Урок по окружающему миру в 3 классе на тему «Полезные ископаемые»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока
1. Тема урока: Полезные ископаемые.
2. Предмет: окружающий мир (ПНШ)
3. Класс: 3
4. Автор: Кузнецова Г.В.
5. Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель урока: полезные ископаемые
Задачи урока:
1. Дать понятие о полезных ископаемых, о месторождении;
2.Познакомить со свойствами песка, глины, угля, нефти.
3. Формировать общеучебныеумения: ставить и решать учебную задачу, сравнивать, обобщать результаты наблюдения, давать оценку своей работы; умение работать с учебником, с таблицей;
4.Формировать умение работать коллективно и в парах, развивать коммуникативные навыки.
Ход урока.
I. Организационный момент урока.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле (слайд1-2).
-Отгадайте загадки:
1.Он очень прочен и упруг,
Строителям -надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (Гранит)
2.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
3.На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
4. Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
5.Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк)
6. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф).
7.Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь).
Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов и на слайдах № 3-4.
-Как назвать все эти отгадки?
- Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
На доске и в тетрадях тема: «Полезные ископаемые» (слайд 5).
- Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы? (Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)
- Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?)
III. Работа по теме урока.
-В мире существует много полезных ископаемых. Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?
-Попробуйте сформулировать понятие полезные ископаемые.( слайд 6)
- Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств. – Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:
ГЕ + , КОЛОС ,+ Г (слайд 7)
- Что изучают геологи? (Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их)
- Как человек использует полезные ископаемые? (слайд 8).
- А сейчас мы с вами узнаем о некоторых полезных ископаемых. Внимание на экран. https://www.youtube.com/watch?v=zbzDrph6HLs
-Да, ребята, человек активно использует полезные ископаемые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ископаемых.
ФИЗМИНУТКА.
Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).
IV. Практическая работа
- Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать?
1.Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
( песок)
2. Если встретить на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу (глина) (слайд 9)
Работать будете в паре. Заполняете таблицу и бланки исследований. Сегодня мы заполним только первые два элемента нашей таблицы- песок и глина.(слайд 10)
1) Рассмотрите песок и глину через лупу
Определите состояние (твердое, жидкое, газообразное)
Определите цвет.
Прозрачные или непрозрачные.
2) Понюхайте песок и глину.
Итак, мы установили, что песок и глина состоят из отдельных частиц, но форма, размеры, расстояние между частицами у них различны
3) Высыпьте песок и глину из стакана на лист бумаги. (сыпучий или вязкий).
Песок пересыпается легко, струйкой, а глина струйку не образует. Значит: песок сыпучий.
4)Помоем сапожки: от чего легче отмыть обувь – от песка или глины?
5)Создание «песчаных картин». На фанерку насыпается тонким слоем песок, тонким слоем распределив его по всей поверхности. Пальцем прорисовывается изображение. Можно ли изготовить для выставки такую картину? Почему?
6) Возьмите 2 стакана и поместите в них воронки. В воронки поместите фильтр из кусочков ваты. На фильтр одной воронки положите влажный песок, а на фильтр второй размельчённую смоченную глину. Отмерьте одинаковое количество воды и налейте одновременно в обе воронки. Понаблюдайте, что произойдёт.
Раньше появляются капли воды из той воронки, в которой лежит песок. Значит: песок хорошо пропускает воду. У глины слабая водопроницаемость.
- Объясните, почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых скапливается много воды?
Как пригодилось свойство песка пропускать воду? В строительстве дорог.
7) Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Подождите, пусть немного подсохнет. Что лучше сохраняет форму: песок или глина?
-В блюдце с водой положите небольшой кусок глины: вода вскоре исчезла с блюдца. Понемногу подливаем воду, глину разминаем до тех пор, пока она не станет мягкой и вязкой (тестообразной). Из такой глины легко можно лепить.
Глина легко скатывается в шарик. Он прочный, эластичный. Из песка шарик сделать не удалось. песок не обладает вязкостью, крупные округлые частицы его плохо прилипают друг к другу Он легко рассыпается. Значит: глина обладает хорошей вязкостью., мелкие плоские частицы ее легко и прочно прилипают друг к другу.
Ниф-Ниф построил дом из песка, а Наф-Наф построил дом из глины. Какой дом более прочный?
Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем подумать как люди используют песок и глину.
- Как вы думаете, это свойство глины не пропускать воду, пластичность где пригодилось человеку?
Способность глины не пропускать воду - важное свойство, благодаря ему, глину стали использовать для приготовления посуды.
-А знаете ли вы, что непрозрачный песок становится прозрачным стеклом?
https://www.youtube.com/watch?v=lqsaxHlPE64 или https://www.youtube.com/watch?v=nXWYBf7x-Tc
- Ребята, а как вы думаете, какие полезные ископаемые есть у нас в Саратовской области?
Основными полезными ископаемыми области являются нефть и газ, которые нередко встречаются в едином месторождении. Впервые было открыто месторождение газа на территории области в 1906г. в 40 км к северу от рабочего посёлка Дергачи, когда бурили артезианский колодец.
Особенно активно начались поиски нефти и газа в 1932 году.
Признаки нефти находили во многих местах области.
В 1941 году началось бурение в окрестностях деревни Елшанка около Саратова. В 1942 году из скважины стал выделяться природный газ, и в конце октября ударил мощный газовый фонтан в виде голубоватого столба высотой 40 метров. Началось строительство первого в стране газопровода Елшанка-Саратов. С 1943г. саратовским газом пользуется столица нашей страны – Москва. (слайды 11-16)
V. Рефлексия
- Какие задачи ставили в начале урока?
- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
-Что помогло нам в работе?
- Какие открытия для себя сделали?
VI. Домашнее задание
- Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.
- Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Саратовской области.
- Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.
Презентация к уроку "Полезные ископаемые"
PPTX / 2.14 Мб
Использованные источники
1. Учебник «Окружающий мир» для3 класса часть 2; ПНШ;О.Н. Федотова и др.
2. https://www.youtube.com/watch?v=lqsaxHlPE64 3.https://www.youtube.com/watch?v=nXWYBf7x-Tc