Показатели результативности деятельности педагога дополнительного образования для аттестации на высшую категорию
Муниципальное казенное образовательное
учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального района «Ферзиковский район»
Показатели результативности деятельности
педагога дополнительного образования
муниципального казенного образовательного
учреждения дополнительного образования
«Центр детского творчества» муниципального района «Ферзиковский район» Касьяновой Евгении Николаевны
2024 год
1. Общие сведения о педагоге
1.1 Ф.И.О: Касьянова Евгения Николаевна
1.2 Дата рождения: 23 января г.
1.3 Сведения об образовании: высшее. В 2022 году прошла профессиональную переподготовку в негосударственном образовательном частном учреждении дополнительного профессионального образования «Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования» по специальности «Педагог дополнительного образования» (Диплом о профессиональной переподготовке).
1.4 Преподаваемый предмет: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «LEGOклуб» технической направленности, творческое объединение «LEGOклуб»; дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вечный огонь» технической направленности для отряда «Имени дважды Героя Советского Союза А.Т. Карпова» детско-юношеского военно-патриотического движения «Юнармия».
1.5 Стаж:
Общий: 15 лет
Педагогический: 4 года
В данном образовательном учреждении: 4 года
1.6 Квалификационная категория: первая, приказ министерства образования и науки Калужской области об установлении квалификационной категории № 550 от 25.04.2024 года (решение об аттестации).
1.7 Повышение квалификации в межаттестационный период:
- повышение квалификации «Российские цифровые инструменты и сервисы в деятельности современного педагога дополнительного образования детей» у-001532/б, 2 апреля 2024 года, Федеральное образовательное автономное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет просвещения» (повышение квалификации март-апрель 2024 г);
- курс «Профессиональные стандарты в эпоху цифровых технологий» серия 04199 № 289444, 2 марта 2024 года, автономная некоммерческая организация «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» (курс март 2024 г);
- вебинар «Проектная деятельность школьников. Технологии организации командной работы в классе» B-011678, 7 марта 2024 года, Учебный центр педагогического сообщества «УРОК.РФ» (вебинар март 2024 г);
- мастер-класс «Сферум: практическое использование функциональных возможностей цифрового сервиса в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования», 11 марта 2024 года, ООО «Цифровое образование» Сферум (мастер-класс март 2024 г).
- методический вебинар «Дополнительное образование детей как инструмент профилактики и преодоления школьной неуспешности», 20 марта 2024 года, ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» (вебинар март 2024 г);
- курс «Цифровые навыки педагога при работе в операционной системе «Альт Образование» rrMltSJ6CA, 25 марта 2024 года, компания «Базальт СПО» (курс март 2024 г);
- методический вебинар «Педагог дополнительного образования: профессия или призвание?», 27 марта 2024 года, ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» (вебинар март 2024 г);
- методический вебинар «Сохранение исторической памяти и патриотическое воспитание в практиках дополнительного образования детей», 8 мая 2024 года, ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» (вебинар май 2024 г);
- мастер-класс «Цифровая языковая лаборатория: ИИ в помощь учителю» 10 мая 2024 года, Союз участников образовательных отношений «ОБРСОЮЗ» (мастер-класс май 2024 г);
- образовательная программа всероссийского молодежного форума «Машук», федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь», август 2024 года (форум август 2024 г);
- образовательный марафон конкурсного флагманского проекта платформы Россия страна возможностей «Флагманы образования», май - сентябрь 2024 года (образовательный марафон май-сентябрь 2024 г);
- методический вебинар «Деятельность системы дополнительного образования по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. Приоритетные задачи на 2024-2025 учебный год», 4 сентября 2024 года, ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий» (вебинар сентябрь 2024 г);
- курс «Современные методики работы учителя с неуспевающими учениками в условиях реализации обновленных ФГОС» серия 041942 № 289444, 5 октября 2024 года, автономная некоммерческая организация «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» (курс октябрь 2024 г).
Ссылка на полное портфолио о пройденных курсах в период с 2020 года по октябрь 2024 года: портфолио
1.8 Информация о государственных, региональных и муниципальных наградах, грамотах, благодарственных письмах:
- в 2023 году награждена почетной грамотой Заведующей Отделом образования за успешный добросовестный труд, высокое профессиональное мастерство, большой личный вклад в воспитание и обучение подрастающего поколения (почетная грамота август 2023 г);
- в 2023 году награждена благодарственным письмом Администрации Калужского областного центра дополнительного образования детей им. Ю.А. Гагарина за выступление на «Лекториум» в рамках регионального технического фестиваля «Через творчество к инженерным профессиям» (благодарственное письмо октябрь 2023 г);
- в 2023 году награждена благодарностью Министра образования г. Петропавловск-Камчатский А. Ю. Короткова за подготовку участников к межрегиональному дистанционному конкурсу «Новый год близко» (благодарность декабрь 2023 г);
- в 2024 году награждена благодарственным письмом Директора «ОЦДОД им. Ю.А. Гагарина» М.В. Сорокиной за проведение методического практикума «Цифровые навыки педагога: от ведения социальных сетей до образовательного видеоконтента» (благодарственное письмо апрель 2024 г);
- в 2024 году награждена благодарным письмом Руководителя Областного учебно-методического центра «Авангард» за подготовку участников всероссийского конкурса рисунков «Рисуем Победу!» (благодарственное письмо апрель 2024 г);
- в 2024 году награждена благодарственным письмом Заместителя директора – руководителя ЦЦОД М.В. Шабаева за подготовку обучающихся к участию во Всероссийской дистанционной олимпиаде «Робо-логика» (благодарственное письмо май 2024 г);
- в 2024 году награждена благодарностью Начальника отдела образования администрации Московского района Санкт-Петербурга В.В. Литвинова за работу в экспертной комиссии районного фестиваль-конкурса школьной прессы, посвященного Году семьи (благодарность май 2024 г);
- в 2024 году награждена благодарственным письмом Министра образования Калужской области А.С. Аникеева как призера ежегодного регионального конкурса профессионального мастерства «Я в педагогике нашел свое призвание...» (благодарственное письмо Министра образования Аникеева А.С. май 2024 г).
- в 2024 году награждена почетной грамотой Министерства образования и науки Калужской области за высокий профессионализм, добросовестный труд и достигнутые успехи в профессиональной деятельности (почетная грамота Министерства образования Калужской области август 2024 г);
- в 2024 году награждена свидетельством о занесении на Доску почета «Лучшие работники образования муниципального района «Ферзиковский район» на основании приказа Отдела образования и молодежной политики администрации муниципального района «Ферзиковский район» от 01.10.2024 год № 294 (свидетельство о занесении на доску почета октябрь 2024 г).
Ссылка на полное портфолио наград и благодарностей в период с 2020 года по октябрь 2024 года: портфолио
1.9 Информация о наиболее значимых поощрениях стимулирующего характера на уровне образовательной организации.
1.10 Иная информация о деятельности педагогического работника.
- С 2020 года состою в первичной профсоюзной организации работников МКОУ ДО «Центр детского творчества» МР «Ферзиковский район» профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации с 2020 года.
- С 2020 года являюсь членом всероссийского педагогического сообщества «УРОК.РФ».
- С 2021 года являюсь активным участником платформы по развитию и обмену опытом для педагогов технического творчества «ТехнариумТВ».
- С 2022 года являюсь членом профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации работников МКОУ ДО «Центр детского творчества» МР «Ферзиковский район» профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации.
- С 2022 года работаю по совместительству в Центре образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» на базе МОУ «Ферзиковская СОШ» педагогом дополнительного образования в творческом объединении «Робототехника», реализуемый по проектам «Успех каждого ребенка» и «Новые места в дополнительном образовании».
- С 2022 года, совместно с юнармейцами, веду освещение деятельности юнармейского отряда «Имени Дважды Героя Советского Союза А.Т. Карпова» в социальной сети ВКонтакте.
- С 2022 года, в свободное время, веду свой педагогический блог в социальной сети ВКонтакте: «Современный учитель – Касьянова Евгения» https://vk.com/sovremen_pedagog.
- С 2023 года являюсь членом местного отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» в Ферзиковском районе Калужской области.
- С июня 2024 года являюсь членом рабочего президиума ППО МКОУ ДО «Центр детского творчества» МР «Ферзиковский район» профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации.
2. Характеристика образовательной программы
| Название программы, год | Тип программы | Срок реализации | На какой возраст рассчитана программа | Кол-во часов по программе | % выполнения программы за 3 года |
| Робототехника, 2020-2021 год | модифицированная | 1 год | 7-12 лет | 72 часа | 100% |
| Робототехника, 2021-2022 год | модифицированная | 1 год | 7-12 лет | 72 часа | 100% |
| LEGOклуб, 2022-2023 год | модифицированная | 1 год | 7-14 лет | 144 часа | 100% |
| LEGOклуб, 2023-2024 год | модифицированная | 1 год | 7-14 лет | 144 часа | 100% |
| Проектная деятельность в робототехнике, 2022 год | краткосрочная, авторская | 2 месяца | 8-12 лет | 16 часов | 100% |
| Вечный огонь, 2021-2022 год | модифицированная | 1 год | 7 - 16 лет | 72 часа | 100% |
| Вечный огонь, 2022-2026 год | разноуровневая, модульная, модифицированная | 4 года | 10-16 лет | 576 часов | 50% |
3. Доля обучающихся (в %), полностью усвоивших дополнительную образовательную программу
| Учебный год | 20 / 21 | 21 / 22 | 22 / 23 | 23/24 | |
| Доля обучающихся | 100% | 100% | 100% | 100% |
4. Успешность достижений обучающихся (участие и победы в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах и т . д.)
| Мероприятие | Уровень | 2020/21уч. г | 2021/22уч. г | 2022/23уч. г | 2023/24уч. г | ||||
| Количество участников | Количество призеров (1–3 место) | Количество участников | Количество призеров (1–3 место) | Количество участников | Количество призеров (1–3 место) | Количество участников | Количество призеров (1–3 место) | ||
Олимпиады | Международные | ||||||||
| Всероссийские | |||||||||
| Региональные | |||||||||
| Муниципальные | |||||||||
| Уровень ОУ | 1 | 1 | |||||||
Конкурсы | Международные | 2 | 1 | 10 | 2 | ||||
| Всероссийские | 56 | 40 | 58 | 31 | 71 | 46 | 74 | 54 | |
| Региональные | 19 | 9 | 9 | 3 | |||||
| Муниципальные | 13 | ||||||||
| Уровень ОУ | |||||||||
Соревнования | Международные | 1 | 1 | 4 | 3 | ||||
| Всероссийские | 22 | 3 | 26 | 9 | |||||
| Региональные | 9 | 4 | |||||||
| Муниципальные | |||||||||
| Уровень ОУ | |||||||||
5. Устойчивость интереса детей к преподаваемому предмету (или к данному виду деятельности)
5.1. Продолжительность пребывания детей в коллективе. Количество детей (одних и тех же) на начало и конец года (за 3 года)
| Учебный год | 20 / 21 | 21 / 22 | 22 / 23 | 23/24 | ||||
| Количество обучающихся | На начало года | На конец года | На начало года | На конец года | На начало года | На конец года | На начало года | На конец года |
| Робототехника | 93 | 91 | 90 | 90 | - | - | - | - |
| LEGOклуб | - | - | - | - | 48 | 48 | 46 | 46 |
| Вечный огонь | - | - | 13 | 15 | 17 | 15 | 15 | 15 |
5.2. Дополнительная аналитическая информация (характер мотивов ухода детей из коллектива)
Анализ мотивов ухода детей из творческого объединения показал, что основной причиной является удаленность места жительства семьи обучающегося и невозможность при этом организации дистанционного обучения.
6. Исследовательская, проектная деятельность обучающихся
6.1. Участие в конференциях
6.2. Участие обучающихся в проектах
Уровень | 2020/21уч. г | 2021/22уч. г | 2022/23уч. г | 2023/24уч. г | ||||
| Количество участников | Количество призеров (1–3 место) | Количество участников | Количество призеров (1–3 место) | Количество участников | Количество призеров (1–3 место) | Количество участников | Количество призеров (1–3 место) | |
| Международные | ||||||||
| Всероссийские | 6 | 1 | 12 | 9 | 9 | 8 | 7 | 3 |
| Региональные | ||||||||
| Муниципальные | ||||||||
| Уровень ОУ | ||||||||
6.3. Дополнительная аналитическая информация (работа с детьми с особыми потребностями; роль педагога в активизации познавательной деятельности обучающихся; роль активизации познавательной деятельности в достижении образовательного результата и др.)
В своей работе большое внимание уделяю работе не только с детьми, которые имеют сложности в освоения материала в виде дополнительных разборов заданий, но и с детьми которые проявляют повышенный интерес, как к техническому творчеству, так и к участию в различных мероприятиях в виде наставнического сопровождения.
Благодаря внедрению в образовательный процесс методов проектной и исследовательской деятельности, мне удается поддерживать на высоком уровне познавательную активность учащихся. Основывая учебный процесс на системно-деятельностном подходе, мною разрабатываются разноуровневые творческие и проблемные задания, что помогает запускать, направлять и поддерживать усилия учащихся на выполнения не только учебной деятельности. И это, в общем, благотворно влияет на учебную мотивацию каждого из учеников.
Основные элементы системы развивающей технологии, используемой мной в учебном процессе для поддержания познавательной активности учащихся:
- здоровьесберегающие технологии - положительный эмоциональный настрой на уроке, оптимальный темп ведения урока, подача материала доступным рациональным способом, смена видов деятельности, наглядность, использование ИКТ, физкультминутки, динамические паузы, гимнастика – это лишь мала часть приемов и подходов в рамках здоровьесберегающих технологий используемых мной на занятиях для поддержания положительной мотивации на обучение, которая способствует не только вовлечению в образовательный процесс, но и позволяет стимулировать познавательную активность учащихся;
- игровые технологии – сочетание познавательного содержания с игровой формой деятельности на занятиях является первой ступенью к активации познавательной деятельности на моих занятиях. Учащиеся с удовольствием включаются в учебный процесс, с нетерпением ждут следующего занятия и самостоятельно заранее готовятся к нему;
- система оценивания «Портфолио» – помогает создать условия для активизации познавательной деятельности, через поддержание интереса к процессу обучения и формирование мотива деятельности у учащихся и их родителей.
- проектный метод обучения – все проектные задачи носят творческий характер, дают каждому ребёнку возможность самовыражения и не ограничиваются работой только в рамках занятия, что раскрывает перед учащимися возможности самостоятельно расширить свои знания по теме проекта;
- проблемное обучение – помогает мне создать условия на занятиях, при которых учащиеся учатся самостоятельному поиску информации, самообучению и развивают свое критическое и проблемное мышление, которые являются основными и важными навыками для познавательной деятельности.
- решение изобретательских задач – помогает мне научить детей элементам самостоятельного управления познавательной деятельностью.
Моя главная роль, как педагога, в активизации познавательной деятельности учащихся – наставник, который поддерживает, направляет, стимулирует учащихся в процессе обучения. Я считаю, что именно роль наставника и система развивающей технологии являются ключом к достижению высоких результатов моих воспитанников, ведь самостоятельно добытые и полученные знания более прочные, чем переданные через фронтальный метод обучения. А ученик с высоким уровнем учебной мотивацией и познавательной активности - залог успеха всего образовательного процесса.
7. Аналитическая информация о воспитательных результатах.
Составленные мною учебные программы по представленным творческим объединениям предусматривают большую непрерывную воспитательную работу, которая осуществляется на каждом занятии, вне зависимости от изучаемого материала, общих целей, задач и направлена на формирование социально адаптированной личности.
Учебно-воспитательный процесс всецело направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. При планировании и проведении занятий я ориентируюсь на личностно-ориентированные технологии обучения, а также на системно-деятельностный подход, проектный и исследовательский метод обучения.
В совокупности они помогают мне решать основные воспитательные задачи:
- способствовать развитию ответственности и серьезного отношения к выполнению заданий у детей;
- воспитывать сознательное и уважительное отношение, как к своему труду, так и к труду других людей;
- воспитывать командный дух коллектива, где каждый умеет сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- формировать у учащихся адекватное отношение к командной работе, без стремления к соперничеству
- развивать способностей к самоанализу, самообучению и самостоятельности при решении различных задач.
Эти качества проявляются у детей не только на занятиях, но и при участии в различных мероприятиях: ребята с удовольствием приходят друг другу на помощь; самостоятельны в поисках решений поставленных задач; самоорганизованы в команде/коллективе, где каждый несет ответственность не только за свою работу, но и за результат в целом; нацелены на результат; эмоционально умерено реагируют на неудачи; анализирую процесс и делают выводы.
Самым эффективным воспитательным средством в своей работе я считаю систему поощрений, представленную как в «LEGOклуб», так и в кружке «Вечный огонь» в виде турнирной таблицы с личными успехами и достижениями, накопление которых даёт детям дополнительные возможности в выборе активностей, форм работы и других поощрений. При этом под успехами и достижениями подразумевается не только участие в конкурсах и соревнованиях, но и, например, умение сдержаться в споре или выслушать другого участника команды.
Не востребованным воспитательным ресурсом в моей практике является – исключение из творческого объединения. Я считаю, что это форма наказания излишне строгая. Как крайнюю форму наказания я применяю беседу с родителями, что является достаточно действенным методом.
Основным направлением по улучшению воспитательной работы в своей практике я считаю изучение вопроса по организации учебного процесса в команде в которой больше чем два ребенка, проявляющих лидерские качества, так как подобные ситуации встречаются на моих занятиях все чаще.
8. Методы диагностики, используемые педагогом
| Название методики, автор | С какой целью, где и когда применяется |
| Анкетирование | Входное индивидуальное устное анкетирование – для выявления стартовых возможностей, индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, творческих способностей и ожиданий от посещения творческого объединения на первых занятиях для возможной корректировки тематик занятий - с целью включения в программу интересов детей (первоначальная диагностика). Открытое устное анкетирование групп – для контроля уровня интереса к изучаемой тематике, для выявления предпочтений по форме организации учебного процесса при введении в практику новых методов и приемов, для определения уровня владения саморефлексией у учащихся при работе над выполнением задания - с целью дальнейшей работы по формированию универсальных учебных действий, учета интересов учащихся и проведения в будущем занятий по форме организации и тематике наиболее подходящей данной группе детей (текущая диагностика) . |
| Опрос | Индивидуальный устный опрос-интервью – контроль самостоятельности выполнения работы, готовности к защите выполненного задания и глубины понимания темы при выполнении творческих итоговых работ по теме в группах – с целью корректировки работы над контрольной работой, для дальнейшей работы по устранению пробелов в знаниях (итоговая диагностика). Групповой устный опрос – диагностика и мониторинг эффективности включенных в образовательный процесс методов и приемов. А также для выявления полученные знания; прослеживания логики изложения материала; контроля умения использовать новые знания для описания и объяснения процессов, событий, действий при практических заданий по новой теме с целью установления глубины понимания темы; для мониторинга презентационных навыков, выражения и доказательства своей точки зрения или опровержения неверного мнения. При подготовке к защите проекта с целью корректировки дальнейшей работы по формированию ууд (текущая диагностика) |
| Наблюдение | Активное наблюдение – активное соучастие в деятельности группы при выполнении творческого задания с целью выявления возникающих сложностей, поддержки познавательной деятельности и контроля выполнения правил работы в команде – с целью мониторинга сформированности ууд (текущая диагностика). Повсеместное пассивное наблюдение, проводимое на каждом занятии – определение личных и учебных достижений у учащихся, выявление действительных интересов к формам организации работы у детей, их предпочтения к вариантам работы, определение отношений в группах, выявление внутри детского коллектива микрогрупп и их направленность, а также неформальных лидеров, установления морального и физического состояния обучающихся - с целью дальнейшего применения необходимых мер (текущая диагностика). |
| Взаимопроверка | Взаимопроверка выполненных работ - контроль результатов деятельности учеников и качества усвоенного ими учебного материала при выполнении творческих заданий – с целью устранения пробелов в знаниях (текущая диагностика). Групповое блиц обсуждение творческих работ - диагностика эмоциональных связей в коллективе, взаимных симпатий между членами группы, межличностных и межгрупповых отношений при публичной демонстрации готовых работ - с целью их дальнейшей корректировки и улучшения процесса формирования рабочих групп (текущая диагностика). |
| Индивидуальные беседы | Индивидуальные консультации после проведения защиты готовых итоговых работ с целью мониторинга вовлеченности в учебный процесс, выявления пробелов в знаниях, установления уровня активизации познавательной активности - для их последующей корректировки и проведения необходимых мероприятий по улучшению результатов (итоговая диагностика по разделу/теме). Индивидуальные беседы – с целью диагностики текущей обстановки в коллективе при возникновении спорных, конфликтов для разрешения сложившейся ситуаций (текущая диагностика) |
| Тесты | Тестирование с целью установления уровня знаний и понимания учебного материала при изучении сложных тем для последующей возможной корректировки учебного материала (текущая диагностика). |
| Творческие задания | Творческие задания на решение проблемных задач – мониторинг усвоения материала, установление уровня понимания алгоритма работы над решением проблемных задач и умений использования его на практике, выявление возникающих сложностей при использовании алгоритма - с целью дальнейшей работы по формированию ууд и развитию творческих способностей (текущая диагностика). Творческие задания на установление взаимосвязей с жизненным опытом – диагностика индивидуальных особенностей творческой личности ребенка, анализ творческого мышления и его продуктов, мониторинг умений самоанализа жизненного опыта - с целью выявления необходимости проведения мероприятий для повышения интереса к техническому творчеству и активации познавательной активности, а также включение в образовательный процесс методов по развитию творческого и критического мышления (текущая диагностика). Творческие проекты, как итоговая работа по пройденным темам для определения уровня: усвоения материала, развития творческого, критического мышления, сформированности умений и навыков - с целью проведения аттестации учащихся и анализа эффективности образовательного процесса в целом (итоговая диагностика) |
| Самостоятельные работы | Самостоятельные работы – для оценки творческих способностей учащихся, уровня сформированности ууд, а также мониторинга навыков самостоятельности, самообучения и самоанализа – с целью проведения работ по улучшению образовательного процесса (итоговая диагностика по теме/разделу). |
| Защита творческих проектов | Публичная защита творческих проектов – с целью установления уровня знаний, диагностики коммуникационных умений и навыков, а также навыков работы в команде - с целью проведения аттестации учащихся и возможной дальнейшей корректировки образовательной технологии для улучшения образовательного процесса по формированию ууд (итоговая диагностика). |
9. Удовлетворенность организацией образовательного процесса.
Исходя из индивидуальных бесед с обучающимися и их родителями, я могу сделать вывод о высоком уровне удовлетворенности организацией образовательного процесса с их стороны. Это также выражено, как в стремлении и вовлеченности детей к участию в конкурсных мероприятиях, так и в поддержке их стремлений со стороны родителей. По отзывам родителей: расписание занятий, укомплектованность групп, тематическое наполнение образовательной программы, методическо-педагогическое содержание занятий полностью отвечают их запросам. Особенно ценно для родителей - педагогическая поддержка и наставническое сопровождение при участии в конкурсных мероприятиях.
Отзывы родителей на сайте «Навигатор дополнительного образования детей Калужской области»:
- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «LEGOклуб»: https://navigator.admoblkaluga.ru/additional-education/programs/25189?tab=reviews
- дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вечный огонь»: https://navigator.admoblkaluga.ru/additional-education/programs/24104?tab=reviews
10. Сохранение здоровья воспитанников.
В основе используемой мной модели здоровьесберегающего обучения находится две среды: обучающая и сохраняющая здоровье ребенка. Обе среды несут важную роль в сохранении здоровья моих воспитанников. В обучающую среду входит: развитие интеллектуальных, творческих и эмоциональных способностей ребенка, агитация здорового образа жизни и сохранения здоровья. Она основана на активных, игровых методах и формах обучения, что в итоге повышает уровень успеваемости и эффективности учебного процесса.
В сохраняющую здоровье среду на занятии включено: создание здорового психологического климата, эмоциональная отзывчивость и разрядка, физкультминутки, чередование различных видов учебной деятельности и видов преподавания. Это в совокупности способствует созданию благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии, придающей и вселяющей уверенность в своих силах у детей.
Кроме того, мною соблюдаются все нормы и правила по технике безопасности на занятиях и санитарно-гигиеническое состояние кабинета: регулярное проветривание помещения, контроль достаточного освещения рабочей области, отслеживание времени проведенного детьми за компьютерами, мониторинг исправности оборудования и т.д.
Во время занятия я всегда наблюдаю за моральным и физическим состоянием детей и отслеживаю ситуации, при которых даже один ребенок выглядит незаинтересованным учебным процессом, чтобы своевременно предпринять все возможные методы и приемы для снятия у него утомления, напряжения или стресса. Это помогает мне не только сохранить здоровье обучающихся, но и скорректировать в будущем план занятий.
За время работы творческих объединений несчастных случаев, случаев травматизма во время проведения занятий в объединениях не было, жалобы от родителей не поступали.
11. Профессиональный рост педагога
11.1. Непрерывность повышения квалификации
Непрерывность повышения моей квалификации достигается через модульно-накопительную систему повышения квалификации по составленному мной плану-проекту (траектория педагогического развития 2020 - 2025 гг.) с поэтапным прохождением курсов по изучению важных для меня профессиональных тем для улучшения образовательного процесса всецело. Составленный план регулярно мной редактируется, так как добавляются важные и необходимые темы для устранения возникающих затруднений в текущей работе. Я считаю, что этот план помогает мне правильно расставить приоритеты в изучаемых темах, рассчитать свои силы и время при изучении, а также избежать стрессовых ситуаций и минимизировать риск профессионального выгорания.
Немаловажным моментом моего непрерывного профессионального образования является активное участие во всероссийском педагогическом сообществе «УРОК.РФ». Участие в обсуждениях, дискуссиях и изучение опыта коллег - способствует анализу собственного опыта и стремлению делиться своими разработками.
В решении вопроса постоянного профессионально-личностного совершенствования мною также используется такой инструмент, как участие в профессиональных педагогических конкурсах, в том числе в составе жюри конкурсов профессионального мастерства и детских творческих конкурсов. Я считаю, что само участие в конкурсах – это уже рост над самим собой. А опыт участия в конкурсах в качестве члена жюри помогает мне по другому взглянуть на свое конкурсное участие и исключить типичные ошибки.
11.2. Самообразование
В межаттестационный период я продолжила работать над несколькими основными темами по самообразованию:
- использование конструкторов Лего для проектной деятельности учащихся начальных классов;
- расширение доступности дополнительного образования посредством использования дистанционные технологии и ресурсов ЦОС в образовательном процессе;
- педагогические технологии – выявление, обобщение собственного опыта;
- методы повышения познавательной активности учащихся;
- патриотическое воспитание – практическое воспитание через интерес к медиатворчеству.
Все выбранные мной темы для самообразования направлены на улучшение образовательного процесса и обусловлены необходимостью следовать траектории развития дополнительного образования в России.
Результатом работы над этими темами являются:
- расширение списка инструментов и сервисов, включенных в образовательный процесс технологии дистанционного обучения;
- доработка и успешная презентация собственной педагогической технологии на региональном конкурсе «Я в педагогике нашел свое призвание» в 2024 году;
- включение в образовательный процесс обновленных игровых методов и разработка дидактических материалов для изучения программирования;
- обновление содержания программы «Вечный огонь» в 2024-2025 учебном году.
В ближайшем будущем мною запланировано продолжение работы над следующими темами:
- наставничество в дополнительном образовании;
- информационная грамотность учащихся – разработка и включение в образовательный процесс заданий на повышение информационной грамотности у учащихся;
- проведение занятий по робототехнике без использования оборудования в режиме симуляции для обновления рабочей программы;
- организация групповой работы с детьми, проявляющими лидерские качества;
- цифровые инструменты в дополнительном образовании.
Выбранные мною темы для дальнейшего самообразования обусловлены приоритетными направлениями развития дополнительного образования и возникающими сложными моментами в моей педагогической практике.
Кроме курсов, вебинаров, семинаров, конференций и форумов в самообразовании я использую свой педагогический блог, как площадку для общения и обмена опытом между коллегами из различных видов образовательных организаций и разных регионов.
11.3. Прохождение курсов повышения квалификации (не менее 72 часов)
| Наименование учреждения | Название образовательной программы | Дата прохождения курсов | Номер удостоверения (свидетельства) |
| Федеральное образовательное автономное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет просвещения» | Повышение квалификации «Российские цифровые инструменты и сервисы в деятельности современного педагога дополнительного образования детей» – 36 часов (повышение квалификации март-апрель 2024 г) | 4 марта - 2 апреля 2024 года | |
| АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» | Курс «Профессиональные стандарты в эпоху цифровых технологий» – 16 часов (курс март 2024 г) | 2 марта 2024 года | |
| Компания «Базальт СПО» | Курс «Цифровые навыки педагога при работе в операционной системе «Альт Образование» – 36 часов (курс март 2024 г) | 25 марта 2024 года | |
| ЧУ ДПО «Федеральный институт повышения квалификации» | Курс «Оказание первой помощи пострадавшим» – 16 часов (курс сентябрь 2024 г) | 12 – 13 сентября 2024 год | |
| АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» | Курс «Современные методики работы учителя с неуспевающими учениками в условиях реализации обновленных ФГОС» - 8 часов (курс октябрь 2024 г) | 5 октября 2024 года |
Ссылка на полное портфолио курсов повышения квалификации в период с 2020 года по октябрь 2024 года.
11.4. Участие в работе конференций, семинаров
| Уровень и название конференции, семинара и др. | Форма участия | Тема выступления | Дата |
| XIV Петербургский международный образовательный форум Мероприятия:
| участник обсуждений | - | 25-29 марта 2024 года |
| Семинар «Играй и обучай: использование элементов геймификации на уроках» (семинар 2024 г) | слушатель | 5 марта 2024 года | |
| Семинар «Конструирование и робототехника для детей с ОВЗ. Инженерикум» (семинар 2024 г) | слушатель | 5 марта 2024 года | |
| Семинар «Расширяя границы возможностей. Обзор программных сервисов для создания интерактивного урока» (семинар 2024 г) | участник обсуждения | 4 октября 2024 года | |
Цифровая выставка «Лучшие практики по созданию новых мест дополнительного образования детей» регионального форума «Драйверы успеха» (региональный форум 2024 г) | Публикация статьи | «Опыт применения методов организации учебного процесса, формирующих познавательную деятельность обучающихся на занятиях в творческом объединении «LEGO клуб» и приемов организации взаимодействия с родителями с целью вовлечения их в образовательный процесс» | май 2024 года |
| Цифровая выставка «Лучшие практики по созданию новых мест дополнительного образования детей» регионального форума «Драйверы успеха» (региональный форум 2024 г) | Публикация методической разработки | «Образовательная игра-головоломка «Крестики-нолики» по робототехнике» | май 2024 года |
| Всероссийский молодежный форум «Машук». Трек «Вдохновение» Направление: дополнительное образование (педагогический форум 2024 г) | Представление практики | «Видеопрезентация творческих работ, как универсальное средство развития и воспитания детей, инструмент вовлечения родителей» | 9-16 августа 2024 года |
Ссылка на полное портфолио участия в работе конференций, семинаров, форумов в период с 2020 года по октябрь 2024 года.
11.5. Работа над методической темой
| Год | Наименование темы | Результаты работы |
| 2020 - 2024 | Дистанционное образование: инструменты, технологии и методики | Расширение списка включенных в педагогическую практику инструментов и методов организации дистанционных занятий, в том числе и «Сферум» |
| 2021 -2024 | Педагогическая технология | Обобщение опыта и описание собственной педагогической технологии. Представление педагогической технологии на региональном этапе конкурса «Я в педагогике нашел свое призвание» в рамках конкурсного испытания «Методический семинар» |
| 2022 - 2024 | Деструктивное поведение - способы предотвращения. Профилактика деструктивного общения в детском коллективе | Разработка и публикация в педагогическом сообществе набора буклетов для проведения профилактических бесед с детьми и их родителями для предотвращения случаев буллинга. Разработка и публикация в педагогическом сообществе образовательного буклета для проведения профилактических бесед при организации групповой и командной работы. |
| 2022-2024 | Методы повышения познавательной активности учащихся | Разработка и публикация нескольких методических материалов во всероссийском педагогическом сообществе «УРОК.РФ» |
11.6. Участие в профессиональных конкурсах
Уровень | Наименование | Результат участия | ||
| Участник | Лауреат | Победитель | ||
Всероссийские | II Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший раздаточный материал «Образовательная головоломка», 2024 год | диплом (декабрь 2023 г - февраль 2024 г) | ||
| Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший рабочий лист ко Дню защитника Отечества, 2024 год | диплом (декабрь 2023 г - февраль 2024 г) | |||
| Всероссийский конкурс методического мастерства на лучшую разработку конспекта урока с раздаточным материалом, 2024 год | диплом (март-май 2024 г) | |||
Региональные | Ежегодный региональный конкурс профессионального мастерства среди педагогических работников «Я в педагогике нашел свое призвание» | Благодарственное письмо (февраль - май 2024 г) | ||
| Региональный полуфинал профессионального конкурса «Флагманы образования» – очный этап, 2024 год | приказ (октябрь 2023 г) | |||
Ссылка на полное портфолио участия в педагогических конкурсах в период с 2020 года по октябрь 2024 года.
12. Использование современных образовательных технологий в процессе обучения и в воспитательной работе
| Технология | Использование (да/нет) |
| Развивающее обучение | да |
| Проблемное обучение | да |
| Разноуровневое обучение | да |
| Коллективная система обучения (КСО) | да |
| Технология решения изобретательных задач (ТРИЗ) | да |
| Проектные методы обучения | да |
| «Дебаты» | да |
| Дискуссия | да |
| Диалог | да |
| Модульное и блочно-модульное обучение | да |
| Развитие «критического мышления» | да |
| Здоровьесберегающие технологии | да |
| Система инновационной оценки «Портфолио» | да |
| Технология дистанционного обучения | да |
| Другие (перечислить) | игровая, исследовательская, опытная, информационные |
Дополнительная аналитическая информация (эффективность использования технологий).
Главная цель использования мною элементов данного многообразия педагогических технологий в своей педагогической практике – повысить эффективность образовательного процесса с гарантией достижения запланированных результатов обучения.
В совокупности и сочетании они помогают мне достигать следующих результатов:
увеличение объема знаний, умений и навыков у учащихся через активацию познавательной деятельности;
упрочнение и углубление знаний через поддержание учебной мотивации на достаточно высоком уровне;
увеличивать познавательные потребности учащихся через интересы обучаемых;
воспитывать познавательную самостоятельность и развивать творческие способности через собственный жизненный опыт обучающихся.
При этом, я включаю в образовательный процесс ту или иную технологию, только проведя мониторинг эффективности использования ее для конкретной группы детей. При выборе мною учитываются: индивидуальные особенности детей в группе, их отбор и предпочтения видов деятельности, возрастные этапы развития и уровень подготовленности, жизненный опыт и интересы, психологическое и эмоциональное состояние детей в группе.
Сочетание и соотношение элементов различных технологий в виде подбора методов и форм позволяют мне получать наилучшие для возникающих условий учебно-воспитательные результаты за необходимое учебное время.
13. Обобщение и распространение опыта
13.1.–13.2. Презентация опыта на различных уровнях
| Форма | Уровень | Год, тематика |
13.1. Проведение мастер-классов для педагогов, руководителей | Региональный | 2024, Методический практикум «Цифровые навыки педагога: от ведения социальных сетей до образовательного видеоконтента» (методический практикум апрель 2024 г) |
| 2024, Мастер-класс по направлению «Робототехника»: «Программирование. Изучаем играя». (мастер-класс сентябрь 2024 г) | ||
| Муниципальный | 2023, «Откуда берутся идеи?» Приемы активации творческого мышления и методы генерации идей (в рамках муниципального этапа конкурса «Я в педагогике нашел свое призвание») | |
13.2. Выступления на методических объединениях, конференциях | Всероссийский | 2024, «Видеопрезентация творческих работ, как универсальное средство развития и воспитания детей, инструмент вовлечения родителей» (представление практики на форуме август 2024 г) |
| Региональный | 2023, «Секрет успешного участия в значимых конкурсах раскрыт» – TED Tallks лекция о мотивации на успех и способах выбора темы проекта (лекториум октябрь 2023 г) |
13.3. Наличие научно-педагогических и методических публикаций на разных уровнях
Уровень | Название | Выходные данные | ||
| Место издания, гриф | Название издательства | Год издания | ||
| Всероссийский | Учебно-дидактическая разработка: образовательный буклет «Азбука безопасного общения» | Сайт всероссийского педагогического сообщества | Всероссийское педагогическое сообщество «УРОК.РФ» | Январь 2024 год (сертификат 2024 г) |
| Методическая разработка: образовательная головоломка по программированию LEGO EV3 «Крестики-нолики» | Сайт всероссийского педагогического сообщества | Всероссийское педагогическое сообщество «УРОК.РФ» Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-70917 | Февраль 2024 год (сертификат 2024 г) | |
| Учебно-дидактическая разработка: Интерактивный рабочий лист «23 февраля День защитника Отечества» | Сайт всероссийского педагогического сообщества | Всероссийское педагогическое сообщество «УРОК.РФ» Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-70917 | Февраль 2024 год (сертификат 2024 г) | |
| Буклет «Мастер-класс по созданию электронной книжки-малышки» | Сайт всероссийского педагогического сообщества | Всероссийское педагогическое сообщество «УРОК.РФ» Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-70917 | Март 2024 год (сертификат 2024 г) | |
| Конспект занятия по робототехнике "Спасение Биби" | Сайт всероссийского педагогического сообщества | Всероссийское педагогическое сообщество «УРОК.РФ» Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-70917 | Май 2024 год (сертификат 2024 г) | |
| Мастер-класс: "Методические приемы развития личных качеств учащихся для повышения уровня познавательной активности учащихся." | Сайт всероссийского педагогического сообщества | Всероссийское педагогическое сообщество «УРОК.РФ» Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-70917 | Октябрь 2024 год (сертификат 2024 г) | |
| Статья «Опыт применения методов организации учебного процесса, формирующих познавательную деятельность обучающихся на занятиях в творческом объединении «LEGO клуб» и приемов организации взаимодействия с родителями с целью вовлечения их в образовательный процесс» | Материалы регионального форума «Новые места – новые возможности» | Электронный сборник «Новые места дополнительного образования детей: практики, результаты, перспективы» | Июнь 2023 год (сертификат 2023 г) | |
| Региональный | Методическая разработка «Цифровое представление работ учащихся» | Региональная цифровая выставка в рамках регионального форума «Драйверы успеха» | Региональный модельный центр дополнительного образования детей Калужской области | Май 2024 год (сертификат 2024 г) |
| Методическая разработка «Образовательная игра-головоломка «Крестики-нолики» по робототехнике» | Региональная цифровая выставка в рамках регионального форума «Драйверы успеха» | Региональный модельный центр дополнительного образования детей Калужской области | Май 2024 год (сертификат 2024 г) | |
| Муниципальный | Авторская методическая разработка «Цифровое представление работ учащихся как средство формирования познавательной деятельности учащихся, развития их коммуникативных умений и приём взаимодействия с родителями» | Сайт Отдела образования и молодежной политики администрации МР «Ферзиковский район» Калужской области | Банк методических разработок https://ferz-obr.siteedu.ru/partition/102398/#accordion-42443 | Апрель 2023 год (сертификат 2023 г) |
Ссылка на полное портфолио публикаций в период с 2020 года по октябрь 2024 года.
13.4. Дополнительная аналитическая информация (влияние обобщения и распространения собственного опыта на профессиональный рост и образовательный результат).
Обобщение своего педагогического опыта позволяет мне проанализировать результаты своей работы, выявить успешные/неуспешные средства обучения, увидеть собственные точки роста и своевременно обратить на них внимание. Все это непременно положительно сказывается на весь образовательный процесс.
Достаточно большой накопленный педагогический и методический опыт подтолкнул на создание собственного педагогического блога, который способствует к еще более глубокому самоанализу и обобщению результатов. Блог также является одним из многих инструментов по распространению моего опыта, с одним отличием от других – получением быстрой обратной связи в нем от читателей-педагогов, что в свою очередь способствует к моему непрерывному профессиональному росту. Но ведение личного блога, к сожалению, отнимает много времени, и поэтому я публикую информацию по мере нахождения свободного времени.
Немаловажное влияние на мой профессиональный рост и образовательный результат в целом оказало мое участие в профессиональных конкурсах «Я в педагогике нашел свое призвание», образовательный марафон Всероссийского профессионального конкурса «Флагманы образования» и образовательная программа в рамках Всероссийского молодежного форума «МАШУК». Мною также неоднократно принималось участие в конкурсах сообщества «УРОК.РФ» как в качестве участника, так и в качестве члена жюри. Участие в данных мероприятиях способствовало глубокому анализу и сравнению своего педагогического мастерства с опытом коллег. В результате участия мною был повышен уровень педагогических компетенций и наработаны навыки по работе в команде и публичному представлению собственного опыта. А также, написаны и опубликованы методические и дидактические материалы на сайтах различных уровней.
Я считаю, что ежедневный самоанализ и обобщение, с последующим возможным распространением полученных результатов, являются в общем ключевыми для профессионального роста и получения высоких образовательных результатов в моей практике. В дальнейшем считаю необходимым более плотное взаимодействие с РМЦ с целью своего педагогического развития и распространения собственного педагогического опыта коллегам региона.
14. Взаимодействие с родителями и общественностью (аналитическая информация).
Взаимодействие с родителями мною производится через чаты в мессенджерах на регулярной основе. Организация взаимодействия посредством родительских чатов помогает мне оперативно решать учебно-воспитательные, организационные и наставнические задачи. А проведение родительских собраний нетрадиционными способами и в дистанционном формате - повышает вовлеченность родителей в учебный процесс.
Также, для включения родителей в образовательный процесс мною используются цифровые представления готовых работ через:
- отправку готового цифрового представления для ознакомления родителей с процессом обучения детей в творческом объединении;
- организацию доработки текстовой части презентации для цифрового представления работы с целью вовлечения родителей в образовательный процесс;
- участие детей с цифровым представлением в конкурсах, с последующей отправкой результатов участия родителям для освещения и ознакомления результатов обучения детей в творческом объединении;
- организацию творческих дистанционных цифровых выставок работ учащихся с целью поддержки родителями интереса у детей к обучению в творческом объединении;
- совместное создание с родителями цифрового портфолио учащихся с целью проведения анализа результативности посещения творческого объединения, с возможностью проведения дальнейшей работы по ранней профориентации учащихся.
За межаттестационный период мною была проведена следующая работа с родителями:
- созданы родительские чаты, в которых проводятся родительские собрания и сопровождение учебного процесса;
- проведены индивидуальные и групповые консультации родителей по возникшим в процессе обучения образовательным вопросам (поддержка проектной и исследовательской работы учащихся);
- организовано несколько закрытых тематических цифровых выставок творческих работ учащихся;
- произведено наставническое сопровождение участия семейных команд в конкурсах: Всероссийский конкурс аудио– и видеоподкастов «Расскажи о России: Герои нашего времени», Всероссийский творческий конкурс семейного творчества «Рисуем с детьми вечный огонь», Всероссийский чемпионат по виртуальной робототехнике «Юный Кулибин» и другие;
- организованы совместные мастер-классы родителей и обучающихся.
Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в рамках образовательной программы «Вечный огонь» мною поддерживается связь с общественностью в виде организации и проведения совместных мероприятий с другими организациями, оказания учащимися помощи в организации мероприятий, участия в социально значимых акциях и проектах, освещение результатов деятельности в социальной сети ВКонтакте. В рамках образовательной программы «LEGOклуб» проводятся ежегодные отчетные выступления, с награждение лучших учеников на итоговом мероприятии в МКОУ ДО «ЦДТ» МР «Ферзиковский район» и освещение достижений учащихся в группе образовательной организации.
Высокая результативность моей педагогической деятельности и достижения учащихся, в том числе в рамках совместного участия в различных мероприятиях, не раз были отмечены на страницах районных, областных и других источниках информации и газет. Например:
- 2024 год, личная страница министра образования и науки Калужской области: "Педагоги Калужской области в финале регионального этапа конкурса "Я в педагогике нашёл своё призвание..."
- 2024 год, газета "Ферзиковские вести" №48 от 14 мая 2024 года: "Достойный результат"
- 2023 год, Администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района «Ферзиковский район» п. Ферзиково, Ферзиковский район, Калужская область: «Флагманы образования» - от личного успеха к развитию системы образования»."
- 2023 год, сайт газеты Калужской области «Весть»: "Преподаватель из Ферзикова приняла участие во Всероссийском молодежном форуме"
- Результаты конкурса "Новогоднее путешествие по квантумам", номинация, "Транспорт Деда Мороза", категория 7 - 10 лет
- 2023 год, сайт газеты Калужской области «Весть»: "Юнармейцы из Ферзикова приняли участие в военно-патриотическом фестивале"
- 2023 год, ГБУ ДО КО "Областной центр дополнительного образования детей им.Ю.А.Гагарина": "БЛАГОДАРНОСТИ ПОСТ Вы думали мы закончили говорить о фестивале технического творчества?"
- 2022 год, Юнармейцы отряда “Имени Дважды Героя Советского Союза А.Т.Карпова” принимают участие во Всероссийском конкурсе «Герои нашей страны».
- Юные ферзиковчане научились собирать автомат
- 2022 год, сайт газеты «Калужские Губернские ведомости»: "Ферзиковские таланты получили выпускные аттестаты"
- 2021 год, ГБУ ДО КО "Областной центр дополнительного образования детей им.Ю.А.Гагарина": "VI региональный фестиваль технического творчества «Через творчество к инженерным профессиям» завершен."
Из выше изложенного могу сделать вывод, что тесное сотрудничество с родителями и общественностью помогает мне обеспечивать эффективность учебно-воспитательного процесса, создавать позитивный образ творческих объединений, а также способствует реализации аспектов воспитательной работы.
15. Другие информационные и аналитические данные, свидетельствующие о результативности деятельности педагога.
16. Пояснительная записка
Моя траектория педагогического развития основана как на необходимости повышения квалификации, так и на возникающих в процессе работы сложностей и особых условий. В межаттестационный период я продолжила углубленное изучение цифровых инструментов и сервисов для проведения как дистанционных занятий или сопровождения образовательного процесса, так и проведения интерактивных занятий с использованием цифровых ресурсов. Для этого я прошла курс повышения квалификации «Российские цифровые инструменты и сервисы в деятельности современного педагога дополнительного образования детей», изучила курсы «Профессиональные стандарты в эпоху цифровых технологий», «Цифровые навыки педагога при работе в операционной системе «Альт Образование», посетила мероприятия XIV Петербургского международного образовательного форума, семинар «Расширяя границы возможностей. Обзор программных сервисов для создания интерактивного урока», мастер-классы «Сферум: практическое использование функциональных возможностей цифрового сервиса в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования» и «Цифровая языковая лаборатория: ИИ в помощь учителю» и другие образовательные мероприятия по данной тематике. Детально изучив и проведя экспериментирование по включению в образовательный процесс дистанционных технологий и цифровых ресурсов, мной был выведен успешный алгоритм работы и подобранны наиболее функциональные ресурсы, которые мной используются в образовательном процессе по сегодняшний день, что позволяет мне проводить более вовлекающие и развивающие занятия.
Для успешного участия в региональных этапах конкурсов «Я в педагогике нашел свое призвание» и «Флагманы образования» мною были самостоятельно изучены методы и формы в методической литературе, проанализирован опыт коллег из различных регионов через личное общение в педагогическом сообществе и социальной сети, посещен методический вебинар «Педагог дополнительного образования: профессия или призвание?», а также освоена программа на образовательном марафоне конкурсного флагманского проекта платформы «Россия страна возможностей» «Флагманы образования». Участие в данных конкурсах помогло мне найти свои точки для развития и составить план на ближайшее время по дополнительному развитию профессиональных навыков и компетенций.
Параллельно решению вопроса по обновлению организации дистанционного обучения и использованию цифровых ресурсов в своей работе, мною велась работа по анализу ранее введенной в образовательный процесс своей развивающей системы: в образовательную технологию были включены элементы исследовательской, опытной, КСО, проблемной технологии; разработано и введено использование цифрового представления работ учащихся, как средство по повышению познавательной активности; введена система инновационной оценки «Портфолио». Анализ показал, что данная система не в полной мере охватывает вопрос по работе с неуспешностью учащихся и необходимо добавить в нее методы, позволяющие решить данный вопрос. Для решения этой задачи я посетила методический вебинар «Дополнительное образование детей как инструмент профилактики и преодоления школьной неуспешности», семинар «Конструирование и робототехника для детей с ОВЗ. Инженерикум» и изучила курс «Современные методики работы учителя с неуспевающими учениками в условиях реализации обновленных ФГОС» и на данный момент провожу экспериментальную адаптацию предложенных в курсе методов для включения их в свою работу для достижения максимально возможных положительных результатов.
Для качественного обновления содержания образовательных программ с включением в образовательный процесс удачного сочетания методов проектной и игровой технологий, с ориентиром на приоритетные направления развития дополнительного образования, мною были посещены: вебинар «Проектная деятельность школьников. Технологии организации командной работы в классе», семинар «Играй и обучай: использование элементов геймификации на уроках», а также методические вебинары «Сохранение исторической памяти и патриотическое воспитание в практиках дополнительного образования детей» и «Деятельность системы дополнительного образования по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. Приоритетные задачи на 2024-2025 учебный год». Я считаю, что на данный момент, благодаря углубленному изучению данного вопроса также и в рамках образовательной программы всероссийского молодежного форума «Машук», мне удалось качественно решить поставленную перед собой задачу: обновить содержание рабочих программ, подобрать и сочетать методики и учебный материал.
В ближайшем будущем планирую: продолжить свой профессиональный рост, провести несколько мастер-классов для педагогов, а также опубликовать методические разработки.
Я считаю, что представленные мной материалы полностью раскрывают мой педагогический опыт, полученный в межаттестационный период и являются свидетельствами моего профессионализма, отражая мое стремление к профессиональному росту, улучшению образовательного процесса, умению увидеть собственные точки для роста и выстроить траекторию развития по ним, стремление следовать направлению развития дополнительного образования.
17. Результаты педагогической деятельности
Основной целью моей педагогической деятельности является создание организационных и педагогических условий для всестороннего развития творческой личности и профессионального самоопределения у детей через занятия в творческих объединениях, воспитание творчески мыслящих, самостоятельных и адаптированных к современной жизни детей. Данная цель достигается мной через решение задач программ, для решения которых мною разработана целостная система педагогической деятельности, которая включает в себя:
- образовательная деятельность: создание (модернизация, корректировка, разработка авторского компонента) и реализация программ, разработка комплекса учебно-дидактического обеспечения программ, в том числе раздаточных материалов, рабочих листов, презентаций и цифровых учебных материалов;
- организационная деятельность: организация урочно-внеурочной деятельности, направленная на повышение вовлеченности учащихся в активную познавательную и проектно-исследовательскую деятельность;
- просветительская учебная деятельность: приобщение учащихся к общечеловеческой, национальной, социальной и цифровой культуре; к здоровому образу жизни; патриотическому воспитанию;
- диагностическая деятельность: осуществление регулярного анализа и оценивания воспитательно-образовательного процесса и результативности обучения учащихся, выявление недостатков/достоинств и своевременное внесение коррективов;
- познавательно-исследовательская деятельность: освоение инновационных технологий, современных научных и просветительских теорий в области обучения и воспитания, разработка на их основе собственных подходов и способов организации воспитательно-образовательного процесса;
- социально-коммуникативная деятельность: обобщение, распространение и обсуждение своего опыта как в рамках образовательной организации, так и за ее пределами (в том числе в виде публикаций в различных источниках), транслирование на широкую аудиторию в педагогическом сообществе и блоге с дальнейшим обсуждением; обмен опытом с коллегами из других регионов.
В рамках проводимой мною опытно-поисковой деятельности считаю, что показателями результативности качественно организованного обучения являются хорошие значения промежуточной и итоговой аттестации, регулярное участие детей в различных конкурсных мероприятиях с отличными результатами, а также повышение интереса у детей к техническому творчеству, патриотическим мероприятиям и стремление к самообучению.
График 1. Результаты промежуточной и итоговой аттестации по образовательным программам «Робототехника» и «LEGOклуб»

Анализируя графики данных по результативности проведенной промежуточной и итоговой аттестации по образовательной программе «Робототехника» в 2020/2021 году и в 2021/2022 году можно отметить снижение уровня показателей высокого уровня знаний. Это обусловлено введением в образовательный процесс новых критерий оценивания учебных итоговых проектов. В критерии оценивания были включены такие показатели как: сбор и анализ информации по исследуемой проблеме, формулировка технического задания, обоснование выбора материалов, электронных компонентов, технологий проектирования и изготовления, а также критерии оценки презентации проекта – использование знаний образовательной программы и вне её, понимание сути задаваемых вопросов и аргументированность ответов. Данные критерии заранее были представлены учащимся и значительно повлияли на итоговую аттестацию в плане повышения уровня познавательной активности, качества знаний у учащихся и ответственности подготовки к итоговой аттестации, несмотря на снижение общей итоговой цифры. В целом, посредством включения новых критерий оценивания, сформированной педагогической технологии и включением цифровых представлений готовых работ, мне удалось не только повысить уровень познавательной деятельности, но и выявить места дальнейшей корректировки образовательной технологии для улучшения образовательного процесса по формированию ууд.
В следующем 2022/2023 учебном году критерии оценки учебных проектов также подверглись изменению и были добавлены критерии оценивания командной работы над проектом, как востребованный навык для успешной учебы и старта карьеры. Новые критерии оценивания, образовательный процесс, основанный на проектно-исследовательской технологии и система оценивания «Портфолио» повлияли на формирование ууд всецело и уже в конце учебного половина обучающихся детей смогла защитить свой итоговый учебный проект на высоком уровне. Поэтому я считаю, что разработанные критерии оценки учебных проектов не только помогают оценить проекты, но и положительно влияют на результативность образовательного процесса.
Высоких результатов аттестации в 2023/2024 году удалось достичь благодаря введенной системе наставничества «ученик-ученик» при организации командной и групповой работы, а также включению в образовательный процесс обновленных игровых методов с разработкой комплекса дидактических материалов.
График 2. Результаты промежуточной и итоговой аттестации по образовательной программе «Вечный огонь»

На графике данных результатов проведенной промежуточной и итоговой аттестации по образовательной программе «Вечный огонь» в 2021/2022 году и в 2022/2023 году можно увидеть рост высокого уровня знаний учащихся при итоговой аттестации. Это показывает, что к концу учебного года учащиеся достигают необходимого уровня знаний и умений, их навыки наработаны хорошо. При этом, использование в образовательном процессе разработанной развивающей системы с включением методов, направленных на повышение познавательной деятельности, благотворно повлияло не только на высокие результаты итоговой аттестации, но и на весь воспитательный процесс в целом: воспитанники стали более серьезно относится к своему труду и труду окружающих, у них сформировались гражданско-патриотические взгляды и нравственные качества личности, коллектив стал более сплоченным и активным к участию в акциях и мероприятиях.
Итоговая аттестация в 2023/2024 году имеет большой процент высокого уровня. Это указывает на успешно организованный образовательный процесс и высокую заинтересованность учащихся в изучении программы. Данных результатов удалось достичь благодаря гибкому графику индивидуальных консультаций по наработке навыков, точечному и обобщенному разбору полученных результатов. В новом учебном году считаю необходимым обновить критерии оценивания и контрольные задания с учетом уже наработанных учащимися навыков, разработать и внедрить более усложненные, творческие и практикоориентированные варианты заданий, чтобы учащиеся смогли найти для себя новые точки для роста, поставить более высокие цели и продолжали совершенствоваться в данной области.
Также, одним из главных показателей успешной работы творческих объединений «LEGOклуб» и «Вечный огонь» является результативность участия учащихся в конкурсных мероприятиях в рамках реализации образовательных программ.
График 4. Участие учащихся в конкурсах и состязаниях различного уровня и их результативность по образовательным программам «Робототехника» и «LEGOклуб»

Таблица 17.1. Сведения об участии обучающихся в конкурсах, соревнованиях по образовательным программам «Робототехника» и «LEGOклуб»
График 5. Участие учащихся в конкурсах и состязаниях различного уровня и их результативность по образовательной программе «Вечный огонь»

Таблица 17.2 Сведения об участии обучающихся в конкурсах, соревнованиях по образовательной программе «Вечный огонь»
Я считаю, что дети, которые обучаются по моим программам, имеют высокую подготовку, развитую в достаточной степени познавательную активность, у них постепенно вырабатывается стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и самообучению, что способствует стремлению участия в конкурсах, выставках и соревнованиях различного уровня, что в итоге повышает качественное исполнение основных задач образовательной организации.
На основании результатов участия обучающихся в мероприятиях в обоих творческих объединениях можно сделать вывод об эффективности проведения образовательного и воспитательного процесса, так как хорошо прослеживается динамика, как по количеству, так и по качеству участия в конкурсных мероприятий различного уровня.
В творческом объединении «Робототехника» в 2021/2022 году есть снижение по количеству участия во всероссийских мероприятиях по сравнению с 2020/2021 годом, но при этом качество участия выше. Также, выросло количество побед при участии в международных мероприятиях. В 2022/2023 учебном году при количестве детей в два раза меньше, чем в предыдущем, увеличилось как количество участников конкурсных мероприятий всероссийского уровня, так и их результативность. Этому, в особенной степени, поспособствовала не только разработанная мной педагогическая технология, но и высокий интерес детей к техническому творчеству, их высокоразвитые способности и поддержка со стороны родителей. В 2023/2024 учебном году динамика участия в конкурсных мероприятиях сохраняется.
В творческом объединении «Вечный огонь» есть динамика в количестве участия в различных мероприятиях разного уровня. В 2023/2024 учебном году увеличилось не только количество участия в конкурсных мероприятиях, но и качество участия. Обучающиеся более активно начали проявлять себя в участии в связи с включение в педагогическую практику наставнической деятельности, с сопровождением участия от идеи до результата и проведением консультаций по участию с родителями.
Еще одним показателем результативности моей педагогической деятельности является регулярное развитие своего профессионального мастерства через различные формы, такие как курсы, практико-ориентированные семинары, форумы, конференции, профессиональные конкурсы, участие в конкурсах в качестве жюри, публикация собственных наработок. Свою траекторию педагогической деятельности я строю на основе составленного мною проект-плана, который мной регулируется и редактируется в зависимости от педагогических потребностей и дефицитов: траектория педагогического развития 2020 - 2025 гг. Как я уже говорила ранее, участие в подобного рода мероприятиях помогает мне вносить коррективы в свою педагогическую деятельность и применять на практике современные и актуальные методы, подходы и знания.
В целом, свою педагогическую деятельность считаю успешной: у детей повышается интерес к непосредственно образовательной деятельности и техническому творчеству в частности, развивается внимание, память, воображение, умственные способности; происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности. Созданы условия для положительного психоэмоционального состояния детей, что благотворно сказывается на здоровье каждого ребёнка. А использование широкого спектра педагогических технологий дает мне возможность продуктивно использовать учебное время, добиваться высоких результатов обучения учащихся, избранные формы и методы работы оптимально раскрывают творческие способности детей и дают им возможность раскрыть себя в творческой деятельности.
18. Научно-методическая деятельность
В период с осени 2020 года по осень 2024 года мною было разработаны и реализованы по составленному мною же календарно-тематическому планированию, программы дополнительного общеобразовательного общеразвивающего образования технической направленности для детей от 8 до 17 лет:
- Робототехника, 2020-2021 год: модифицированная, на 1 год обучения (72 часа), реализованная в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» регионального проекта «Новые места в дополнительном образовании».
- Робототехника, 2021-2022 год: модифицированная, на 1 год обучения (72 часа), реализованная в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» регионального проекта «Новые места в дополнительном образовании».
- LEGOклуб, 2022-2023 год: модифицированная и дополненная авторским компонентом, на 1 год обучения (144 часа).
- LEGOклуб, 2023-2024 год: модифицированная и дополненная авторским компонентом, на 1 год обучения (144 часа).
- LEGOклуб, 2023-2024 год: модифицированная и дополненная авторским компонентом, на 1 год обучения (144 часа).
- Проектная деятельность в робототехнике, 2022 год: авторская, краткосрочная (2 месяца – 16 часов), реализованная в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» регионального проекта «Новые места в дополнительном образовании».
- Вечный огонь, 2021-2022 год: модифицированная, на 1 год обучения (72 часа), реализованная в рамках работы юнармейского отряда «Имени Дважды Героя Советского Союза А.Т. Карпова» детско-юношеского военно-патриотического движения «Юнармия».
- Вечный огонь, 2022-2026 год: разноуровневая, модульная, модифицированная и дополненная в 2023 и 2024 году, рассчитанная на 4 года (576 часов ), реализуемая в рамках работы юнармейского отряда «Имени Дважды Героя Советского Союза А.Т. Карпова» детско-юношеского военно-патриотического движения «Юнармия».
Актуальность разработанных мною программ обусловлена своей практической значимостью, возможностью применять полученные навыки и практический опыт в различных учебных дисциплинах и жизненных ситуациях, а также своим профориентационным характером. Но главное – развитием познавательной активности и универсальных учебных действий, пространственного и критического мышления через включение в проектную и исследовательскую деятельность.
Для реализации разработанных программ мною была подобранна литература, которая помогает лучшим образом организовать занятия, имеет большой объем практических и теоретических материалов для создания вариативности занятий и разнообразия подачи материала в зависимости от способностей и предрасположенностей детей. К тому же, содержание подобранной учебной литературы составлено системно, поэтапно и на доступном уровне, предоставляет исторические сведения и тем самым, посредством литературы, осуществляется еще и воспитательное воздействие на обучающихся. Например, книга «Большая книга LEGO MINDSTORMS EV3» Лоренса Валка для творческого объединения «LEGOклуб» является полным руководством для начинающих и содержит информацию, знакомящую с понятиями «робот», «робототехника», «законы робототехники», «алгоритм», «программа управления роботом», обучает принципам работы и графического программирования робота Lego EV3 образовательного конструктора LEGO MINDSTORMS Education EV3, демонстрирует проекты, а также включает словарь терминов и информацию для организации занятий. В подобранной к рабочей программе «LEGOклуб» литературе есть описания актуальных научных и технических задач и проблем, требующих поиска решений, что позволяет учащимся почувствовать себя исследователями, инженерами-конструкторами и изобретателями технических механизмов и устройств, что в свою очередь способствует развитию ууд, помогает выстроить межпредметные связи и обеспечивать вовлечение учащихся в научно-техническое творчество. В подобранной к рабочей программе «Вечный огонь» литературе рассказывается о тенденциях, подходах, технологиях, особенностях и принципах работы журналистов в как в цифровом мультимедийном формате, так и в классическом. Подобранная литература позволяет раскрыть прошлое, настоящее и будущее журналистики, рассмотреть разные фрагменты современного мира цифровых технологий и мультимедийной среды. Например, «Мультимедийная журналистика» под общей редакцией А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой не совсем традиционный учебник, в котором предполагается классическая структура материала, а скорее, проводник и помощник мира мультимедийной журналистики. Благодаря информации, содержащейся в книге, мной на занятии широко раскрываются темы социокультурных и исторических факторах становления мультимедийной журналистики, понятия цифровой среды и принципах работы мультимедийной редакции. Все подобранные книги соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта, дополняют традиционные материалы, а также используются мной для организации проектно-исследовательской деятельности.
В своей педагогической практике я использую широкий спектр педагогических технологий, сочетание и чередование которых помогает мне организовать учебный процесс направленный на поддержание положительной мотивации на обучение, стимулирование познавательной активности учащихся, создание возможностей для самовыражения и самореализации детей, развитие ууд, предметных и метапредметных компетенций и т.д.. Подбор методов и средств обучения осуществляется мной в зависимости от общих характеристик группы и способностей каждого в отдельности. Я в общем считаю, что нельзя обучать детей, даже в рамках одной программы, по одному и тому же сценарию. По моим наблюдениям, такой подход дает очень низкий результат. Поэтому, подготовка к занятию мной производится на основе диагностики и анализа предыдущего занятия и непосредственно перед новой встречей. Диагностика образовательных результатов при этом проводится на каждом занятии, посредством одного или нескольких средств: устного анкетирования и опроса, проведения бесед и наблюдения, организации взаимопроверок и защиты творческих работ, а также через тестирование, творческие задания и самостоятельные работы. При этом, основой диагностического исследования являются разработанные мной критерии оценивания творческих проектов, как основной показатель усвоения знаний в рамках моих образовательных программ. Выбор средств диагностики зависит от целей и задач, на которые направлено занятие.
Кроме подобранной к рабочей программе литературы, для расширения области знаний учащихся и развития познавательной активности учащихся, к занятиям подбираю материалы из таких источников как http://научим.рф/, https://наука.рф/about/, https://детям.наука.рф/, https://dosros.ru/, https://достижения.рф/, https://урокцифры.рф/ и т.д. При необходимости, для более качественного усвоения учебного материала и проверки уровня знаний, мной разрабатываются раздаточные материалы, такие как рабочие листы, дидактические игры, дополнительные информационные материалы и т.д., в том числе и в электронном варианте на различных интернет-ресурсах с выводом, как через проектор, так и интерактивную доску (примеры: Проверь себя. Сопоставь детали с названиями, Доработай программу робота-тачки). При организации дистанционных занятий мной используются инструменты мессенджера «Сферум» в учебных группах в формате проведения: урок-консультация, урок-исследование, урок-квест и так далее. В данный момент я прохожу курс "Использование современного учебного оборудования в ЦО естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»" от ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» для включения в образовательный процесс лабораторно-исследовательских методов.
Наработанный опыт на регулярной основе представляется мной на различных площадках: участие в педагогических конкурсах, семинарах, обсуждение в педагогических сообществах и объединениях, а так же в личном общении с педагогами с различных регионов. Кроме того, я стараюсь регулярно принимать участие в оценивании учебно-методических материалов других педагогов, а также детских конкурсов.
Это помогает мне не только обобщить опыт, но и само совершенствоваться, находя для себя интересные практики и изучая опыт коллег, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе. В этом вопросе я руководствуюсь принципом «одна голова – хорошо, а две – лучше».
19. Внеурочная деятельность по предмету
В рамках внеурочной деятельности по реализуемым программам мной на регулярной основе проводится сопровождение учащихся в различных конкурсах и проектах.
А также, в рамках внеурочной деятельности по программе «Вечный огонь» ведется работа по ведению официальной группы юнармейского отряда в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/public212115753.
Кроме того, мной организуются, проводятся и сопровождаются мероприятия по патриотическому воспитанию и работе юнармейского отряда такие как:
серия мастер-классов, проведенных юнармейцами для учащихся МОУ «Ферзиковская СОШ», МКОУ ДО «ЦДТ» МР «Ферзиковский район» и родителей;
патриотические акции «Вахта Памяти», «Георгиевская ленточка», «Настоящий Герой», «Блокадный хлеб», «Бессмертная эскадрилья» и др.;
благотворительные акции «Корзина добра» (сбор новогодних подарков для детей новых регионов России), «Сухой душ» (для СВО), «Тепло от калужан» (изготовление окопных свечей) и т.д.;
участие в мероприятиях межрегионального военно-патриотического фестиваля «Дорога памяти»
и т.д.
Показателем успешно организованной и проведенной внеурочной деятельности можно считать тот факт, что в 2024 году шесть юнармейцев отряда «Имени дважды Героя Советского Союза А.Т. Карпова» были награждены Всероссийским детско-юношеским военно-патриотическим общественным движением «ЮНАРМИЯ» знаком «Юнармейская доблесть» третьей степени и двое знаком «Юнармейская доблесть» второй степени.
Лариса Анатольевна
Евгения Николаевна Касьянова
Константинова О.Ю.
Евгения Николаевна Касьянова
Ковалева Галина Валентиновна
Евгения Николаевна Касьянова
Юлия Васильевна Воробьева
Евгения Николаевна Касьянова