Урок математики в 8 классе на тему «Подобие треугольников. Решение практических задач»
Тема: «Подобие треугольников.
Решение практических задач».
Цели и задачи урока:
Образовательные
закрепить признаки подобия треугольников;
показать применение подобия геометрических фигур в жизни;
Развивающие
повышать интерес учащихся к изучению геометрии;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для продуктивной жизни в обществе.
учиться умению ясно, точно, грамотно излагать мысли, рассуждать, обосновывать способ решения проблемы творческого и поискового характера;
учиться слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
формирование коммуникативных навыков групповой деятельности;
Воспитательные
мотивировать интерес учащихся к предмету
воспитание математической культуры: владения математическим языком и умений выразить грамотно свою мысль;
воспитание чувства взаимопомощи, умений работать в группе.
Тип урока: урок закрепления знаний;
Формы работы учащихся: индивидуальная и фронтальная работа, работа в парах, работа в группе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Добрый день! Добрый час!
Как я рада видеть вас.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Улыбнулись. Подровнялись.
Друг на друга поглядели
И тихонько дружно сели.
Ребята, вы наверно изучали произведения баснописца Крылова, у него есть замечательные слова, с которых мне бы хотелось начать наш урок
«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле».(Слайд)
И на сегодняшнем уроке мы попытаемся воплотить эти слова в жизнь.
Вы изучили очень сложную тему «Подобие треугольников» и сегодня на уроке мы будем учиться применять известные вам учебные действия при решении практических задач. А методом нашей работы сегодня будет интерактивное обучение.
- Откройте тетради и запишите тему урока: «Подобие треугольников. Решение практических задач».(Слайд)
2. Мотивация урока.
Девизом к сегодняшнему уроку я предлагаю взять слова древнегреческого математика Фалеса:
- Что есть больше всего на свете? – Пространство.
- Что быстрее всего? – Ум.
- Что мудрее всего? – Время.
- Что приятнее всего? – Достичь желаемого.
Постараемся, чтобы каждый из нас достиг желаемого результата.
3. Актуализация усвоенных знаний учащихся
Для дальнейшей успешной работы на уроке давайте вспомним основные понятия изученной темы.
Фронтальный опрос
- Дайте определение подобных треугольников (слайд ),
- Сформулируйте признаки подобных треугольников (слайд)
Очень хорошо, я вижу, что вы обладаете достаточным запасом теоретических знаний. А теперь давайте учиться применять их на практике. Рассмотрим задачу. Используя готовый чертеж, запишем дано и решим ее.
AB || CD
AO = 1,5 см
OB = 1 см
СО = 3 см
СD = 4,5 см
1) Подобны ли треугольники AOB и DOC?
2) Укажите сходственные стороны, К
3) АВ - ? OD - ?
Ребята, данные знания применялись еще в древности, послушайте увлекательную легенду.
В один из солнечных дней древнегреческий ученый Фалес вместе с главным жрецом храма Изиды прогуливался мимо пирамиды Хеопса.
Знает ли кто-либо какова её высота? – спросил он.
Нет, сын мой, - ответил ему жрец, древние папирусы не сохранили нам этого, а наши знания не дают о ней судить даже приблизительно.
Но ведь определить высоту пирамиды можно совсем точно и прямо сейчас. –воскликнул Фалес.
Вопрос вам - какие математические знания он использовал для определения высоты пирамиды?
Отв: Может быть он применил подобие треугольников?
- Совершенно верно.
Вот смотрите, - продолжал Фалес, - мой рост составляет три царских вавилонских локтя. А вот моя тень. Её длина такая же. И какой бы мы предмет не взяли именно в это время тень от него, если поставить его вертикально, точно равна высоте предмета.
Вот так выглядит модель решения этой задачи(Слайд)
Я предлагаю вам поработать в парах, в роли юных исследователей. У каждого на парте лежит рисунок, аналогичный данному на слайде. Первичные измерения вам даны. Ваша задача вычислить высоту пирамиды. По завершению вашей работы поднимите руку.
Первая пара объясняет у доски решение.
С какими фигурами вы работали, решая задачу?
Назовите эти треугольники, Какой признак вы применяли?
Но данное решение не всегда можно применить. Почему?
Да, действительно существуют и другие способы измерения. В нашем мире много высотных объектов высоту которых нужно найти.Найдите самостоятельно из дополнительных источников другие способы измерения.Это и будет вашим домашним заданием. И на следующем уроке обменяетесь данной информацией.
Итак, ребята продолжаем работать.
Я предлагаю каждому самостоятельно определить уровень своих знаний
У вас на партах лежит листочек с названием тест-самоконтроль, проверьте свои знания. Все вычисления вы можете записывать в ваших тетрадях
Тест-самоконтроль
1. Стороны треугольника 3 см, 6 см, 7 см. Большая сторона подобного ему треугольника равна 28 см. Чему равна меньшая сторона этого треугольника?
а) 24 см б) 12 см в) нет ответа
2. Два угла одного треугольника 1240 и 360, а два угла другого треугольника 200 и 360. Подобны ли треугольники?
а) да б) нет в )не хватает данных задачи
3 .
FD || AB
AС - ?
а) 6 см б) 8 см в) нет ответа
4. ABK = BCA С
AB = 16см
ВС = 18см
АС = 24см К
ВК = 12см
АК - ? В А
а) 10 2/3 б) 4 см в) нет ответа
5 . Подобны ли треугольники ABC и А1DС1
C1D перпендикулярно B1A1
C1D = 12
а) да б) нет в) не знаю
Ответы к тесту - самоконтроля
1 б - 1 балл
2 а - 1 балл
3 б - 1 балл
4 а - 2 балла
5 а - 3 балла
Ребята оценивать вашу работу мы будем уровнями. Потому, что дальнейшая наша работа будет разноуровневой.
Рекомендации ученику.
Если ты набрал 3 балла и менее, выбери I уровень, это тебе поможет ещё раз закрепить основной материал темы.
Если ты набрал 4 балла или 5 баллов, выбирай II уровень - у тебя хорошие знания, интересные задачи ждут тебя.
Если ты набрал 6 баллов, 7 баллов или даже 8 баллов, можешь считать, что "5" ты уже получил, смело иди на III уровень, возможно там найдёшь интересную для себя задачу.
I уровень
Задача 1.
треугольник ABC подобен треугольнику MNK
Решение:
, значит ,
тогда . значит =?
Аналогично , значит =?
ІІ уровень
Задача1. Длина тени дерева 21 м. В это же время суток тень человека ростом 1,8 м составляет 2,7 м. Какова высота дерева?
[14 м]
III уровень
О пределить ширину реки ВВ1, если известны следующие данные АС=100м, АС1=32м, АВ1=34м.
В
В1 С
С1
А
сейчас вы решали задачи предложенные мной. Но в жизни часто приходится самостоятельно принимать решения, используя и те знания, которые получили в школе.
Я не могу не затронуть тему олимпиады. Мы все ждем 7 февраля. Почему я перешла к олимпиаде? Я хочу чтобы мы с вами сегодня научились применять свои знания на практике. Вы наверно знаете, что прежде чем возводить олимпийские объекты, сначала изготавливали макет олимпийского городка. Я предлагаю вам почувствовать себя архитекторами, и создать свой проект. Так как мы только учимся, то начать я предлагаю с небольшой заготовки. Я тоже попробовала дома пофантазировать и вот что получилось у меня. Я собрала все необходимые для вашей работы материалы. Может кто-то из вас захочет сделать цветник, а кто-то орнамент здания. Приступайте.
Сегодня на уроке мы были и в роли исследователей и в роли архитекторов, как вы думаете наш урок был полезным или бесполезным, пригодится он вам в жизни?
Кияйкина Наталья Федоровна