Конспект занятия по робототехнике "Спасение Биби"

22
8
Материал опубликован 3 May в группе

Конспект занятия по робототехнике "Спасение Биби"

к дополнительной общеобразовательной программе «LEGOклуб». 
Программа предусматривает изучение учащимися основ современной робототехники. 

Название занятия"Спасение Биби"
Тема занятияСоставление программ для «Кегельринг»
Возраст учащихся7-12 лет
Время занятия45 минут
Тип занятияурок повторения и закрепления: урок-консультация
Форма работыфронтальная, групповая
Требуемые знания
  • знание конструктивных особенностей модели робота;
  • владение навыками исследовательской деятельности - нахождение пути решения поставленных задач;
  • знание основ программирования: наименование и настройки программных блоков.
Цель занятия
  • продолжить знакомство учащихся с алгоритмом составления программ для «Кегельринг»;
  • устранить недопонимание причинно-следственных связей между алгоритмом программы и действиями модели робота.
Задачи

Образовательные:

  • наглядно познакомить учащихся с работой датчиков конструктора Lego Mindstorms ev3 и невидимыми процессами программы;
  • расширить знания об блоках программирования;
  • способствовать пониманию последовательности алгоритма программы;
  • выработать умение осознанного составления алгоритма программы.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, последовательность, усидчивость и самостоятельность;
  • воспитывать культуру поведения при совместной работе;
  • воспитывать доброжелательность, духовно-нравственные способности и умения прийти на помощь друг другу.

Развивающие:

  • способствовать развитию памяти и внимания;
  • способствовать развитию логического, пространственно-образного и аналитического мышления;
  • способствовать развитию интереса к техническому творчеству.

Планируемые метапредметные результаты (УУД)

Личностные:
- формирование познавательной мотивации к учебной деятельности;
- формирование навыков умения работать в команде;
- формирование интереса к техническому творчеству.
Познавательные:
- формирование умения систематизировать свои знания;
- формирование умения искать и анализировать информацию представленную в различных видах и источниках;
- формирование умения выделять главное (сущность, принципы и особенности объектов или действий).
Регулятивные:
- формирование умения постановки целей и задач;
– формирование умения работать по плану и алгоритму;
– формирование умения согласовывать свои действия с действиями других при выполнении коллективной или командной работы;
- формирование способности к самооценке и самоанализу.
Коммуникативные:
формирование умений сотрудничать в решении проблемы (задачи);
- формирование умения вести диалог, правильно и понятно излагать свои мысли;
- формирование умения слушать и слышать мнение других.
Планируемые предметные результаты
  • выработка умений осознанного и самостоятельного применения на практике знаний по теме;
  • укрепление знаний и понимания алгоритма составления программ для «Кегельринг»
Основные понятия темы

«Кегельринг», алгоритм программы, палитра блоков программирования, блоки программирования, режимы работы датчиков, принципы работы блоков программирования, причинно-действенные связи.

Организация образовательного пространства:

Оборудование: Конструктор «Lego»,  компьютеры, учебная доска.
Ресурсы: раздаточный материал, программа для программирования, поле для "Кегельринг", кубики

ЭтапВремя

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Методический компонент        

Планируемые
результаты

Формируемые
УУД

формаметодысредства

Организационный
Цель: Создание условий для возникновения потребности включения в учебную деятельность

1 мин.

Приветствует учащихся;
определяет внешнюю готовность учеников к работе; эмоционально настраивает на работу
В группах проверяют друг друга, все ли готово к занятию

ГрупповаяСловестныеВзаимопроверкаВключение в учебную деятельность

Л.  - принятие роли ученика, соблюдение определенных правил поведения

Мотивационный
Цель: Создание и активизация мотивов учебной и познавательной деятельности через любопытство

2 мин.

Создает эмоциональный настрой.

Вступают в диалог с учителем

Фронтальная

Словесные,
наглядные

коробка с космическим оформлением, содержащая послание

Заинтересованность обучающихся в приобретении и расширении знаний

Л. Эмоцианально  переживать и выражать свои эмоции
К. слушать и понимать речь других, уметь вступать в диалог
П: воспринимать и анализировать информацию 
Целеполагание 
Цель: Создание проблемной ситуации и плана действий

4 мин.

Подводит к формулированию  проблемы и темы занятия, нацеливает на результат

Формулируют проблему,
называют тему занятия,
ставят перед собой цели, чтобы получить результат
Индивидуальная, фронтальный опрос

Словесные, проблемно-диалогические

Учебная доска, письмо Биби, раздаточный материал

Определение проблемной ситуации и составление плана действий по её решению.

Р. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Организационный момент
Цель: организация групповой работы
2 мин.Организует групповую работуПодготавливаются к групповой работиеФронтальнаяСловестные


Актуализация знаний
Цель: подготовка к получению новых знаний 

4 мин.

Подводит к обобщению ранее изученного материала. Стимулирует самостоятельный поиск решений пооблемной ситуации.Анализируют ранее изученный материал, обобщают, выявляют пробелы в знаниях доя решения проблемной ситуации Групповая, индивидуальная

Наглядные, словестные

Дидактический материал

Поиск решения проблемной ситуации и определение дальнейших действий

П: Анализировать и обобщать материал,
Р: Составлять алгоритм действий 

Консультационный
Цель: помощь в поиске решений возникнувших сложностей и устранение пробелов в знаниях
4 мин.Проводит консультационное объяснение по непонятным моментамРаботают в группах с раздаточным материалом, анализируя его и подбирая материал для решения возникнувших сложностей, консультируются с учителемГрупповая, индивидуальная

Наглядные, словестныеДидактический материал

Устранение пробелов в знаниях, прочное усвоение алгоритма программы "Кегельринг"

К. – умение работать в группе, выполнять различные роли,
- слушать других,
Р. – осуществлять самостоятельный поиск решения,
П: учиться работать  по предложенному плану.

Исполнительский
Цель: решение роблемного задания.

13 мин.

Помогает в организации самостоятельной работы в группах, контролирует и направляет выполнение работыСамостоятельно распределяют в группе между собой задачи, выполняют 1, 2 и 3 пункт плана по спасению БибиГрупповаяПоисковые, практическиеДидактический материалПрочное закрепление и усвоение учебного материала, выполнение заданияК. – умение работать в группе, выполнять различные роли,
- слушать других,
Р. – осуществлять самостоятельный поиск решения,
П: учиться работать  по предложенному плану.
Контрольный
Цель: Создание контроля по результатам деятельности 
8 мин.

Организовывает процесс испытания программного кода. Побуждает к высказыванию своего мнения, оценивает результатыВыступление каждой группы с презентацией полученных результатов Групповая

Словесные наглядныеМакеты роботов, 
демонстрация работы робота

Презентация своих работ 

К.- слушать и понимать речь других, формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения 
П.-  преобразовывать информацию из одной формы в другую
Рефлексивный
Цель: Создание условий для самооценки результатов деятельности
4 мин.

Корректирует результаты деятельности

Оценивают свою деятельность по алгоритму самооценки

Групповая, индивидуальная.

Словесные, аналитические

Алгоритм самооценки

Соотносить достигнутый результат с планируемым.

К. – оценивать жизненные ситуации.

Завершение занятия
Цель: поддержание порядка в наборах.
3 мин.Организует уборку рабочих местПроводят уборку рабочих местИндивидуальная, групповая


Л.  - соблюдение определенных правил поведения

Конспект занятия

Этап занятияДействия учителя Действия учащихся 

1

1 мин.


13:30-13:31

Организационный
Цель: Создание условий для возникновения потребности включения в учебную деятельность
Приветствует учащихся; определяет внешнюю и эмоциональную готовность учеников к работе; помогает настроиться на работу
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада приветствовать Вас на занятии. Как ваше настроение? Поднимите левую руку – если хорошее, правую – если плохое, а если уставшее – закройте лицо руками и сделайте глубокий вздох и выдох. Ну что, готовы потрудиться? (если нет – повторить упражнение или предложить дополнительное дыхательное упражнение)
- Отлично!
В группах проверяют друг друга, все ли готовы к уроку. Анализируют свое настроение и настраиваются на учебную деятельность.

2

2 мин.

13:31-13:33

Мотивационный
Цель: Создание и активизация мотивов учебной и познавательной деятельности через любопытство
Создает эмоциональный настрой.
- А я к вам на урок пришла снова не с пустыми руками. Вот, посмотрите. Сегодня утром нам принесли посылку. И судя по внешнему виду коробки, это что-то внеземное и космическое. Как вы думаете, что там внутри?
- Что ж, а давайте откроем и проверим, кто из вас был прав. 

Вступают в диалог с учителем

Предлагают свои варианты

Предположительные ответы:
– метеорит, звезда, лунный камень и т.д

3

4 мин.


13:33-13:37

Целеполагание 
Цель: Осознание проблемной задачи и составление плана действий
Подводит к формулированию темы и целей занятия, нацеливает на результат
Открывает коробку и достает 1 элемент посылки – письмо Биби и зачитывает его. (приложение 1 - письмо Биби)
- Друзья, кажется никто не угадал. А вы знаете кто такой Биби? Интересно, почему он написал вам? (при необходимости использовать подводящие вопросы)
- Ох, какая же неприятная ситуация приключилась с Биби. И что же теперь делать?
- Хорошо. Значит чем мы сегодня на занятии будем занимать и как назовем тему? (при необходимости использовать подводящие вопросы)
- Отлично! Так и запишем на доске. Что ж, значит нам нужен план спасения, правда? 
Далее все ответы записывает на доску
- С чего начнем?
При необходимости, направляет мозговой штурм в правильное русло, используя цитирование письма Биби:
- Давайте еще раз прочитаем в чём Биби просит у нас помощи.
Прекрасный план. А теперь, давайте подумаем, что нам понадобится для работы по плану? Для 1 пункта? А для второго? Для решения 3 пункта что надо? Где взять эти данные? 
Если никто из учеников не предложил заглянуть в посылку:
- Так, так... Биби написал, что отправил нам свои наработки. Посмотрим в посылку...
Достает из посылки 2, 3 и 4 элемент посылки (приложение 2 - фото планетохода; приложение 3 - письмо Пина; приложение 4 - план расположения метеоритов).
- Точно. Тут лежит еще несколько вложений и они подписаны. Это для восстановления планетохода, а это для программного кода. И план расположения метеоритов даже имеется. Отлично. Здесь лежит несколько копий, а значит, можно приступать к реализации плана по спасению Биби.

Формулируют и называют тему занятия, ставят перед собой цели, чтобы получить результат


Предполагаемые ответы: 
- Да. Это робот из мультфильма «Смешарики», сын пингвина Пина. Наверно потому, что мы изучаем робототехнику и возможно можем ему помочь.
Приходят к выводу, что Биби надо помочь:
надо помочь Биби
будем помогать Биби выбраться из плена метеоритов. Название темы – спасение Биби

- да!
Совместно составляют план помощи посредством проведения мозгового штурма. 
Предлагают свои варианты плана действия. 
Предполагаемый план:

  1. восстановить планетоход;
  2. восстановить программу планетохода;
  3. провести испытания;
  4. отправить ответ Биби.

После общего обсуждения, приходят к выводу, что для помощи нужно знать как выглядит планетоход, как он передвигается и общий план расположения метеоритов вокруг планетохода. Предполагают, что эту информацию им должен был прислать Биби.

4
2 мин
13:37-13:39
Организационный момент
Цель: организация групповой работы
Направляет деятельность учащихся, организовывает групповую работу и раздачу дидактического материала
Но для начала, давайте разобъёмся на команды по три человека и подготовим всё необходимое для реализации плана. Я вам раздам материалы, которые прислал Биби и рабочий лист - подпишите, пожалуйста, названия команд (приложение 7 - рабочий лист 1 сторона). Возьмите с полки ваши учебные роботы и наборы.
Разбиваются на группы, подготавливают конструкторы и учебные роботы-трехминутки, разбирают копии материалов

5

4 мин. 


13:39-13:43

Актуализация знаний
Цель: изучение и анализ проблемной задачи, выявление дефицитов знаний, поиск решения

Подводит к обобщению ранее изученного материала. Стимулирует самостоятельный поиск решений проблемной задачи.



- Отлично, всё для работы по спасению Биби готово и теперь мы можем приступить к работе. Итак, давайте изучим присланный нам материал. Что у нас есть для восстановления планетохода?
Задает подводящие вопросы: на что похож? каких элементов не хватает? каким способом крепить? для чего нужны эти элементы? все ли нам на данном этапе известно? какие навыки нам могут пригодится при восстановлении планетохода?










- Хорошо. Что Биби прислал для восстановления программного кода планетохода?








- Друзья, какие знания и умения нам нужны, чтобы восстановить программный код?

- Вам что-нибудь напоминает схема расположения метеоритов? Как это может нам помочь?

- Представили как должен двигаться планетоход, чтобы выбраться из плена? Все ли пункты письма Пина вам понятны?

Анализируют полученный материал, обобщают имеющиеся знания, выявляют пробелы в знаниях для решения проблемной задачи и ищут пути их устранения.
Примерные ответы учащихся:
- для восстановления планетохода Биби прислал записку и фотографию, как выглядит планетоход (приложение 2 - фото планетохода). 

Зачитывают в группах записку и изучают фотографию планетохода. Вступают в диалог с учителем, приходят к выводу, что не хватает датчика цвета и ультразвукового датчика. Предполагают, что с помощью ультразвукового датчика объезжает препятствия, а для того чтобы понять зачем планетоходу датчик цвета нужно знать, что еще делает планетоход. Осознают, что для восстановления им понадобятся навыки конструирования и понимание, как работают датчики.


Зачитывают записку Биби, рассматривают схему расположения планетохода между метеоритами (приложение 4 - план расположения метеоритов), раскладывают части кода (приложение 5 - части программного кода) и изучают письмо Пина (приложение 3 - письмо Пина).


- знать как работает датчик, как составить программу, как настроить блоки программирования.
- да. Похоже на поле с кеглями, как на прошлом занятии. Мы можем взять за основу программу, которую изучили на прошлом уроке.
Кратко описывают движения робота своими словами. Выделяют для себя непонятные моменты и осознают пробелы в знаниях.

6
4 мин

13:43-13:47

Консультационный
Цель: помощь в поиске решений возникнувших сложностей и устранение пробелов в знаниях
Проводит консультационное объяснение по непонятным моментам, раздает дополнительные учебные материалы для самостоятельного использования
- Посмотрите пожалуйста на материалы, которые я вам раздала (приложение 6 - памятка к теме "Кегельринг"). В верхней части вы найдете алгоритм по созданию программы. Далее, программный код, который вы составили на прошлом занятии и описание алгоритма действий робота к нему. Попробуйте проанализировать данный материал и составить свою программу по предложенному алгоритму и письму Пина. Части кода предлагаю наклеить в боковой части листа с сообщением Пина. 

Работают в группах с раздаточным материалом, анализируя его и подбирая материал для решения возникнувших сложностей, консультируются с учителем по правильности подобранного материала. При помощи учителя восстанавливают программный код.
Анализируют составленную ранее программу, изучают справочные материалы и, работая по предложенному алгоритму, наклеивают части кода на письмо Пина.

7

13 мин.


13:47-14:00

Исполнительский
Цель: решение проблемного задания.

Помогает в организации работы в группах, контролирует и направляет выполнение работы
- Хорошо. Я вижу вы в общем уже готовы приступить к выполнению плана по спасению. Тогда, пожалуйста, распределите задачи из плана между собой и начинайте реализовывать свои идеи. При распределении задач прошу учесть, что в конце занятия, при испытании полученных результатов, конструировал – рассказать, о оборудовании для сдвига метеорита, кто программировал – комментировать действия робота озвучивая программный блок, выполняемый роботом, тот кто составлял ответ Биби – зачитает нам ответное письмо. Договорились? В конце занятия Обсуждение проводим в командах и, напоминаю, шепотом. Для подготовки ответа Биби воспользуйтесь его письмом и по порядку ответьте на его просьбы. 
Самостоятельно распределяют в группе между собой задачи, выполняют 1, 2 и 3 пункт плана по спасению Биби
Восстанавливают планетоход по фотографии, создают программу к нему на компьютере по наработанным ранее материалам и загружают ее в робота.

8

8 мин.

14:00-14:08

Контрольный
Цель: Создание контроля по результатам деятельности

Организовывает процесс испытания программного кода. Побуждает к высказыванию своего мнения, оценивает результаты, отмечает степень вовлеченности каждого ученика в деятельность
- Ну что ж, теперь давайте посмотрим, как работает составленная вами программа и сможет ли она помочь Биби вырваться из метеоритного плена. Предлагаю вам перейти к полю для испытания программы.
- Для начала, давайте выставим кубики, как на схеме расположения метеоритов.
- Отлично! Сейчас каждая команда поочередно проведет испытание. Прошу каждого члена команды в процессе презентовать полученные результаты: тот, кто конструировал – рассказать, о оборудовании для сдвига метеорита, кто программировал – комментировать действия робота озвучивая программный блок, выполняемый роботом, тот кто составлял ответ Биби – зачитает нам ответное письмо. Договорились? Так, а теперь поочередно демонстрируем программу и поясняем свою программу.

Выступление каждой группы с демонстрацией и  презентацией полученных результатов

9

4 мин.

14:08-14:12

Рефлексивный
Цель: Создание условий для самооценки результатов деятельности

Корректирует результаты деятельности

- А теперь, давайте сделаем выводы по нашему занятию. Напишите ответы к вопросам на обратной стороне рабочего листа (приложение 8 - рабочий лист 2 сторона). Поэмы писать не нужно. Кратко и честно.

Оценивают свою деятельность по алгоритму самооценки

10

3 мин.

14:12-14:15

Завершение занятия
Цель: поддержание порядка в образовательных наборах.

Организовывает уборку рабочих мест

- На этом мы заканчиваем наше занятие. Осталось только прибраться. Пожалуйста, разбирите свои работы. Напоминаю, у каждой детали есть свой домик. Соблюдайте пожалуйста чистоту в наборах.

Убирают за собой рабочие места

Приложение 1. Письмо Биби

y1714674668.png
Приложение 2. Фото планетохода
l1714675275.png
Приложение 3. Письмо Пина
t1714675361.png
Приложение 4. План расположения метеоритов
z1714675442.png
Приложение 5. Части программного кода

(нарезать по пунктирным линиям)

v1714676265.png
Приложение 6. Памятка к теме "Кегельринг"
y1714678475.png
Приложение 7. Рабочий лист 1 сторона
f1714679029.png
Приложение 8. Рабочий лист 2 сторона
h1714679457.png

Список использованных ресурсов:

  1. Картинки из мультфильма "Смешарики";
  2. Программная среда на графическом языке программирования LEGO MINDSTORMS Education EV3;
  3. Компьютерная программа Adobe Illustrator (самостоятельная разработка дизайна и отрисовка элементов)
  4. Пособие "Соревновательная робототехника: приемы программирования в среде EV3"
Комментарии

Превосходная разработка!

3 May

Спасибо большое за высокую оценку. Дети были в полном восторге от данного занятия

3 May

Какое интересное занятие! Вашим детям очень повезло.

3 May

Спасибо большое за отзыв. Очень приятно.

3 May

Благодарю за качественную помощь коллегам!

3 May

Спасибо за внимание к моей работе. Всегда рада помогать коллегам

4 May

Евгения Николаевна, поздравляю с победой в конкурсе!

21 May

Спасибо большое за поздравление

21 May