12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Исаева Марина Магомедовна266
Россия, Дагестан респ., Махачкала

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВТАЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №33»


Конспект открытого урока:

«Подвиг Данко во имя людей

по рассказу Максима Горького

«Старуха Изергиль»


t1580762804aa.jpg




Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Мусаева А.М.






г.Махачкала

Предмет: русская литература.

Тема: «Подвиг Данко во имя людей по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль».

Цели и задачи урока.

Цель:

Продолжить знакомство с творчеством М.Горького; проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия.

Задачи:

- формировать универсальные учебные действия посредством элементов технологии критического мышления: совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста, сопоставления и обобщения материала, умения проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее правильный ответ;

- читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать и сохранять учебную задачу; сотрудничать с товарищем в группе, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.

- воспитывать интерес к предмету; через анализ легенды воспитывать в учащихся высокие нравственные качества.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

Тип урока: рефлексия.

Форма работы – фронтальная и парная.
Методы обучения: проблемно – сообщающие, частично – поисковые, исследовательские.

Приемы обучения: кластер, аналитическая беседа, «совместный поиск», «дерево предсказаний».

Оборудование: презентация, учебник 7 кл «Литература» В.Я.Коровина и др., карточки, «дерево предсказаний», иллюстрациии.





Ход урока:


Орг.момент.

Чтобы трудности преодолевать,
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным. Слайд 1.
Учитель: Можно быть не только физически сильным, но и духовно. Слово также обладает огромной силой.

Фаза вызова.

Учитель: Один писатель сказал: “Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги!

Учитель: Какой человек может так рассуждать? 

Ученик: Человек, живущий ярко, активно, не пасующий перед трудностями, готовый в любую минуту броситься на помощь.

Учитель: Пусть станут они девизом нашего урока. Кому принадлежат эти слова?

Ученик: Максиму Горькому. Слайд 2.

Учитель: Верно! Что вы знаете о нем? Давайте заполним «корзину знаний».

Ученики заполняют «корзину знаний».

Учитель: Пусть эти слова будут девизом нашего урока. Слайд 2

Учитель: Максим Горький несколько раз повторяет слово: «подвиг». Что такое подвиг?

Ученик: Это героический самоотверженный поступок.

Учитель: Как вы понимаете слово «поступок»?

Ученик: Решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

Учитель: Сегодня мы поговорим об одном произведении Максима Горького, которое отражает смысл этих слов. Как вы думаете, о каком?

Ученик: «Легенда о Данко».

Учитель: Как будет звучать тема нашего урока?

Ученик: Подвиг Данко во имя людей (по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль».

Учитель: Запишите число и тему в тетрадь. Как вы думаете, в легенде говорится только о подвиге Данко?

Ученик: Еще о трусости, о предательстве.

Учитель: Итак, мы назвали с вами такие понятия, как ПОДВИГ, ТРУСОСТЬ. ПРЕДАТЕЛЬСТВО. Прежде чем мы определим цель урока, хочу обратить ваше внимание еще на одно понятие: САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ. Как вы думаете. Что оно обозначает?

Ученик: пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.

Учитель: Теперь соберем эти слова в кластер. В центре оставляете пустое место.

Посмотрите на него и скажите, какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов?

Ученик: Как могут соотноситься подвиг, трусость и предательство?

Почему Данко помог людям?

Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?

Учитель: Что может быть написано в центре кластера?

Ученик: В центре кластера- человек.

Учитель: Теперь попробуем сформулировать цель нашего урока

Ученик: Найти ответы на эти вопросы.

Фаза реализации смысла (портрет Горького)

Учитель: Через всю свою долгую жизнь Горький пронес веру в человека. Свои мечты и чаяния отразил в произведениях 90-х годов. И сегодня будем работать над отрывком из рассказа «Старуха Изергиль» - легендой о Данко. Полностью мы его будем изучать в старших классах. Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны одним типом героев – сильных, гордых, красивых и романтических.

Учитель: Что же такое РОМАНТИЗМ или романтический? Прочтем с учебника определение.

Учитель: Найдем словосочетания, которые являются основными по смыслу в определении.

Ученик: Яркие образы, высокое назначение человека.

Учитель: Как вы думаете. Что можно еще добавить к этим определениям? Вспомним легенду. Яркий образ там-…Данко. Он действует в обычной обстановке?

Ученик: необычная обстановка.

Учитель: Каков пейзаж в легенде?

Ученик: Страшный, необычный.

Учитель: Когда вы читали произведение, обратили внимание на особенность повествования, его язык?

Ученик: Яркий.

Учитель: Как по-другому мы назовем эти определения?

Ученик: Признаки романтического произведения.

Учитель: Давайте выясним, что называется легендой? (стр.295, чтение определения). Назовите слова, которые являются основными по смыслу в определении

Ученик: реальное и фантастическое.

Учитель: Чем легенда отличается от сказки?

Учитель: Какой мы можем из всего этого сделать вывод?

Вывод: «Легенда о Данко» - романтическое произведение, где события происходят в необычной обстановке и действует сильный, гордый и красивый герой.

Учитель: Чтобы понять, почему Данко решился на поступок, надо узнать, что заставило его повести племя, т.е. мотивы поведения. Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (2предл).

Учитель: Где они жили сначала? (1предл). Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу? Чтобы лучше понять, осознать, в какой обстановке находилось племя, обратимся к языковым особенностям текста.

-Задание: найти краски, описывающие природу леса (1 группа),звуки и запахи леса (2 группа), описание племени (его характеристика) (3 группа).(3 мин)

Ученик: оказались в плену обстоятельств.

Учитель: Автор помогает нам понять истоки превращения сильных и смелых

людей в слабых и робких, создавая необычный пейзаж. Какие средства выразительности использует автор?( 3 мин)


Средства художественной выразительности:


Эпитеты: старый лес, тяжёлая пора, каменные деревья. Крепкая тьма, ядовитый смрад, торжествующий шум леса, живой огонь.


Метафоры: лучи падали, ужас родили женщины.


Олицетворение: великаны-деревья, ветер бил, тени прыгали, ветер пел похоронную песню, торжествуют злые духи; болото разевало пасть, зашептали деревья, деревья простирали корявые длинные руки.


Сравнение: деревья заступали дорогу могучей стеной; ветки переплелись, как змеи; стало так темно, точно собрались все ночи; шли, как стадо овец.


Гипербола: лучи солнца не могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву; Кольцо крепкой тьмы пыталось раздавить, люди гибли один за другим.


Обилие однородных членов: весёлые, сильные и смелые люди, болота и тьма, сильные и злые, робкие и тихие, пота и крови, бодр и ясен, скрипели и гудели, быстро и смело, без жалоб и слез.


Учитель: Почему у таких сильных людей родился страх? 

Ученик: от безысходности и смерти близких.

Учитель:Что-нибудь предприняло племя, чтобы изменить свою жизнь?

-Подберите синоним к слову НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ.(слайд 10)(равнодушие, бездействие)

Учитель: К чему привело бездействие? Что породило? (трусость)

К чему они были готовы? (готовы к рабству и зависимости)

-Т.е. лучше рабство от врагов, чем рабство от бессилия и страха.

-Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, равнодушно, готового к рабству, назвать честной и свободной?(1 мин)

Физкультминутка

Деревья

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)


- слайд 11Л.Н. Толстой говорил: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться».

-А как об этом говорит М. Горький в нашем тексте? Найдите его слова и зачитайте.

(«Кто ничего не делает, с тем ничего и не станется»)

-А какая пословица существует в русском фольклоре?

(под лежачий камень вода не течет)

-Т.е. человек пока бездействует, ничего не добьется, не будет даже нравственно развиваться.(1 мин)

Работа в парах.

-Почему люди, посмотрев на Данко, увидели, что «он лучший из них»? Зачитайте цитату. (1 пара)

(«В очах его светилось много силы и живого огня»)

-Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него?(2 пара) («стыдно было сознаться в своём бессилии»)


-Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей? (3 пара)

(сначала испытывает негодование, но «от жалости

к людям оно погасло», «вспыхнул огнем желания спасти их»)(4 мин)

-Т.е. что в нём победило(Чувство любви к людям в нем победило). текст... он любил (2 мин)


В начале урока нам был зачитан самый трогательный и важный отрывок из легенды,

когда Данко вырвал из груди сердце. Зачем он это сделал? И что было потом?(1 мин)

Учитель: Итак, старуха-молдаванка по имени Изергиль рассказывает легенду о юноше Данко. Этот сюжет также напоминает библейскую историю о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта. Послушайте ее и в конце урока сопоставьте с легендой о Данкоопределите, что общего в произведениях и чем ониотличаются. Слайд 8-9


- Нашелся осторожный человек. .И, “боясь чего-то”, наступил на гордое сердце ногой. Чего же боится этот “осторожный человек”? (Пожалуй, боится всего, боится жизни, боится, как бы чего не вышло). (1 мин)


-А каков смысл образа «осторожного человека»? (Не каждый человек способен на подвиг. Есть такие, кто живёт для себя).


Можете ли вы привести примеры таких «осторожных людей»?(1 мин)


– Мы с вами договаривались, что в конце урока сравним библейскую легенду и легенду о Данко. В чем сходство библейской истории и легенды о Данко(1)Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. 2)Путь оказывается трудным,

3) отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (1(Моисей опирается на помощь Бога, и Бог спасает людей.

2)А Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает, он спас всех один).(3 мин)


Фаза рефлексии

 теперь попробуем представить, что было бы, если… Предлагаю создать «Дерево предсказаний».

Представьте, что Данко не отличается от остальных в племени. Напишите предположение, каково было бы будущее племени и Данко? (Создайте БАНК ИДЕЙ и выберите из них самые интересные и запишите на листочках. А затем подойдите к доске и закрепите на левой стороне ДЕРЕВА.)1 ученик в паре.

* Теперь представьте, что «один человек» не наступил ногой на сердце Д., а вложил в грудь героя, и тот ожил. Что было бы в будущем с племенем и Данко? (Создайте БАНК ИДЕЙ и выберите из них самые интересные и запишите на листах. Прикрепите ответы к правой стороне ДЕРЕВА.)2 ученик в паре

-Какие листья оказались оптимистичными? Почему?

(Потому что там вера в жизнь, в будущее, а эта вера движет человеком)

- Напрасна ли смерть Данко(спас целое племя; его не забудут, когда осознают сделанное им).

- Искры, оставшиеся от сердца Данко, зажгли другие сердца. (5 мин)

Есть примеры в нашей жизни? Ведь Горький говорил «В жизни всегда есть место подвигу»


Командир батальона связи Сергей Солнечников погиб 28 марта 2012 года в ходе учений под Белогорском в Амурской области. 

Во время выполнения упражнения по метанию гранат произошла нештатная ситуация — граната после броска военнослужащего по призыву попала в бруствер. Солнечников подскочил к рядовому, оттолкнул его в сторону и накрыл гранату своим телом, спасая не только его, но и множество людей вокруг. Награжден званием героя России.


Самый молодым гражданином России, ставшим кавалером ордена Мужества в нашей стране, является Евгений Табаков.
Он сам ,восьмилетний мальчишка, бросился на преступника, ворвавшегося в их дом, и защитил сестру, которую преступник пытался раздеть. Сам мальчик получил восемь ножевых ран, несовместимых с жизнью.

-Значит, герои живут среди нас( 1 мин)

-Вернемся к целям нашего урока. Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы? слайд 13

(Как могут соотноситься подвиг, трусость и предательство?

Почему Данко помог людям?) (Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других). (1 мин)


-Поступок Данко – подвиг или самопожертвование? (Поступок Данко - это подвиг человека, жертвующего собой ради спасения людей. Герой погибает, но искры его горящего сердца освещают путь к правде и добру)


Прием «Мысли по кругу».

Продолжите, пожалуйста фразу: «Сегодня я задумался о том, что…»( 5 мин)


-Возьмемся за руки. Давайте ещё раз послушаем наше сердце и частичку тепла наших сердец подарим людям – это и будет нашим маленьким подвигом.(1 мин)


Домашнее задание:(слайд 14) выучить наизусть наиболее понравившийся эпизод легенды.(1 мин)



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.