12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пичугина Мария Анатольевна75

Пичугина Мария Анатольевна

Дисциплина: Информатика

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок-практикум

Тема: Поисковые системы

Цели урока

Образовательная:

Формирование представления о поисковых системах, развитие представлений о процессе поиска информации в сети Интернет с использованием языка запросов

Развивающая:

Формирование интереса учащихся к процессу поиска информации в Интернете, умения осуществлять отбор достоверной и нужной информации в сети Интернет и использовать ее для эффективного выполнения поставленных задач, организации собственной деятельности

Воспитательная:

Формирование ценностного отношения к информации и осознания ее роли в жизни человека, воспитание культуры общения, ответственности за работу членов команды, формирование опыта групповой деятельности, рационального использования времени.

УУД

Личностные результаты: умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, гипотез и их проверка, выбор оснований для сравнения

Регулятивные УУД: постановка учебных и познавательных задач, контроль, коррекция, оценка, предвосхищение результата и уровня усвоения

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи,

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: понятия «поиск информации», «поисковые системы», «релевантность информации».

Уметь: осуществлять процесс поиска информации в сети Интернет с использованием правил запросов, уметь избегать ошибок при поиске информации.

Личностные:

Формирование познавательных интересов и мотивов, целостного отношения к информации и осознания ее роли в жизни человека;

Метапредметные:

владение умениями организации собственной учебной деятельности,

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Основные понятия

Поиск информации, поисковые системы, релевантность информации

Внутри дисциплинарные связи

Логика, локальные и глобальные компьютерные сети

Источники:

 Основные





Дополнительные

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 кл. Профильный уровень./ Н.Д. Угринович. - М.: "Академия", 2010

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 кл. Профильный уровень./ Н.Д.Угринович. - М.: "Академия", 2010


Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Учебник. – М.: 2017

Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. и др. Информатика: электронный учебно-методический комплекс. – М.: 2017.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 11 класс. Базовый уровень. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование

мультимедиапроектор, интерактивная доска, персональные компьютеры

Технологии

Частично поисковая, исследовательская





Этапы урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Организационный момент

2 мин

Приветствие обучающихся;

проверка готовности к уроку;

фиксация отсутствующих на уроке.

Рефлексия эмоционального состояния при помощи карточек двух цветов

Просит подписать рабочие листы

Приветствие

Дежурный называет отсутствующих




Поднимают соответствующую карточку

Подписывают рабочие листы

Словесный метод, фронтальная форма

Личностные УУД:

развитие навыков сотрудничества, развитие самостоятельности, формирование осознанной мотивации к выполнению заданий

Совместное приветствие

Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

5 мин

Ответьте на вопросы:


Что такое Интернет?






С помощью какой программы пользователь работает в Интернете?

Задание на ресурсе learningapps.org Браузеры https://learningapps.org/display?v=p2f817tj501


Примерные варианты ответа:

Интернет – это глобальная компьютерная сеть, которая объединяет людей по всему миру и позволяет найти информацию обо всем

Браузер




Один обучающийся у доски, остальные с места решают задачу




Словесный и наглядный метод, индивидуальная форма

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества, развитие самостоятельности, формирование осознанной мотивации к выполнению заданий. Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка и самооценка.

Ответы на вопросы


Постановка учебной задачи

4 мин

Предлагает обсудить эпиграф, написанный на доске «Кто владеет информацией, тот владеет миром»(слайд 1)

Как вы относитесь к данному высказыванию?

Как узнать кто является автором этого утверждения?

С помощью чего осуществляется поиск информации в Интернете?

Как вы думаете о чем будет наш сегодняшний урок?

Предлагает обучающимся сформулировать цель урока

Озвучивает собственную цель

Предлагают свои варианты ответов







Предлагают варианты темы

Записывают тему в рабочий лист (приложение 1)


Формулируют цель урока

Словесный и наглядный метод;

фронтальная форма

Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества, развитие самостоятельности, формирование осознанной мотивации к выполнению заданий;

Регулятивные УУД: постановка учебных и познавательных задач

Определение темы и цели урока

Открытия нового знания

9 мин

Выделяет основные способы поиска информации

Дает понятие поисковой системы

Объясняет понятие релевантности

Дает задание заполнить таблицу в рабочем листе


Дает понятие языка запросов


Обучающиеся фиксируют информацию на рабочем листе

Заполняют пропуски на рабочем листе



Работают с распечаткой

Сравнивают результат с эталоном, выставляют балл

Заполняют таблицу

Словесный и наглядный метод;

фронтальная форма работы, работа с документом.

Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества, формирование осознанной мотивации к выполнению заданий;

и самооценка;

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, инициативное сотрудничество в обсуждении информации, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные УУД: выбор оснований для сравнения, установление причинно-следственных связей, выбор наиболее эффективных способов выполнения упражнений

Составление конспекта

Закрепление

7 мин

Предлагает решить задачи из ЕГЭ по данной теме

Решают задачи на местах

Индивидуальная работа


Личностные УУД:

развитие самостоятельности, формирование осознанной мотивации к выполнению заданий;

осознание ответственности за общее дело

Познавательные УУД:

выполнение действий по алгоритму;

Закрепление материала

Самостоятельная работа. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

10 мин

Делит обучающихся на группы


Выдает задания для каждой группы (приложение 2)



Определяют роль каждого в группе


Самостоятельно решают задания при помощи Интернета


Сравнивают полученный результат с эталоном, и на основе этого выставляют себе балл


Самостоятельно работают на компьютере., работа в группах


Личностные УУД:

развитие самостоятельности, формирование осознанной мотивации к выполнению заданий;

осознание ответственности за общее дело

Познавательные УУД:

выполнение действий по алгоритму;

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка и самооценка;

Документ с ответами


Оценивание работ

Включение в систему знаний и повторение

5 мин

Преподаватель выявляет границы применения нового знания в форме теста (приложение 3)


Обучающиеся отвечают на вопросы теста,

Проводят самооценку

Словесный и наглядный метод;

индивидуальная форма

- принятие и сохранение учебной задачи (Р);

- структурирование знаний (П);

- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях (П)

Подведение итогов работы

Рефлексия деятельности, Домашнее задание

3 мин

Преподаватель организует рефлексию и самооценку деятельности обучающихся



Д/з : повторить изученный материал.

Обучающиеся выставляют себе отметку по проделанной работе

Поднимают карточку, символизирующую их эмоциональное состояние

Словесный и наглядный метод;

Групповая форма Самостоятельная работа

Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества, развитие самостоятельности. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Рефлексия

Записывают Д/з





Приложение 1

Рабочий лист

Фамилия Имя____________________________________ № группы__________


Тема урока________________________________________________________________________



Способы поиска информации: 1. ____________________________________________

2. ____________________________________________

3. ____________________________________________

Поисковая система – это аппаратно-программный комплекс, который предназначен для ___________________________________________________________ в интернете, и реагирующий на пользовательский ______________, который обычно задают в виде какой-либо ____________________ (или точнее поискового запроса), выдачей ________________ ________________ на информационные источники, осуществляющейся по _________________.

Релевантность – свойство информации _________________________________________

____________________________________________________________________________

Виды поисковых систем

Вид поисковой системы

Поисковые каталоги

Поисковые машины

Гибридная система

Способ заполнения




Исполнитель



Структура системы





Балл за таблицу ________

Язык запросов


запрет перебора всех словоформ


обязательное присутствие слов в найденных документах


исключение слова из результатов поиска


обязательное вхождение слов в одно предложение


требование присутствия первого слова в предложении без присутствия второго


поиск любого из данных слов


поиск устойчивых словосочетаний


поиск информации по названиям заголовков


поиск информации по названию ссылок

Решение задач

1. Каким условием нужно воспользоваться для поиска в сети Интернет информации о цветах, растущих на острове Тайвань или Хонсю (для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ |, а для операции «И» - символ &)?

1)

цветы&(Тайвань|Хонсю)

2)

цветы&Тайвань&Хонсю

3)

цветы|Тайвань|Хонсю

4)

цветы&(остров|Тайвань|Хонсю)






2. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.

Для обозначения логической операции “ИЛИ” в запросе используется символ |, а для логической операции “И” - &.

A

чемпионы | (бег & плавание)

Б

чемпионы & плавание

В

чемпионы | бег | плавание

Г

чемпионы & Европа & бег & плавание


Ответ: _______________

3. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите номера запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдет поисковый сервер по каждому запросу.

Для обозначения логической операции “ИЛИ” в запросе используется символ |, а для логической операции “И” – &.

1

принтеры & сканеры & продажа

2

принтеры & продажа

3

принтеры | продажа

4

принтеры | сканеры | продажа


Ответ: __________________



Самостоятельная работа



Баллы за работу в группе_____________



Тест


1

2

3

А




В




С




D






Баллы за тест___________

Итоговый балл__________________ Оценка за урок___________________



Приложение 2

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Особенности поиска по группе слов.


Заполните таблицу, используя поисковую систему Яндекс.

Структура запроса 

Количество найденных страниц 

Скорый! поезд! 


Скорый + поезд


Скорый - поезд


«Скорый поезд» 


блокада Ленинграда


блокада & Ленинграда


$title (река Северная двина)


$anchor (река Северная двина)




Задание 2.

Найдите информацию о следующих фактах в Интернете


1. Какое место по численности населения в России занимает Северодвинск?__________

2. Как назывался Северодвинск раньше?.______________________________________

3. В скольких километрах от Северодвинска находится родина Ломоносова?_______

4. Какой цветок расположен на гербе Северодвинска?_____________________

5. Чему равна протяженность самой длинной улицы Северодвинска? Какое название она носит?________________________________________




Приложение 3

Тест

1. Для поиска информации в Интернете составлено несколько запросов по теме «История и современность Греции». Выберите вариант с самым большим количеством найденных ссылок

Греция

Греция – тур – отдых

Греция &(история | современность)

«история Греции».

2. Из приведенного списка утверждений выберите правильные

Поисковая система, выполняя наш запрос, просматривает все документы, опубликованные в Интернете.

Результат поиска по одному и тому же запросу в разных поисковых системах будет различным.

Результат поиска зависит от производительности компьютера.

Для поиска в Интернете цитаты в запросе её надо писать в кавычках.

3. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Какой запрос выдаст наименьшее количество страниц?

Для обозначения логической операции “ИЛИ” в запросе используется символ |, а для логической операции “И” – &.

Физкультура

физкультура & подтягивания & отжимания

физкультура & подтягивания

физкультура | фитнесс



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.