Подходы к анализу информационных источников
Анализировать информационные источники помогают визуальные организаторы.
Визуальные организаторы наиболее удачно используются при активном чтении текста, анализе нескольких источников информации и в процессе написания текстов (синтез).
Визуальные организаторы позволяют ученикам и учителям создавать прорабатывать содержание, актуализировать известное, вплетать опыт и знания в новую информацию, исправлять ошибки.
Доказано, что визуальные организаторы: активизируют понимание учащихся, способствуют мышлению более высокого порядка; особенно актуальны для неуспевающих учеников, которые еще не освоили методы исследования анализ и синтез.
Методы визуализации организуют и направляют мыслительный процесс, позволяя проникнуть и понять тему, проблему ученикам с разным уровнем знаний и способностей. Они стабилизируют части мыслительного процесса, давая всем ученикам возможность оценивать и корректировать процесс учебной деятельности, в частности, учебное исследование.
Графическая визуализация позволяет ученикам обдумывать со всех сторон возможные ответы и ориентироваться в ситуации при ответе на сложные вопросы, подбирать аргументы.
Визуальные организаторы обеспечивают некий социальный контекст для частных случаев, побуждая осмысливать и объяснять:
как Я размышляю
что Я вижу и делаю
сравнить МОЁ наблюдение, размышление с наблюдениями, размышлениями других.
Визуализации помогают писать тексты, формулировать выводы, помогают аргументированно выступать в дискуссиях, помогают учителям видеть и направлять учеников на исправление ошибок и затруднений.
Визуальные организаторы дают ученикам и учителям действенный метод представления идей и отношений. Они поддерживают социальную конструкцию значений из содержания среди обучающихся. Учащимся нравится работать с хорошо организованными графическими организаторами или строить свои.
Визуальные организаторы по способу достижения цели можно разделить на 2 группы:
Приемы "С земли - к вершине" помогают сканировать, сортировать и организовывать информацию, делать заключения и выводы, мысля индуктивно (от частного к общему).
Приемы "С высоты птичьего полета - к земле" помогают применять правила, принимать решения, анализировать проблемы и находить пути решения, мысля дедуктивно (от общего к частному).