Технологическая карта «Урока добра» (2–4 класс)
Цель: формирование толерантного отношения к детям и взрослым, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Задачи урока:
1.Образовательные:
- Формировать знания учащихся о понятиях добро и зло, толерантность и равнодушие ;
2.Развивающие:
- Создавать условия для развития мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся.
3.Воспитательные:
- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру и толерантному отношению к детям и взрослым, имеющих ограниченные возможности здоровья.
(В классе ребенок с задержкой психического и умственного развития)
Этапы урока |
Задачи урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1.Организационный. «Круг радости» |
Создание эмоционального настроя учащихся и атмосферы доверия. |
Учитель организует детей и предлагает повторять за ним стихотворение. |
Я могу быть маленьким, А могу большим, Я могу быть толстым, А могу худым. Но я такой, какой я есть И поэтому я здесь! |
|
2.Мотивационный.Определение темы урока |
Учитель предлагает детям послушать песенку из мультфильма «Рыжий, рыжий, конопатый…» -Обидела ли песенка-дразнилка мальчика? Обидели ли вас такие слова? - Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. Как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить? -А что такое добро? Какие у вас возникают ассоциации с эти словом? |
(ответы детей) Дети составляют кластер (уважение, любовь, нежность, забота и т.д.) |
Постановка и формулирование проблемы. Самостоятельное выделение и формулирование цели |
|
3. Решение частных задач. Чтение сказки Просмотр презентации Игра |
Активизация мыслительной деятельности учащихся Создание условий для постановки учебной задачи через: 1. прослушивание музыкального произведения Бетховена 2.прослушивание стихов девушки Сони Шаталовой 3. просмотр картин художников, у которого от рождения нет рук. Проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. |
1) -Я хочу прочитать вам отрывок из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» (краткий пересказ сказки о Жене и чтение отрывка о том, как она помогла хромому мальчику Вите) -А вы поступили бы так, как Женя? Знаете ли вы, ребята, что такое инвалидность, что бывают люди-инвалиды? Приведите примеры? Только ли старые люди бывают инвалидами? 2) -Давайте посмотрим фотографии людей-художников, у которых нет рук и как они создают свои произведения. Послушайте одно великолепное музыкальное произведение Бетховена (он был глухим).Послушайте стихи девушки Сони Шаталовой, у нее был ранний детский аутизм. 3) -Какими словами вы могли бы охарактеризовать этих людей? Какие они? Людей с ограниченными возможностями здоровья называют инвалидами. А знаете ли вы, что означает слово «инвалид»? Слово «инвалид» произошло от латинского «in» - не (отрицательная приставка) и слова «valido» - ценный. То есть данное слово переводится как «не имеющий ценности».Стоит ли так называть людей, как вы думаете? Недавно мы говорили свами о толерантности( 16 ноября)Что это такое толерантность? Толерантность — терпимость к другому мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. • в английском – готовность быть терпимым; • во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; • в китайском – быть по отношению к другим великолепным; • в арабском – милосердие, терпение, сострадание; • в русском – умение принять другого таким, какой он есть. 4)- Подумайте и скажите, а легко ли жить человеку, имеющему какой-либо недостаток? Давайте попробуем это понять, пропустив через себя тяжесть недугов. Поиграем в игру «Имитация»: А) С завязанными глазами, предлагается пройтись по классу. Б) с ушами, в которые вставлены беруши, выполнить задание, данное учителем. В) С подвязанной ногой, у доски решить несколько примеров. Г) С рукой под пиджаком или кофтой, попробовать обуться и застегнуть замочки. -Какие трудности вы испытали, выполняя задания? Было ли смешно? Нужно ли смеяться над этим? А что нужно сделать в таких случаях? |
Размышляют над словами учителя. Просмотр слайдовой презентации, прослушивание музыки (с закрытыми глазами)и стихов. Проблемный диалог. (талантливые, смелые, особенные, одаренные, сильные ) Пытаются рассуждать ответы детей Дети участвуют в игре Ученики выполняют задания учителя. Рассуждают: смеяться нельзя, потому что…, нужно помочь, так как… |
Установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения Умение слушать и вступать в диалог
Участвовать в коллективном обсуждение Высказывать собственную точку зрения Следовать точной инструкции учителя при выполнении заданий. |
4. Инсценирование Просмотр фото и видеороликов Работа над памяткой |
Установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения самостоятельное выделение формулирование познавательной цели,формулирование проблемы интерес к изучению предмета планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
1) -Давайте посмотрим сценку по рассказу В.Осеевой и подумаем, почему мальчик так поступил. -Что можно сказать о мальчике, какой он? 2) –Ребята, а как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Давайте посмотрим , какие добрые дела совершают люди.(просмотр слайдовой презентации с фото и роликами людей, которые участвуют в благотворительных акциях, помогают инвалидам, спасают людей в чрезвычайных ситуациях. и т.д.) -Что можно сказать обо всех этих людях? Что их объединяет? 3) - Давайте создадим памятку «Как стать добрым человеком?» Что должно войти в памятку? - А что обозначает слово «Памятка»? -Вот примерная памятка: * Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее. * Будь добрым к людям! * Учись добру у добрых! * Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным. * Не причиняя зла, добрей становишься! -Теперь попробуйте сами. . |
Дети показывают сценку по рассказу В. Осеевой “Просто старушка”: По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала. -Подержи мои книжки! –крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его: - Это твоя бабушка? - Нет,- ответил мальчик. - Мама?- удивилась подружка. - Нет! - Ну, тётя? Или знакомая? - Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка! ответы детей: толерантный, уважительный, добрый и т.д. Смотрят, комментируют, пытаются анализировать и синтезировать Доброта Групповая работа. Дети создают памятки-флипчарты , записывают свои ответы, рисуют и клеют |
Использование на доступном уровне приемов критического мышления (анализ и синтез) Умение работать в группах |
5 Рефлексия |
Создание условий для рефлексии, подведении итогов. |
-А теперь подведём итоги. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Каким быть лучше добрым или злым? К чему вы будете стремиться в вашей жизни, каких больше поступков совершать?Как вы думаете, тема добра и зла, важна для всех людей в наши дни? Если вы считаете, что мы сегодня говорили об очень-очень важном, то прикрепите зеленый листик, если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, прикрепите желтый листок. Спасибо за урок! До свидания! |
Дети отвечают на вопросы Оценивают урок при помощи стикеров (желтый, зеленый). |
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности. |
Кияйкина Наталья Федоровна