Поэлементный анализ урока химии на тему «Кислоты» с позиций СДП
Анализ учебного занятия с позиций СДП.
Тема анализируемого учебного занятия: «Кислоты», 8 класс
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | Осуществляемые действия | Формы и приемы организации деятельности | ||
Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку | Воспринимают тему. Участвуют в формулировке цели. | беседа; | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места | Психологический тренинг | Положительно настраиваются на занятие. | сотрудничество | Готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм |
Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? Какие соединения химических элементов мы изучили? Создание проблемной ситуации. Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов: H2SO4, MgO, NaOH, N2O5, Zn(OH)2, K2O, HCl, SiO2, Ba(OH)2, H3PO4 | Обучающиеся отвечают на вопросы. Выполняют задание – выделяют 2 группы веществ по признакам классов: оксиды, основания; вещества третьей группы неизвестны. дают определения оксидов, оснований | Фронтальный опрос, работа в парах, проблемно-диалогическая технология | Слушают одноклассников, дополняют | Работа в парах, психологический комфорт и творчества | Осознание обучающимися уровня приобретенных знаний, умений Принятие совместного решения, развитие способности услышать одноклассника | Работ в парах, планирование деятельности | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений Проблемная ситуация, как толчок для развития самостоятельной мыслительной деятельности |
Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока. К какой группе веществ мы отнесем H2SO4, HCl, H3PO4? Изучали ли мы вещества? Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся выполнить контекстные задания в группах. На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь? Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о кислотах? | Работа с текстами. - В составе кока-колы присутствует данное вещество. Популярный напиток широко применяется для очистки канализации, заржавевших болтов. - Это вещество, выделяемое муравьями в момент опасности, служит сигналом для всех остальных особей этого вида и является средством защиты при нападении хищников. -С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Впоследствии его научились использовать как лекарство, приправу к пище, растворитель красок. Представитель от каждой группы зачитывает информацию обучающимся. | Работают в группах, технология продуктивного чтения | Выслушивают мнение одноклассника | Работа в группах, сотворчество | Смысловое чтение. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Обучающиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока. | Работа в группах, умение вести диалог, распределять роли в группе, продуктивное сотрудничество | Целеполагание Формирование представлений об одном из важнейших классов неорганических соединений – кислотах; формирование знаний о составе и номенклатуре кислот; |
Организуется работа по исследованию класса кислот. кислот, воспользовавшись формулами из 1 задания 2 задание. Определить состав кислот, воспользовавшись формулами из 1 задания. 3 задание Воспользовавшись текстом параграфа 21, модулем ЦОР «Состав и классификация кислот» изучить названия и классификацию кислот по наличию кислорода в кислотном остатке, по основности и по растворимости в воде. | Определяют состав вещества Нn(КО)m. Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь. Самостоятельное изучение нового материала в форме индивидуальной деятельности. Работа с таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде. Практикум -исследование | Практическая исследовательская деятельность | Индивидуальная работа. | | Поиск и анализ информации | Работа с источником информации, развитие самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий | Принцип минимакса: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия |
Учитель объясняет алгоритм нахождения степени окислении элементов- неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков. Учитель демонстрирует видеофрагмент «Действие кислот на индикаторы» | Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь. Обучающиеся наблюдают эксперимент, оформляют результаты в таблицу «Окраска индикаторов в кислой среде» | Наблюдение, умение структурировать знания; построение логической цепочки рассуждений | Слушание, диалог, высказывание предположений | Коммуникативное сотрудничество в поиске и выборе информации | | | Первичная проверка понимания Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий. |
Организует работу по отработке умений находить степени окисления элементов в формулах кислот. Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида. | Работа обучающихся с таблицей кислот и кислотных остатков, тренажером. Определение степени окисления элементов в формулах кислот; Сопоставление формулы кислоты и формулы соответствующего ей оксида. | Дифференцированные задания. | Работа по цепочке учитель-ученик-консультант-слабый ученик. | Коммуникативное сотрудничество в анализе и передачи информации | | Развитие приёмов логического мышления при освоении знаний- раскрывать смысл химических понятий, сопоставление.. | Закрепление знаний. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации |
Учитель организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность. | Индивидуальная работа обучающихся с электронным приложением к учебнику Химия Соотнесение формул и названий кислот. Классификация кислот по основности, наличию кислорода в кислотном остатке, растворимости. | Индивидуальная работа обучающихся с электронным приложением самопроверку заданий. | | | Оценивают результаты своей работы, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Контроль, оценка, коррекция | Организация деятельности по применению новых знаний Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения |
Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости. параграф 21, вопросы 1 – 2, составить кроссворд по теме «Кислоты». | Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание. | Выбирают для себя уровень сложности. | | | | Самооценка | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии |
Организует рефлексию в форме сигнальных карточек разного цвета | Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока с помощью цветовых карточек. | рефлексия | | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | | смыслообразование | Развитие у обучающихся рефлексивной деятельности. Соотнесение приложенных усилий с полученным результатом своей деятельности. |
Учебное занятие соответствует требованиям в контексте реализации системно-деятельного подхода.
В ходе урока педагог, используя методический прием «эвристическая беседа» совместно с детьми формулирует тему урока, в процессе взаимодействия методом проблемного диалога, исследовательского эксперимента, дифференцированного обучения, посредством организации работы в парах, групповой работы решают поставленные учебные задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания, развивается способность к самоконтролю, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. Технология продуктивного чтения позволяет учащимся понимать прочитанное, развивать важные качества учащегося- способность самостоятельно получать и обрабатывать информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации. Психологически детям комфортно.