и тем самым привлекают внимание к профессии других студентов, будущих абитуриентов и потенциальных работодателей.


2. Показатели результативности практики

Высокая мотивация студентов к интересной и востребованной профессии, повышенный интерес к работе и усердие, позволяют добиться хороших результатов, в освоении профессии специалиста в области информационного моделирования.

Как показатель эффективности внедрения в образовательный процесс обучения технологиям информационного моделирования являются высокие результаты в чемпионатах и конкурах по компетенции.

Достижения:

- IX Открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» Чувашской Республики – 1,2 и 3 места;

- X Открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» Чувашской Республики – 1,2 и 3 места;

- финал IX Национального чемпионата – 1 место;

- Межрегиональная олимпиада в сфере технологии информационного моделирования в области строительства, проходившая на базе Южно-Уральского государственного технического колледжа - 1 место;

- конкурс информационного моделирования на мастерство владения BIM-системы Renga «Мастер Renga» - 1 место;

- Международная Открытая научная конференция молодежи и студентов «Молодая инновационная Чувашия: творчество и активность» 2 место;

- Межрегиональная научно-практическая конференция «Проектно- исследовательская деятельность как средство становления профессиональной компетентности обучающегося системы профессионального образования» - 1 место;

- Международная научная студенческая конференция по техническим, гуманитарным и естественным наукам - 1 место;

- Межрегиональная конференция–фестиваль научного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги» - участие;

- ТИМ-лидер от Стройэксперт г. Москва - участие;

- выступление с докладом «Пример комплексного применения BIM инструментов в гражданском сегменте» на BIM практикуме организованного Аскон-Волга.

Число участников интеллектуального клуба ежегодно увеличивается. За 3 года существования клуба данный показатель увеличился с 2 человек до 15, при этом трудоустройство по профессии составляет 100%.


3. Практическая ценность практики и возможность тиражирования

Обучение на примере конкурсного или реального задания в небольших проектных группах происходит максимально эффективно. Поэтому данная практика подготовка востребованных специалистов в области информационного моделирования в сфере строительства может быть интересна учебным заведениям высшего и среднего профессионального образования, внедряющих обучение технологиям информационного моделирования BIM, а так же работодателям, желающим повысить уровень квалификации своих сотрудников.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подобная форма работы со студентами помогает с выбором профессии и выводит подготовку будущих специалистов на качественно новый уровень. Уже во время обучения в техникуме студенты имеют предложения по сотрудничеству с высшими учебными заведениями, проектными организациями и разработчиками программного обеспечения, а по окончании трудоустраиваются на высокооплачиваемые должности.

Обучая студентов современным технологиям информационного моделирования в строительстве, мы решаем кадровые вопросы для развития строительной отрасли и роста экономики в нашей стране.


ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы” [Электронный ресурс] // Гарант.ру Информационно-правовой портал URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/

2. Постановление Правительства РФ от 5 марта 2021 г. N 331 "Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства" [Электронный ресурс] // Гарант.ру Информационно-правовой портал URL: https://base.garant.ru/400424628/

3.Профессиональный стандарт «Специалист в сфере информационного моделирования в строительстве» [Электронный ресурс] // Реестр профессиональных стандартов URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=106137 

Официальный сайт Renga URL: https://rengabim.com/

Учебный план подготовки специалистов среднего звена Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики по специальности среднего профессионального образования 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений – Чебоксары: ЦМК, 2018

План работы интеллектуального клуба «Специалист BIM» – Чебоксары: ЦК, 2022

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.