Урок по окружающему миру «Полезные ископаемые. Песок, глина, гранит, известняк» (3 класс)
Тема: Полезные ископаемые. Песок, глина, гранит, известняк.
Класс: 3
Учитель: Кирюхина Валентина Ивановна
Школа: МКОО Большекандалинская СШ
Учебник: «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.
Цель: Сформировать у учащихся представление о характерных особенностях полезных ископаемых: глины, песка, гранита, известняка.
Задачи урока:
1.Предметные:
- формировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение»;
- формировать представления учащихся о составе и свойствах глины, песка, гранита, известняка
2.МетапредметныеУУД:
а) Познавательные УУД:
- формировать умение работать с коллекционным материалом, проводить опыты;
- формировать умение сравнивать , анализировать, обобщать, делать выводы, представлять информацию в виде таблицы.
б) Регулятивные УУД:
- формировать умение концентрировать внимание;
- формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять опыты.
в) Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в группе, в паре;
- формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности товарища;
- формировать умение высказывать своё мнение и доказывать свою точку зрения.
3.Личностные:
- формировать положительную мотивацию к обучению;
- развивать познавательную активность и речь детей;
- формировать чувство уважения к товарищу.
Оборудование:
Образцы полезных ископаемых: глины, песка, гранита, известняка. Для опытов воронки, лупы, молоток. Учебники, тетради, карточки с заданиями, загадки. Карта Ульяновской области. Презентация о полезных ископаемых. Компьютер, экран, монитор.
Этап урока |
Ход урока |
1 этап. Организационный момент. Психологический настрой. Цель: включе ние в учебную деятельность на личностнозначимом уровне. |
1.Фронтальная работа. Диалог. Привлечение внимания. Моральная поддержка. - Посмотрите, ребята, друг на друга, на гостей, улыбнитесь. Садитесь. Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня всё получится. Что подарили друг другу? Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. - А эпиграфом к сегодняшнему уроку я предлагаю слова замечательного русского писателя, педагога К.Д. Ушинского «Познание нового есть шаг вперёд» - Как вы понимаете эти слова? - Значит, какой же урок у нас будет? (Урок открытия нового знания) - Да, урок изучения нового материала. Урок не простой, а исследование. А вот что же будем исследовать, вы и постараетесь определить. Но сначала внимательно послушайте и посмотрите. |
2 этап. Мотивация и целепо лагание. Организа ция работы по изуче нию ново го мате риала. Цель: формулировка темы, пос тановка цели дея тельности;разработка совместного плана действий. |
1. Фронтальная работа. Подводящий диалог. - Посмотрите на слова, прочитайте (гранит, песок, кирпич, глина, известняк, стекло). Как выдумаете, можно ли эти вещества объединить в одну группу? Почему? Как можно назвать эти вещества? (горные породы) - А что такое горные породы? - А какие ещё горные породы знаете? Сформулируйте тему сегодняшнего урока (на доске – тема урока, учебная задача, контрольный вопрос). - Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? - Давайте постараемся сформулировать основные вопросы к уроку? (На доску: Что такое полезные ископаемые? Какие бывают полезные ископаемые? Каковы свойства полезных ископаемых?) - Для работы по изучению нового материала как мы должны работать? Памятка: друг друга не перебивать; выслушать мнение товарища; обсудить проблему; принять решение. |
3 этап. Изучение нового материала. Цель: подкрепление и усиление возник шей моти вации; со общение информации о предмете знания. |
1. Фронтальная работа. Коммуникативное воздействие с опорой на визуальную фиксацию. - Постараемся ответить на первый вопрос урока: что такое «полезные ископаемые»? Где мы можем уточнить значения этих слов? (толковый словарь) Польза – нужные, необходимые, положительные последствия, выгода. Копать- - разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая, - отваливая землю, делать углубление - отваливая землю, доставать, извлекать. - Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока, выберите главные слова. На доске: - Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например, дерево. Можем ли его назвать полезным ископаемым? Почему? (его не добывают из недр земли, не откапывают) - А клад? Его откапывают из недр земли? (это не природного происхождения) - Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым? - Всегда ли их надо «выкапывать» из недр земли, или некоторые могут лежать прямо у нас под ногами? 2. Работа в паре. Коммуникативное взаимодействие с опорой на визуальную фиксацию. - Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”. Если затрудняетесь, то можете обратиться к учебнику: страница 60. 3. Фронтальная работа. Подводящий диалог. - Ребята, везде ли ведется добыча полезных ископаемых? (Только там, где их много) - Места, где полезные ископаемые находятся в больших количествах, называются месторождениями (слово на доску) - Может быть, кто-то из вас знает, как называется профессия людей, которые ищут такие месторождения? (Геологи – слово на доску). - Давайте послушаем интересный рассказ о работе геологов Геологи – это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землёй ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, железную руду и многие другие полезные ископаемые. Работа геологов очень трудная. Про них говорят: «Держись, геолог, крепись, геолог, ты ветру и солнцу брат!» геологам приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам помогают, конечно, научные приборы и разные машины. Но всё равно им приходится проходить пешком сотни километров, карабкаться на горные кручи с тяжёлыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен уметь находить дорогу по карте, работать по компасу. А какими качествами должен обладать геолог? (ответы детей). А ещё геолог должен быть верным другом! Вот такая это работа! 4. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие. Использование предметных действий. - Если мы знаем, что такое полезные ископаемые и некоторые из них уже назвали, то можем переходить к изучению их свойств подробнее. Сейчас мы эти свойства будем изучать – исследовать (ученик рассказывает и показывает презентацию). Песок и глина – самые распространённые полезные ископаемые. Образуются они при разрушении различных горных пород под действием солнца, воды и ветра. По цвету песок и глина отличаются друг от друга. Рассмотрите эти полезные ископаемые. Песок бывает чаще жёлтый, иногда серый, а глина коричневая, иногда белая. Песок состоит из отдельных крупинок разной величины: одни крупнее, другие помельче. Крупинки между собой не скреплены, поэтому песок может пересыпаться с одного места на другое. Докажите это свойство песка. Значит песок сыпучее вещество. Глина же состоит из мелких частичек, похожих на чешуйки, сильно скреплённых между собой. Поэтому глину нельзя пересыпать. Сравните сырую и сухую глину. Имеет ли она запах? Обладает ли она связывающим свойством? Песок и глину человек издавна использует в строительстве. Из глины с добавлением песка изготовляют кирпич и разнообразную посуду. Песок идёт для строительства дорог, его добавляют в цемент, используют при производстве стекла. Песок и глина – важные полезные ископаемые. Они встречаются всюду: в одних местах больше, в других меньше. - Найдите у себя на парте загадки о песке и глине. Зачитайте. (заполнение таблицы в тетради). Физминутка По дорожке шли, шли, До лужайки добежим. - Продолжаем дальше работать. Практическая работа: определяем основные свойства гранита (работа в парах). Задания: - определить цвет гранита, рассмотреть под лупой из чего он состоит?; - попробуйте разъединить зёрна гранита, удалось ли вам это сделать? – опустите кусочек гранита в воду, что наблюдаете? (ответы детей) Ученик рассказывает о граните (презентация). Гранит – очень прочная горная порода, серого или тёмно-красного цвета. Эта порода состоит из отдельных зёрен: кварца, слюды и полевого шпата. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Гранит тяжелее воды. Добывают гранит в горах, иногда на равнинах, где он выходит на поверхность. В нашей стране очень много гранита. Есть даже горы, которые целиком сложены из гранита. Так как гранит очень прочная горная порода, то его используют в строительстве. Из него строят фундаменты зданий, опоры мостов, ступеньки, им мостят дороги. Гранит хорошо полируется. Как вы понимаете это выражение? В таком виде гранит используется для украшения зданий, станций метро. Из гранита сооружают памятники. (заполнение таблицы в тетради) - Найдите загадки о граните. - Какое полезное ископаемое ждёт своей очереди? Практическая работа.1.Возьмите кусочки известняка и рассмотрите их. 2.Определите цвет известняка. 3.Рассмотрите под лупой, из чего он состоит? 4.Опустите кусочек известняка в воду. Что вы наблюдаете? Ученик рассказывает о известняке. (презентация) Известняк – камень, чаще всего белого или светло-серого цвета. Состоит из мелких частичек, скреплённых между собой, плотный и тяжелее воды. Известняк под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности появляются пузырьки и слышится шипение. Этим он отличается от других горных пород. Известняки залегают в Земле большими слоями. Часто их можно увидеть на обрывистых берегах рек. Из известняка получают известь, которую используют для скрепления строительных материалов, побелки помещений. Много извести вносится в почву, чтобы повысить её плодородие. Известняк используется как строительный материал, для покрытия дорог и улиц. Мел – тоже известняк. Как его используют люди? (заполнение таблицы в тетради) - У кого есть загадки про известняк? (рассказ ученика) Если рассмотреть серовато-белые скалы, то можно увидеть, что стена сплошь сложена из крупных и мелких ракушек. А хотите узнать о том, как ракушки попали в горы? Оказывается, много миллионов лет назад, когда ещё не было человека, Земля выглядела не так, как теперь. Там, где сейчас суша, растут леса и стоят города, раньше были древние моря. В них жило много разных животных, в том числе и ракушек. Ракушки погибали, падали на дно, и там скопилось их великое множество. Потом земная кора в одних местах поднималась, а в других опускалась. Морское дно, на котором отложились ракушки, стало возвышенностью, а впадины были залиты морем. Так ракушки появились в горах. 5. Фронтальная работа. Побуждающий диалог. Использование регионального компонента. - Продолжаем работу. Рассмотрите карту Ульяновской области. Что можете рассказать по карте. Рассказ учителя. В нашей области песок не простой, а кварцевый или стекольный. В нашей области находятся 2 месторождения таких песков (Ташлинское и Лукьяновское), которые являются крупнейшими в России сырьевыми базами. Ташлинское сырьё не имеет себе равных по качеству и является самым дешёвым в стране. Мел – отложения находятся в правобережной части области. Найдите. |
4 этап. Закрепле ние изученного. Цель: усвоение нового материа ла, приме нение полученных знаний в построении логического высказывания.
|
1. Фронтальная работа. Побуждающий диалог. - Ребята, вы многое узнали о полезных ископаемых, и, надеюсь, поможете разобраться в некоторых ситуациях: 1. Двое друзей поспорили: что лучше пропускает воду – песок или глина. Один утверждал, что песок, другой – что глина. Кто из них прав? Помогите разобраться. 2. Почему летом после дождя на глинистой дороге долго стоят лужи, а песчаная дорожка высыхает быстро? Объясните это явление. 3. Если мы внимательно посмотрим на речной песок, то увидим, что он состоит из таких же маленьких зернышек, что и гранит. Как вы это можете объяснить? (если затрудняются, можно прочитать сказку) На одном острове жили дружной семьей полезные ископаемые. Все у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель полезных ископаемых. Звали его Гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться. И вот в один из прекрасных дней школьному Мелку пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу и там прочитал: солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его в песок и глину. И тогда Мелок решил написать, тайно от правителя, письмо деду Морозу, ясному Солнышку и ветру с просьбой приехать на остров. Когда те получили это послание, то немедленно отправились в путь и в скором времени прибыли на остров. После их дружной работы гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители вновь зажили счастливо. 2. Индивидуальная работа узкой направленности. - Прежде, чем подводить итог урока, выполним небольшой тест (с использованием системы голосования): у детей карточки – песок, глина, гранит, известняк. 1. Какое полезное ископаемое состоит из кварца, слюды и полевого шпата? 2. Какое полезное ископаемое хорошо пропускает воду? 3. Какое полезное ископаемое имеет такое свойство, как пластичность? 4. Какое полезное ископаемое состоит из крупинок? 5. Какое полезное ископаемое может «вскипятить» кислота? 6. Хорошо полируется? 7. Используют при изготовлении стекла? - Каждый день мы бежим в школу, чтобы … Вам нравится учиться? Вы любите свою школу? Перед уроком, ребята, меня попросили узнать, какие полезные ископаемые использовались при строительстве и ремонте нашей школы. Думаю, что одной мне не справиться. Вы мне поможете мне? (ответы детей) |
5 этап. Рефлек сия деятельности. Итог урока. Цель: фиксация соответствия результатов поставленной цели; самооценка деятельности на уроке; планирование дальнейших шагов. |
1. Фронтальная работа. Беседа. - Вернемся к девизу нашего урока. Продвинулись ли сегодня вы на шаг вперед в своих знаниях? - Какие открытия для себя сделали? - Что помогло нам в работе? 2. Самостоятельное оценивание. Использование специальной шкалы. Включение эмоционального компонента: похвала, благодарность за работу на уроке. - Вот и подходит к концу наш урок. Пришла пора оценить свою работу. - Посмотрите, ребята, на рисунок. Кто изображён? ( на доске рисунок - геолог около гор, где горы разной высоты) А как вы считаете, какого уровня достигли вы сегодня на уроке, на какую поднялись высоту? (дети прикрепляют смайликов) 3. Определение заданий для самоподготовки. Возможность выбора заданий учащимися. Возможность творческого развития. - Дома, ребята, вы выполните задание № 57 в тетради на странице 24. - Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых. Много еще полезных ископаемых на земле, и я предлагаю вам приготовить сообщение о любом из них по плану (ребята по желанию берут карточки). Сообщение о полезном ископаемом по плану 1.Название. 2.Образование и состав. 3.Свойства. 4.Способ добычи. 5.Значение и применение. |
Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. |
Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны! |
Белый камешек растаял. На доске следы оставил. |
ЗАГАДКИ
Он жёлтый и сыпучий, Во дворе насыпан кучей. Если хочешь, можешь брать И играть. |
Покрывают им дороги, Улицы в селении, А ещё он есть в цементе, Сам он – удобрение. |
Что за странный камень это? Непонятного он цвета… Он из зёрен состоит, Называется … |
ЗАГАДКИ
Если встретить на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Он понадобится сразу. |
Красивый, крепкий и могучий, Твёрдый, прочный, не сыпучий. Известен людям он давно. Узнаем мы его легко. |
Практическая работа: определяем основные свойства гранита (работа в парах).
Задания: 1. Определить цвет гранита, рассмотреть под лупой из чего он состоит?
2. Попробуйте разъединить зёрна гранита, удалось ли вам это сделать?
3. Опустите кусочек гранита в воду, что наблюдаете?
Практическая работа: определяем основные свойства гранита (работа в парах).
Задания: 1.Определить цвет гранита, рассмотреть под лупой из чего он состоит?
2. Попробуйте разъединить зёрна гранита, удалось ли вам это сделать?
3. Опустите кусочек гранита в воду, что наблюдаете?
Практическая работа: определяем основные свойства известняка. (работа в парах)
Задания: 1.Возьмите кусочки известняка и рассмотрите их. Определите цвет известняка.
2.Рассмотрите под лупой. Из чего он состоит.
3. Опустите кусочек известняка в воду, что наблюдаете?
Смоленцева Галина Леонидовна