Конспект открытого урока «Подвиг Данко во имя людей по рассказу Максима Горького "Старуха Изергиль"» (7 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВТАЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ №33»
Конспект открытого урока:
«Подвиг Данко во имя людей
по рассказу Максима Горького
«Старуха Изергиль»
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
Мусаева А.М.
г.Махачкала
Предмет: русская литература.
Тема: «Подвиг Данко во имя людей по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль».
Цели и задачи урока.
Цель:
Продолжить знакомство с творчеством М.Горького; проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия.
Задачи:
- формировать универсальные учебные действия посредством элементов технологии критического мышления: совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста, сопоставления и обобщения материала, умения проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее правильный ответ;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать и сохранять учебную задачу; сотрудничать с товарищем в группе, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.
- воспитывать интерес к предмету; через анализ легенды воспитывать в учащихся высокие нравственные качества.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
Тип урока: рефлексия.
Форма работы – фронтальная и парная.
Методы обучения: проблемно – сообщающие, частично – поисковые, исследовательские.
Приемы обучения: кластер, аналитическая беседа, «совместный поиск», «дерево предсказаний».
Оборудование: презентация, учебник 7 кл «Литература» В.Я.Коровина и др., карточки, «дерево предсказаний», иллюстрациии.
Ход урока:
Орг.момент.
Чтобы трудности преодолевать,
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным. Слайд 1.
Учитель: Можно быть не только физически сильным, но и духовно. Слово также обладает огромной силой.
Фаза вызова.
Учитель: Один писатель сказал: “Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги!”
Учитель: Какой человек может так рассуждать?
Ученик: Человек, живущий ярко, активно, не пасующий перед трудностями, готовый в любую минуту броситься на помощь.
Учитель: Пусть станут они девизом нашего урока. Кому принадлежат эти слова?
Ученик: Максиму Горькому. Слайд 2.
Учитель: Верно! Что вы знаете о нем? Давайте заполним «корзину знаний».
Ученики заполняют «корзину знаний».
Учитель: Пусть эти слова будут девизом нашего урока. Слайд 2
Учитель: Максим Горький несколько раз повторяет слово: «подвиг». Что такое подвиг?
Ученик: Это героический самоотверженный поступок.
Учитель: Как вы понимаете слово «поступок»?
Ученик: Решительное активное действие в сложных обстоятельствах.
Учитель: Сегодня мы поговорим об одном произведении Максима Горького, которое отражает смысл этих слов. Как вы думаете, о каком?
Ученик: «Легенда о Данко».
Учитель: Как будет звучать тема нашего урока?
Ученик: Подвиг Данко во имя людей (по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль».
Учитель: Запишите число и тему в тетрадь. Как вы думаете, в легенде говорится только о подвиге Данко?
Ученик: Еще о трусости, о предательстве.
Учитель: Итак, мы назвали с вами такие понятия, как ПОДВИГ, ТРУСОСТЬ. ПРЕДАТЕЛЬСТВО. Прежде чем мы определим цель урока, хочу обратить ваше внимание еще на одно понятие: САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ. Как вы думаете. Что оно обозначает?
Ученик: пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.
Учитель: Теперь соберем эти слова в кластер. В центре оставляете пустое место.
Посмотрите на него и скажите, какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов?
Ученик: Как могут соотноситься подвиг, трусость и предательство?
Почему Данко помог людям?
Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?
Учитель: Что может быть написано в центре кластера?
Ученик: В центре кластера- человек.
Учитель: Теперь попробуем сформулировать цель нашего урока
Ученик: Найти ответы на эти вопросы.
Фаза реализации смысла (портрет Горького)
Учитель: Через всю свою долгую жизнь Горький пронес веру в человека. Свои мечты и чаяния отразил в произведениях 90-х годов. И сегодня будем работать над отрывком из рассказа «Старуха Изергиль» - легендой о Данко. Полностью мы его будем изучать в старших классах. Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны одним типом героев – сильных, гордых, красивых и романтических.
Учитель: Что же такое РОМАНТИЗМ или романтический? Прочтем с учебника определение.
Учитель: Найдем словосочетания, которые являются основными по смыслу в определении.
Ученик: Яркие образы, высокое назначение человека.
Учитель: Как вы думаете. Что можно еще добавить к этим определениям? Вспомним легенду. Яркий образ там-…Данко. Он действует в обычной обстановке?
Ученик: необычная обстановка.
Учитель: Каков пейзаж в легенде?
Ученик: Страшный, необычный.
Учитель: Когда вы читали произведение, обратили внимание на особенность повествования, его язык?
Ученик: Яркий.
Учитель: Как по-другому мы назовем эти определения?
Ученик: Признаки романтического произведения.
Учитель: Давайте выясним, что называется легендой? (стр.295, чтение определения). Назовите слова, которые являются основными по смыслу в определении
Ученик: реальное и фантастическое.
Учитель: Чем легенда отличается от сказки?
Учитель: Какой мы можем из всего этого сделать вывод?
Вывод: «Легенда о Данко» - романтическое произведение, где события происходят в необычной обстановке и действует сильный, гордый и красивый герой.
Учитель: Чтобы понять, почему Данко решился на поступок, надо узнать, что заставило его повести племя, т.е. мотивы поведения. Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (2предл).
Учитель: Где они жили сначала? (1предл). Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу? Чтобы лучше понять, осознать, в какой обстановке находилось племя, обратимся к языковым особенностям текста.
-Задание: найти краски, описывающие природу леса (1 группа),звуки и запахи леса (2 группа), описание племени (его характеристика) (3 группа).(3 мин)
Ученик: оказались в плену обстоятельств.
Учитель: Автор помогает нам понять истоки превращения сильных и смелых
людей в слабых и робких, создавая необычный пейзаж. Какие средства выразительности использует автор?( 3 мин)
Средства художественной выразительности:
Эпитеты: старый лес, тяжёлая пора, каменные деревья. Крепкая тьма, ядовитый смрад, торжествующий шум леса, живой огонь.
Метафоры: лучи падали, ужас родили женщины.
Олицетворение: великаны-деревья, ветер бил, тени прыгали, ветер пел похоронную песню, торжествуют злые духи; болото разевало пасть, зашептали деревья, деревья простирали корявые длинные руки.
Сравнение: деревья заступали дорогу могучей стеной; ветки переплелись, как змеи; стало так темно, точно собрались все ночи; шли, как стадо овец.
Гипербола: лучи солнца не могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву; Кольцо крепкой тьмы пыталось раздавить, люди гибли один за другим.
Обилие однородных членов: весёлые, сильные и смелые люди, болота и тьма, сильные и злые, робкие и тихие, пота и крови, бодр и ясен, скрипели и гудели, быстро и смело, без жалоб и слез.
Учитель: Почему у таких сильных людей родился страх?
Ученик: от безысходности и смерти близких.
Учитель:Что-нибудь предприняло племя, чтобы изменить свою жизнь?
-Подберите синоним к слову НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ.(слайд 10)(равнодушие, бездействие)
Учитель: К чему привело бездействие? Что породило? (трусость)
К чему они были готовы? (готовы к рабству и зависимости)
-Т.е. лучше рабство от врагов, чем рабство от бессилия и страха.
-Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, равнодушно, готового к рабству, назвать честной и свободной?(1 мин)
Физкультминутка
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
- слайд 11Л.Н. Толстой говорил: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться».
-А как об этом говорит М. Горький в нашем тексте? Найдите его слова и зачитайте.
(«Кто ничего не делает, с тем ничего и не станется»)
-А какая пословица существует в русском фольклоре?
(под лежачий камень вода не течет)
-Т.е. человек пока бездействует, ничего не добьется, не будет даже нравственно развиваться.(1 мин)
Работа в парах.
-Почему люди, посмотрев на Данко, увидели, что «он лучший из них»? Зачитайте цитату. (1 пара)
(«В очах его светилось много силы и живого огня»)
-Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него?(2 пара) («стыдно было сознаться в своём бессилии»)
-Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей? (3 пара)
(сначала испытывает негодование, но «от жалости
к людям оно погасло», «вспыхнул огнем желания спасти их»)(4 мин)
-Т.е. что в нём победило? (Чувство любви к людям в нем победило). текст... он любил (2 мин)
В начале урока нам был зачитан самый трогательный и важный отрывок из легенды,
когда Данко вырвал из груди сердце. Зачем он это сделал? И что было потом?(1 мин)
Учитель: Итак, старуха-молдаванка по имени Изергиль рассказывает легенду о юноше Данко. Этот сюжет также напоминает библейскую историю о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта. Послушайте ее и в конце урока сопоставьте с легендой о Данко, определите, что общего в произведениях и чем ониотличаются. Слайд 8-9
- Нашелся осторожный человек. .И, “боясь чего-то”, наступил на гордое сердце ногой. Чего же боится этот “осторожный человек”? (Пожалуй, боится всего, боится жизни, боится, как бы чего не вышло). (1 мин)
-А каков смысл образа «осторожного человека»? (Не каждый человек способен на подвиг. Есть такие, кто живёт для себя).
Можете ли вы привести примеры таких «осторожных людей»?(1 мин)
– Мы с вами договаривались, что в конце урока сравним библейскую легенду и легенду о Данко. В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (1)Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. 2)Путь оказывается трудным,
3) отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).
– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (1(Моисей опирается на помощь Бога, и Бог спасает людей.
2)А Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает, он спас всех один).(3 мин)
Фаза рефлексии
-А теперь попробуем представить, что было бы, если… Предлагаю создать «Дерево предсказаний».
* Представьте, что Данко не отличается от остальных в племени. Напишите предположение, каково было бы будущее племени и Данко? (Создайте БАНК ИДЕЙ и выберите из них самые интересные и запишите на листочках. А затем подойдите к доске и закрепите на левой стороне ДЕРЕВА.)1 ученик в паре.
* Теперь представьте, что «один человек» не наступил ногой на сердце Д., а вложил в грудь героя, и тот ожил. Что было бы в будущем с племенем и Данко? (Создайте БАНК ИДЕЙ и выберите из них самые интересные и запишите на листах. Прикрепите ответы к правой стороне ДЕРЕВА.)2 ученик в паре
-Какие листья оказались оптимистичными? Почему?
(Потому что там вера в жизнь, в будущее, а эта вера движет человеком)
- Напрасна ли смерть Данко? (спас целое племя; его не забудут, когда осознают сделанное им).
- Искры, оставшиеся от сердца Данко, зажгли другие сердца. (5 мин)
- Есть примеры в нашей жизни? Ведь Горький говорил «В жизни всегда есть место подвигу»
Командир батальона связи Сергей Солнечников погиб 28 марта 2012 года в ходе учений под Белогорском в Амурской области.
Во время выполнения упражнения по метанию гранат произошла нештатная ситуация — граната после броска военнослужащего по призыву попала в бруствер. Солнечников подскочил к рядовому, оттолкнул его в сторону и накрыл гранату своим телом, спасая не только его, но и множество людей вокруг. Награжден званием героя России.
Самый молодым гражданином России, ставшим кавалером ордена Мужества в нашей стране, является Евгений Табаков.
Он сам ,восьмилетний мальчишка, бросился на преступника, ворвавшегося в их дом, и защитил сестру, которую преступник пытался раздеть. Сам мальчик получил восемь ножевых ран, несовместимых с жизнью.
-Значит, герои живут среди нас( 1 мин)
-Вернемся к целям нашего урока. Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы? слайд 13
(Как могут соотноситься подвиг, трусость и предательство?
Почему Данко помог людям?) (Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других). (1 мин)
-Поступок Данко – подвиг или самопожертвование? (Поступок Данко - это подвиг человека, жертвующего собой ради спасения людей. Герой погибает, но искры его горящего сердца освещают путь к правде и добру)
Прием «Мысли по кругу».
Продолжите, пожалуйста фразу: «Сегодня я задумался о том, что…»( 5 мин)
-Возьмемся за руки. Давайте ещё раз послушаем наше сердце и частичку тепла наших сердец подарим людям – это и будет нашим маленьким подвигом.(1 мин)
Домашнее задание:(слайд 14) выучить наизусть наиболее понравившийся эпизод легенды.(1 мин)