Урок химии в 8 классе на тему «Кислоты рядом с нами»
Пояснительная записка к презентации
Урок химии в 8-м классе по теме "Кислоты рядом с нами"
Цель урока:
Рассмотреть свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.
Развивать умение групповой и индивидуальной работы.
Задачи урока:
Образовательные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым материалом углубить знания учащихся о свойствах кислот, отработать умение составления ионных уравнений реакций.
Воспитательные: формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы, воспитывать чувство патриотизма и уважения к своей Родине, чувство коллективизма при работе в парах, уверенность в своих силах.
Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки устной и письменной речи; память, мышление, наблюдательность в ходе эксперимента; продолжить развитие навыков работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием в процессе выполнения лабораторного опыта, развитие таких понятий: электролитическая диссоциация, ион, молекулярное уравнение реакции, полное ионное и сокращённое ионное уравнение реакций.
Тип урока: урок повторения и обобщения с элементами исследования.
Оборудование:
Реактивы (10%-ный раствор соляной кислоты, гидроксида натрия, раствор карбоната натрия, нитрата серебра, серной кислоты, лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, оксид кальция, оксид меди (II), цинк, магний медь, гель для мытья посуды, гель для чистки сантехники, порошок для стирки, аскорбиновая кислота, парацетомол, цитрамон, соки апельсина, яблока, лимона, лука, капусты, кефир, листья и цветы растений, мясо, сахар, древесина);
лабораторное оборудование (штатив с пробирками, пипетки, держатель, спиртовка,спички, чашки Петри);
дидактический материал (таблица растворимости, карты-исследований, карточки-инструктажи, карточки с домашним заданием);
Мультимедийный комплекс
Структура урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
III. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки.
II. Повторение изученного материала
1. Подведение к теме урока. Постановка цели. Сообщение темы урока.
Вступительное слово учителя:
Я хочу начать наш урок с эпиграфа: «…Теория, не проверяемая опытом, при всей красоте концепции теряет вес, не признается; практика, не опирающаяся на взвешенную теорию, оказывается в проигрыше и убытке…» Это слова великого русского ученого Д.И. Менделеева. И в конце урока мы с вами снова вернемся к этому эпиграфу.
Мы сегодня тоже будем производить с вами исследования, но у нас будет с вами необычный урок, сегодня мы станем участниками ток-шоу «Экспертиза». Как в любой передаче у нас тоже есть гости, эксперты(Доцент кафедры ботаника, химия и экология, кандидат химических наук Яковлева Елена Владимировна. ) И мы с вами, ребята, будем работать в аналитической лаборатории, и представлять результаты своих исследований.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ЗАСТАВКИ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ
А начнем мы наше ток-шоу вот с этого вещества .(Учитель показывает колбу с веществом). Как вы думаете, что находиться в этой колбе? Чтобы определить это, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Вам нужно будет определить тип реакции и из букв правильных ответов мы, и определим название класса веществ, о котором сегодня пойдет речь.
Выполняется задание:
Уравнения реакций |
Тип химической реакции |
|||
Соединения |
Разложения |
Замещения |
Обмена |
|
Mg+H2SO4=MgSO4+H2 |
В |
Б |
О |
М |
2Na+S=Na2S |
С |
Д |
Ж |
Н |
2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O |
Г |
Т |
У |
З |
KOH+HCl=KCl+H2O |
Л |
Е |
В |
Ы |
2Сa+O2=2CaO |
Л |
Н |
Г |
Б |
Mg+CuCl2=Cu+MgCl2 |
З |
П |
К |
Д |
CaCO3=CaO+CO2 |
Р |
И |
Ф |
А |
Название, какого класса веществ мы получим из букв: О, С, Т, Ы, Л, К, И – кислоты.
Учитель: Итак мы определили тему нашего ток-шоу -это кислоты. А как определить, что в колбе у нас находится кислота? (Ответ: Добавить индикатор).
Учитель добавляет индикатор.
Ребята, а какие частицы влияют на изменение цвета индикатора? (Ответ: катионы водорода и кислотного остатка). Как же называется этот процесс, когда образуются эти катионы в растворе? (Ответ: Электролитическая диссоциация). Давайте дадим определение класса кислот. (Дается определение). Вот и сегодня мы будем рассматривать не просто кислоты, а кислоты с точки зрения электролитической диссоциации.
Учитель: Тема нашего урока: “Кислоты в свете теории электролитической диссоциации” (Запись даты и темы урока в тетради).
Учитель: Что же мы должны будем узнать сегодня на уроке? (Ответ: Сегодня на уроке мы рассмотрим химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.)
Учитель: Ребята, давайте опять посмотрим на нашу колбу с кислотой. В неё я добавлю неизвестное вещество. Что произошло? Почему изменился цвет раствора? (Ответ: произошла химическая реакция) А как вы определили, что она произошла? (Ответ: изменилась окраска) Какой вывод мы можем сделать по свойствам кислот? (Ответ: Вступают в реакции). А вот с какими веществами реагируют кислоты, мы узнаем в нашем ток-шоу. В нашей лаборатории мы будем изучать химические свойства кислот. Но первое, с чем должен познакомиться исследователь перед работой - это изучить правила ТБ.
Учитель: Ребята, прочитайте правила ТБ и зарисуйте знаки, иллюстрирующие эти правила.(Работа в группах. Каждой группе одно правило.)
Техника безопасности при работе с кислотами.
Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которые указано в инструкции. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.
Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.
При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную серную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот.
Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.
Учитель: а теперь ребята приступаем к выполнению практической части. У каждой группы есть инструктивная карточка с заданием, после выполнения, которого, вы должны написать уравнения на листочке и представить схему реакции кислот с другими веществами.
(Ребята выполняют опыты по взаимодействию кислот с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями и докладывают результаты опытов.)
ЗАДАНИЕ 1 группе.
ОПЫТ 1. Взаимодействие кислот и оснований.
В две пробирки налейте раствор гидроксида натрия, добавьте индикатор фенолфталеин. Что наблюдаете?
В 1 пробирку прилейте раствор соляной кислоты, перемешивая смесь встряхиванием, во вторую пробирку раствор серной кислоты. Что наблюдаете?
Составьте уравнения реакций:
Гидроксид натрия + соляная кислота = соль и вода
Гидроксид натрия + серная кислота = соль и вода
(если затрудняетесь с ответом «Химия -8. Параграф 38»)
Представьте отчет об изученных свойствах.
Задание 2 группе.
Опыт 1. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
В разные пробирки поместите оксид кальция, оксид меди (II). Прилейте к ним соляную кислоту. Что вы наблюдаете? Если реакция идет медленно, нагрейте содержимое пробирки.
Напишите уравнение реакций: оксид металла + кислота= соль и вода
Представьте отчет об изученных свойствах.
Задание 3 группе.
ОПЫТ 1
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ С МЕТАЛЛАМИ.
Кислоты взаимодействуют с металлами по-разному. Как это определить.
Проделайте следующий опыт.
В три пробирки поместите металлы магний, цинк и медь. Добавьте серной кислоты. Что наблюдаете? Сравните положение металлов в ряду активности (см. последний форзац учебника) и взаимодействие их с кислотами.
Напишите уравнения возможных реакций: металл + кислота= соль и Н2
Напишите уравнения реакций. Сделайте вывод о возможности протекания реакций между металлами и кислотой.
Представьте отчет об изученных свойствах.
ЗАДАНИЕ 4 группе.
ОПЫТ 1. Взаимодействие кислот с солями.
Прилейте в пробирку соляной кислоты. Добавьте раствор нитрата серебра.
Что вы наблюдаете? Напишите уравнение реакции:
кислота + соль =
ОПЫТ 2.
Прилейте в пробирку раствор карбоната натрия. Добавьте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Проделайте аналогичный опыт с серной кислотой.
Напишите уравнения реакции.
Представьте отчет об изученных свойствах.
На основании отчетов групп, составьте опорную схему «Химические свойства кислот».
Учитель: Ребята, давайте подумаем, где же мы можем встретить кислоты, кроме как в кабинете химии? (ответы обучающихся) .
Учитель: Ребята, посмотрите, перед вами текст, прочитайте его, а после этого каждая группа должна рассказать о присутствии кислот в нашей жизни.
1группа .Кислоты в природе.
Кислоты постоянно присутствуют вокруг нас. Например, дождевая вода на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней присутствует немало других веществ. За счет растворения углекислого газа из атмосферы она является раствором угольной кислоты.
После летней грозы в дождевой воде оказывается еще и азотная кислота. Извержения вулканов и сгорание топлива способствуют появлению в дождевой и снеговой воде серной кислоты.
Извержения вулканов и сгорание топлива способствуют появлению в дождевой и снеговой воде серной и сернистой кислот.
Борная кислота встречается в виде минерала сассолина, в горячих источниках и минеральных водах.
2 группа .Кислоты в животном мире.
Муравей впрыскивает в ранку при укусе яд, содержащий муравьиную кислоту, ее выделяют некоторые гусеницы, пчелы.
Тропический паук стреляет во врагов струйкой жидкости, содержащей 84% уксусной кислоты.
Плоские тысяченожки используют пары синильной кислоты.
Некоторые жуки выстреливают струйкой разбавленной серной кислоты.
Лимонная кислота. В определённой концентрации содержится в большинстве прокариотов и почти во всех эукариотах (преимущественно в митохондриях).
3 группа .Кислоты в растительном мире.
Лимонная кислота. В наибольшей концентрации она содержится в ряде растений: в ягодах, плодах цитрусовых, хвое, стеблях махорки, особенно много её в китайском лимоннике и недозрелых лимонах.
Яблочная кислота. Содержится в незрелых яблоках, винограде, барбарисе, малине, рябине, ревене и других кислых растениях.
Муравьиная кислота. Обнаружена в хвое, крапиве, фруктах.
Мухоморы в качестве ядовитых токсинов «используют» иботеновую кислоту.
Ботаникам известно более 800 видов растений, вырабатывающих синильную кислоту. Синильная кислота (сильнейший яд) знакома каждому, кто лакомился ядрышками косточек слив, вишен или миндаля. Количество ее мизерно, но ощутить вкус и запах можно.
Винная кислота. Содержится в кислом соке многих фруктов (например, в винограде).
Аскорбиновая кислота. Наиболее богаты аскорбиновой кислотой плоды свежего шиповника, болгарского красного перца, чёрной смородины и облепихи, яблоки содержат, перец зелёный сладкий и петрушка, брюссельская капуста, укроп и черемша, земляника садовая, цитрусовые. Недозрелые плоды грецкого ореха, хвоя сосны и пихты.
Фолиевая кислота. Фолиевая кислота в значимых количествах содержится в зелёных овощах с листьями, в некоторых цитрусовых, в бобовых, в хлебе из муки грубого помола, дрожжах, печени, входит в состав мёда.
Фрукты, овощи, содержат целый букет кислот: яблочную, щавелевую, лимонную, миндальную, масляную, кофейную, уксусную, винную, аскорбиновую и другие.
4 группа .Кислоты в организме человека.
Витамины. Аскорбиновая, фолиевая, оротовая, пангамовая, никотиновая и другие кислоты являются витаминами.
Аминокислоты, соединяясь друг с другом в самых причудливых сочетаниях, образуют великое множество белков. А из них, в свою очередь, строятся почти все ткани нашего организма.
Фосфорная кислота в виде своих кальциевых, магниевых и стронциевых солей – основной «конструкционный материал» костей, зубов, ногтей
Молочная кислота образуется в мышцах при физической нагрузке.
Соляная кислота входит в состав желудочного сока, помогает переваривать пищу.
Учитель: Ребята, как можно использовать кислоты в нашей жизни? Давайте посмотрим на привычные для нас продукты, бытовую химию и медицинские препараты и исследуем их на предмет присутствия в них кислот.
1группа.Исследование среды чистящих и моющих средств
Название моющего средства |
Изменение цвета лакмуса |
Среда раствора |
1.МИФ Гель для мытья посуды |
||
2.САНОКС Гель для чистки сантехники |
||
3. Ариель стиральный порошок |
Вывод: При работе с этими средствами нужно соблюдать технику безопасности: работать в перчатках, не допускать попадания средств на открытые участки кожи. Средства, которые имеют сильно кислую среду хорошо использовать для удаления накипи, мочевого и водного камня. Средства с щелочной средой лучше использовать для стирки.
2группа. Исследование среды кислот входящих в состав медицинских препаратов
Наименование препарата |
Входящая в продукт кислота |
Изменение цвета лакмуса |
Среда раствора |
1.Аскорбиновая кислота |
Аскорбиновая кислота |
||
2.Парацетамол |
Стеариновая кислота |
||
3.Цитрамон П |
Ацетилсалициловая кислота |
Вывод: При применении любых лекарств обязательно надо читать инструкцию по применению и противопоказания, чтобы не навредить своему здоровью.
группа. Исследование среды кислот входящих в пищевые продукты
Наименование продукта |
Входящая в продукт кислота |
Изменение цвета лакмуса |
Среда раствора |
1. Сок апельсина |
Фолиевая, аскорбиновая, лимонная… |
||
2.Сок зеленого яблока |
Яблочная, лимонная, хлорогеновая, урсоловая, фолиевая, винная, галловая… |
||
3.Сок лимона |
Лимонная, аскорбиновая… |
Вывод: многие фрукты содержат кислоты
4 группа
Наименование продукта |
Входящая в продукт кислота |
Изменение цвета лакмуса |
Среда раствора |
1.Кефир |
20 аминокислот, 25 жирных кислот… |
||
2.Сок лука |
Фоливая, аскорбиновая, никотиновая… |
||
3.Сок свежей капусты |
фоливая, аскорбиновая, пантотеновая, аминокислоты (лизин, триптофан, метионин, гистидин)… |
Вывод: Многие продукты питания содержат кислоты.
Учитель: Ребята, а теперь наши эксперты расскажут нам о влиянии кислот на живые организмы (Слово экспертам. Рассказ и показывание опытов влияния различных кислот на живые объекты и органические вещества. Врач рассказывает о приеме лекарственных препаратов).
III. Подведение итогов урока
Наша передача подходит к концу, давайте подведем итоги нашего урока,заполнив таблицу
Что узнали? |
Чтобы хотели еще узнать |
Домашнее задание тоже будет необычным. Любые научные работники получают звания. Вы тоже можете получить звание, выполнив задание по выбору
Кем вы считаете себя в химии?
Кандидатом наук
Напишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение реакции,
для следующих реакций:
Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:
-
гидроксид калия + серная кислота;
карбонат калия + азотная кислота;
- капните 1-2 каплями лимонного сока на лакмусовую бумажку;
- отметьте цвет лакмусовой бумажки;
- зарисуйте опыт с лимоном в тетрадь и зафиксируйте результаты опыта;
- сделайте вывод о том, почему лимон кислый?
Профессором
Исходя из сокращённых ионных уравнений реакций:
1) 3Ba 2+ + 2PO4 3- ---- Ba3(PO4)2 ; 2) Zn2+ + S2- --- ZnS ;
составьте полное ионное и молекулярное уравнения реакций
Проведите домашнюю экспериментальную работу по следующему плану:
- опустите лакмусовую бумажку в стакан с лимонадом;
- пронаблюдайте изменение цвета лакмусовой бумажки;
- зарисуйте опыт с лимонадом в тетради и зафиксируйте результаты опыта;
- какое вещество, содержащееся в лимонаде, изменяет окраску индикатора?
Почему? Письменно сделайте вывод ;
- определите формулу этого вещества;
составьте уравнение электролитической диссоциации данного вещества.
Академиком
В приведённых ниже схемах уравнений реакций замените буквы и слова формулами соответствующих веществ. Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций между этими веществами.
1) С + кислота ---- соль + кислота;
2) Д + кислота ---- соль + вода;
3) А + кислота ---- соль + вода + газ;
Используя дополнительную литературу, соберите сведения о распространённости в природе кислот и областях их применения. Придумайте способ представления собранного материала на половине ватмана. На обратной стороне ватмана запишите литературу.
/data/files/x1511287066.pptx (Презентация к уроку "Кислоты рядом с нами")