Конспект занятия по робототехнике "Спасение Биби"
Конспект занятия по робототехнике "Спасение Биби"
к дополнительной общеобразовательной программе «LEGOклуб».
Программа предусматривает изучение учащимися основ современной робототехники.
Название занятия | "Спасение Биби" |
Тема занятия | Составление программ для «Кегельринг» |
Возраст учащихся | 7-12 лет |
Время занятия | 45 минут |
Тип занятия | урок повторения и закрепления: урок-консультация |
Форма работы | фронтальная, групповая |
Требуемые знания |
|
Цель занятия |
|
Задачи | Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
|
Планируемые метапредметные результаты (УУД) | Личностные: - формирование познавательной мотивации к учебной деятельности; - формирование навыков умения работать в команде; - формирование интереса к техническому творчеству. Познавательные: - формирование умения систематизировать свои знания; - формирование умения искать и анализировать информацию представленную в различных видах и источниках; - формирование умения выделять главное (сущность, принципы и особенности объектов или действий). Регулятивные: - формирование умения постановки целей и задач; – формирование умения работать по плану и алгоритму; – формирование умения согласовывать свои действия с действиями других при выполнении коллективной или командной работы; - формирование способности к самооценке и самоанализу. Коммуникативные: формирование умений сотрудничать в решении проблемы (задачи); - формирование умения вести диалог, правильно и понятно излагать свои мысли; - формирование умения слушать и слышать мнение других. |
Планируемые предметные результаты |
|
Основные понятия темы | «Кегельринг», алгоритм программы, палитра блоков программирования, блоки программирования, режимы работы датчиков, принципы работы блоков программирования, причинно-действенные связи. |
Организация образовательного пространства:
Оборудование: Конструктор «Lego», компьютеры, учебная доска.
Ресурсы: раздаточный материал, программа для программирования, поле для "Кегельринг", кубики
Этап | Время | Деятельность | Деятельность | Методический компонент | Планируемые | Формируемые | ||
форма | методы | средства | ||||||
Организационный | 1 мин. | Приветствует учащихся; определяет внешнюю готовность учеников к работе; эмоционально настраивает на работу | В группах проверяют друг друга, все ли готово к занятию | Групповая | Словестные | Взаимопроверка | Включение в учебную деятельность | Л. - принятие роли ученика, соблюдение определенных правил поведения |
Мотивационный Цель: Создание и активизация мотивов учебной и познавательной деятельности через любопытство | 2 мин. | Создает эмоциональный настрой. | Вступают в диалог с учителем | Фронтальная | Словесные, наглядные | коробка с космическим оформлением, содержащая послание | Заинтересованность обучающихся в приобретении и расширении знаний | Л. Эмоцианально переживать и выражать свои эмоции К. слушать и понимать речь других, уметь вступать в диалог П: воспринимать и анализировать информацию |
Целеполагание Цель: Создание проблемной ситуации и плана действий | 4 мин. | Подводит к формулированию проблемы и темы занятия, нацеливает на результат | Формулируют проблему, называют тему занятия, ставят перед собой цели, чтобы получить результат | Индивидуальная, фронтальный опрос | Словесные, проблемно-диалогические | Учебная доска, письмо Биби, раздаточный материал | Определение проблемной ситуации и составление плана действий по её решению. | Р. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. |
Организационный момент Цель: организация групповой работы | 2 мин. | Организует групповую работу | Подготавливаются к групповой работие | Фронтальная | Словестные | |||
Актуализация знаний Цель: подготовка к получению новых знаний | 4 мин. | Подводит к обобщению ранее изученного материала. Стимулирует самостоятельный поиск решений пооблемной ситуации. | Анализируют ранее изученный материал, обобщают, выявляют пробелы в знаниях доя решения проблемной ситуации | Групповая, индивидуальная | Наглядные, словестные | Дидактический материал | Поиск решения проблемной ситуации и определение дальнейших действий | П: Анализировать и обобщать материал, Р: Составлять алгоритм действий |
Консультационный Цель: помощь в поиске решений возникнувших сложностей и устранение пробелов в знаниях | 4 мин. | Проводит консультационное объяснение по непонятным моментам | Работают в группах с раздаточным материалом, анализируя его и подбирая материал для решения возникнувших сложностей, консультируются с учителем | Групповая, индивидуальная | Наглядные, словестные | Дидактический материал | Устранение пробелов в знаниях, прочное усвоение алгоритма программы "Кегельринг" | К. – умение работать в группе, выполнять различные роли, |
Исполнительский Цель: решение роблемного задания. | 13 мин. | Помогает в организации самостоятельной работы в группах, контролирует и направляет выполнение работы | Самостоятельно распределяют в группе между собой задачи, выполняют 1, 2 и 3 пункт плана по спасению Биби | Групповая | Поисковые, практические | Дидактический материал | Прочное закрепление и усвоение учебного материала, выполнение задания | К. – умение работать в группе, выполнять различные роли, - слушать других, Р. – осуществлять самостоятельный поиск решения, П: учиться работать по предложенному плану. |
Контрольный Цель: Создание контроля по результатам деятельности | 8 мин. | Организовывает процесс испытания программного кода. Побуждает к высказыванию своего мнения, оценивает результаты | Выступление каждой группы с презентацией полученных результатов | Групповая | Словесные наглядные | Макеты роботов, демонстрация работы робота | Презентация своих работ | К.- слушать и понимать речь других, формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения П.- преобразовывать информацию из одной формы в другую |
Рефлексивный Цель: Создание условий для самооценки результатов деятельности | 4 мин. | Корректирует результаты деятельности | Оценивают свою деятельность по алгоритму самооценки | Групповая, индивидуальная. | Словесные, аналитические | Алгоритм самооценки | Соотносить достигнутый результат с планируемым. | К. – оценивать жизненные ситуации. |
Завершение занятия Цель: поддержание порядка в наборах. | 3 мин. | Организует уборку рабочих мест | Проводят уборку рабочих мест | Индивидуальная, групповая | Л. - соблюдение определенных правил поведения |
Конспект занятия
№ | Этап занятия | Действия учителя | Действия учащихся |
1 1 мин.
| Организационный Цель: Создание условий для возникновения потребности включения в учебную деятельность | Приветствует учащихся; определяет внешнюю и эмоциональную готовность учеников к работе; помогает настроиться на работу - Здравствуйте, ребята. Я очень рада приветствовать Вас на занятии. Как ваше настроение? Поднимите левую руку – если хорошее, правую – если плохое, а если уставшее – закройте лицо руками и сделайте глубокий вздох и выдох. Ну что, готовы потрудиться? (если нет – повторить упражнение или предложить дополнительное дыхательное упражнение) - Отлично! | В группах проверяют друг друга, все ли готовы к уроку. Анализируют свое настроение и настраиваются на учебную деятельность. |
2 2 мин. 13:31-13:33 | Мотивационный Цель: Создание и активизация мотивов учебной и познавательной деятельности через любопытство | Создает эмоциональный настрой. - А я к вам на урок пришла снова не с пустыми руками. Вот, посмотрите. Сегодня утром нам принесли посылку. И судя по внешнему виду коробки, это что-то внеземное и космическое. Как вы думаете, что там внутри? - Что ж, а давайте откроем и проверим, кто из вас был прав. | Вступают в диалог с учителем Предлагают свои варианты Предположительные ответы: |
3 4 мин.
| Целеполагание Цель: Осознание проблемной задачи и составление плана действий | Подводит к формулированию темы и целей занятия, нацеливает на результат Открывает коробку и достает 1 элемент посылки – письмо Биби и зачитывает его. (приложение 1 - письмо Биби) - Друзья, кажется никто не угадал. А вы знаете кто такой Биби? Интересно, почему он написал вам? (при необходимости использовать подводящие вопросы) - Ох, какая же неприятная ситуация приключилась с Биби. И что же теперь делать? - Хорошо. Значит чем мы сегодня на занятии будем занимать и как назовем тему? (при необходимости использовать подводящие вопросы) - Отлично! Так и запишем на доске. Что ж, значит нам нужен план спасения, правда? Далее все ответы записывает на доску - С чего начнем? При необходимости, направляет мозговой штурм в правильное русло, используя цитирование письма Биби: - Давайте еще раз прочитаем в чём Биби просит у нас помощи. Прекрасный план. А теперь, давайте подумаем, что нам понадобится для работы по плану? Для 1 пункта? А для второго? Для решения 3 пункта что надо? Где взять эти данные? Если никто из учеников не предложил заглянуть в посылку: - Так, так... Биби написал, что отправил нам свои наработки. Посмотрим в посылку... Достает из посылки 2, 3 и 4 элемент посылки (приложение 2 - фото планетохода; приложение 3 - письмо Пина; приложение 4 - план расположения метеоритов). - Точно. Тут лежит еще несколько вложений и они подписаны. Это для восстановления планетохода, а это для программного кода. И план расположения метеоритов даже имеется. Отлично. Здесь лежит несколько копий, а значит, можно приступать к реализации плана по спасению Биби. | Формулируют и называют тему занятия, ставят перед собой цели, чтобы получить результат
- да!
После общего обсуждения, приходят к выводу, что для помощи нужно знать как выглядит планетоход, как он передвигается и общий план расположения метеоритов вокруг планетохода. Предполагают, что эту информацию им должен был прислать Биби. |
4 2 мин 13:37-13:39 | Организационный момент Цель: организация групповой работы | Направляет деятельность учащихся, организовывает групповую работу и раздачу дидактического материала Но для начала, давайте разобъёмся на команды по три человека и подготовим всё необходимое для реализации плана. Я вам раздам материалы, которые прислал Биби и рабочий лист - подпишите, пожалуйста, названия команд (приложение 7 - рабочий лист 1 сторона). Возьмите с полки ваши учебные роботы и наборы. | Разбиваются на группы, подготавливают конструкторы и учебные роботы-трехминутки, разбирают копии материалов |
5 4 мин.
| Актуализация знаний Цель: изучение и анализ проблемной задачи, выявление дефицитов знаний, поиск решения | Подводит к обобщению ранее изученного материала. Стимулирует самостоятельный поиск решений проблемной задачи. - Отлично, всё для работы по спасению Биби готово и теперь мы можем приступить к работе. Итак, давайте изучим присланный нам материал. Что у нас есть для восстановления планетохода? - Хорошо. Что Биби прислал для восстановления программного кода планетохода? - Друзья, какие знания и умения нам нужны, чтобы восстановить программный код? - Вам что-нибудь напоминает схема расположения метеоритов? Как это может нам помочь? - Представили как должен двигаться планетоход, чтобы выбраться из плена? Все ли пункты письма Пина вам понятны? | Анализируют полученный материал, обобщают имеющиеся знания, выявляют пробелы в знаниях для решения проблемной задачи и ищут пути их устранения. Зачитывают в группах записку и изучают фотографию планетохода. Вступают в диалог с учителем, приходят к выводу, что не хватает датчика цвета и ультразвукового датчика. Предполагают, что с помощью ультразвукового датчика объезжает препятствия, а для того чтобы понять зачем планетоходу датчик цвета нужно знать, что еще делает планетоход. Осознают, что для восстановления им понадобятся навыки конструирования и понимание, как работают датчики.
|
6 13:43-13:47 | Консультационный Цель: помощь в поиске решений возникнувших сложностей и устранение пробелов в знаниях | Проводит консультационное объяснение по непонятным моментам, раздает дополнительные учебные материалы для самостоятельного использования - Посмотрите пожалуйста на материалы, которые я вам раздала (приложение 6 - памятка к теме "Кегельринг"). В верхней части вы найдете алгоритм по созданию программы. Далее, программный код, который вы составили на прошлом занятии и описание алгоритма действий робота к нему. Попробуйте проанализировать данный материал и составить свою программу по предложенному алгоритму и письму Пина. Части кода предлагаю наклеить в боковой части листа с сообщением Пина. | Работают в группах с раздаточным материалом, анализируя его и подбирая материал для решения возникнувших сложностей, консультируются с учителем по правильности подобранного материала. При помощи учителя восстанавливают программный код. |
7 13 мин.
| Исполнительский Цель: решение проблемного задания. | Помогает в организации работы в группах, контролирует и направляет выполнение работы - Хорошо. Я вижу вы в общем уже готовы приступить к выполнению плана по спасению. Тогда, пожалуйста, распределите задачи из плана между собой и начинайте реализовывать свои идеи. При распределении задач прошу учесть, что в конце занятия, при испытании полученных результатов, конструировал – рассказать, о оборудовании для сдвига метеорита, кто программировал – комментировать действия робота озвучивая программный блок, выполняемый роботом, тот кто составлял ответ Биби – зачитает нам ответное письмо. Договорились? В конце занятия Обсуждение проводим в командах и, напоминаю, шепотом. Для подготовки ответа Биби воспользуйтесь его письмом и по порядку ответьте на его просьбы. | Самостоятельно распределяют в группе между собой задачи, выполняют 1, 2 и 3 пункт плана по спасению Биби Восстанавливают планетоход по фотографии, создают программу к нему на компьютере по наработанным ранее материалам и загружают ее в робота. |
8 8 мин. 14:00-14:08 | Контрольный Цель: Создание контроля по результатам деятельности | Организовывает процесс испытания программного кода. Побуждает к высказыванию своего мнения, оценивает результаты, отмечает степень вовлеченности каждого ученика в деятельность | Выступление каждой группы с демонстрацией и презентацией полученных результатов |
9 4 мин. 14:08-14:12 | Рефлексивный Цель: Создание условий для самооценки результатов деятельности | Корректирует результаты деятельности - А теперь, давайте сделаем выводы по нашему занятию. Напишите ответы к вопросам на обратной стороне рабочего листа (приложение 8 - рабочий лист 2 сторона). Поэмы писать не нужно. Кратко и честно. | Оценивают свою деятельность по алгоритму самооценки |
10 3 мин. 14:12-14:15 | Завершение занятия Цель: поддержание порядка в образовательных наборах. | Организовывает уборку рабочих мест - На этом мы заканчиваем наше занятие. Осталось только прибраться. Пожалуйста, разбирите свои работы. Напоминаю, у каждой детали есть свой домик. Соблюдайте пожалуйста чистоту в наборах. | Убирают за собой рабочие места |
Приложение 1. Письмо Биби
Приложение 2. Фото планетоходаПриложение 3. Письмо ПинаПриложение 4. План расположения метеоритовПриложение 5. Части программного кода(нарезать по пунктирным линиям)
Приложение 6. Памятка к теме "Кегельринг"Приложение 7. Рабочий лист 1 сторонаПриложение 8. Рабочий лист 2 сторонаСписок использованных ресурсов:
- Картинки из мультфильма "Смешарики";
- Программная среда на графическом языке программирования LEGO MINDSTORMS Education EV3;
- Компьютерная программа Adobe Illustrator (самостоятельная разработка дизайна и отрисовка элементов)
- Пособие "Соревновательная робототехника: приемы программирования в среде EV3"
Симанова Екатерина Александровна
Евгения Николаевна Касьянова
Евгения Николаевна Шарапова
Евгения Николаевна Касьянова
Горбачёва Марина Юрьевна
Евгения Николаевна Касьянова
Кузнецова Виктория Владимировна
Евгения Николаевна Касьянова