Урок по окружающему миру в 3 классе «Полезные ископаемые»
Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 3класс
Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Проблема: что такое полезные ископаемые?
Задачи: познакомить с разнообразием полезных ископаемых.
Предметные результаты
Научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатст в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам.
Универсально учебные действия (УУД)
Регулятивные:
Действовать по плану, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения
Познавательные:
понимать учебную задачу и стремиться её выполнить
Коммуникативные:
учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные результаты
Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Основные понятия и определения
Месторождения, геолог
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем о разнообразии полезных ископаемых, их значении, способах добычи. Научимся различать важнейшие полезные ископаемые.
Вспомни урок «Заглянем в кладовые Земли» во 2 классе. С какими горными породами и минералами мы познакомились? Как люди используют богатства земных кладовых?
Изучение нового материала
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые — это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. Большинство из них твёрдые. Нефть — жидкое полезное ископаемое, природный газ — газообразное.
ДЛЯ ЧЕГО ДОБЫВАЮТ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
Добывая полезные ископаемые, люди преследуют разные цели. Можно ли обходиться без строительных материалов, например кирпичей, бетона? Нет, конечно. Но для изготовления кирпича и бетона людям приходится добывать в природе песок, глину, известняк.
Может ли экономика обойтись без угля, природного газа, бензина? Не может, это различные виды топлива. Уголь и газ добывают в природе. А бензин получают из нефти, которую нам тоже даёт природа.
Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра... А станки на заводе, самолёты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы... Всё это из металлов! А металлы получены из руд, добытых в природе.
Автозаправочная станция
КАК ДОБЫВАЮТ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями
Изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения геологи. Нередко они по многу месяцев проводят вдали от дома: в тайге, в горах или в пустыне. У геологов сейчас есть сложная аппаратура, вертолёты и вездеходы, радиосвязь и фотографии Земли, сделанные из космоса.
Полезные ископаемые добывают по-разному: одни — в открытых котлованах — карьерах, другие — в шахтах. А для того чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ, люди строят буровые установки и бурят скважины. Нефть и газ добывают как на суше, так и в
море
Шахта
Карьер
Нефтедобывающая платформа в мор
Осмысление и понимание полученных знаний
Практическая работа
1.Рассмотрите образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определите его название. При необходимости воспользуйтесь атласом-определителем.
Железная руда. Каменный уголь. Известняк. Гранит. Глина. Нефть.
2.Установите и запишите в рабочей тетради свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
3.Подумайте, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение?
Вывод
Хозяйственная деятельность людей невозможна без полезных ископаемых. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы. Полезные ископаемые — огромное, бесценное богатство Земли.
Самостоятельное применение знаний
Проверь себя
1.Расскажи о разнообразии полезных ископаемых
2.Для чего люди добывают полезные ископаемые? На чём основано их применение?
3.Какие способы добычи полезных ископаемых тебе известны?
Задания для домашней работы
1.Запиши в словарик: месторождение, геолог
2.В краеведческом музее узнайте, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности.
3.С помощью атласа-определителя подготовь сообщение о каком-нибудь полезном ископаемом (по своему выбору).
Полезные ископаемые:
Горючие полезные ископаемые
Как добываются некоторые полезные ископаемые летом
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые на территории России
В поисках полезных ископаемых
Источники информации:
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
Кадырова Ольга Игоревна
Панагушина Елена Аркадьевна
Алина Яковлевна Корогод