Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворении С.А.Есенина «Я покинул родимый дом»
Тема: «Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворении С.А.Есенина «Я покинул родимый дом»», 5 класс.
Формирование универсальных учебных действий:
Предметные: дать понятие об образной природе слова поэта; познакомить с творчеством С.Есенина, его основными темами, позицией автора.
Метапредметные:
Регулятивные: организовать работу в малых группах; планировать цели, пути их достижения; контролировать развитие умения анализировать стихотворения; оценивание достигнутого результата; развивать адекватное восприятие высказываний и оценок учителя, одноклассников.
Познавательные: организовать работу по осмысленному чтению стихотворений; развивать умения: анализировать прочитанное стихотворение, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; расширять и активизировать словарный запас учащихся.
Коммуникативные: побуждать высказывать и обосновывать свою точку зрения; учить слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осознание ценности литературных знаний как важного компонента культуры.
Личностные: способствовать возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к стихотворениям С.Есенина; продолжить формирование ценностно-смысловой ориентации: способности ценить мир природы, уважения ценностей семьи, любви к Родине.
Цели:
Образовательная: рассмотреть образную систему стихотворения; выработать навыки выразительного чтения стихотворений.
Развивающая: формировать интерес к предмету; развивать творческие способности учащихся; умение аргументировать собственную позицию, умение обобщать.
Воспитательная: пробудить любовь к родному краю, к литературе; воспитание нравственных качеств личности; умение работать в микрогруппе (уважать мнение высказывающего).
Методы обучения: метод проблемного обучения, частично-поисковый.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Эпиграф: Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.
Чувство Родины – основное в моём творчестве.
С.Есенин
Ход урока
- Организационный момент./data/files/l1586808356.pptx («Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотвор)
- Индуктор.
Учитель: Сегодня у меня с утра чудесное настроение! И у вас думаю тоже. Что вы увидели утром, выходя из дома? Мне хочется поделиться с вами строчками из одного стихотворения (чтение стихотворения «Белая береза»). (слайд 3)
- Какую картину вы представили?
3. Формулирование темы и целей урока.
- Какое настроение этого стихотворения, чувства?
- Кто автор этого стихотворения?
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
-Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать? С какой целью?
Учитель: Для этого сегодня мы побываем в творческой мастерской С. Есенина.
- Актуализация. Работа с эпиграфом.
С.Есенин говорил:
Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.
Чувство Родины – основное в моём творчестве.
- Как вы понимаете смысл этого эпиграфа?
Учитель: Послушайте стихотворение «Я покинул родимый дом…» и попытайтесь прочувствовать настроение этого произведения. (Читает подготовленный ученик). (слайд 4)
- Определите тему этого стихотворения?
- Через какие образы раскрывается тема?
5. Работа по теме урока.
1) Образы.
Учитель: Прочитайте 1 строчку стихотворения.
- Какой образ показан? (дом)
- А какой эпитет подобран?
-Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных «родной и родимый»?(слайд 5)
-Почему в качестве эпитета к слову дом, Есенин использует прилагательное «родимый», а не родной? ( «Родной» - прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет родимый отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи).
Учитель: Поэт пишет, что он оставил Русь.
-Как вы думаете он уехал из России?
- Почему именно слово «Русь»? Какую Русь он покинул? (Русь для него - это родимая деревня Константиново рязанской земли).
Учитель: Перед нами открылось 2 образа. Это образ родного дома и образ Руси. (слайд 6)
- Какая связь между ними?
Учитель: Читаем дальше и попытаемся представить ту картину, которую хотел передать автор. Со слов «В три звезды...»
- Какую картину рисует поэт?
-Какие образы появляются? В чем их смысл? (Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом. Это и образ отца. Нам кажется, будто мы видим постаревшего мужчину, который с грустью вспоминает сына, он тоже ждет сына).
Учитель: Значит добавляются ещё два образа: матери и отца. У Есенина сливается все воедино. Родной дом это и родители, и природа, которая так же дорога как и край родной.
Б) Значение цветов.
Учитель: Обратите внимание на цветовую гамму стихотворения.
- Какие цвета встречаются в первых 2 четверостишиях?( Голубой, золотой, белый). (слайд 7)
- В чем их значение для стихотворения? (Символ голубого цвета – небо, вода, верность, бесконечность, таинственность – например, необозримые голубые дали; золотого – нарядность, солнце, тепло; белого – чистота, гармония, миролюбие. Эти цвета использовали в старинных русских иконах. Они действительно означали то, что мы сейчас назвали).
Учитель: У вас на партах лежат эскизы дома. Попробуем с помощью цвета передать настроение этого стихотворения. Раскрасьте изображение дома теми цветами, которые соответствуют настроению стихотворения. (Дети рисуют)
- Почему именно такие цвета? (Конечно, когда речь заходит о нашем доме, нашей маленькой родине, у нас только тёплые чувства, (светлые тона), но здесь присутствует грусть по дому, поэтому есть и тёмные тона).
В) Средства выразительности.
Учитель: Послушаем еще раз:
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
- Какое еще художественное средство использует Сергей Есенин? («переносное значение», скрытое сравнение - метафора. Это яркое и таинственное сравнение).
- Найдите эпитеты. Для чего они нужны в тексте?
- Какие согласные звуки чаще всего встречаются во 2 четверостишии? Работаем в парах. Посчитайте, чья пара будет внимательнее (л – 9, н - 5).
- Для чего поэт использует такое количество сонорных согласных, еще раз прочитаем. Как звучит стихотворение? (мягко, плавно, мелодичность звучания). Выразительное чтение. Этот прием называется – аллитерация. (слайд 8)
Учитель: Мы поработали с 2 четверостишиями, какое время года изображено в них?
- Как об этом нужно прочитать? (выразительно читать).
Г) Вспоминаем историю.
Учитель: Перейдем к третьему четверостишию, прочтём первые две строчки: какое время года там? (пурга, значит это зима).
- Меняется ли интонация? Как надо читать?
- Почему поэт создает перед нами образ пурги? Обратите внимание на год создания стихотворения – 1918 и вспомните историю нашей Родины. (образ пурги связан с революцией, изменениями, переворотом в России).
- Сломится ли Русь под этой пургой? На этот вопрос нам ответят последние строки стихотворения (со слов «Стережет голубую Русь…» и до конца).
- Так сломится ли Русь под пургой? (Нет, ее охраняют сказочные неведомые силы).
Д) Определяем размер и рифму.
- Определите размер и рифму стихотворения (В группах). (слайд 9)
Учитель: Давайте подведем итог всей нашей работе со стихотворением. Определите идею стихотворения.
6.Обобщение.
Учитель: Давайте вернемся к эпиграфу .
- А пишется ли слово родина по-иному? Почему, как вы думаете, одно и то же слово пишется то с большой, то с маленькой буквы? (слайд 10) (У каждого из нас есть своя родина – это место, где мы родились, это наша малая родина. А есть Родина и для всех она одна, это Русь у Есенина, у нас - это Россия!)
7. Рефлексия.
Учитель: Перед вами четыре цвета: голубой, белый, золотой, серый, и рисунок дома. Наполните его тем цветом, или цветами, которые создают образ родного дома после прочтения стихотворения «Я покинул родимый дом…».
- Что у вас получилось?
Учитель: Речь на уроке шла о доме, о родине, о семье. Продолжите фразу: «Я хочу, чтобы мой дом был наполнен…» (слайд 11)
Учитель: А я хочу вам пожелать, чтобы ваш дом был наполнен теплом, любовью, счастьем, добротой и был для вас таким же родимым, как для Сергея Александровича Есенина
Домашнее задание: 1) выучить стихотворение.
2) Индивидуально: написать стихотворение о родине, родной природе. (слайд 12)