Технологическая карта «Урока добра» (2–4 класс)

5
1
Материал опубликован 29 July 2018

Цель: формирование толерантного отношения к детям и взрослым, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Задачи урока:

1.Образовательные:

- Формировать знания учащихся о понятиях добро и зло, толерантность и равнодушие ;

2.Развивающие:

- Создавать условия для развития мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся.

3.Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру и толерантному отношению к детям и взрослым, имеющих ограниченные возможности здоровья.

(В классе ребенок с задержкой психического и умственного развития)

Этапы урока

Задачи урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный.

«Круг радости»

Создание эмоционального настроя учащихся и атмосферы доверия.

Учитель организует детей и предлагает повторять за ним стихотворение.

Я могу быть маленьким,

А могу большим,

Я могу быть толстым,

А могу худым.

Но я такой, какой я есть

И поэтому я здесь!

 

2.Мотивационный.Определение темы урока

 

Учитель предлагает детям послушать песенку из мультфильма «Рыжий, рыжий, конопатый…»

-Обидела ли песенка-дразнилка мальчика? Обидели ли вас такие слова?

- Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. Как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить?

-А что такое добро? Какие у вас возникают ассоциации с эти словом?

(ответы детей)

Дети составляют кластер (уважение, любовь, нежность, забота и т.д.)

Постановка и

формулирование проблемы.

Самостоятельное выделение и формулирование цели

3. Решение частных задач.

Чтение сказки

Просмотр презентации

Игра

Активизация мыслительной деятельности учащихся

Создание условий для постановки учебной задачи через:

1. прослушивание музыкального произведения Бетховена

2.прослушивание стихов девушки Сони Шаталовой

3. просмотр картин художников, у которого от рождения нет рук. Проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

1) -Я хочу прочитать вам отрывок из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» (краткий пересказ сказки о Жене и чтение отрывка о том, как она помогла хромому мальчику Вите) -А вы поступили бы так, как Женя? Знаете ли вы, ребята, что такое инвалидность, что бывают люди-инвалиды? Приведите примеры? Только ли старые люди бывают инвалидами?

2) -Давайте посмотрим фотографии людей-художников, у которых нет рук и как они создают свои произведения. Послушайте одно великолепное музыкальное произведение Бетховена (он был глухим).Послушайте стихи девушки Сони Шаталовой, у нее был ранний детский аутизм.

3) -Какими словами вы могли бы охарактеризовать этих людей? Какие они? Людей с ограниченными возможностями здоровья называют инвалидами. А знаете ли вы, что означает слово «инвалид»?

Слово «инвалид» произошло от латинского «in» - не (отрицательная приставка) и слова «valido» - ценный. То есть данное слово переводится как «не имеющий ценности».Стоит ли так называть людей, как вы думаете?

Недавно мы говорили свами о толерантности( 16 ноября)Что это такое толерантность?

Толерантность — терпимость к другому мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

в английском – готовность быть терпимым;

во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;

в китайском – быть по отношению к другим великолепным;

в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

4)- Подумайте и скажите, а легко ли жить человеку, имеющему какой-либо недостаток? Давайте попробуем это понять, пропустив через себя тяжесть недугов. Поиграем в игру «Имитация»:

А) С завязанными глазами, предлагается пройтись по классу.

Б) с ушами, в которые вставлены беруши, выполнить задание, данное учителем.

В) С подвязанной ногой, у доски решить несколько примеров.

Г) С рукой под пиджаком или кофтой, попробовать обуться и застегнуть замочки.

-Какие трудности вы испытали, выполняя задания? Было ли смешно? Нужно ли смеяться над этим? А что нужно сделать в таких случаях?

Размышляют над словами учителя.

Просмотр слайдовой презентации, прослушивание музыки (с закрытыми глазами)и стихов. Проблемный диалог.

(талантливые, смелые, особенные, одаренные, сильные )

Пытаются рассуждать

ответы детей

Дети участвуют в игре

Ученики выполняют задания учителя.

Рассуждают: смеяться нельзя, потому что…, нужно помочь, так как…

Установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения

Умение слушать и вступать в диалог

 

 

Участвовать в коллективном обсуждение

Высказывать собственную точку зрения

Следовать точной инструкции учителя при выполнении заданий.

4.

Инсценирование

Просмотр фото и видеороликов

Работа над памяткой

Установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения

самостоятельное выделение

формулирование познавательной цели,формулирование проблемы

интерес к изучению предмета

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

1) -Давайте посмотрим сценку по рассказу В.Осеевой и подумаем, почему мальчик так поступил.

-Что можно сказать о мальчике, какой он?

2) –Ребята, а как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Давайте посмотрим , какие добрые дела совершают люди.(просмотр слайдовой презентации с фото и роликами людей, которые участвуют в благотворительных акциях, помогают инвалидам, спасают людей в чрезвычайных ситуациях. и т.д.)

-Что можно сказать обо всех этих людях? Что их объединяет?

3) - Давайте создадим памятку «Как стать добрым человеком?» Что должно войти в памятку? - А что

обозначает слово «Памятка»?

-Вот примерная памятка:

* Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.

* Будь добрым к людям!

* Учись добру у добрых!

* Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.

* Не причиняя зла, добрей становишься!

-Теперь попробуйте сами.

.

Дети показывают сценку по рассказу В. Осеевой “Просто старушка”:

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

-Подержи мои книжки! –крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет,- ответил мальчик.

- Мама?- удивилась подружка. - Нет!

- Ну, тётя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!

ответы детей: толерантный, уважительный, добрый и т.д.

Смотрят, комментируют, пытаются анализировать и синтезировать

Доброта

Групповая работа. Дети создают памятки-флипчарты , записывают свои ответы, рисуют и клеют

Использование на доступном уровне приемов критического мышления (анализ и синтез)

Умение работать в группах

5 Рефлексия

Создание условий для рефлексии, подведении итогов.

-А теперь подведём итоги.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Каким быть лучше добрым или злым? К чему вы будете стремиться в вашей жизни, каких больше поступков совершать?Как вы думаете, тема добра и зла, важна для всех людей в наши дни? Если вы считаете, что мы сегодня говорили об очень-очень важном, то прикрепите зеленый листик, если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, прикрепите желтый листок.

Спасибо за урок! До свидания!

Дети отвечают на вопросы

Оценивают урок при помощи стикеров (желтый, зеленый).

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательный материал для работы с детьми!

30 July 2018