Технологическая карта организованной учебной деятельности в старшей группе
1. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе.
Конспект занятия (НОД)
Технологическая карта организованной учебной деятельности в
старшей группе.
Образовательная область: « Познание », «Коммуникация», «Художественное
творчество» , « Социализация ».
Раздел: « Ознакомление с окружающим», «Развитие речи»,
«Художественно- эстетическое развитие»
Тема: «Беседа: Русская берёза. Рисование: Берёзовая роща»
Цель: развитие творческого потенциала воспитанников.
Задачи:
Обучающие: Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.
Развивающие: Формировать эмоциональное восприятие образа русской березки средствами разного вида искусства.
Способствовать развитию предпосылок логического мышления, познавательного интереса.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и к родному краю. Воспитывать чувство любви к березке и бережного обращения.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, разучивание стихов , посвященных березе, рассматривание березы на прогулке, подвижные игры : " Во поле береза стояла", "Найди дерево", хороводная игра "Березка"
Методы :
Словесные: беседа о русской березе, загадывание загадок про березу.
Наглядные: рассматривание иллюстраций с изображением березы и
березовой рощи.
Практические: изобразительная деятельность детей
Оборудование и инвентарь: иллюстрации с изображением березы и березовой рощи; листочки сухие или из картона; элементы березы (ствол, ветки, крона); для детей на столах – кисти: тонкая мягкая, жесткая щетинистая; бумага белая формат А4; гуашь или акварель; баночки с водой.
Прогнозируемые результаты:
Знать: стихотворения , посвященные белым березам
Уметь:
-различать березу от других деревьев
-заполнять весь лист целиком красками ,не оставляя белых пробелов
Иметь опыт:
-представление о значении березы
- понимать смысл образных выражений в загадках, и представления детей через загадки и иллюстрации о белоствольной русской березе
-передавать в рисунке характерные особенности березы (белый, тонкий ствол с черными пятнами; тонкие, гибкие ветви; легкая, зеленая листва);
- выполнять действия полусухой кистью для изображения вертикальных мазков листвы и горизонтальных – пятен;
-рисования концом кисти тонких изогнутых ветвей березы;
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Этапы деятельности |
Действия воспитателя |
Действия детей |
Мотивационно - побудительный
|
Читает загадку: "Русская красавица Стоит на поляне, В зеленой кофточке, В белом сарафане" - Ребята, что это такое?
Воспитатель: вывешивает иллюстрацию березы. - Как называют березу в этой загадке?
Воспитатель: почему?
Воспитатель: ребята, вы гордитесь тем, что белоствольная красавица растет только у нас?
Воспитатель: что в загадке называют белым сарафаном?
Воспитатель: (вывешивает на доске элемент березы – белый тонкий ствол с черными пятнами). - Какими изобразил художник веточки березы? Воспитатель: (вывешивает на доске элемент березы – тонкие гибкие ветки). -Что в загадке у березы называют зеленой кофточкой?
Воспитатель: (вывешивает на доске элемент березы – крона из листьев). На доске получается из элементов изображение березы. Воспитатель: читает еще загадку. "Стоит Алена- платок зеленый, Тонкий стан, белый сарафан". - О чем идет речь в этой загадке?
Воспитатель: по каким признакам вы догадались, что речь идет о березе?
Воспитатель: какое имя дано березе в этой загадке?
Воспитатель: почему березу часто сравнивают с красивой, стройной девушкой? Воспитатель: вывешивает иллюстрацию с изображением березовой рощи. -Ребята, посмотрите как много деревьев на картине. Как называются эти деревья?
Воспитатель: а вы знаете, как называется лес, который состоит из берез?
Воспитатель: лес, состоящий из берез называют – березовая роща. -Ребята, у меня есть вот такие листочки, возьмите каждый по два листочка. Теперь мы похожи на березки, на березовую рощу. Физкультминутка на ковре. Вот полянка, а вокруг Березки выстроились в круг. ( Широким жестом развести руки в стороны.) Березы кронами шумят, Ветры в их листве гудят ( Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.) Вниз верхушки пригибают И качают их, качают ( Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.) Чок – чок, каблучок! ( Потопать ногами.) В танце кружится сверчок. (Покружиться.) А кузнечик без ошибки Исполняет вальс на скрипке. (Движения руками, как при игре на скрипке.) Крылья бабочки мелькают – (Движения руками, как крыльями.) С муравьем она порхает. ( Покружиться парами.)
|
Дети: отгадывают загадку, при затруднении воспитатель помогает.
Дети: русская красавица.
Дети: березы растут только на территории России
Ответы детей
Дети: белый ствол
Дети: тонкие, гибкие, изогнутые, спускающиеся в низ.
Дети: крона дерева
Дети: береза
Дети: платок зеленый – крона, листва; тонкий стан, белый сарафан – тонкий, высокий ствол Дети: Алена
Дети: она стройная, чистая – белоствольная, зеленая- нарядная, гибкие веточки, опущенные вниз напоминают девичьи косички.
Дети: березы.
Дети: ответы на вопрос, при затруднении воспитатель помогает |
Организационно – поисковый
|
Воспитатель: Мы славно отдохнули. -Ребята, мы должны заботиться о нашей родной природе, о наших березках? Воспитатель: мы можем нарисовать березовую рощу? Как мы это можем сделать?
Воспитатель: что нам потребуется для работы?
Воспитатель: какой мы будем рисовать русскую березку? Вспомните, из каких элементов состоит береза?
Воспитатель: лист располагаем вертикально – почему?
Воспитатель: начинаем с изображения ствола – высокий, тонкий - рисуем концом мягкой тонкой кисточки, черной гуашью. -Ребята, что будем изображать следующим по очереди?
Воспитатель: изображаем тонкие гибкие ветви, они от ствола растут вверх, потом плавно закругляются и опускаются вниз. Работаем концом мягкой тонкой кисточки, черной гуашью. -Тонкие мягкие кисти откладываем в сторону, сейчас нам нужны жесткие клеевые кисти. Ребята, как эти кисточки нам могут помочь в рисовании березы?
Воспитатель: с помощью жестких кисточек мы нарисуем черные пятна на стволе березы, горизонтальными мазками полусухой кистью. -Также полусухая жесткая кисть поможет нам изобразить зеленые листья на ветвях березы. - Ребята, можно ли жесткой кистью нарисовать травку под березкой?
Воспитатель проходит между столами, осуществляет контроль за выполнением самостоятельной, изобразительной деятельности детей, одобряет за внесение дополнений: птицы, трава, грибы, солнце, облака, скамейка и т.д.
|
Дети: отвечают
Дети: каждый нарисует свою березку, а вместе получится березовая роща.
Дети: белые листы бумаги, гуашь, банка с водой, кисточки, салфетки
Дети: (обращаются к схеме) высокий белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветви, полупрозрачная крона из зеленых листьев. Самостоятельную изобразительную деятельность дети выполняют по образцу за воспитателем, который выполняет работу на доске.
Дети: потому что береза растет вверх, ввысь.
Дети: ветви березы
Дети: ответы детей
Дети: да, можно
|
Рефлексивно - корригирующий
|
По окончании работы дети вывешивают свои работы на доске. Выставка рисунков детей. Воспитатель: ребята, как вы считаете, у нас получилась березовая роща?
Воспитатель: вам нравится наша березовая роща?
Воспитатель: ребята, какая березка подходит к этой загадке? Почему? "В белом сарафане встали на поляне, Летели синицы, сели на косицы"
Воспитатель: что было самым трудным при изображении русской березки? Воспитатель благодарит детей за совместную благотворную работу.
|
Дети: да, берез много, а не одна.
Дети: отвечают
Дети: отвечают
Дети: отвечают
|
Анализ: программное содержание занятие соответствует возрастным особенностям детей. Структурные части занятия ,их целесообразность соблюдены при проведении занятия. Размещения столов соответствует нормам. Тема занятия соответствует времени года. Задачи перед детьми поставлены четко. Дети выполняли рисунок березовой рощи по образцу и по инструкции педагога. Анализ детских рисунков проходил совместно с воспитателем, задавались вопросы о трудностях выполнения работы. Обсуждались ошибки детей . Поставленные цели и задача решены.