Подвижные игры 3-4 класс
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Иркутской области
Управление образования администрации муниципального образования
МКОУ СОШ № 2 п. Жигалово
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Подвижные игры»
4 класс
2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования на основе авторской программы внеурочной деятельности Г.А. Колодницкого, В.С. Кузнецова, М.В. Маслова (Внеурочная деятельность учащихся. Подвижные игры. Издательство «Просвещение», 2011г.).
Цель программы:
Решение оздоровительных, образовательных и развивающих задач физического воспитания при освоении учащимися игры в подвижные игры
Достижение цели возможно через решение следующих задач:
Обучать двигательным действиям, нацеленным на развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма.
Развивать основные физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, выносливость, силу.
Совершенствование жизненно-важных навыков и умений в беге, прыжках, метании;
Воспитание спортивного трудолюбия и волевых качеств;
Изучение основных приемов техники игры и простейших тактических действий в нападении и защите;
Приобретение начального опыта участия в соревнованиях;
Воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способной к сотрудничеству в физкультурно-оздоровительной деятельности.
II. Общая характеристика курса
Занятия по программе «Подвижные игры» включают в себя теоретическую и практическую часть.
Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий и тактическую подготовку.
Практическая часть включает в себя общую физическую подготовку, специальную физическую подготовку и участия в соревнованиях.
Содержание программы включает в себя четыре раздела:
Общая физическая подготовка
Специальная подготовка.
Основы знаний.
Соревнования
III. Описание места курса в учебном плане.
Программа в 4 классе предполагает проведение занятий со школьниками 1 час в неделю (34часа в год).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСАЛичностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих умений:
целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
планирование общей цели и пути её достижения;
распределение функций и ролей в совместной деятельности;
конструктивное разрешение конфликтов;
осуществление взаимного контроля;
оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов;
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;
устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры);
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;
развитие физических способностей;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
развитие психических и нравственных качеств;
повышение социальной и трудовой активности;планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе. Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость). Программа представлена тремя блоками: народные игры, подвижные игры, спортивные игры. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.Программа включает в себя: Народные игры 5 часов; подвижные игры 15 часов; Спортивные игры 14 часов – элементы футбола, волейбола, баскетбола, учебная игра по упрощенным правилам.
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов Всего |
1 | Народные игры 5. | 5 |
2 | Подвижные игры 15 | 15 |
3 | Спортивные игры 14. | 14 |
Итого по разделу | 34 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Дата | |
| | Народные игры 5. | план | факт |
1 | Русская народная игра «У медведя во бору» | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. | | |
2 | Русская народная игра «Филин и пташка». | Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. | | |
3 | Русская народная игра «Горелки». | Правила игры. Проведение игры. | | |
4 | Русская народная игра «Кот и мыши». | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. | | |
5 | Русская народная игра «Мячик вверх». | Правила игры. Проведение игры. | | |
| | Подвижные игры 15 | | |
6 | Игры на внимание «Класс, смирно», «К своим флажкам». | Правила игры. Строевые упражнения; перестроение. | | |
7 | Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз» | Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. | | |
8-10 | Игра с мячом «Охотники и утки». | Комплекс ОРУ. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. | | |
11 | Весёлые старты с мячом. | Гимнастические упражнения. Эстафеты. | | |
12 | Игра «Воробушки и кот» | Игры с мячом: ловля, бросок, передача. | | |
13 | Весёлые старты с обручами | Комплекс ОРУ. | | |
14 | Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки» | Правила игры. Проведение игры. | | |
15 | Игры «Два Мороза», «Метко в цель». | Разучивание и проведение игр. Метание мячиков в цель. | | |
16 | Игра «День, ночь». | Правила игры. Проведение игры. | | |
17 | Игра «Совушка». | Правила игры. Проведение игры. | | |
18-19 | Игра «Перемена мест» | Построение. Строевые упражнения перемещение. | | |
20 | Игра «Салки мячом». | Правила игры. Проведение игры. | | |
| | Спортивные игры 14. | | |
21-22 | Футбол | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. | | |
23-24 | Футбол | Проведение игры. | | |
25-26 | Баскетбол | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Броски в корзину. | | |
27-28 | Баскетбол | Мини-игра | | |
29-31 | Пионербол (элементы волейбола) | Игровые правила. Отработка игровых приемов. Игра. | | |
32-34 | Пионербол | Проведение игры. | | |