Система региональных Навигаторов дополнительного образования детей как драйвер развития дополнительного образования

2
0
Материал опубликован 22 May 2023

Ишханов Э.Р.

Система региональных Навигаторов дополнительного образования детей как драйвер развития дополнительного образования



Региональные Навигаторы дополнительного образования детей – это современная инновационная автоматизированная система, призванная модернизировать направление дополнительного образования детей в нашей стране в соответствии с принципами, моделями, нормативными актами, принятыми на федеральном и региональном уровнях.

Среди основных федеральных нормативно-правовых актов, регламентирующих функционирование региональных Навигаторов дополнительного образования детей, следует выделить:

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.02.2021 №38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2021 №262 «Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта «Образование».

Навигатор дополнительного образования детей (далее – Навигатор ДОД) — это удобный региональный сервис, который помогает родителям организовать досуг ребенка с пользой и минимальными затратами, выбрать необходимые кружки, секции и т.д.

Навигатор ДОД уже функционирует во многих субъектах РФ и получает поддержку со стороны региональных властей. В рамках государственного плана Навигатор должен быть разработан и представлен в каждом субъекте Российской Федерации. Этот проект уникален и не имеет аналогов в международном масштабе, особенно, если учитывать его охват.

Новая система призвана упорядочить все кружки и секции как в конкретном муниципальном образовании, так и в регионе в целом, а система региональных Навигаторов упорядочивает всё дополнительное образование в стране и существенно упрощает сбор статистики. В этом заключатся её достоинство для учреждений дополнительного образования и для управления в данной сфере.

С другой стороны, Навигатор ДОД имеет множество преимуществ для родителей и подростков, среди которых можно выделить:

Собственный личный кабинет, в котором хранится и отображается информация об отложенных и ранее просмотренных программах, оформленных заявках на программы обучения, договорах на обучение по дополнительным общеобразовательным программам, списаниях и остатке денежных средств по сертификату персонифицированного финансирования.

Запись ребенка на программы дополнительного образования.

Подача заявки на получение сертификата дополнительного образования (учета).

Возможность выбора направленности развития ребенка: техническая, физкультурно-спортивная, художественная, естественнонаучная, социально-гуманитарная, туристско-краеведческая, спортивная подготовка.

Возможность выбора учреждения дополнительного образования в соответствии с местом жительства, с помощью карты или гибкого поиска.

Система Навигатора может работать с различными учреждениями дополнительного образования, такими как СОШ, ДОУ, центры творчества и развития, спортивные, музыкальные, художественные школы и т.д.

Однако, внедрение новой системы может вызвать трудности в виде необходимости обучения персонала, а также внедрения новых технологий и программного обеспечения. Например, персонал может не знать, как правильно использовать новую систему, что может привести к ошибкам в данных, которые впоследствии отражаются на погрешности статистики. Поэтому внедрение новых технологий может потребовать времени на обучение и дополнительные ресурсы в кадровом и техническом аспектах. Это наиболее частые проблемы, с которыми регионы сталкиваются при внедрении целевой модели. Отсюда же могут возникнуть проблемы с финансированием и координацией между различными учреждениями. В регионах выстраивается сеть муниципальных опорных центров, которые являются базовой организацией в области дополнительного образования в своём муниципалитете, однако, в школах, учреждениях дошкольного образования и спортивной подготовки не всегда имеют в своём распоряжении персонал, который готов к дополнительной нагрузке в виде работы в системе. Поэтому данную работу необходимо финансово стимулировать, чтобы она не становилась «лишней бесплатной нагрузкой» на педагогических работников. В противном случае работа ведётся по принципу «остаточного времени» и откладывается до принятия административных решений в экстренном порядке.

Внедрение системы Навигаторов направлено на улучшение качества дополнительного образования и повышение доступности дополнительного образования детей. Кроме того, система может помочь родителям выбрать наиболее подходящие направления развития для своих детей, соответственно, играть важную роль в ранней профориентации, а также упростить процесс поиска и записи на занятия.

Важной задачей Навигаторов ДОД является создание конкуренции между образовательными организациями, поскольку родители и ученики могут выбирать наиболее подходящие для себя учреждения и программы обучения на основе информации, предоставляемой системой. А модель сертификатов персонифицированного финансирования ДОД и социальных сертификатов, с которыми Навигаторы работают, непосредственно активизируют усилия учреждений ДОД в борьбе за внимание детей и родителей. Кроме того, система может помочь учреждениям дополнительного образования привлечь больше обучающихся, так как общедоступный сайт Навигатора ДОД является прекрасной бесплатной рекламной платформой.

На данный момент можно с уверенностью сказать, что новая концепция имеет все возможности стать очередным витком в эволюции дополнительного образования в нашей стране, шагом в будущее в этой сфере. Однако, как и каждое нововведение на этапе внедрения, концепция сталкивается с различными трудностями, только, преодолев которые, возможно сделать качественный рывок в развитии дополнительного образования.

Использованные источники:

Акимов, С. С. Возможности применения информационных технологий в дополнительном образовании детей / С. С. Акимов, Н. С. Андреева, М. А. Мухина. — Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.).

Информационный сайт: https//navigator-dopolnitelnogo-obrazovaniya.ru

Информационный портал: https://docs.cntd.ru

Информационно-правовой портал «Гарант»: https://www.garant.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации