12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Домаскина Екатерина Игоревна78
Россия, Ставропольский край, Ставрополь

Технологическая карта урока литературы на тему: «Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина».


Домаскина Екатерина Игоревна

Класс: 5

УМК: Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 3–е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 319 с.

Тип урока: комбинированный.

Место урока в системе уроков: первый и единственный урок в системе уроков.

Вид урока: урок-диалог.

Формы организации: фронтальная и индивидуальная работа.

Цели урока:

Воспитывающие:

– способствовать заинтересованности учеников  к чтению художественных произведений;

– создать условия для знакомства с творчеством С.А.Есенина;

– способствовать нравственному воспитанию обучающихся: уважительному отношению к окружающему миру, чувства патриотизма.

Обучающие:

– создать необходимые условия для изучения жизни и творчества С.А.Есенина;

– создать условия для чтения и анализа стихотворений «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»;

– способствовать развитию умений анализировать художественное произведение.

Развивающие:

- создать условия для возникновения у обучающихся умения самостоятельно формулировать тему и цель урока;

– способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи обучающихся;

– создать условия для развития памяти, мышления, внимания;

– способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста.


Планируемые результаты обучения:

Личностные  понимают ответственность за свою деятельность, эмоционально-положительное восприятие обучения; формируют позитивное отношение к природе и человеку.

Предметные – формируют представление о жизни и творчестве С.А.Есенина; анализируют художественное произведение.

Метапредметные - развивают память, мышление, внимание; формулирую тему урока, определяют его цель;  владеют монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка.

Методы: метод проблемной ситуации, метод беседы, метод творческого чтения.

Оборудование урока: учебник по литературе, портрет писателя.

Этапы урока:

I. Организационный момент (3 мин.);

II. Мотивация учебной деятельности (4 мин.);

III. Аналитическая работа с текстом произведения (28 мин.);

IV. Рефлексия (3 мин.);

V. Домашнее задание (2 мин.).


Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Цель этапа: настроить обучающихся на работу.


Приветствие. Проверка готовности к уроку.




Дети готовятся к уроку, приветствуют учителя.

Коммуникативные:

- взаимодействие с учителем и сверстниками;

Регулятивные:                      - самоконтроль.

II. Мотивация учебной деятельности

Цель этапа: заинтересовать обучающихся, подготовить беседе по тексту произведений, сформулировать тему урока, определить цель.





























 Проверка домашнего задания.















Обратите внимание на доску. (Портрет Есенина и эпиграф к уроку.)  Данные слова являются эпиграфом к нашему уроку:

Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть,—
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Как вы поняли, о чем эти строки?



Эти строки принадлежат известному русскому писателю. Посмотрите на портрет. Вы можете назвать его имя?

Верно. А помните ли вы какие-либо строки из его стихотворений?





Молодцы. Это всем знакомое стихотворение «Береза». Здесь также говорится о природе родного края, которая была дорога для Есенина.

Как вы думаете, какая главная тема в творчестве Есенина?

Верно, а как, по вашему мнению, будет звучать тема сегодняшнего урока?

Совершенно верно. А что вы знаете о жизни Сергея Александровича Есенина?

- В каком году он родился?

- Где родился писатель?


- Кем были его родители?

- где стали проявляться его поэтические способности?

- После учебы Есенин отправляется…

- Что важно и дорого поэту, о чем он пишет в своих произведениях?
















- О Родине, месте, где мы родились. О том, что поэт пишет о своей Родине.






-Предположения учеников.



Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.







- Родина, родной край, где мы родились.

- Тема Родины в стихотворениях С.А.Есенина.






- В 1895 году.

- В селе Константиново, Рязанской области.

- Крестьянами.

- В учительской школе.


- В Москву.


- Ему дороги и собака, и кошка, и каждая птица, и вся природа. Он говорит о солнце, о луне, о свистящем ветре, о березе и осине.

Личностные:

- интерес к личности и творчеству автора и к чтению в целом;

- развитие эстетического вкуса;

Регулятивные:

- контроль и самоконтроль;

Коммуникативные:

- взаимодействие с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

- развитие умения рассуждать, делать выводы.

III. Чтение и анализ текста произведений.

Цель этапа: организовать работу с текстом, беседу по произведению, его анализ.









































































































 

Я вижу, что вы хорошо знаете биографию писателя, и теперь давайте приступим к чтению и анализу его произведений.

Откройте учебник на странице 52-53. Перед вами 2 стихотворения Сергея Александровича Есенина.

В каком году написано первое?

А второе?

Между этими стихотворениями разница 6 лет. Как вы думаете, будут ли они отличаться?

Давайте прослушаем стихотворение «Я покинул родимый дом…»

Какие эмоции вы испытываете после того, как прослушали это стихотворение?

Обратите внимание, как автор называет Родину, какое выражения использует?

Верно, а как вы думаете, природа в есенинском стихотворении живая или нет?

Почему?





Вспомните, как называется художественное средство, при котором неживые предметы наделяются свойствами живых существ.

Верно, что из неживого превращается в живое?

Какие эмоции испытывает герой произведения?

Давайте прочтем это стихотворение с выражением.


Теперь обратимся к стихотворению «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Что вам представили, когда слушали строки Есенина?


А что вы испытываете: радость, счастье, тоску, надежду на лучшее?

Обратите внимание на слово «выть». Знакомо ли оно вам?

Это диалектное слово. Помните что такое диалектизм?

Верно, это слово, которое используют в своей речи люди, проживающие на определенной территории. «Выть» - диалектное рязанское слово, которое обозначает вспаханное поле, пашню. Как вы думаете, для чего Есенин использует диалектизм, а не слово «пашня»?

Как вам показалось, есть разница в звучании стихов, в ритме?

В каком ритм быстрее?

Вспомним ранее изученные типы рифмовки. Они разделяются на…


Определим тип рифмовки в первом стихотворении. Какие слова рифмуются?



Если рифмуются 1 и 3, 2 и 4, это какая рифмовка?

Верно, а во втором стихотворении?




Несмотря на то, что рифмовка одна и та же, но звучание, темп отличается.

Давайте прочитаем это стихотворение выразительно.

Какое стихотворение вам понравилось больше и почему?

А как вы считаете, легко ли писать стихи?

Предлагаю вам попробовать себя в роли писателей. Напишем с вами небольшое стихотворение - синквейн. Он состоит из 5 строк.

1 - одно существительное, которое заключает весь смысл произведения.

2 - 2 прилагательных, которых характеризуют понятие из 1 строки.

3 - 3 глагола.

4 - короткое предложение, которое раскрывает тему.

5 - синоним первого слова.

Например, на тему любви к родной стране, дому можно написать такие строчки:


Родина

Единственная, дорогая

Растит, любит, защищает

Место, где мы родились

Страна.

Предлагаю вам составить свой синквейн, близкий к теме сегодняшнего урока. На эту работу у вас 3 минуты.

Прослушаем ваши варианты.

Вот и мы с вами ненадолго стали настоящими писателями, и смогли в своих стихотворениях воспеть природу родного края, любовь в дому, стране.











- В 1918.

- В 1924.



- Да.


Слушают запись стихотворения.



Варианты учеников.



- Голубая Русь.



- Живая.


- Он использует такие слова как:

«золотой лягушкой луна», «петь и звенеть пурге», «сторожит старый клен», «целует дождь».






Олицетворение.


Старый клен стережет Русь на 1 ноге, пурга начинает петь.

- Тоска по родному дому.


Читают 3-4 человека.



Слушают чтение стихотворения учителем.


- Дом с голубыми ставнями, поле, луга, лес, клин журавлей


Варианты учеников.



- Да/нет.



- Да/нет.











- Для того, чтобы передать особенности того места, где он родился и вырос.


- Да.


- В первом.


- Парную, перекрестную, опоясывающую.




- Дом-прудом, Русь-грусть.

Луна-седина, воде-в бороде.


- Перекрестная.


- Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 (ставнями - недавними, никогда –года). Тоже перекрестная рифмовка.




Чтение стихотворения (3 ученика).


Варианты учеников.


- Да/нет.

































Работают над созданием синквейна.

Регулятивные:

- контроль и самоконтроль;

Познавательные:

- развитие умения рассуждать, делать выводы,

- построение логической цепи рассуждений, ее доказательство.

IV. Рефлексия.

Цель этапа: подвести итог, оценить свою работу на уроке.

Итак, ребята, давайте подведем итоги нашего урока.

Мы познакомились с творчеством…

Больше всего мне понравилось стихотворение …

Мне было интересно/неинтересно, весело, скучно, познавательно….

Я похвалил бы себя за…


Выставление оценок ученикам.




Сергея Александровича Есенина.

Регулятивные:

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

V. Домашнее задание.

Цель этапа: продолжить работу закреплению материала.

На следующий урок вам нужно выучить понравившееся вам стихотворение Есенина. Кто хочет, также может подготовить рисунок к стихотворению.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.