12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Стафеева Ирина Анатольевна62

СТАТЬЯ

Тема: «Личностно-ориентированный подход к содержанию образования и воспитания»

                                                                 Работу выполнила:

 учитель-дефектолог  Стафеева Ирина Анатольевна

                                                               

г. Красноармейск, 2018 г.

Введение

В современной педагогике ведущей тенденцией развития является её обращение к мировоззренческим истокам, "возвращение" к человеку. В настоящее время одной из важнейших задач в области педагогики можно назвать переориентацию гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение традиций гуманизма.

Высшим гуманистическим смыслом цивилизованного общества является утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов, создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и роста её духовного потенциала [1].

В настоящее время педагогический процесс определяется идеей приоритета личности, идеями гуманизма. В педагогике это нашло отражение в появлении личностно-ориентированного подхода в воспитании. Его главный принцип - гуманистическая направленность, т.е. реальное признание ценности, неповторимости, целостности личности человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Значительный вклад в разработку теоретических и методических основ личностно-ориентированного подхода внесли учёные: Бондаревская Е.В., Газман О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В., Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С. В России в середине 90-х годов ХХ века они предприняли усилия для становления теории и практики личностно-ориентированного подхода в педагогике.


 

Личностно-ориентированный подход к содержанию образования и воспитания

Целью личностно-ориентированного подхода является максимальное раскрытие потенциала ребёнка, его саморазвитие, стимулирование творческих способностей. Понятие «личностный подход» имеет несколько определений:

 уважение прав, достоинств и самоценности ребенка и детства как особого значимого периода его социализации (Л.И. Божович, В.А. Сухомлинский);

 ориентация воспитательной системы на формирование личности с социально признаваемыми качествами (А.Д. Алферов, З.И. Васильева, B.C. Ильин, А.И. Кочетов, Ю.П. Сокольников и др.);

 особый вид образования, ориентированный на создание педагогических условий для саморазвития личностной сферы индивида (Н.М. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Зайцев, М.В. Кларин, Е.А. Крюкова, С.В. Кульневич, И.Б. Котова, Т.Н. Мальковская, В.И. Слободчиков, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская).

По мнению кандидата психологических наук И.С. Якиманской личностно-ориентированное образование опирается на ряд принципов:

 Вектор развития личности - это приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности учащегося.

 Проектирование образовательного процесса как индивидуальной деятельности по усвоению социально значимых образцов.

 Развитие личности не только в процессе овладения нормативной деятельностью, но и в процессе обогащения индивидуального опыта как важнейшего источника саморазвития личности.

 Взаимодействие общественно-исторического и индивидуального опыта путем их постоянного согласования.

 Социализация («окультуривание») индивидуального опыта в процессе сотрудничества и специально организованной деятельности, коллективно распределенной между всеми участниками образовательного процесса [3].

Личностно-ориентированный подход ставит в центр школьного образования развитие всех качеств личности. Уровень этого развития является главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя образовательного учреждения.

Во всех учебниках по педагогике личностно-ориентированный подход основан на двух дидактических принципах: учёт возрастных особенностей обучающихся и индивидуальный подход в обучении и воспитании.

Но психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что важнейшее значение имеет не столько знание возраста и индивидуальных осо­бенностей, сколько учёт личностных характеристик и возмож­ностей воспитанников. Личностно-ориентированный подход опирается на личностные качества. Они выражают необходимые для воспитания и обучения характеристики: направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы дея­тельности и поведения. Конечно, данные характеристики связаны с возрастом и индивидуальными особенностями, но только приоритет главных лич­ностных характеристик выводит на правильный учёт данных качеств.

Принцип личностного подхода требует, что­бы педагог:

1) постоянно изучал и хорошо знал индивиду­альные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих учеников;

2) умел диагностиро­вать и знал реальный уровень сформированности мышления, мотивов, интересов, установок, направленности личности, отношение к жизни, тру­ду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.;

3) постоянно привлекал детей к посильной и постепенно усложняющейся деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие лично­сти;

4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не уда­лось вовремя выявить и устранить – своевременно и оперативно изменял так­тику воспитания и обучения;

5) максимально опирался на собственную активность личности;

6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовос­питания;

7) развивал самостоятельность, инициативу учеников, уме­ло организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

При комплексном осуществлении данных требований педагогу нужно учитывать глубинное раз­витие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.

Младший школьный возраст и ранний подростковый являются благоприятными для формирования нравственных и социальных ка­честв. В этот период дети больше верят педагогу, доверяют и подчиняются его авторитету. Значит, в этот период легче воспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к труду, дисциплине, поведению в обществе. Старшие подростки понимают уже прямую, открытую поста­новку задач в конкретных видах полезной деятельности, актив­ны и инициативны. Однако эта активность должна тщательно контролироваться учителем, потому что в этом возрасте возрастает стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, в детях необходимо развивать высокие нравственные идеалы, ответственность.

Планируя воспитательную работу, педагог должен помнить о сензитивных периодах, о том, что с возрастом уменьшается пластичность нервной системы детей и усиливается психологическая сопротивляемость внешнему воздействию.

Педагогу в своей деятельности нужно опираться на индивидуальные особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамен­та, воли ребёнка. Чтобы изучить эти особенности подробно учитель вынужден тратить время, энергию, средства, собирая необходимую информацию, без которой знание личностных качеств не будет полным.

В настоящее время благодаря многоканальному телевидению, интернет-ресурсам уровень знаний учащихся резко возрастает, у них появляются разнообразные интересы. Поэтому педагогу необходимо постоянно совершенствоваться, разносторонне развиваться не только в области своей специ­альности, но и в других областях. Тогда педагог станет для своих учеников высоким приме­ром нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей. Он сможет раскрыть индивидуальность в каждом своём ученике, поможет ему оставаться самим собой.

В младшем школьном возрасте у ребёнка быстро формируются личностные качества, поэтому педагогу нужно действовать с опережением, иначе содержание, организация, методы и формы обучения придут в противоречие с уровнем развития обучающихся и вредные привычки успеют укорениться в их душе. Необходимо помнить, что повышая требования, нужно взвешивать силы воспитанников. Завышенные требования подрывают веру в собственные силы, приводят к разочарованию, выполнение заданий становится поверхностным, недостаточным. Появляется привычка не доводить начатое дело до конца.

Некоторые педагоги ошибочно считают, что индивиду­альный подход нужен только «трудным» школьникам, нарушителям дисциплины. Конечно, эти дети нуждаются в повышенном внимании, но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Поэтому внимание не­обходимо уделять всем детям [6].

Современному педагогу необходимо сделать своего ученика союзником, другом. Это самый верный путь понимания и диагностики глубинных качеств личности. Только в таком случае педагога ждет успех в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.

 

Заключение

Личностно-ориентированный подход ставит в центр современного процесса образования и воспитания личность учащегося как субъекта образования, учащегося, умеющего самостоятельно мыслить, стремящегося к творческой самореализации.

Важными составляющими личностного подхода являются: признание необходимости обеспечения личностного проявления обучаемого в учебных ситуациях; создание условий для личностного роста ребенка; формирование активности обучаемого за счет равнопартнерских, доверительных отношений с педагогом; включение опыта ученика в образовательный процесс через постоянное духовное обогащение, преобразование и качественное изменение его субъективного опыта и личностного смысла; культивирование уникального опыта ребенка, опора на его индивидуальное видение, чувствование, эмоции; построение процесса обучения и воспитания на основе учета психофизиологических особенностей учащихся.

Личностно-ориентированный подход позволяет педагогу более точно, эффективно и целенаправленно строить учебный и воспитательный процесс. При этом учителю необходимо опираться на «сильные» стороны ученика, поддерживать в ребёнке оптимизм, веру в свои силы. Важно научить детей принимать индивидуальность каждого из них. Таким образом, происходит формирование успешной личности.

Список использованной литературы:

Амерханова Н. Э., Матвеева О. В. Гуманизация образовательного процесса [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 11-14.

Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 349 с. - (Психологи Отечества : избр. психол. тр.: В 70 т.). - Библиогр.: с. 342-348.

Волчегорская Е.Ю. Личностный подход в педагогике искусства: монография / Е.Ю. Волчегорская. – М.: Спутник +, 2007. – 199 с.

Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии: Учебное пособие. Под ред. Н.Н. Никитиной. Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.